У микрофона Армен Оганесян.
– Владыка, разрешите Вас поприветствовать, поздравить с завершением многодневным Архиерейского Собора, который вместил в себя много решений. Поздравляю Вас с успешным завершением и с тем вкладом, который этот собор внес в историю Церкви, ну, и Вашим личным вкладом, ведь Вы активное принимали участие в работе собора.
Владыка Ювеналий: Спасибо вам большое. Вчера все это закончилось. И первое, с чего я начинаю, – с визита к Вам, потому что придаю огромное значение знакомству многомиллионных слушателей с решениями собора. Важно, чтобы они слышали это не от журналистов, а чтобы сейчас вот журналист нас вел…
Оганесян: А чтобы мы Вас послушали, да?
Владыка Ювеналий: … а я говорил о том, чем занимался Архиерейский Собор.
Оганесян: Вы знаете, да, во время таких событий ответственность нашей пишущей братии особенно велика, конечно. Поэтому мы сегодня предоставляем Вам слово.
Владыка Ювеналий: И я принимаю эту ответственность, с этим чувством ответственности хочу с вами побеседовать.
Оганесян: Одна из Ваших книг называется «Человек Церкви», так вот мы сегодня послушаем не наших коллег, а именно человека Церкви. И мой вопрос такой: Вы участвовали во многих Соборах Русской Православной Церкви, и чем, с Вашей точки зрения, был отмечен этот конкретный Собор?
Владыка Ювеналий: Очень многим. Во-первых, необыкновенной и непривычной для наших людей открытостью. Впервые на моей памяти, а я архиерей с 1965-го года и участвовал и в Поместных, и в Архиерейских Соборах, впервые участвовали, правда, в качестве пассивных слушателей, более 800 человек, потому что на первое заседание были приглашены присутствовать духовенство, представители общественных организаций, монашествующие и журналисты. И это заседание транслировалось средствами массовой информации. На нем выступил Святейший Патриарх с обширнейшим докладом. И потом каждый день проводились брифинги. Я имел честь выступить на первом брифинге вместе с митрополитом Кириллом. Для меня лично это было важно потому, что в программе собора сразу же после выступления Святейшего Патрирха шел мой доклад о межсоборной деятельности Комиссии по канонизации святых, и на этом же заседании было принято Определение. Поэтому можно было не гадать, что будет потом по моему докладу, а сразу представить уже и результат.
Оганесян: Владыка, позвольте перейти к частностям относительно Вашего как раз личного вклада. Вы делали доклад о работе, как Вы сейчас упомянули, в межсоборный период Комиссии по канонизации святых. Я обратил внимание, что собор принял несколько решений по этому вопросу. Вот не могли бы Вы дать свой комментарий?
Владыка Ювеналий: Да, в этот раз эти решения и определения собора были для нас, для Церкви, очень важны. Во-первых, прославлены в лике общецерковных святых и включены в Месяцеслов Русской Православной Церкви святитель Воронежский Антоний (Смирницкий), который жил с 1773 по 1846 годы; святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), который жил с 1896 по 1966 годы. Этот святитель был прославлен Русской Зарубежной Церковью, но не был включен в календарь Русской Православной Церкви, потому что этому препятствовало отсутствие молитвенного общения между Русской Церковью и Русской Зарубежной Церковью.
Оганесян: Хотя его труды распространялись в Церкви и были …
Владыка Ювеналий: Не только труды распространялись. Я должен сказать, что было и почитание в нашем народе. И мы в Комиссии по канонизации святых еще в 1999 году начали изучение этого вопроса. И тогда не нашли никаких препятствий для его канонизации. Единственное было препятствие – отсутствие канонического общения. И вот после того, как в прошлом году оно было восстановлено, никаких препятствий уже не было. И мы поэтому включили это в повестку дня собора.
Оганесян: Вы знаете, очень утешительно для православных: Вы упомянули Владыку Антония. Я вспоминаю, что ведь Владыка Антоний еще при жизни назывался преподобным Серафимом как человек святой жизни. Он даже отправлял, например, свое любимое чадо Мотовилова Михаила Александровича к нему за советами, к Владыке Антонию, и он его окормлял после смерти преподобного Серафима. В воспоминаниях Мотовилова очень много уделяется внимания этому замечательному архипастырю. Я думаю, что многие православные, особенно у нас в России, знают о нем, в том числе и по жизни преподобного Серафима, и с большим утешением восприняли этот акт канонизации Владыки Антония (Смирницкого). Спасибо Вам за это.
Владыка Ювеналий: Я имел счастье участвовать в местной канонизации его в Воронеже.
Оганесян: Да, замечательно, замечательно.
Владыка Ювеналий: А вот теперь докладывал собору об его общецерковной канонизации. И очень важное было решение по моему докладу принято о Русской Зарубежной Церкви. Дело в том, что в период нашего разделения, за 80 лет состоялись канонизации в Русской Зарубежной Церкви, особенно Новомучеников и исповедников Российских. И у нас были разные методологии. Мы пользовались подлинными документами, следственными делами, которые можно назвать мученическими актами, исходя из древней терминологии о страданиях первых христиан первых веков. А Русская Зарубежная Церковь не имела к ним доступа.
Оганесян: Да.
