28 января в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XVI Международных Рождественских чтений «Православные ценности и современное образование». В рамках чтений пройдут многочисленные конференции, секции и круглые столы в ряде московских вузов и научных организаций.
Рождественские чтения проводит Московская Патриархия при участии Министерства образования и науки РФ, Российской Академии наук, Российской Академии образования, Московского Государственного университета им. М.В.Ломоносова и других светских учреждений.
Церемонию открытия возглавил председатель Международных Рождественских образовательных чтений, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. В зале Государственного Кремлевского дворца присутствовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, несколько десятков архиереев Русской Православной Церкви, представители других Поместных Православных Церквей.
Органы государственной власти Российской Федерации на чтениях представляли полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко, заместитель Председателя Совета Федерации А.П.Торшин, заместитель Председателя Государственной Думы Л.К.Слиска, министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко, многочисленные представители государственных органов и общественных организаций.
Церемония открытия началась с трансляции видеообращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, являющегося почетным председателям Международных Рождественских образовательных чтений.
Затем перед участниками чтений выступили митрополит Климент и министр образования А.А.Фурсенко.
В конце церемонии открытия участники форума пропели «Вечную память» скончавшемуся в тот день Предстоятелю Элладской Православной Церкви Архиепископу Афинскому и всея Эллады Христодулу.
В тот же день на пленарном заседании чтений выступил с докладом митрополит Ювеналий.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ
НА XVI МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЯХ
«ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ»
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Тема нынешних Международных Рождественских образовательных чтений предлагает нам сосредоточить свое внимание на том, какое значение имеют вечные ценности Православия для современного образования в России. Сама постановка вопроса показывает: столь много уже достигнуто на пути церковного возрождения, что сегодня стало актуальным и возможным обсуждение проблематики, связанной с просветительской деятельностью Церкви в самом широком смысле этого слова. В рамках общей темы чтений в мою задачу входит рассмотреть влияние православного воспитания на подрастающее поколение.
Нравственная деятельность является важнейшим содержанием человеческой жизни. Личность только тогда исполняет свое предназначение, когда направляет все силы своего самосознания и нравственного чувства на борьбу с грехом. Формирование навыка стремления к добру вот идеальное содержание воспитательной деятельности.
Святая Церковь преподает миру евангельский нравственный закон, возвещенный Иисусом Христом. Сущность его особенно выражена в двух заповедях. Одна состоит в любви к Богу и ближнему (см.: Мф. 22:37). Вторая учит самоотвержению: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
В течение многих веков вера Православная являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в духовных подвигах русской святости; и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение; и в патриотических подвигах героев Отечества; и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека.
Святые отцы указывали на важность воспитательного воздействия на мягкую, как воск, детскую душу, помогающего человеку с раннего возраста воспринять основы веры и образцы благочестия. С юных лет взращенные в вере, русские люди находили в ней опору для своей деятельности в истории и в то же время осознавали себя сопричастниками вечности.
Православие определяющим образом воздействовало на формирование нравственных качеств наших соотечественников. Они осознавали, что живут на земле, сотворенной Богом, и должны в своем жизненном делании соблюдать Его заповеди. Святая Церковь учила людей и любви к Отечеству, ответственному отношению к его судьбе. Молитва и труд таково было главное содержание жизни человека. Благочестие являлось прочным основанием для большой и дружной семьи. Религиозные идеалы лежали в основе представлений о смысле жизни, об уважительном и заботливом отношении к окружающим, о непреложности странноприимства, сострадания и милосердия. Конечно, наша история в разные периоды знала также печальные примеры человеческого отступничества и падения, но они никогда не оказывали определяющего влияния на общий строй жизни. А он был Православным.
Трагические события ХХ века, господство воинствующего безбожия прервали вековые традиции воспитания. Мы теперь пытаемся восстановить связь времен, и о масштабности цели можно судить по тому, что нынешний период в жизни России называют «вторым Крещением».
В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к пагубным результатам. И не только наша страна переживает прискорбные последствия богоотступничества. Оказалось, что и в государствах, не бывших объектами атеистических экспериментов, тем не менее произошла дехристианизация общественной жизни.
В своем выступлении на праздновании
Действительно, мы являемся свидетелями готовности людей обрести истинный смысл жизни на основе ценностей Православия. И мы должны соответствовать этим высоким ожиданиям. Необходимо продолжение и расширение просветительства и воспитательной деятельности. В этом деле общественного спасения Церковь и школа являются естественными соработниками.
