На древней и богатой православными святынями Подмосковной земле находится самый многочисленный на сегодняшний день единоверческий приход Русской Православной Церкви община храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода. Прежде чем начать повествование о самом храме, скажем несколько слов о Единоверии.
Единоверие получило официальный статус в Русской Православной Церкви 27 октября 1800 г. В этот день император Павел I удовлетворил прошение московских старообрядцев о даровании им законного священства от Русской Православной Церкви с дозволением продолжать богослужения по книгам, которые использовались при первых пяти Всероссийских Патриархах. Церковь и высочайшая власть благословили употребление дореформенных обрядов в бывших ранее старообрядческими общинах, которые стали именоваться единоверческими.
Московский митрополит Платон (Левшин) составил примечания к прошению старообрядцев о присоединении к Матери-Церкви, которые получили наименование Правил Единоверия. Само понятие «Единоверие» также было введено в обиход митрополитом Платоном. Он же предложил не называть присоединившихся к Церкви старообрядцами, ибо по его словам, в Церкви ничего нового и нет и нет новообрядцев, а называть их соединенцами или единоверцами.
Первый единоверческий епископ священномученик Симон Охтенский (прославлен Русской Православной Церковью в лике святых в 2000 г.), чья архиерейская хиротония была совершена святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским, ровно 90 лет назад, дал Единоверию следующее определение: Это есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество.
Первые страницы истории единоверческого храма Архангела Михаила
Впервые храм Архангела Михаила упоминается в Писцовой книге за 1627 г. В то время церковь была деревянная клетцки, а в церкви образы, и книги, и свечи и на колокольнице колокола и всякое строение приходных людей.
В 1679 г. деревянная церковь Архангела Михаила сгорела, и уже в следующем году на ее месте построили новую, тоже деревянную. А в 1687 г. заложили кирпичную церковь, строительство которой завершили в 1689 г. Об этом свидетельствует надпись, выполненная на закладной белокаменной доске, и ныне расположенной у южного входа в храм: Лета 7195 зачата бысть св. церковь строить при Державе Великих Государей царей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев. По благословению Великаго Господина Святейшего Иоакима Патриарха Московскаго и всея России. Совершена в лето 7197 июля в 21 день тщанием и радением всечестныя Игумении Пелагеи Константинны.
Обращение храма Архангела Михаила в единоверческий
Церковный раскол середины XVII столетия стал величайшей трагедией для всего русского народа. Его последствия очень тяжело переживали и жители села Михайловская Слобода, а также деревень Чулково, Кулаково и Дурнихи, составлявших приход храма Архангела Михаила, ибо большинство из них осталось приверженцами старых обрядов. После учреждения Единоверия в 1800 г. среди крестьян Михайловской Слободы и соседних деревень возникло движение к воссоединению с Русской Православной Церковью при условии сохранения им старых обрядов.
Видя отеческое отношение митрополита Платона (Левшина) к московским единоверцам, в особенности его попечение об устройстве Троице-Введенского единоверческого храма у Салтыкова моста, жители Михайловской Слободы и прилежащих к ней деревень обратились с прошением о дозволении совершать богослужения по старопечатным книгам в приходской церкви Архангела Михаила, желая быть сынами Святыя Церкви. Митрополит Платон устно благословил проведение таких богослужений, а формальное учреждение Единоверия в Михайловской Слободе состоялось при его преемнике архиепископе Дмитровском Августине (Виноградском).
4 июля 1817 г. Преосвященный Августин издал следующий указ: Бронницкой округи в церкви Архистратига Михаила, что в Михайловской слободе, всякую Божественную службу благословляем отправлять по старопечатным книгам, также и требы в домах, уповая, что через сие отделяющиеся от единения Церкви Христовой соединятся с оною и будут общники вечери Господней во спасение свое и в живот вечный. О чем не престанем возсылать недостойныя молитвы наши к верховному Пастыреначальнику, Господу нашему И. Хриcту, приводящему во двор Свой ины овцы, яже не суть от двора Его.
Умножение числа прихожан и перестройка храма
После того как храм стал единоверческим, наступил период значительного оживления приходской жизни. В 1819 г. к имевшемуся в штате священнику и диакону добавляется второй священник. 18 июня 1819 г. Московский митрополит Серафим (Глаголевский) удовлетворил прошение священнослужителей и прихожан Михаило-Архангельской церкви и благословил перестроить и благоукрасить храм.