Владыка Ювеналий: И они по существу пользовались сведениями из советских газет, слухов. Поэтому неглубинное было исследование по этому вопросу. Вот теперь Священному Синоду в межсоборный период поручено руководить процессом дополнительного изучения этого вопроса. Будет создана смешанная комиссия из представителей Синодальной комиссии и представителей Русской Зарубежной Церкви. Они изу-чат все это, а Синоду даны полномочия принять окончательное решение с тем, чтобы восполнить Церковный календарь новыми именами святых.
И еще, я считаю, было принято историческое решение Собора, я его зачитаю вам: «Учебному комитету включить в образовательный процесс в Духовных школах изучение жизненного пути и богословского наследия Новомучеников и исповедников Российских ХХ века». Дело в том, что вопрос канонизации касается всех: и православных, и людей, которые не относятся к Церкви. Это целый исторический пласт в жизни Советского Союза, в жизни нашей России. У нас в Духовных школах есть курс, где преподают историю мученичества первых веков. А я со всем основанием могу сказать, я уже в этой аудитории говорил, что в истории Вселенской Церкви не было такого периода мученичества по длительности, по изощренности гонений, что было в ХХ веке в Советском Союзе. И поэтому нашим людям нужно знать не только имена для молитвенного обращения к ним, нужно знать о подвиге мученичества, потому что порой ваша журналистская братия слишком примитивно…
Оганесян: Досталось сегодня журналистской братии, досталось.
Владыка Ювеналий: …слишком примитивно воспринимает жизнь Русской Церкви. Мы знаем эти подходы. А вот этот пласт мученичества, и если мы имеем на сегодняшний день 1765 поименно канонизованных святых, то в Соборе новомучеников почитаются и те, кто ведомы Богу, но нам еще не известны, не выявлены. Я убежден, уверен, были миллионы таких страдальцев.
Оганесян: Конечно, конечно.
Владыка Ювеналий: Этот период нужно знать в первую очередь священникам, чтобы они в своих приходах, когда говорят о подвиге мученика, святого, знали всю историческую канву, в которой жила Русская Православная Церковь. Я думаю, что вот сейчас, когда идет бурное возрождение церковной жизни, очень важно понять, что это подготовлено страданиями наших Новомучеников и исповедников Российских. Они ничего не боялись. А мы знаем, что были тоже, наверно, миллионы наших сограждан, которые в душе веровали, которые на шею крестик не вешали, а где-то в кармашке носили. Когда война была, матери вышивали на одеждах своих детей крестики.
Оганесян: В воротнички вшивали, да.
Владыка Ювеналий: Это вот так подспудно вера исповедовалась, а сейчас все это вышло наружу. Поэтому фундамент нынешнего церковного возрождения находится в подвиге Новомучеников и исповедников Российских. И очень важно, что теперь со следующего учебного года во всех Духовных школах Русской Православной Церкви все это будет изучаться.
Оганесян: Владыко, то, что Вы сказали, очень важно. А я обратил внимание на Ваш доклад, он испещрен цитатами из духовного наследия новомучеников. И вот достаточно обратить внимание на книжные полки в магазинах духовной литературы: Иларион (Троицкий), например, и других масса, я не буду даже всех перечислять, Владыка Арсений (Звездинский) и так далее, и так далее – огромное наследие. Вы правы, необходимо это наследие ввести в учебный оборот Духовных школ, и не только их. Мало прославить, надо еще уметь впитать в себя и в жизнь народа этот подвиг.
Владыка Ювеналий: Да.
Оганесян: Кстати, вот то, что Вы сказали о том, что это беспрецедентный был подвиг верующего люда нашего, перекликается со словами преподобного Лаврентия Черниговского, тоже прославленного в нашей Церкви, который говорил: «Никогда не было, чтобы пострадали все слои общества – от вельмож до грудных младенцев. Все были, все шли на мученический подвиг. Такого в истории не было». Это перекликается с тем, что Вы говорите. Как же это мы сами относительно своих соотечественников, как мы можем этим пренебречь? Конечно, нет!
Владыка Ювеналий: Совершенно верно. И меня всегда потрясает их вера: когда уже человек на краю могилы, где его должны были расстрелять, например, у бутовских рвов (там ведь столько мучеников и святых лежит), они все умирали с верой, что эти мучения временные, что Церковь восторжествует, что Церковь несокрушима. И надо об этом знать нашим верующим, которые сегодня живут в прекрасных условиях, но порой многим недовольны, им необходимо взирать на подвиг новомучеников и никогда не сгибаться перед любыми испытаниями и трудностями. Вот для этого надо знать их настроение, не только сам факт их расстрела или гибели, а с какой верой в Бога они оставляли этот мир.
Оганесян: Владыка, вот у меня в связи с этим еще вопрос. Я думаю, что и для наших слушателей было бы интересно услышать от Вас разъяснение понятий о местном и всецерковном почитании святых Церковью. В чем их отличие?
Владыка Ювеналий: Отличие заключается в том, что когда есть все основания канонизовать человека, то есть его житие святое, чудеса при жизни и после смерти, исповедание Православной веры неповрежденное, но этот человек неизвестен широко, а он только почитается или в монастыре, или в приходе, или, по большей части, скажем, в епархии. А просторы-то и нашей Церкви большие. И поэтому, чтобы не ставить препятствий для этого почитания, принято канонизовать этого подвижника как местночтимого. То есть даются права епархиальному архиерею править ему службу, писать иконы в своей епархии. А когда имя этого человека – подвижника, святого – распространяется за пределы монастыря, прихода или епархии, тогда уже принято благословлять общецерковное почитание. Поэтому на этом соборе не было канонизации этих подвижников, о которых я упомянул, а благословлено общецерковное их почитание. Теперь в церковном календаре будет помещено имя этих подвижников, и каждый год во всей Вселенской Церкви будет совершаться их память. Я подчеркиваю, Вселенской Церкви, не только в Русской Православной Церкви, потому что у нас есть общецерковный порядок, когда в той или иной Церкви канонизуется для общецерковного почитания подвижник, то его имя сообщается всем главам поместных Церквей для включения его в календарь.