Школа всегда была не только передатчицей знаний, но и активной участницей формирования личности ребенка. Сегодня ее задача стала ответственнее и шире. Раньше вместе с ней воспитательную функцию выполняла еще и семья. Теперь же этот общественный институт находится в состоянии кризиса. Добавьте к этому разрыв преемственности поколений. И станет понятной судьбоносность труда педагога. В сотрудничестве с Церковью он поможет подрастающему поколению наших граждан научиться добру на примере великого сонма святых Русской земли, в особенности тех подвижников, которые по времени близки нам, новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
На последнем заседании Священного Синода в Собор новомучеников и исповедников Российских был включен преподобномученик Агапит (Таубе, +1936), постриженик священномученика Никона Оптинского. Новопрославленный святой был и защитником Отечества в годы Первой мировой войны, и хранителем святынь в музее разрушаемой безбожниками Оптиной Пустыни. А с усилением страшного преследования Церкви, не убоявшись, стал монахом, чтобы послужить Христу. Он самоотверженно принял все муки от гонителей, даже до смерти. Житие этого угодника невозможно читать без слез. Разве это не достойный пример для подражания в служении Богу и Родине?
Надо сказать, что Церковь в течение минувших двух десятилетий не занималась пустыми дискуссиями, а решительно осуществляла многообразную образовательную и воспитательную деятельность. Время Первосвятительства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго можно назвать эпохой возрождения православной педагогики в России. Ныне нива уже не только вспахана, но и приносит обильные плоды.
Минувшие двадцать лет показали, насколько православное просветительство оказалось востребованным в нашем обществе. Это очень хорошо видно на примере Международных Рождественских чтений, которые прошли путь от скромной конференции энтузиастов до регулярного авторитетного форума, привлекающего к себе широкое внимание педагогической общественности как у нас в стране, так и за ее пределами. Невольно вспоминается евангельская притча о горчичном зерне (см.: Мф. 13:31), воплощение которой можно видеть в частности в том, как выросшее большое дерево православной педагогической деятельности покрыло своими ветвями всю Россию. Каждый из присутствующих здесь мог бы рассказать, как это происходит на местах.
Одной из ветвей этого великого древа являются Московские областные Рождественские образовательные чтения, которые в минувшем году отметили пятилетие свой маленький юбилей. Это плод конструктивного и взаимоуважительного сотрудничества между нашей епархией и Министерством образования Московской области, которое развивалось с 2001 года. Надеемся, что нам удалось посредством проведения этого форума создать в регионе единое православное культурно-образовательное пространство, вовлеченными в которое оказались сотни тысяч людей.
Опыт показал: вслед за священнослужителями и педагоги стали активно участвовать в разработке новых методик и программ преподавания знаний о Православии. Если говорить о практических результатах, то в настоящее время факультатив «Основы Православной культуры» и предмет «Духовное краеведение Подмосковья» преподаются в тысяче двухстах из тысячи шестисот средних школ Московской области.
В Московской епархии стали регулярными встречи Правящего архиерея с руководителями муниципальных органов управления образованием. Входит в практику проведение массовых открытых уроков для школьников, посвященных важным духовно-нравственным и культурно-просветительским темам.
Православные образовательные программы разного рода включают не только учебный процесс, но и культурно-оздоровительный отдых детей, деятельность молодежных православных движений, проведение летних лагерей, участие юношества в социально-благотворительной работе. С течением времени и учителя, и родители увидели на практике, что в результате всего этого происходит не только накопление знаний, само по себе полезное, но и позитивное преобразование нравственного облика подростка. Все более широкое признание получают слова великого учителя Константина Дмитриевича Ушинского, который может быть и резко, но верно сказал: «Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди» (Сочинения. Т. 2. С. 452).
В этом году Подмосковные Рождественские чтения были посвящены теме «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения». В опубликованном сборнике докладов есть и детские сочинения. Вот, что написала школьница из Красногорска: «Жизнь на нашей планете меняется очень быстро. Человечество на пороге новых открытий. Недалеко то время, когда машина сможет во многом заменить человека. Но
Да, наше молодое поколение совсем не потеряно, как говорят некоторые! Когда читаешь такие слова, а я еще много мог бы цитировать, то чувствуешь недоумение по поводу того, что продолжают звучать голоса оппонентов преподавания знаний о Православии. Выходит, что многие взрослые не в состоянии понять, прочувствовать и принять то, что доступно и близко современным детям! Юношеству как воздух нужно приобретение знаний о том, что составляет основу отечественного духовного и культурного наследия.
