Чтобы в обители зазвучала братская молитва
Современная история Николо-Радовицкого монастыря Егорьевского благочиния началась, можно сказать, с 2002 года — после назначения в село Радовицы, в церковь Рождества Богородицы иеромонаха Августина (Французова). Сама церковь находится в пяти минутах ходьбы от монастыря.
- Когда я впервые вступил на территорию древней обители, некогда славившейся на всю Россию, то увидел груды развалин, — произнес настоятель монастыря игумен Августин. — А монастырский собор Рождества Пресвятой Богородицы был весь черный, в копоти и — без сводов. Подумал, что случился сильный пожар. Но, как поведали местные жители, причина трагедии оказалась в другом. В том, что ежегодно молодежь — парни и девушки из городского поселения Рязановка, а также из числа дачников — «традиционно» устраивала здесь в Пасхальную ночь сатанинский костер: жгла горы автомобильных покрышек. А поскольку в нашей местности в это время года погода стоит влажная, промозглая, частенько на Пасху еще лежит снег, то
Также приезжали сюда люди, чтобы набрать кирпича для своих хозяйственных нужд.
- Тут большая часть домов в Радовицах стоит на фундаменте, сделанном из монастырского кирпича, — с горечью заметил игумен Августин.
В теплые дни — весной, летом, осенью — нередко объявлялись шумные «любители природы». Они устраивали среди монастырских развалин пикники — с шашлыками, спиртным, песнями и матом. По словам настоятеля, приходилось их увещевать, а с особо непонятливыми, агрессивно настроенными дело доходило и до серьезных стычек.
Долго ничего не получалось с реставрацией. Только лишь когда состоялось официальное открытие монастыря (26 декабря 2006 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви приход храма Рождества Богородицы был преобразован в Николо-Радовицкий монастырь), начались
…История древней обители восходит к первой половине XV в. Ее предшественником считается Акакиева пустынь, основанная иноком Пахомием, пришедшим из Греции на Русь вместе с Митрополитом Московским Фотием, тоже греком по происхождению. Двадцать два года совершал подвиг святитель Фотий в многотрудном служении Предстоятеля Русской Православной Церкви. Когда же его не стало, инок Пахомий отправился странствовать в сторону Рязани в поисках тихого места. Однажды в лесной глуши, среди болот и топей, он обнаружил прекрасное озеро с прозрачной водой. Посреди него, названного впоследствии Святым, высился небольшой островок. Старец решил остаться здесь. Островок он назвал Акакиевой пустынью (в честь своего духовного отца в Греции), а местность вокруг озера — Радовицами (в память о своей родине в Фессалии). Вскоре возле Пахомия начали селиться люди, также ищущие молитвенного уединения. А в XVI в. монах Иона, по прозванию Рогожа, обрел здесь образ святителя Николая Чудотворца, в полный рост вырезанный из цельного куска яблоневого дерева. Сюда потянулись многочисленные паломники и те, кто жаждал иноческой жизни. Маленький островок уже не мог вмещать столько людей — появилась необходимость воздвигнуть новый монастырь «на суше». В 1584 г. монастырю была пожертвована окрестная земля, согласно дарственной грамоте царя Ивана Грозного, данной игумену Ионе Рогоже. Этот год и считается датой основания Николо-Радовицкого монастыря. Так что в следующем году обитель будет отмечать свое
Явленно-чудотворный образ святителя Николая внешне весьма сходен с Можайским. На обоих святитель изображен с мечом в одной руке и храмом — в другой, однако на Радовицком он — в митре. От Радовицкого образа только в начале XVIII столетия было засвидетельствовано более 250 благодатных исцелений. Молва о нем разошлась столь широко, что в 1772 г. тогдашние власти даже обвинили монастырь в неумеренной «пропаганде». По указу Петра I икону изъяли и поставили среди прочих резных икон в Святейшем Синоде, где она находилась пять лет. Иноки обители неоднократно обращались к государю с просьбой вернуть им святыню, ссылаясь на происходившие у нее чудеса, но только после смерти императора его бывшая супруга Евдокия Федоровна Лопухина (в иночестве Елена) выпросила икону себе в московский Новодевичий монастырь, а затем вернула ее в Радовицы. Только представьте себе такую удивительную картину, наполняющую сердце радостью и умилением: в 1728 г. образ на руках — с зажженными свечами и при пении псалмов — богомольцы несли из Москвы в Николо-Радовицкую обитель! С тех пор он неизменно пребывал здесь до конца
Сегодня древняя святыня находится в храме великомученицы Параскевы села Туголес Шатурского района. Как она туда попала?