17 мая 1822 г. после завершения реконструкции храма архиепископ Филарет (Дроздов) освятил для него антиминс, а уже на следующий день по сообщению священника Михаило-Архангельской церкви Александра Иванова вновь перестроенный храм во имя Архистратига Михаила на новоосвященном антиминсе по положению Единоверческих церквей мая
В 1833 г. к церкви пристраивается трапезная, отапливаемая часть с двумя приделами: на южной стороне во имя святителя и чудотворца Николая, на северной во имя святого великомученика Георгия Победоносца. А в 1837 г. тщанием старосты храма Архангела Михаила Бронницкого купца Василия Ильича Кузнецова была сооружена колокольня.
По количеству и составу членов общины приход был сельским, но весьма внушительным. Согласно архивным данным, в 1837 году число прихожан составляло 1791 человек. В том же году было открыто церковно-приходское училище, в котором по данным на 1858 год обучалось 32 мальчика и 11 девочек.
Благотворители и жертвователи храма
Такое процветание храма и возрастание общины были бы невозможны без постоянного тщания всех прихожан, а также жертвователей и благотворителей, за что некоторые из них получили заслуженные награды. Так, за многочисленные заслуги старосты храма Архангела Михаила В.И.Кузнецова, а также за то, что в его действиях усмотрено во всем верность и бережливость церковного интереса, приписывая все его Старосты церковного усердия и ревности Святой Церкви, единоверческим обществом сочтено целесообразным обратиться к высшим властям с просьбой наградить церковного старосту Кузнецова золотою медалью. Прошение было удовлетворено, и императорским указом В.И.Кузнецов был награжден золотой медалью св. Анны.
Среди прочих вкладов Василия Ильича указывалось и пожертвование учебников и прочих книг в приходское училище, что являлось свидетельством заботы попечителей храма о судьбе молодого поколения.
Кроме В.И.Кузнецова большой вклад в церковное созидание в Михайловской Слободе внесли старейшины единоверческого общества Стефан Никитич и Павел Стефанович Жагины, староста Димитрий Феодорович Субботин, попечитель Михаил Петрович Жагин.
Стефан Никитич Жагин (
Сын его Павел Стефанович Жагин унаследовал от благочестивого родителя все лучшие качества человека Церкви. Будучи старейшиной Михаило-Архангельского единоверческого общества, он пригласил первого единоверческого епископа Симона Охтенского совершить архиерейское богослужение в день праздника пророка Илии 20 июля/2 августа 1918 г. Умер Павел Стефанович на Сретение Господне в 1921 г. В этот день настоятель храма протоиерей Стефан Смирнов записал в своем дневнике: Сретение. Вечером помер П.С.Жагин. Жаль ревнителя Церкви. Краткая, но удивительно емкая характеристика заключена в этих словах.
Следует заметить, что кроме епископа Симона в Михайловской Слободе в начале двадцатого столетия служили многие известные архиереи Русской Православной Церкви: епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский), епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), епископ Серпуховский Арсений (Жадановский), епископ Клинский Гавриил (Красновский), епископ Богородский Никанор (Кудрявцев), епископ Пятигорский Иов (Рогожин).
В 1892 г. тщанием благотворителей трапезная часть храма была украшена стенной живописью, а в
Промыслительно, что Милосердный Господь всех благотворителей храма Архангела Михаила, живших накануне или во время революционной смуты, призвал в горние обители, не дав увидеть поругания святынь, собранных и созданных их трудами. Все они почили до 1922 г.
А 27 апреля 1922 г. в день Преполовения Пятидесятницы случилось событие, описанное отцом Стефаном Смирновым в его дневнике: Преполовение. Нерадостный для православных был праздник, многие, придя в церковь, плакали. Вчера с 4 часов вечера до 2 часов ночи отбирали церковные ценности, тяжело было смотреть, как со святых икон безжалостно с наслаждением снимали серебряные ризы, как они ногами вместе с сосудами и дарохранительницами утаптывались в тюки, накопленное веками усердными верующими людьми погибло в несколько часов для церкви, и куда попадет посвященное Богу, говорят, голодным, да голодному нужен хлеб. Дай Бог на пользу народу, народ называет это изъятие грабежом. Господи, до чего дожились православные христиане! Серебра из церкви взято 6 пудов и 2 ризы с икон жемчужные с алмазами.
Из того же дневника мы узнаем о других бедствиях, постигших храм: в 1919 г. запретили ежегодные крестные ходы из Бронниц с чудотворным образом иконы Божией Матери Иерусалимской, чуть позже крестные ходы по приходу. Закрыли церковно-приходское училище, в 1920 г. остатки его здания увезли в Чулково. На Рождество Христово 1929 г. запретили колокольный звон. 28 января 1930 г. колокола и вовсе были сброшены богоборцами. В этот день сторож храма Иван Иванович Рощин, прослуживший в Михайловской Слободе 48 лет, почил, не выдержав поругания святыни.