Оганесян: Это интересное, очень интересное такое Ваше пояснение. Но кому еще, как не Вам, знать это. Сколько Вы уже возглавляете, Владыка, Комиссию по канонизации?
Владыка Ювеналий: Официально комиссия существует 19 лет. Но я еще до празднования юбилея 1000-летия крещения Руси возглавлял подкомиссию историческую, в которой мы начали изучать этот вопрос. Так что, наверное, уже четверть века.
Оганесян: Ну, вот как! Ну, что ж, Владыка, спасибо за подробный ответ. Я обратил внимание на место в докладе Святейшего Патриарха, о котором Вы говорили, с которого он начал, я так понимаю, собор. Там был такой раздел специальный об информационно-издательской деятельности Патриархии, и я хочу процитировать Его Святейшество, он сказал: «Существенную роль в развитии нашей информационной миссии сыграли епархиальные пресс-службы и епархиальная пресса. И в качестве образца можно было бы указать (это его цитата) на «Московские Епархиальные Ведомости», которые издает Ваша епархия и под вашим руководством. Так что я Вас от души поздравляю, дорогой Владыка, с такой высокой оценкой Предстоятеля Церкви, и вот несколько слов об этой Вашей работе тогда скажите.
Владыка Ювеналий: Спасибо большое. Это мое детище. Мне очень близка издательская деятельность. Когда я окончил Духовную Академию и мечтал быть приходским священником, меня направили в Берлин редактором «Stimme der Orthodoxie» – журнала «Голос Православия». Я принял тогда это послушание, хотя мне хотелось до этого очень стать приходским священником в деревне, но Господь судил иначе. И вот с тех пор я полюбил издательскую деятельность. Большую часть лет в своем служении по разным причинам не пришлось развивать эти способности, потому что, Вы знаете, насколько были ограничены условия жизни Церкви. А теперь, когда нет никаких границ, никаких препятствий для информационной, издательской деятельности Церкви, я решил, что нужно выходить за пределы прихода, обращаться к людям. Я когда-то и на телевидении выступал, в тех программах, которые впервые тогда появились в Советском Союзе, и особое значение я стал придавать в нашей епархии издательской деятельности. У нас уже несколько лет издается свой епархиальный регулярный журнал «Московские Епархиальные Ведомости», и я достиг того, что каждый приход, а у нас их больше тысячи, Вы знаете, каждый приход, когда там совершаются значимые события, очень оперативно давал бы информацию в епархию. И мы завалены буквально горами этих сообщений. Мы их оперативно ежедневно обрабатываем и даем на сайт нашей епархии. Поэтому, если Вы заглянете на наш сайт, то увидите, что он обновляется каждый день. Но я считаю, что наш журнал должен носить просветительский характер, и поэтому, помимо информации, мы даем статьи, разрабатывая разные темы, самые важные в жизни Церкви, которыми необходимо руководствоваться священнику. Ну, и потом знаю, что некоторые не могут долго читать, а им интересны картинки.
Оганесян: Да, у Вас много там иллюстраций и фотографий.
Владыка Ювеналий: Так вот, наши иллюстрации тоже являются просветительскими и свидетельствуют многогранной жизни Церкви. И конечно, то, что Святейший обратил на это внимание, – это огромная награда для всего нашего духовенства, которое исполняет мое послушание, помимо своих повседневных забот дает информацию для епархиальных публикаций.
Оганесян: Я тоже от себя хочу поздравить Вас с этим успехом и сказать, что та тема, о которой мы говорили, о Новомучениках Российских, она вполне достойна, чтобы звучать у Вас, она у Вас и звучит в журнале. Но у Вас там есть не только текущая хроника событий церковных, но и исторические, и богословские разделы. Вы правы, это издание хорошо еще тем, что оно универсально, что оно не замыкается в какие-то отдельные направления церковной жизни, а дает такую широкую палитру, панораму церковной жизни и не только Вашей епархии, но и вообще Русской Церкви и Вселенской Церкви. Ну что ж, еще раз поздравляю.
Владыка Ювеналий: Спасибо.
Оганесян: Перейдем к следующему вопросу. Владыка, не только нас, журналистов, но и миллионы христиан, причем христиан не только Украины, интересуют проблемы жизни Украинской Православной Церкви. Не все так просто, мы знаем, непросто им приходится, они живут как бы в постоянном борении с расколами, с униатами и так далее. Ну, вот какое место в работе собора имели эти вопросы? Ведь это очень важно, что вы собрали сюда практически если не весь, то значительную часть епископата Украины и Белоруссии. Каковы Ваши наблюдения за работой собора в этом направлении.
