Пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей,
любовь к Богу, молитвы прилежание,
слезы со умилением, и о убогих попечение.
(тропарь
понедельника
Возлюбленные о Господе отцы,
братия и сестры!
Приближается время Великого поста, когда православные будут, пребывая в воздержании, молитве и покаянии, готовиться достойно встретить Пасху Христову. Святая Церковь через евангельские образы заблаговременно научает нас тому, как подобает совершать этот духовный труд: с сокрушением мытаря о своих грехах просить у Бога прощения, со смирением блудного сына взывать о Господнем милосердии, с трепетом искать оправдания у Всеправедного Судии. Об этом так говорится в молитвословии Триоди Постной: «Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением» (седален на утрени понедельника
Господь наш Иисус Христос Сам дает наставление постящимся: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:
Соблюдая уставные правила, касающиеся ограничений в пище, будем помнить о необходимости именно воздержания, ибо излишества возможны и в постных снедях. Главное же это обуздание мыслей и чувств, исправление дел и поступков. «Как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщая ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту, помышлять о горнем», учит святитель Иоанн Златоуст.
В великопостные дни верующему человеку пристало пребывать в богомыслии, убегая пустых развлечений и рассеянного времяпрепровождения. Не должно забывать о примирении с ближними и о борьбе с гневливостью, о делах любви и милосердия, о хранении своего языка, глаз, всех своих чувств. Тогда единым существом будем свидетельствовать об искреннем стремлении жить по заповедям Божиим.
В дни Святой Четыредесятницы продолжительные богослужения подвигают молящихся к духовному сосредоточению, осмыслению своей греховности и чистосердечному покаянию. Многократно звучит молитвословие: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки. Аминь». Особенно дорог для верующего сердца Великий покаянный канон прп. Андрея Критского, читаемый в дни первой седмицы поста. Пост, молитву и исповедь венчает причащение Святых Христовых Таин, когда, соединяясь с Господом, христианин вкушает от «Источника Бессмертного».
Накануне поста верующие люди взаимно испрашивают прощения для того, чтобы с чистой совестью вступить на путь духовного делания. Прошу и я у Вас, дорогие отцы, братья и сестры, прощения, если обидел кого делом, словом и помышлением, и сам всех с любовью прощаю и благословляю на спасительное поприще Великого поста.
Да поможет вам Господь в молитве и трудах и да сподобит с горящими светильниками (см. Мф. 25:
С любовью о Господе
+ Ювеналий,
митрополит Крутицкий и Коломенский
2008 год
Москва