Духовенство храма Архангела Михаила
Долг перед памятью подвижников побуждает нас сказать несколько теплых слов о тех, кто в тяжелые для верующих времена продолжал беззаветно служить Богу.
Протоиерей Стефан Павлович Смирнов
Отец Стефан родился 24 декабря (6 января) 1875 г. в деревне Цильмино Череповецкого уезда Вологодской губернии в семье старообрядца Спасова согласия Павла Иоанновича Смирнова. В 1888 г. Павел Иоаннович присоединился вместе со всей семьей к Православной Церкви на правах Единоверия. В 1892 г. он был посвящен в Новгороде во священника единоверческого храма села Крутец Череповецкого уезда. Стефану к этому времени было 17 лет, он был старшим из
26 января 1895 г. Стефан Павлович Смирнов был посвящен во чтеца, а 23 марта 1897 г. рукоположен во диакона для служения в Домшинской единоверческой церкви. 11 марта 1903 г. отец Стефан был определен митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) для служения в храм Архангела Михаила села Михайловская Слобода.
Служение в храме Архангела Михаила всегда было весьма почетным.
Единоверческое общество Михайловской Слободы состояло из крестьян и купцов, а эти неутомимые труженики и крепкие хозяева были бескомпромиссны в вопросах веры. Их не могли поколебать новые идеи, разлагавшие нравственные устои общества. Пользуясь правами, дарованными Правилами Единоверия, члены общины в случае появления вакантных мест приглашали на служение священно- и церковнослужителей из отдаленных единоверческих приходов, зарекомендовавших себя с наилучшей стороны. Поэтому почти все избранники единоверческого общества бессменно служили в Михайловской Слободе. Не был исключением и отец Стефан. Призванный из далекой Пензенской губернии в 1903 г., он до конца своих дней служил в храме Архангела Михаила.
Протоиерея Стефана Смирнова высоко почитали прихожане храма они избрали его делегатом
От потомков отца Стефана нам досталось неоценимое свидетельство истории единоверческого храма Архангела Михаила и села Михайловская Слобода его дневники. Они обрываются записью о праздновании Михаилова дня 21 ноября 1933 г., а 4 января 1934 г. отец Стефан отошел ко Господу вследствие гипертонического криза.
После открытия храма в 1989 г. еще были живы прихожане, бывшие его духовными чадами. Они вспоминали о нем как о добром пастыре, наставлявшем их на путь спасения.
Протоиерей Иоанн Феодорович Вишняков
Верным своему храму был и другой пастырь, служивший в одно время с отцом Стефаном, священник Иоанн Феодорович Вишняков. Церковное служение в Михайловской Слободе он начал в 1877 г.
Отец Иоанн прослужил в храме до глубокой старости. Он почил в 1942 г.
Одновременно с отцом Стефаном и отцом Иоанном долгие годы служили в Михайловской Слободе протодиакон Стефан Шишков, а также уставщик Иоанн Викторович Жиряков.
Священномученик Петр Озерецковский
При входе в притвор храма Архангела Михаила взгляд невольно останавливается на изображении святого, держащего в деснице святой крест. Это бывший священнослужитель храма Архангела Михаила, прославленный в 2000 г. в лике святых Русской Православной Церковью священномученик Петр Озерецковский.
Отец Петр родился в соседнем с Михайловской Слободой селе Еганово в 1889 г. 25 лет он прослужил в храме Иоанна Крестителя в селе Новорожественне Бронницкого уезда, а после его закрытия весной 1937 г. был приглашен на служение в единоверческий храм Архангела Михаила.
К сожалению, служение отца Петра в Михайловской Слободе было недолгим.
4 сентября 1937 г. он был арестован, как и многие в те годы служители Церкви Христовой, и заключен под стражу в Таганскую тюрьму. 17 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение четыре дня спустя на полигоне в Бутово.