- Егорьевский район в советское время был Шатурским, — стал рассказывать отец Августин. — А в селе Туголес находился храм, который, пожалуй, единственный в тех краях никогда не закрывался. Приехал оттуда настоятель в Радовицы и попросил чудотворную икону у местных жителей. Боясь, что ее могут уничтожить, они отдали чудотворный образ батюшке. Отдали и некоторую церковную утварь, часть монастырского иконостаса, несколько монастырских икон.
- Вы были в той церкви в Туголесе? — спросила я у игумена.
Он улыбнулся:
- Как правило, два раза в год туда езжу. Заходишь в храм и сразу видишь монастырский образ Николая Угодника. А с другой стороны, слева, — тоже наша икона, которую особо почитали братия и прихожане, — Боголюбский образ Божией Матери. Решение о возвращении древней святыни в родную обитель будет, конечно, принимать Правящий архиерей — митрополит Ювеналий. Но мы прекрасно понимаем: для того, чтобы это великое событие произошло, нужно создать для иконы определенные условия. Поэтому в наших ближайших планах — возродить надвратный храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Пока мы
Паломники разных столетий
До известных трагических событий начала XX века в Радовицкий монастырь на поклонение чудотворному образу приходили крестьяне и государственные деятели, чиновники и купцы, члены царской семьи и воеводы, мастеровые и князья. Каждый житель Егорьевского края считал необходимым посетить обитель, побывать на Святом озере, помолиться в церкви святителя Николая. Живя в детстве в предместьях Рязани, ныне покойный архимандрит Авель (Македонов) — настоятель Иоанно-Богословского монастыря в Рязанской области — часто слышал поговорку паломников, идущих в Николо-Радовицкий монастырь через Рязань: «Не спеши в Нудовши — в Сындырях ночуешь». Это говорит о том, что существовал определенный, годами сложившийся маршрут в Радовицкую обитель.
А в наши дни, то есть уже в третьем тысячелетии, паломничество к святыне совершили нынешний насельник Николо-Радовицкой обители инок Виктор (Совцов), нынешняя настоятельница Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумения Маргарита (Феоктистова), нынешняя начальница женской общины Свято-Троицкого собора в Егорьевске инокиня Елена (Ильяхинская). Тогда это были просто Виктор — пономарь, чтец и сторож Свято-Троицкого собора, Лена — врач из Москвы и вторая Лена — сотрудница Егорьевской администрации. Лена-врач, вспоминает отец Виктор, взяла с собой дочку. Это когда они в первый раз туда отправились.
- Во второй раз, — улыбнулся батюшка, — мы с Леной Феоктистовой, уже принявшей иноческий постриг, вдвоем пошли в Радовицы. Из города вышли спозаранку, целый день шли, но, не дойдя десяти километров до цели, почувствовали такую усталость, что прилегли на траву недалеко от трассы и
Отец Виктор принял иноческий постриг в Свято-Троицком соборе Егорьевска. Настоятель собора — игумен Никодим (Лунев), по словам батюшки, из такой грязи его вытащил, так мудро направил на путь спасения души, что он не может вспоминать об этом без волнения. Он даже признался:
- Когда я написал митрополиту Ювеналию прошение, чтобы меня благословили стать насельником Николо-Радовицкого монастыря, то
Отца Виктора мы застали в трудах. Он спешил убрать последствия урагана, пронесшегося здесь накануне. Закрутившийся вихрь снес на одном из сельских домов крышу, а на территории кладбищенской церкви сломал большое кленовое дерево. Отец Виктор отпиливал от него ветки. Их было так много, что они заняли чуть ли все пространство перед храмом.
