Я крещен в детстве, но никогда не замечал храмов. Не вспоминал серьезно о Боге. Теперь я вполне взрослый человек. Стал носить крестик, пытаюсь ходить в храм, но у меня ничего не получается. Я там ничего не понимаю, как иностранец в чужой и совершенно непонятной стране. Как быть?
Отвечает благочинный Клинского церковного округа протоиерей Борис Балашов: У Вас есть основания чувствовать себя иностранцем в церкви. И дело здесь вот в чем. У всех нас есть земная Родина, которую мы любим. Здесь живут наши близкие. Здесь могилы наших дедов и прадедов. Но у православных христиан есть ещё одна Родина, где наш Небесный Отец — Бог, где души наших дедов и прадедов, где нас помнят, любят и ждут. После долгих странствий мы с радостью возвращаемся в родной дом, где мы любимы. Вдали от дома мы ждем письма от близких или телефонного звонка. Каждое такое общение с родными душами на чужбине укрепляет и придает жизненные силы. Многие это испытали на себе.
Небесная Родина — Царство Славы Божией — тот вечный мир Любви, детьми и гражданами которого мы стали в Таинстве Крещения. Надо понять то, чем живут там. Как? Мы же читаем письма из дома и из них узнаем, что происходит в родных местах. Так давайте откроем письмо из вечного Дома! Это Святое Евангелие — письмо Бога к каждой человеческой душе.
Вы скажете: «Я пытался читать, но ничего не понял!» Давайте вспомним свое детство. Мы пришли в школу, чтобы научиться всему тому, что необходимо знать человеку, вступающему во взрослую жизнь. Поначалу нам очень многое было непонятно, но постепенно мы научились читать, писать, считать и многому другому. Так и в духовной жизни.
Попробуйте для начала прочитать Евангелие от Луки в русском переводе, не торопясь, вдумчиво, разика три. Не как художественное произведение, а как письмо настоящего Друга. И обязательно надо самому пытаться молиться, начинать строить отношения с Господом, тогда и Его семья (Церковь), и Его дом (храм) станут Вам близкими.
В Ветхом Завете положено отдавать на храм десятину от всех доходов. Православная Церковь вроде не требует того же от своих членов, хотя многие сектанты эту заповедь исполняют. Надо ли отсчитывать десятую часть, и входит ли в нее все потраченное в церкви, в том числе и милостыня, или только то, что положил в кружку?
Отвечает благочинный Пушкинского церковного округа протоиерей Иоанн Монаршек: Бог создал Церковь, и Он же установил все законы её. Содержание Церкви Он же установил. В Великом Ветхом Завете была установлена десятина. Православная Церковь не требует этого, но подумайте, а как жить будут её священники, певцы, труженики; на какие средства будут издаваться новые книги, газеты; где брать средства на содержание семинарий, академий, как проводить ремонт в храмах, как их охранять? На эти вопросы один ответ — Церковь получает добровольное пожертвование от верующих прихожан. Я скажу, что надо отсчитывать десятую часть от Ваших доходов. Церковь живет на земле именно добровольными пожертвованиями. И если Вы пожертвуете от своих доходов на восстановление храмов или на содержание церковного клира, то, думаю, Бог найдет возможность воздать Вам сторицею. Все, что Вы дали в церковную казну, Вам вернется от Бога.
Отвечает клирик Покровского храма поселка Черкизово Пушкинского района протоиерей Вячеслав Резников: В Ветхом Завете установление церковной десятины было жестко мотивировано. Когда Израиль вошел в обетованную землю, Бог повелел разделить её не между всеми двенадцатью коленами этого народа, но — только между одиннадцатью. Двенадцатое колено, потомки Левия, были определены к богослужению, и поэтому, естественно, одиннадцати коленам было предписано давать в его пользу десятую часть своих доходов, чтобы все было справедливо и поровну. Все было устроено по закону, который был дан чрез Моисея. Но вот чрез Иисуса Христа пришли благодать и истина (Ин. 1:17). Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни ничего ни от кого для Себя не требовал. Он говорил: милости хочу, а не жертвы (Мф. 9:13). Также и посылая апостолов проповедовать, исцелять, воскрешать мертвых и изгонять бесов, Он сказал: Даром получили, даром давайте (Мф. 10:8). И в то же время Господь ничего не велел им брать с собой, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф. 10:
Что вы скажите о скинхедах? Откуда они могли появиться в нашей стране, так страшно пострадавшей от фашизма?
Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Наша страна пострадала не только от германского
Почему вообще люди раздражаются и бывают так недоброжелательны друг к другу?
Отвечает протоиерей Константин Островский: Мы иногда раздражаемся и бываем недоброжелательны друг к другу, очевидно, потому, что в нас много гордости и мало любви. В этом корень человеческого греха, и очень важно заметить, что, когда мы спокойны и добродушны, это ещё отнюдь не означает, что мы не горды и действительно полны любовью к Богу и ближним. Ведь если на огороде выросла сорная трава, её недостаточно срезать, обязательно нужно удалить корень. Так и с грехом. Совершенно не достаточно научиться благопристойному поведению, нужно очистить землю своего сердца не только от ядовитых плодов и листьев греха, но — главное — от его корней: гордости, тщеславия, самовлюбленности.