Священнослужители
К сожалению, о судьбе храма Архангела Михаила в период с 1938 по 1948 год почти ничего не известно. В
Непродолжительное время настоятелем храма Михаила Архангела был священник Евгений Григорьевич Шлеев, сын известного единоверческого протоиерея Григория Стефановича Шлеева, служившего в Москве и Санкт-Петербурге, бывшего членом Поместного Собора Русской Православной Церкви
В годы гонений отец Евгений немало пострадал, но Милосердный Господь сохранил ему жизнь и даровал возможность послужить Единоверию уже в преклонном возрасте. К сожалению, отец Евгений недолго служил в Михайловской Слободе, лишь
Закрытие храма Архангела Михаила
Самый трагический момент в истории единоверческого храма Архангела Михаила его закрытие произошел весной 1961 г. Власти планировали использовать храм под зернохранилище, но милостью Божьей в нем разместили архив Всесоюзной книжной палаты, что в
После закрытия храма многие члены Михаило-Архангельской общины стали прихожанами единственного действующего единоверческого храма в Москве церкви святителя Николая на Рогожском кладбище. Но в самой Михайловской Слободе, а также в Кулаково, Чулково и Дурнихе, несмотря на закрытие храма, религиозная жизнь не прекратилась. Прихожане собирались в собственных домах и молились, совершая чинопоследования суточного богослужебного круга, имея необходимые книги, а самое главное любовь к Богу и церковной службе. В ту пору некоторые дома в Михайловской Слободе и других деревнях прихода больше напоминали часовни, чем места для проживания. Горячая вера прихожан, их молитва и любовь к Богу способствовали тому, что к концу
Как только наступила пора относительной религиозной свободы, жители Михайловской Слободы стали ратовать за возвращение храма. Особая заслуга в этом принадлежит Клавдии Мокеевне Макеевой, понесшей много трудов для воплощения заветной мечты тех, кто почти три десятка лет был лишен возможности возносить свои молитвы в храме, построенном и украшенном тщанием благочестивых предков.
Новейшая история храма Архангела Михаила
В апреле 1989 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий назначил своим указом священноинока Иринарха (Денисова) настоятелем вновь открытого единоверческого храма Архангела Михаила.
В день Светлого Воскресения Христова 17/30 апреля 1989 г. в Михайловской Слободе было совершено первое после
И эта пламенная вера принесла свои плоды: год за годом шли работы по восстановлению храма, а труды без устали ради Христа, из любви к Дому Божию изменяли внутренний облик труждающихся, очищая их души.
За прошедшие 19 лет совершенно изменились как сам облик храма, так и прилегающая к нему территория. Трудами и заботами настоятеля храма, попечителей и всех членов Михаило-Архангельского единоверческого общества реконструирован интерьер трапезной части и колокольни. Завершена роспись Никольского и Георгиевского приделов, а также притвора храма. Церковь украшают сохранившиеся древние и вновь написанные иконы.
В 2005 г. закончилась реставрация колокольни храма. Как и прежде ее украшают часы-куранты и замечательная звонница. Общий вес 15 колоколов составляет почти 7 тонн.
Кроме реставрации на территории храма ведутся и строительные работы. В 1991 г. построен двухэтажный трапезный корпус, в 1993 г. Богоявленская надкладезная часовня, в 1995 г. часовня преподобной Анны Кашинской, в 1998 г. дом причта, в котором располагается также и воскресная школа и монастырская ограда со святыми вратами, в 2003 г. храм-часовня преподобного Паисия Великого. В 2004 г. построен комплекс хозяйственных построек, примыкающих к северной от Святых врат части ограды храма. А к югу от Святых врат построен административный корпус, в котором после окончания отделочных работ будут размещены издательство храма, музей, библиотека и другие приходские учреждения.
В настоящее время в былом великолепии восстанавливается древняя святыня летний храм Архангела Михаила, пребывавший после возобновления богослужений в наиболее разрушенном состоянии.
Владыка Ювеналий, способствовавший возобновлению богослужений в храме Архангела Михаила, по праву может считаться церковным деятелем, стоявшим у истоков возрождения Единоверия в Михайловской Слободе. Высокопреосвященный Владыка с отеческой теплотой неустанно заботится об окормлении единоверческой части своей паствы, постоянно проявляя внимание к нуждам храма Архангела Михаила. Стало доброй традицией ежегодное совершение богослужений Владыки Ювеналия в Михайловской Слободе. Эти встречи с архипастырем составляют драгоценное духовное достояние для всех прихожан храма Архангела Михаила.
21 июля 2006 г. во время одного из таких богослужений в день праздника Казанской иконы Божией Матери Выcокопреосвященнейший Владыка рукоположил во священника диакона Евгения Саранчу и во диакона чтеца Игоря Краева.
Духовенство, причт и прихожане единоверческого храма Архангела Михаила стремятся оправдать то высокое доверие, которое оказывает им дорогой их сердцу архипастырь и Священноначалие Русской Православной Церкви. Несмотря на большой объем проделанной работы, члены общины понимают, что сделать предстоит еще больше, и ставят высокие задачи на будущее, стремясь быть достойными своих предшественников.
Священник Евгений Саранча