А нам вместо этого сейчас говорят об альтернативном предмете под названием «основы нравственности». Какие это основы? Мы все равно вернемся к десяти заповедям. В интервью журналу «Тайм» Президент России Владимир Владимирович Путин высказал мысль, с которой нельзя не согласиться: «Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».
Не одухотворенная верой, нравственность ущербна, ибо опирается на колеблющиеся и субъективно обусловленные основания, когда человек стремится сам быть «критерием всех вещей». Это мнение, имеющее весьма древнюю историю, продолжает выступать обоснованием либерального секуляризма. Плодом его релятивистского подхода к человеческой совести является мрачный облик современного общества.
Вспомните судьбу «морального кодекса строителя коммунизма». Ничем не одухотворенные, его положения были мертворожденными и уходили в небытие задолго до того, как в одночасье рухнула советская держава. И вновь нашему народу, имеющему столь негативный опыт нескольких поколений, пытаются предложить опасную затею.
Может быть, в качестве основ предложат взять расхожие представления современного общества о морали и смысле человеческой жизни? А они не только не соответствуют новозаветному учению, но, как подчас кажется, занижены настолько, что фактически откатились во времена доветхозаветные. Во весь голос звучат слова героя Достоевского Ивана Карамазова: «Если Бога нет, то все дозволено». Будем откровенны: это ложное понимание свободы, подмена ее апологией греха.
Семья является основой общества. Через ее оздоровление становятся возможными и крупномасштабные положительные изменения в жизни народа. В связи с этим для нас важно, что 2008 год объявлен Годом семьи. Выдающийся русский философ Иван Ильин писал: «История показала великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи».
У нас нет сомнений в том, что возрождение семьи в России возможно только на основе вечных евангельских ценностей, на основе заповедей Божиих. Я имею в виду любовь как основу отношений между супругами, между родителями и детьми, а также взаимную верность и жертвенность участников брака, который является нерасторжимым. Есть три заповеди, имеющие непосредственное отношение к семье: о почитании отца и матери, о недопустимости прелюбодеяния и убийства. А мы являемся свидетелями того, как пропагандируется блуд и так называемый «гражданский брак», как ежедневно по всей стране во множестве совершается грех детоубийства аборты. Такая «свобода» в кавычках может только погубить наш народ.
А ведь истинная свобода человеческой души обусловлена тем, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Святость, праведность и вера вот оружие для победы над тем рабством, в которое поверг людей грех, подчас маскирующийся в овечью шкуру свободолюбия.
Подводя итог пройденному Церковью пути, можно сказать, что минувшие годы ее служения нашему народу оставили значительный след в душах людей. Сегодня наша общая задача состоит в том, чтобы продолжать трудиться ради спасения России, помогать возрождению страны. Делать это нужно совместными усилиями, не в разномыслии и противостоянии, но в соработничестве и взаимопомощи. И здесь Церковь выступает провозвестницей тех высших ценностей, которые она бережно хранила на протяжении веков. Она призывает к любви, миротворчеству и милосердию, жертвенности и самоотверженному общественному служению. Разве не это так необходимо детям в качестве противоядия от массированной пропаганды насилия и разврата всего того, что противно духу Закона Божия?
В мою задачу сегодня не входит анализ тех многоразличных, разноприродных и настораживающих мотивов, которыми руководствуются противники просветительской деятельности Церкви. Однако хочется их спросить: зачем вы противитесь добру?
Нам нужны широкая общественная консолидация, объединение усилий в области воспитательной работы. В декабре прошлого года в Калуге прошла конференция, посвященная соотношению новых образовательных стандартов и проблем воспитательной деятельности. В ее резолюции говорится: «Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства».
Для нас, православных, труды на благо людей являются святым долгом. Взирая на то, как наши сограждане обретают смысл жизни в вере, как поступательно возрождается Россия, мы благодарим Бога за Его великие милости и помощь. И как будто сегодня о нас возвестил святой пророк Иезекииль: «Я, Господь, вновь созидаю разрушенное, засаждаю опустелое. Я, Господь, сказал и сделал» (Иез. 36:36).