- Мелкие ветки выброшу, а те, что крупнее, пойдут на дрова, — сказал он, не отрываясь от работы.
Но вот потребовалось заменить игумена Августина, которому нужно было закончить процесс выпечки просфор, и отец Виктор охотно согласился показать нам монастырь. Он ловко взобрался наверх по строительным лесам, которые стоят в надвратном храме апостолов Петра и Павла, и с гордостью сообщил, что работы идут — уже
С такой же искренностью и игумен Августин произнес, что эти развалины, в которые монастырь начали превращать с
- Он здесь и игумен, и работник каких поискать! Просфоры печет, траву бензокосой косит, ведра с водой таскает, пищу для всех готовит наравне со мной. Никакой работы не чурается! А уж какой человеческой добротой Господь его одарил! Знаете, как его называют прихожане? «Дорогой батюшка!»
Любят люди отца Августина, уважают. Вот и перестали на монастырской территории безобразничать те, кого прежде тянуло сюда, чтобы «пикник» устроить. И не воруют больше кирпичи.
До закрытия монастыря число братии составляло 27 человек. Сегодня в нем подвизаются игумен Августин, инок Виктор, послушник Сергий. Помогают им несколько трудников. Но отец Августин надеется, что с восстановлением части братских келий и трапезной еще появятся насельники. Ведь совсем недавно люди не верили, что среди развалин может затеплиться монашеская жизнь. А чудо случилось! И хотя трудностей неимоверно много, условия для монашеской жизни, как сказал отец Августин, тут идеальные.
Согнутый крест выпрямился…
Если продолжить разговор о православных чудесах, то можно привести историю, услышанную отцом-настоятелем от местных жителей. С колокольни богоборцы не раз пытались снять золоченый крест, но ничего у них не получалось. Однажды решили его стащить с помощью трактора. Привязали трос к шпилю. Тракторист дернул — трос оборвался и по траектории падения влетел в кабину трактора. Тракторист умер на месте. А крест
Много трудов на то, чтобы найти материалы по истории святой обители, положил школьный учитель Николай Иванович Саморуков — преподаватель физики. Все свободное время он посвящал этим поискам.
- Человек невоцерковленный, — заметил отец Августин, — но из любви к родному краю проделал огромнейшую работу, благодаря чему сегодня Радовицкий монастырь — не
Мне вспомнился разговор о руинах, развалинах, состоявшийся между православным священником с Вологодчины — протоиереем Алексием Мокиевским — и пожилыми англичанами. Русский пастырь поделился с зарубежными гостями своей болью: сколько у нас на Севере полуразрушенных храмов, некогда бывших оплотом духа, красой и гордостью городов и сел! Теперь же они стоят немыми свидетелями главной трагедии XX века — стремительного разрушения того мира, который строили без Бога. Однако англичане православного священника не поняли. Они заявили, что в Англии тоже много руин, остатков величественных храмов, монастырей, и все же никто не рвется их восстанавливать. Для большинства англичан они — просто часть пейзажа. А иногда, сказали гости, чтобы придать ландшафту некий шарм старины, в английских парках и скверах строят… руины. «В этом разительное отличие нашей отеческой культуры от культуры западноевропейской, — пишет отец Алексий в предисловии к своему роману „Незавершенная литургия“. — Русскому человеку физически больно смотреть на порушенные храмы, колокольни, торчащие из воды; на сорванные купола и кресты…»
Слава Богу, сегодня мы имеем замечательную возможность вкладывать свои силы и средства в восстановление монастырей и храмов и радоваться тем удивительным изменениям, что происходят на наших глазах!
Тонкий певец русской природы Константин Паустовский, всем сердцем полюбивший Мещеру (кстати, он тоже бывал в Николо-Радовицком монастыре), в зрелые годы с улыбкой вспоминал свои юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. «Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску…» — писал человек, подаривший нам много замечательных повестей и рассказов.
Вот и игумен Августин сказал на прощанье, что не променял бы этот уголок родной Егорьевской земли, где и ветры бывают сильные, и туманы белой ватой обволакивают местность зимой, на
Н.Ставицкая