Есть мнение, что в человеческой природе просто заложен ген агрессивности. Что борьба за выживание — необходимая её часть, и потому христианство идет против природы, тем самым ломая естественное положение вещей ради
Отвечает благочинный Пушкинского церковного округа протоиерей Иоанн Монаршек: В человеческой природе заложен не ген агрессивности, а ген добра. Ведь человек создан по образу Божию и по подобию Его. Бог вошел в нашу историческую земную жизнь, чтобы изменить состояние человеческого рода. Христос Спаситель внес в человеческий мир изменение к лучшему. Он совершил искупление рода человеческого. Он даровал человечеству силу бороться с грехом и страстями. Он показал пример во всем, как нужно побеждать страсти и грех.
Христианство не идет против природы и не ломает естественное положение вещей ради
Отвечает клирик Покровского храма поселка Черкизово Пушкинского района протоиерей Вячеслав Резников: В противоположность приведенному Вами мнению, Слово Божие говорит: Если друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал. 5:15)… Да Вы просто посмотрите внимательно вокруг. Вот взять хотя бы семью. Когда супруги начинают агрессивно бороться за преобладание, когда только требуют и требуют друг от друга, семья в конце концов непременно рушится. А когда каждый начинает добровольно выполнять данную ему Богом заповедь, когда муж, побеждая «гены своей агрессивности», начинает заботиться о жене, как о своей плоти, когда и жена, ради Христа смиряя себя, старается уступать мужу, — вот тогда семья крепнет, и в нее приходит радость. Как часто разведенные женщины, впоследствии услышав церковные слова о браке, говорят: «если бы я это узнала раньше — никогда бы не развелась». А посмотрите, какое великое торжество совершается, и именно «в реальной жизни, здесь и сейчас», когда народы и правительства договариваются,
В молитве «Отче наш» мы читаем такие строки: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». То есть, получается, что на земле не все по воле Божией происходит, как же так?
Отвечает протоиерей Иоанн Монаршек: Да, действительно, на земле не все по воле Божией происходит. Я думаю, что многое происходит не по воле Божией. На небе ангелов без числа, но у них одно желание и одна воля — прославлять имя Божие, а нас на земле гораздо меньше, но у нас у каждого своя воля и желание. Бог хочет, чтобы мы жили на земле в любви друг ко другу, помогали, а мы друг друга ненавидим, другу завидуем. На земле, мне кажется, почти ничего не совершается по воле Божией. Поэтому в молитве «Отче наш» мы просим: «…да будет воля Твоя яко на Небеси и на земли». Тем более мы — грешные и не всегда знаем или видим волю Божию. Нам кажется, что так хорошо или праведно, а оказывается совсем
И по нашей греховности на земле все происходит не так, как надо. Творится не воля Божия — а наша. А по нашей воле греховной может ли что быть доброе? После всякого прошения у Бога говори: «Господи, да будет воля Твоя и не как я хочу, а как Ты».
Отвечает протоиерей Вячеслав Резников: А вы не заметили чуть выше в тексте ещё более странную вещь. Сначала Господь Иисус Христос сказал: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. И тут же: молитесь же так… — и следует молитва «Отче наш» (Мф. 6:
А с вашим вопросом — ещё проще. В Божьем мире есть небесный, ангельский мир; есть мир природы; и есть мир человеческий. Ангелы, всецело преданные Богу, выполняют Его волю так, как будто это делает Сам Бог. Помните, как пастухи, после того, как ангелы возвестили им о Рождестве Христовом, сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь (Лк. 2:15). Так что «на небе» воля Божия совершается абсолютно. В природе воля Божия тоже совершается беспрекословно, посредством физических, биологических и других законов, раз и навсегда Богом установленных. Для человека же, как существа свободного, законы жизни даны в виде заповедей, что делать — хорошо, а что — плохо; нам показано, какая дорога ведет к жизни, миру и красоте, а какая — к разрушению и к смерти. И того, кто хочет идти вслед за Иисусом Христом, вместе с ангелами, по дороге жизни, Господь и учит: в первую очередь — молитвенно вырази свое согласие с этим; вырази и свое намерение и желание следовать этому; и — молитвенно проси помощи Божией в осуществлении этого своего благого намерения: да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф. 6:10).
В Евангелии в эпизоде про кровоточивую женщину написано, что Иисус почувствовал силу, исходящую от Него. Получается, что женщина получила исцеление помимо воли Бога, автоматически, через прикосновение?
Отвечает протоиерей Иоанн Монаршек: Нет, без воли Божией кровоточивая женщина получить исцеление не могла.
Отвечает протоиерей Вячеслав Резников: Вера — это великая сила. Как и ещё Господь сказал: истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17:20). И даже, как видим, может показаться, что верующий получает желаемое как бы «автоматически»: просто нажал кнопку и получил стакан воды… Но обратите внимание, что Иисус Христос не просто внутренне порадовался такой вере, что кровоточивая прикоснулась сзади к Его одежде и исцелилась. Он тут же, не медля, велел женщине выйти
37 правило Лаодикийского Собора гласит: «Не должно принимать праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновать с ними». Означает ли это, что надо отказываться от поздравлений и подарков родных и близких, если они иноверцы, сектанты или атеисты?
Отвечает протоиерей Вячеслав Резников: Конечно же, не означает. Священное Писание учит нас: если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12:18). И если у тебя чисто человеческое торжество: прибавление в семействе, получение очередного звания, или ещё