Владыка Ювеналий: Для нас очень важно было, что весь епископат Украинской Православной Церкви прибыл на собор и активно участвовал в его работе. Было у нас пять групп рабочих, которые продолжительное время обсуждали все насущные вопросы жизни Церкви. И украинские архипастыри приняли участие во всех этих комиссиях. Но конечно, всех волновало, с каким же настроением приедут наши Владыки с Украины на собор. И мы увидели, что это несгибаемые борцы за Православие, которые в своих епархиях мужественно отстаивают каноническую правду, участвуют в развитии, всестороннем развитии церковной жизни. Они об этом говорили и на пленарных заседаниях, и в работе всех пяти комиссий. Но я хотел бы процитировать вам, потому что это очень важно, потому что это было стержнем всего доклада Блаженнейшего митрополита Владимира, который охарактеризовал ситуацию в жизни православных на Украине. Он констатировал, что одной из наиболее болезненных проблем Православия в Украине является раскол. И конечно, мы знаем с вами, что разными путями хотят этот раскол преодолеть, в том числе имеются мысли и властей Украины, и для нас очень было ценно услышать, как Блаженнейший, как Предстоятель Церкви, смотрит на разрешение этой проблемы. И вот что он сказал: «Украинская Православная Церковь сегодня предпочитает рассматривать проблему уврачевания существующего церковного разделения в пастырском ключе, избегая вопросов, вокруг которых на данный момент существует множество спекуляций. (Он в своем докладе подробно об этом говорил. – М.Ю.) Это означает, что мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни». Он имел в виду, что некоторые говорят: любой ценой добиться автокефалии, отделиться от Русской Православной Церкви! Он дал глубокий анализ, какое значение имеет для Украинской Православной Церкви быть в лоне Русской Православной Церкви. И вот эти слова являются таким заключительным аккордом в его докладе, и они всюду проводились и братьями-архипастырями из Украинской Церкви на соборе. И все украинские архиереи, конечно, в первую очередь говорили о своих проблемах, проблемах на Украине, но в то же время приняли живейшее участие и во всей программе нашего Архиерейского Собора.
Оганесян: Спасибо, Владыка. Как нам известно, собор принял несколько документов очень важных, касающихся внутренней жизни Церкви, касающихся отношений Церкви с внешним миром, с общественностью, с понятиями морали, ценностей, то есть целый ряд документов. И вот мой вопрос: не могли бы Вы прокомментировать эти документы собора?
Владыка Ювеналий: У нас каждый раз на соборе бывает какая-то тема. Вот в этот раз – единство Церкви, и этой теме посвящен отдельный документ – «О единстве Церкви», где излагается богословское понятие единства Церкви. Я думаю, что это основополагающий документ, который помогает понять, какое значение для любого христианина, для священника и архиерея имеет единство Церкви. Потом, я думаю, что вы слышали о том, что мы приняли Положение о церковном суде в Русской Православной Церкви. Это очень важный момент, потому что много разных явлений происходит в жизни и епархии, и прихода, и во всей жизни Церкви и нужны органы, которые бы специально детально рассматривали эти явления, для того чтобы помогать и сохранять единство Церкви и единство веры. Поэтому принято Положение о церковном суде – от епархиального до общецерковного.
Оганесян: Ну, это не означает, что этот суд будет подменять, в общем, традиционные права епископа данной епархии, решать вопросы у себя как бы, в своей епархии?
Владыка Ювеналий: Да, очень хороший вопрос Вы задаете, чтобы понять эту ситуацию.
Оганесян: Это и для слушателей было, чтобы они поняли, о чем идет речь.
Владыка Ювеналий: Совершенно верно. Вот, например, я хочу сказать о епархиальном суде. У нас полнота судебной власти в епархии принадлежит епископу. Но суду «делегируются» – вот этот слово употреблено в официальном Положении о суде…
Оганесян: Вот это очень важно, потому что…
Владыка Ювеналий: Да. Они делегируются епархиальному суду, который состоять может из священников, ну, а если есть викарные епископы, туда и викарный может входить, но им делегируются для изучения эти вопросы, а решение окончательное принимает епископ, которому дана власть – вязать и разрешать (Мф. 18:18).
Оганесян: Да, которая канонически совершенна и ничем размыта не может быть.
Владыка Ювеналий: Мы в один голос сказали.
Оганесян: Это очень важный на самом деле комментарий, спасибо, Владыка. Так, что еще?
Владыка Ювеналий: Затем принято Послание к клиру честному, иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви, в котором изложены результаты собора, чтобы их в популярной форме ознакомить с этими результатами. Это послание уже вчера читалось в Храме Христа Спасителя и во всех храмах, которые успели получить это послание, и дальше с ним будут знакомить наших верующих. Затем мы приняли документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Это в продолжение той социальной концепции, которая была принята нами раньше, разъясняется вопрос о том, как Церковь и на основании чего может защищать права, свободу, достоинство человека и христианина. Ведь у нас некоторые люди, которые привыкли, что Церковь только исполнительницей богослужений была в советское время, говорят, что «Церкви надо молиться, не ее дело заниматься другими делами». Так вот, так никогда не было, эти права были отняты у Церкви, она ущемлена была в своих правах.
Оганесян: Советский подход сугубо, да?
Владыка Ювеналий: Да. А сейчас, когда возвращены ей все права, надо нашим верующим в руки дать своего рода духовное оружие, чтобы они понимали роль Церкви в жизни общества, в жизни каждого человека.
Оганесян: Тем более жизнь усложняется. Я думаю, что вот этот раздел привлечет внимание, особенно тема христианской нравственности и светских прав и морали, а это не всегда одно и то же. Так что это важно было, конечно.
