Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Готовясь ко причащению Святых Христовых Таин, в одной из молитв, составленных святым Иоанном Златоустом, мы обращаемся к Господу с такими покаянными словами: я не достоин, Господи, чтобы Ты вошел под кров души моей, но поскольку Ты, Человеколюбец, Сам желаешь жить во мне — дерзаю приступить… Господь желает жить в нас! Как же нам научиться жить со Христом, жить во Христе?
Ответ на этот вопрос мы найдем, внимательно изучая житие и творения великого подвижника веры и благочестия, всенародно чтимого всероссийского пастыря и молитвенника, святого праведного Иоанна Кронштадтского; сто лет со дня его преставления отмечает наша Церковь.
Определением Святейшего Синода от 15 января 1908 года было постановлено: «В день кончины отца Иоанна Кронштадского установить на будущее время поминовение его». А для «признания и почитания заслуг новопреставленного» о. Иоанна было решено отпечатать портреты почившего и разослать их по училищам и приходским школам России; при этом отмечалось, что «весь русский православный народ чтил отца Иоанна как праведника, верил в его молитвы и предстательство пред Богом. Для всех он был светочем веры и жизни».
Тогда, сто лет назад, вскоре после кончины Кронштадтского пастыря, Святейший Синод определил в семинариях, при прохождении курса практического руководства для пастырей, вместе с изложением взглядов отцов и учителей Церкви на пастырство, «прилагать и воззрения отца Иоанна», распространять его книги и брошюры о пастырстве и о личной жизни пастыря, как для священнослужителей, так и для «руководства мирян к богоугодной жизни».
По воспоминаниям младшего современника отца Иоанна Кронштадского, митрополита Вениамина (Федченкова), «церковная власть присоединилась к всенародному почитанию отца Иоанна — утвердила, закрепила, благословила и освятила всецерковное поминовения его, как светильника Церкви и
Вся жизнь всероссийского пастыря с раннего детства, была отражением его горячей веры, живой молитвы, искреннего богообщения. Но что ещё, кроме молитвы и веры, давало дерзновение и силы праведному пастырю?
С первых дней своего высокого служения, соподчиняя себя родительским традициям, он «поставил себе за правило: сколь возможно искренне относиться к своему делу, пастырству и священнослужению, строго следить за собою и своей внутренней жизнью». С этой целью он усердно стал читать Священное Писание Ветхого и Нового Завета, «извлекая из него все назидательное для себя как для человека вообще и священника в особенности».
Благочестие укрепляло всероссийского пастыря и, по словам очевидцев, любовь к Богу и людям, Дух истины и сила веры отца Иоанна оживляли и зажигали самые общеизвестные слова и истины.
Сами наставления св. Иоанна Кронштадтского — о богатстве и бедности, о любви, о покаянии, о Причащении — показывают единство духа и праведной жизни со святителем Иоанном Златоустом, буквально «направлявшим отца Иоанна в его священствовании», потому что на Златоусте и Библии воспитывалась душа будущего пастыря. Более всего этих двух
Современники свидетельствовали, что святой праведный Иоанн Кронштадтский «жил во Христе для других, через великую внутреннюю духовную борьбу», и на первом месте в своем пастырском служении поставил ходатайство за людей перед Богом, т.е быть посредником между Богом и людьми.
Только один Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грех мира (Ин.1:29) и искупивший его от греха, проклятия и смерти, мог дать и дает Своим служителям слово и власть примирения людей с Богом, власть разрешать грехи и связывать их, отверзать людям Небо, то есть ходатайствовать перед Отцом Небесным. Это, по воззрению св. праведного Иоанна, проявляется в богослужениях и молитвах, а главным образом — в совершении Таинств, особенно Евхаристии.
Следует выделить, по словам современников, отличительную особенность отца Иоанна Кронштадтского: причащение Святых Христовых Таинств как особенное «ходатайственное» служение. Когда в 1901 году отец Иоанн по приглашению Нижегородского архиепископа Назария встречался с духовенством, в беседе говорил, что он каждодневно сам совершает Литургию,
Литургия, как известно, является ходатайственной жертвой не за отдельных людей, а за весь мир, за всю вселенную, «во спасение всего мира». По словам отца Иоанна, «мир стоит, крепится, не колеблется ради этой жертвы; грады стоят и не разрушаются и пребывают в благоденствии и благопоспешении; семейства утверждаются; козни и мечтания еретиков и раскольников бездейственны бывают; общее благочестие утверждается — только бы пастыри искренно совершали это Таинство…»
Господь, учил праведный Иоанн Кронштадтский, установил тайну причастия Тела и Крови Своей в Церкви изварить в нас огнем Своего Божества грех, искоренить его и сообщить нам святость и правду, Свое нетление, даровать нам вечную жизнь. Чтобы христианину сподобиться вечного праздника на небе, на земле необходима непрестанная борьба и, с помощью Божией, победа и одоление; а главное — непрестанное покаяние и причащение Животворящих Таин Христовых, очищающих всякий грех и украшающих душу всеблаголепием Христовым.
Вслушаемся в слова кронштадтского пастыря об этом великом Таинстве: «Какое снисхождение Божественное, честь величайшая, спасение предивное! Всякий раз истинно причащающийся, будучи мертв духом, оживляется, от грехов разрешается, Духом Святым освящается и обожается преславным обожением».
Бедствием для души называл Иоанн Кронштадтский долгое непричащение Святых Таин: душа такого человека начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не сообщаемся со своим Жизнодавцем.
Особенно возвышенно относился святой праведный Иоанн к причащению больных. «Служение больным, — говорил он, — с преподанием им Божественных Таин Тела и Крови Христовых есть величайшее служение, которое должно вменять себе в величайшую честь и делать всегда охотно, благоговейно, радостно и не тяготясь».
По воспоминаниям очевидцев, сам отец Иоанн служил Божественную литургию «с силой, восторженно, громогласно — совсем необычно: не как мы, ровно, а порывисто, иногда — требующее». Отец Иоанн очень остро, реально ощущал истинность слов Христовых: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин.6:56). В его дневнике запечатлены эти духовные переживания: «плоды Причащения — очищение, освящение, обновление, победа над страстями, мир душевный, свобода, дерзновение, радость о Духе Святе, молитва о себе и о других, сопровождаемая чудными действиями и во мне, и в душах многих…»
Как же нужны Святые Тайны сегодняшнему христианину, если сто лет назад всероссийский пастырь, праведный Иоанн говорил: развращенность, испорченность стали так велики, что частое причащение животворящих Таин Тела и Крови Христовых совершенно необходимо для постепенного освобождения человека от внутреннего зла. При этом частое причащение является результатом высокого духовного состояния, а с другой стороны — средством и путем к восстановлению и обновлению ослабевших в духовной жизни.
Даже в мучительной болезни, как свидетельствовал священномученик Философ (Орнатский), отец Иоанн не жаловался на недуг, терпеливо переносил его, находил силы служить Литургию почти ежедневно. И служба оживляла его, он одушевлялся, забывал о немощной плоти и причащался сам и причащал многих.
Жизнь святого Иоанна Кронштадтского была подлинной жизнью во Христе. Праведный Иоанн прожил эту жизнь, постоянно, со дня на день обновляясь (2Кор.4:16) благодатным действием Святых Христовых Таин. Его пример, его наставления научают и нас жить во Христе, соединяясь с Ним в великом Таинстве причащения, — с надеждой на то, что сподобимся мы его предстательством пред Господом истее причащатися в невечернем дни Царствия Божия. Аминь.