Радостным событием для любителей древнерусской письменности стал выход в свет репринта Остромирова Евангелия
Остромирово Евангелие, древнейший датированный памятник старославянской письменности русской редакции. Назван по имени новгородского воеводы и посадника Остромира, для которого был переписан на Руси диаконом Григорием с болгарского оригинала. Хранится в Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Пергаментная рукопись (30 × 35 см) с высокохудожественными миниатюрами, искусно орнаментированная, написана кириллицей. В языке Остромирова Евангелия отражены черты болгарских протографов и русского языка XI в. Остромирово Евангелие ценнейший источник по истории южно-славянских и восточно-славянских языков, древне-славянской палеографии, русского искусства. Образец искусства книги Киевской Руси. Содержит недельные Евангельские чтения (т. н. краткий апракос). Впервые опубликован А.X.Востоковым (СПБ, 1843; фототипически переиздано в 1964 году в серии «Monumenta linguae slavicae», t. 1, Wiesbaden) и затем И.К.Савинковым (фотолитографическое издание, 1883 × 1889 гг.).
Литература:
Каринский Н.М., Остромирово Евангелие как памятник древнерусского языка, «Журнал Министерства народного просвещения», 1903, май; его же, Письмо Остромирова Евангелия. (Палеографический очерк), в кн.: Сборник Российской публичной библиотеки, т. 1, в. 1, П., 1920; Розов Н.Н., Остромирово Евангелие в Публичной библиотеке. (150 лет хранения и изучения), «Труды Государственной публичной библиотеки», 1958, т. 5 (8); Свирин А.Н., Остромирово Евангелие как памятник искусства, там же; Жуковская Л.П., Значение и перспективы изучения Остромирова Евангелия, в кн.: Исследования по лексикологии и грамматике русского языка, М., 1961.
(по материалам статьи Р.М. Цейтлин, О.А. Державина в Большой Советской Энциклопедии).
Обзор подготовил
протоиерей Петр Иванов