Владыка Ювеналий: Да. «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» так же, как и о периоде мученичества, о котором я говорил, должны быть включены в программу духовных школ, потому что надо духовно подковать в этом отношении и наших пастырей. Наконец, были внесены поправки в Положение об управлении Русской Православной Церкви в связи с разными вопросами. Например, вот я сейчас упомянул, что мы вводим суды в Церкви, это тоже вошло в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Затем было у нас определение «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского».
Оганесян: У нас отдельный вопрос есть на эту тему, Владыка.
Владыка Ювеналий: Да, мы можем к этому вернуться. Вот это основные, я считаю, документы. И потом еще мы приняли определение по вопросам внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Это очень объемистый документ, мы подвели как бы итог не только межсоборному периоду, но ведь в этот год мы отмечаем 1020-летие со дня празднования крещения Руси, и через весь Собор прошла идея подведения итогов и минувшего 20-летнего периода. Многие даже говорили о том, что за эти 20 лет одновременно сделано больше, чем в какие-то иные эпохи жизни Русской Православной Церкви, потому что Церковь находилась во всех отношениях в руинах и вдруг пошло бурное возрождение. Я имею в виду не только реставрацию храмов и монастырей, строительство новых, но возрождение всех традиционных форм служения, которые были присущи Церкви на протяжении тысячи лет ее существования на Руси. Поэтому вот этот документ отражает, что сделано, и ставит задачи: в первую очередь вопрос о работе с молодежью, укреплении нравственности и семьи. А семье было уделено на соборе тоже очень много внимания, потому что мы с вами сейчас отмечаем Год семьи в России, но и не только из-за этого. А ведь вы знаете, что семья называется в Церкви «малой домашней церковью». И вот даже когда упоминают о качествах, которые нужны для будущего священника, говорят, что если он плохой семьянин, не может семью хорошо держать, то как же он может приходом руководить, как он может служить в Церкви? Поэтому не то что мы дань моде какую-то отдавали, когда говорили о семье. Ведь это основа нашей церковной жизни. Поэтому мы придали этому большое значение.
Оганесян: Собор также дал определение как греховной практики однополым бракам. Это очень важно. Это тоже защита семьи! Казалось бы, касается чего-то другого, а на самом деле это защита семьи, потому что правильно говорилось о той не только греховности, но и агрессивности тех, кто исповедует однополые браки, которые навязывают всем окружающим свое мировоззрение и отстаивают свои права за счет того, что оскорбляют нравственные чувства и достоинство других людей.
Владыка, еще один сложный вопрос, который был поднят. Я понимаю, что в полноте Архиерейского Собора принимать эти решения было непросто, я имею в виду рассмотрение вопроса относительно выступлений епископа Анадырского и Чукотского Диомида. Можно на этот счет Ваш комментарий? Просто Ваши наблюдения, даже не только с точки зрения того, что официально принято на соборе, но с точки зрения Вашего церковного опыта, многолетнего, если можно, два слова по этому поводу.
Владыка Ювеналий: Вы знаете, я считаю, что этот подход со стороны епископа был несколько безответственным, потому что епископ несет ответственность не только за личное спасение, а и за руководство духовенством и за спасение своей паствы в епархии. А Владыка почувствовал, что он может все эти грани, все эти границы преодолеть, и он уже говорил с миром как Предстоятель Церкви, что в полномочиях только Предстоятеля Церкви. И последствия очень печальные: он сам увидел, может быть, крах вот этой своей безответственной деятельности, когда представил Cвятейшему Патриарху вопрос о лишении сана одного своего клирика за такую же деятельность, которую он первый начал. Очень вдумчиво, терпеливо относились Святейший Патриарх и Священный Синод. Представители обители, из которой вышел Владыка, были у него, беседовали, увещевали. Но такое впечатление, что Владыка, видимо, находился под влиянием других людей, которые не желают блага Церкви, а, наоборот, хотят нести вред ей. И поскольку много за это время накопилось высказываний, обращений епископа Диомида, то было поручено Синодальной богословской комиссии все это рассмотреть. И Председатель этой комиссии митрополит Минский Филарет докладывал Синоду о результатах этого изучения, а на соборе выступил с анализом всей этой деятельности епископа. У нас пять комиссий работали на соборе, и в пятой комиссии, которая именовалась «Православное свидетельство и современность», под председательством митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия анализировалась данная тема. Но она обсуждалась и на пленарном заседании. Заключение было такое, что за совокупность антицерковной, раскольнической деятельности Владыка Диомид подлежит извержению из епископского сана. И собор принял об этом Определение, но призвал Владыку к покаянию, с тем чтобы и душу свою спасти, и для того, чтобы внести мир в души людей, потому что когда какой-то мирянин или священник занимается такой деятельностью – это одно, а когда из уст архиерея это слышится, безусловно, у непросвещенных людей, неопытных в вере, вносится соблазн в их сердца. Но, по нашим сведениям, Владыка не внял, не услышал этот голос Собора, и в субботу (28 июня с. г.) Священный Синод принял предварительное решение перед окончательным уже завершением этого дела, запретив его в священнослужении и отстранив от управления епархией. Архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку поручено временное управление Анадырской епархией.
Оганесян: Владыка, чтобы поняли нас слушатели, речь идет о запрещении служений или о извержении из епископского сана?
Владыка Ювеналий: Принято синодальное решение о запрещении в священнослужении и отстранении от управления епархией.
Оганесян: Потому что уже появились высказывания, я специально задал вопрос. Потому что много интерпретаций. Вот мы хотим от Вас точную формулировку услышать.
Владыка Ювеналий: Окончательное решение будет принято на ближайшем заседании Синода. На этот Синод Владыка приглашен.
Оганесян: Да, по каноническому праву он должен присутствовать там.
Владыка Ювеналий: Да. И он будет выслушан. Но если он не приедет и если продолжит такую свою деятельность, то вступит в силу решение Архиерейского Собора о извержении его из сана.
Оганесян: Спасибо, Владыка. Давайте перейдем к следующему вопросу. Я думаю, что он очень заинтересует и наших многочисленных слушателей за рубежом, не только в России или на Украине. Я бы хотел услышать Ваши впечатления об участии в соборе архиереев Русской Православной Церкви Зарубежом. Мы все знаем и помним, что Вы не так давно были в США. Вы присутствовали и были делегированы от лица Русской Православной Церкви на отпевание и проводы в последний путь Владыки Лавра, который был Предстоятелем Русской Православной Церкви Заграницей. Сейчас уже делегация этой Церкви принимала полноправное участие в работе собора. Каковы Ваши впечатления?
Владыка Ювеналий: Я тоже хотел бы напомнить, что когда я был на отпевании Владыки митрополита Лавра, я почувствовал себя как в своем приходе, такие же батюшки...
Оганесян: Стены духа не разделяют, да?
Владыка Ювеналий: Да. Такие же батюшки, такие же верующие, такие же прекрасные хоры, такое же молитвенное настроение, любовь к Церкви. И вот это же принесли в работу собора и архипастыри. Кстати говоря, архипастырей сопровождали несколько активных священнослужителей Русской Зарубежной Церкви, и на открытых заседаниях, и в нашем общении они тоже принимали участие. Кстати говоря, полным составом – архипастыри и пастыри Русской Зарубежной Церкви, прибывшие в Москву, в первый день собора встретились у меня в Новодевичьем монастыре и отметили радость канонизации Владыки Иоанна, потому что это связующее звено между нами.
Оганесян: И он очень почитаем был все эти годы там, в Русской Зарубежной Церкви.
Владыка Ювеналий: Да. Так вот это был такой первый Архиерейский Собор с их участием, а было такое впечатление, как будто они всегда участвовали в жизни нашей Церкви. Они во всех комиссиях, на пленарных заседаниях очень активно и живо реагировали на все вопросы. Они старались поделиться своим опытом жизни Церкви, они говорили свои впечатлениях о том, что делается у нас в России, какой огромный размах развития церковной жизни. Мы не чувствовали, что это какое-то инородное тело. Они буквально влились в работу собора и были едины вместе со всем епископатом Русской Православной Церкви. Я думаю, вот в этих кратких словах все сказано.
Оганесян: Спасибо, Владыка. Вот Вы упомянули, что Русская Православная Церковь, собственно, это был, так скажем, девиз, этому был посвящен собор, начала празднование 1020-летия крещения Руси. Ну, я так понимаю, что торжества и празднества на этом не кончаются. Вот как дальше будет отмечаться это событие?
Владыка Ювеналий: Этому вопросу уделялось большое внимание, и мы формально приняли обращение к президентам и России, и Белоруссии, и Молдовы, чтобы, во-первых, день памяти святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси – включить в число государственных праздников. Что касается церковного праздника, то у нас день равноапостольного князя Владимира праздновался не очень заметно, я бы так сказал, говоря светским языком. А теперь во всех храмах Русской Православной Церкви день памяти святого князя Владимира всюду будет отмечаться как великий праздник. Ну и, конечно же, вот у нас празднование 1020-летия крещения Руси только началось. Мы на соборе об этом говорили, в Московском Кремле совершили начало празднования у всероссийских святынь в Успенском соборе. И мы продолжим отмечать этот праздник на Украине, куда Святейший Патриарх предполагает прибыть. И для нас в России было очень и очень важно, что этот праздник не прошел незамеченным среди высокого руководства России. Как вы знаете, у нас торжественный акт и концерт были в Кремлевском дворце, и там выступал Святейший Патриарх, приветствовал это собрание Владимир Владимирович Путин – Председатель правительства нашей страны. А на следующий день, в воскресенье, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев прибыл в Храм Христа Спасителя, присутствовал на торжественном молебне и передал Церкви великие святыни, которые хранились в музеях Московского Кремля. И он в своем выступлении говорил о большом значении самого факта крещения Руси и заверил, что то сотрудничество, которое в последние годы особенно стало развиваться между Церковью и государством в служении нашему Отечеству, будет продолжаться и углубляться. Таким образом, сам факт, что мы, проводя собор, помнили об этой дате и мы продолжаем ее отмечать, я думаю, будет определенной духовной вехой. Дело в том, что на сегодняшний день у нас единственный церковно-государственный праздник – это День славянской письменности и культуры, который отмечается в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Просветителей славян. А теперь, я думаю, если будет услышан голос Церкви, мы вместе с государством также подумаем о том, как более ярко и полезно для народа отмечать день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Не будем, конечно, загадывать, но думаю, что теперь уже сложится традиция через какие-то пятилетки отмечать очередные даты и крещения Руси.
Оганесян: Во всяком случае, предпосылки есть. Мне выпала честь присутствовать на этом акте и на концерте, посвященном собору, завершению работы собора. Там выступил Владимир Владимирович Путин, и его речь о том, что Православие практически сформировало, ну, сейчас не прямая цитата, но смысл, что русская культура и исторический путь, который Россия прошла, неотрывно связаны с Православием. Я думаю, что в лице светской власти, государственной, которая вот так позиционирует, так подчеркивает роль Православия в истории России, я думаю, что вы встретите, конечно, поддержку. И Вы правы, день памяти равноапостольного князя Владимира – прямо та самая дата, которая просится для того, чтобы нам вспомнить нашу колыбель, из которой мы все вышли.
Владыка Ювеналий: А мне выпала честь на приеме после Божественной литургии в воскресенье от имени членов собора поприветствовать Святейшего Патриарха, и я выразил свое убеждение, что мы на этом Архиерейском Соборе почувствовали, что мы вовлечены в общую ответственность, и Церковь, и государство, для совместного служения своему народу. Оганесян: Спасибо, Владыка. Ну, вот еще один вопрос – вопрос, на который еще несколько лет назад ответить нельзя было никому: не только архипастырю, не только, ну, тем более невозможно было ответить мирянину, но от этого вопроса отклонялись и представители властей, я имею в виду советский период. Никакой статистики, никаких цифр, которые касались бы жизнедеятельности Церкви, количества верующих, не было представлено. Причем я помню период, когда средства массовой информации это подавали, но это была такая издевка своего рода, говорили так: «Мы не следим за Церковью. И вот, вы говорите, что мы ее ущемляем, а мы за ней не следим, у нас даже статистики никакой нет». Поэтому мой вопрос будет интересовать и наших слушателей, уверен. Вот вопрос статистических данных о Русской Православной Церкви. Что из себя в этом плане представляет сегодня, согласно статистике, которая уже есть и которую мы уже не скрываем, вот что сегодня из себя представляет статистика РПЦ?
Владыка Ювеналий: Да, вы правы. Когда мы в советский период говорили о статистике, мы округляли все. Атеисты говорили, что там очень мало, и приводили тоже, может быть, необъективные данные. А мы с натяжкой хотели округлить и говорили, что «около того-то», но точную цифру не могли назвать. Да, я честно скажу, и не разрешали.
Оганесян: Нет, не разрешали.
Владыка Ювеналий: Потому что она и тогда как-то лишала спокойствия атеистов. А вот сейчас у нас точная статистика и практика такая: перед собором запрашиваются, перед каждым теперь собором, епархиальные архиереи обо всех данных, которые потом приводятся. И в этот раз каждый епархиальный архиерей давал с точностью до одного прихода, до одного священника, до одного молодежного центра, сколько чего имеется в его епархии. А Святейший Патриарх, объединив все эти данные, привел их в своем докладе. Это много времени не займет, но я хочу цифры только назвать для вас.
Оганесян: Да, это очень интересно, конечно, конечно, Владыка. Это очень интересно.
Владыка Ювеналий: Святейший Патриарх это сказал при открытии собора в своем докладе. На сегодняшний день Русская Православная Церковь имеет 156 епархий, 196 архиереев, из них 148 епархиальных и 48 викарных, 29141 приход, на которых несут служение 30544 священнослужителя. Количество монастырей в нашей Церкви 769, из них 372 мужских и 397 женских. Число приходских воскресных школ – 11051, количество молодежных центров – 463. Но вы особенно не восхищайтесь, потому что…
Оганесян: Я и не восхищаюсь.
Владыка Ювеналий: И этого вот тоже …
Оганесян: Я считаю, что школ маловато.
Владыка Ювеналий: Недостаточно, тоже мало.
Оганесян: 11 тысяч для России – не так много школ.
Владыка Ювеналий: Поэтому это то, что в тяжелейших условиях, сложнейших условиях, материальных и других, смогла сделать Церковь за эти годы.
Оганесян: Учитывая период той разрухи и то, что Церковь пережила, конечно, это очень впечатляющий результат тем не менее. Но Вы правы: успокаиваться на этом, ну, никак нельзя.
Владыка Ювеналий: Мы можем с вами сказать – это стартовая площадка.
Оганесян: Стартовая площадка… Владыка, можно я уточню? Вот там мало говорилось и вообще не упоминалось, но, может быть, это просто как-то осталось в тени? Вы знаете, что в Российской империи большое внимание уделялось вопросам внутренней миссионерской деятельности, даже не внешней, так и называлась «внутренняя миссия». Вот два слова об этом. Есть у нас движение Церкви к пониманию того, что внутреннюю миссию надо возрождать, учитывая, вот видите, такие всякие проявления в Церкви, уж не говоря о том, что от штундистов до других сект, многие захватываются, вырывают как бы из стада Христова овец, и это, конечно, очень печально? Сколько сейчас учений всяких, которые к нам пришли и с Запада, и с Востока, и с Юга, откуда только ни идут! И вот тут вопрос внутренней миссии очень важен. Можно уточнить, как Вы смотрите на этот вопрос?
Владыка Ювеналий: Да, мы об этом специально говорили, и Председатель Миссионерского отдела представлял доклад на данную тему. А перед этим еще мы принимали специальный документ этого отдела, который предварительно внимательно нами рассматривался на Синоде.
Оганесян: Вопрос очень непростой, конечно.
Владыка Ювеналий: Но, в конце концов, был принят. И мы обращали на это огромное внимание. Мы считаем, вот я лично считаю, что миссионерским должен быть каждый приход, потому что нужно и детей учить, и прихожан просвещать, и участвовать в средствах массовой информации приходскому священнику, там, где это доступно, там, где он способен на это.
Оганесян: И он знает, что его окружает и с чем ему придется столкнуться.
Владыка Ювеналий: Совершенно верно.
Оганесян: Лучше знает местную ситуацию.
Владыка Ювеналий: И я считаю, самым лучшим миссионерством является личная жизнь духовенства, епископата, потому что мы своей жизнью или проповедуем Христа, или отталкиваем от Него. Вот пример с Владыкой Диомидом показывает, какое миссионерское значение его деятельность приносит? Разрушительную. Мы видим на примере того, что наблюдаем. Поэтому мы говорили о том, что жизнь священника должна быть примерной, говоря так, немножко примитивным языком. Для этого и суды существуют, чтобы они знали, что безнаказанно ничего не пройдет.
Оганесян: Да, но я думаю, что одними судами благочестие вряд ли обеспечим.
Владыка Ювеналий: Совершенно верно. Но справедливость обеспечим, потому что за множеством дел архиерей может формально подходить. А ведь он судьбы своих священников решает, потому что, если запрещен в священнослужении человек, если лишен сана, он лишается и своей профессиональной деятельности. Поэтому очень важно быть не только справедливым, но и подходить очень взвешенно.
Оганесян: И милосердным, да?
Владыка Ювеналий: А милосердие – это да, если человек кается, я подчеркиваю.
Оганесян: Да, если человек кается. Ну, что ж, в Вашем докладе Вы замечательно сказали о том, что святость – это есть стяжание даров Святого Духа. В общем, конечно, для церковной дисциплины суды нужны. Никто, я думаю, с этим не будет спорить, и внутри Церкви. Но все-таки, обращаясь к Вашим же словам, подлинную жизнь Церкви и ее людей составляет вот это стремление стяжать дары Святаго Духа: любовь, милосердие, мир. И вот этого всего, мы, наверно, пожелаем нашей Церкви и всем нам. Я очень признателен, что Вы выбрали время сразу после собора прийти к нам на передачу. Думаю, что Вы многие сегодня расставили точки над «i», причем важные для православных не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, в Молдове. И Вы знаете, вот на этом концерте на меня произвели впечатление слова Его Святейшества, который, обращаясь к залу, который был в таком приподнятом духовном настроении, сказал: «Здесь нет гостей. Здесь все братья». Я думаю, что вот это была самая удачная формула, которая передала этот дух единства, о котором Вы сегодня столько говорили с нашими радиослушателями.
Владыко, еще раз спасибо, что Вы не забываете наших радиослушателей, которых насчитывается более 100 миллионов в мире. И мы всегда рады Вас приветствовать в наших программах. Позвольте пожелать Вам здоровья, успехов в Вашей деятельности, благодати Божией, помощи Божией в окормлении Вашей паствы и Вашей деятельности не только епархиальной, но и на благо Русской Православной Церкви, на благо Вселенской Церкви, о чем мы сегодня говорили. Всех благ Вам!
Владыка Ювеналий: Вы очень много добрых слов сказали в мой адрес.
Оганесян: От сердца.
Владыка Ювеналий: Спасибо. Но я не могу завершить эту нашу беседу, не сказав о том, что огромнейшая роль в успехе этого исторического собора заключается в руководстве собором со стороны Святейшего Патриарха. Он ни одно заседание не передавал своим заместителям на соборе вести. Он сам лично вел все заседания и с юношеским таким энтузиазмом и читал свой доклад, и участвовал, и руководил дискуссиями. Но что самое важное, это было отмечено епископом Берлинским Марком и митрополитом Одесским Агафангелом, которые на приемах и в Кремле, и в Храме Христа Спасителя в присутствии нашего Президента говорили об общении Святейшего Патриарха с епископатом, с членами Архиерейского Собора. Каждый имел возможность в любой момент к нему подойти, и он каждого встречал с какой-то теплотой, лучезарной улыбкой. И вот этот подход его имел большее, может быть, значение, чем его патриаршие слова. Как в семье имеет огромное значение, когда отец внимателен и ласков к детям, а в Церкви это особенно, когда Святейший Патриарх к своим братьям-архиереям так близок, так внимателен. А это личное внимание испытали на себе со стороны Святейшего Патриарха члены собора. И он, чувствуя полноту ответственности за жизнь Церкви, за взаимоотношения с государством, очень мудро вел все заседания, так мудро, как он ведет церковный корабль в течение уже долгих лет. И поэтому хочется еще раз мысленно выразить благодарность и Святейшему Патриарху за его руководство нами во время Архиерейского Собора.
И я хотел бы вас, Армен Гарникович, сердечно поблагодарить, что вы даете возможность прийти к вам в любое время, когда есть потребность в этом. И я, конечно, очень это ценю, благодарю вас и ваших сотрудников. Желаю вам помощи Божией в вашем служении, в вашем ответственном служении, я хотел бы подчеркнуть, потому что вы упомянули, сколько миллионов ваших радиослушателей пользуются Вашей информацией. И хочу заверить, что Церковь, конечно, в этом отношении в Вашем распоряжении. И дай Бог Вам здоровья, успехов. А мы будем продолжать свою миссию с помощью Божией, ведя народ в Царствие Божие.
Оганесян: Спаси Господи, Владыка, за теплые слова. И мы со своей стороны просим Ваших святых молиться.
Владыка Ювеналий: Помогай Вам Господь.
Оганесян: Всего Вам доброго.
Владыка Ювеналий: До свидания.
Оганесян: До свидания.