Заглянуть в глубину своего сердца
Жизнь в Мытищинском благочинии не стоит на месте. Открываются новые приходы, строятся новые храмы. Но
— Загляните в глубину своего сердца! — горячо призывает в проповедях с амвона настоятель храма, благочинный церквей Мытищинского округа, председатель Епархиального отдела по социальному служению и благотворительности протоиерей Димитрий Оловянников.
И многие из его паствы уже заглянули, последовав совету пастыря, и нашли там чувство жалости и сострадания к обездоленным, потерявшимся в водовороте жизни людям.
— Приход у нас большой и дружный, — с теплым чувством сказал отец Димитрий. — Крепкий приход, нацеленный на добрые дела!
Другому приходу — не столь большому, но тоже сплоченному (при больничном храме в честь великомученика и целителя Пантелеимона), жизнь подсказала новую форму помощи попавшим в беду, в отчаянное положение. Например, мужчина приехал с Украины в Подмосковье на заработки, а тут его обокрали. Бедолага практически остался на улице — без денег, без документов — и чуть не замерз насмерть. В больницу пострадавшего доставили в тяжелом состоянии. Медики подлечили гастарбайтера, а что делать дальше? Выписывать, выпроваживать на улицу, где человек, переживший шок, с надорванным здоровьем и без средств к существованию может погибнуть? Прихожанки Пантелеимоновского храма — по благословению его настоятеля — стали хлопотать в посольстве Украины, чтобы оно помогло отправить страдальца на родину, к близким. Постепенно при храме Центральной районной больницы города Мытищи сформировалась группа сердобольных и весьма деятельных верующих, которые также протоптали дорожку и в посольства Молдовы, Беларуси, стараясь решить ту же насущную задачу — помочь вернуться в родные края людям, для коих поездка в Москву или Подмосковье закончилась больничной койкой и полным безденежьем.
Кстати, ещё один аспект благотворительной деятельности здесь получил развитие: гуманитарная и духовная помощь заключенным. Так, в нынешнем 2008 г. прихожане больничного храма отправили в места лишения свободы посылки, общий вес которых составил почти полтонны! Люди покупали на свои деньги продукты, вещи, иконки, духовную литературу. Они садились и писали письма, вкладывая в эти весточки сокровенную частицу своей души.
— Были у нас в этом направлении пробуксовки, — признался благочинный. — Сейчас, к счастью, все наладилось благодаря миссионерской карте, существующей по благословению митрополита Ювеналия с 2005 г. Теперь за всеми приходами закреплена определенная территория, и на уровне благочиния есть договоренность, что священник, отвечающий за ту или иную территорию, должен совершать богослужения в каждом пункте своего, скажем, маленького церковного округа. Кроме того, он берет духовную опеку над одинокими немощными людьми, проживающими в этих деревнях. Но если, к примеру,
Протоиерей Димитрий Оловянников добавил, что все детские социальные учреждения — реабилитационный центр инвалидов «Мечта», детский
«Помогли» сектанты
Рассказывая о значении миссионерской карты, благодаря которой также были созданы новые приходы и храмы (например, в деревне Афанасово построен храм Сретения Господня, в деревне Дубки строится церковь в честь архистратига Михаила, в поселке Поведники — церковь Новомучеников и исповедников Российских), отец Димитрий с улыбкой сообщил, что в
— Люди «наелись» всей грязи, ереси, — заметил благочинный. — Прошло время, и они осознали острую необходимость иметь у себя православный храм, где бы была полноценная литургическая жизнь.
А в начале
— Два с лишним часа мы шли: хоругвеносцы несли хоругви, я окроплял путь святой водой, верующие молились, — стал вспоминать отец Димитрий Бирюк. — И теперь богородичники «не цепляют» людей на улице, не стучатся к ним в дома.
Но сказать, что сектанты разного толка полностью нейтрализованы в благочинии, пока что нельзя. По словам священника Троицкого храма села Троицкое Андрея Иерусалимова, афроамериканских адептов секты «Жизнь с избытком» не пугают ни русские зимы, ни другие трудности, связанные с пребыванием на нашей земле. Они теперь поочередно арендуют со «Свидетелями Иеговы» клуб для своих встреч с мытищинцами. В поселке Перловка, где назойливые «иеговисты» останавливают прохожих и предлагают вместе изучать Библию, священники Донской церкви начали проводить богословские беседы, рассказывая взрослым и детям о Православии и о попытках его искажения сектантами. После вечерних служб пастыри тоже говорят с прихожанами на тему сект.
— Что хорошо, — продолжил отец Андрей, — так это то, что сейчас большинство наших священнослужителей имеют духовное образование и могут привести убедительные аргументы, способные разоблачить «истинность духовного знания» деструктивных религиозных организаций или оккультных и языческих групп.
Ещё священники Донской церкви ходят в среднюю школу № 5 и в экономический вуз, объясняя школьникам и студентам суть нашей правой веры и показывая на примерах, как «Свидетели Иеговы» подтасовывают изолированные от текста Библии цитаты и дают им ложное толкование.
Большую миссионерскую работу ведет приход храма Святой Троицы села Троицкое, настоятель которого — протоиерей Владимир Шаров — отвечает за миссионерскую деятельность в благочинии. Священники Троицкой церкви окормляют две воинские части и постоянно бывают в трех пансионатах: в «Дружбе» —
— Особенно помогает в работе то, что у благочиния с нашей администрацией — как городской, так и районной — давно сложились дружеские отношения, которые сегодня с твердой уверенностью можно назвать плодотворными, — заключил свой рассказ священник Андрей Иерусалимов. — Причем, в обеих администрациях практически все работники — люди верующие, поэтому добрые инициативы Церкви они энергично поддерживают.
Такое отношение к Православной Церкви, к её пастырям является примером для других. Руководство частной школы, расположенной рядом с величественным новым собором Рождества Христова, не только приветствует встречи священников со своими
Главку о миссионерской работе, о противостоянии сектантам хочется закончить рассказом священника Симеона Банкова — настоятеля храма Новомучеников и исповедников Российских и ответственного в благочинии за работу с молодежью. Поступившая в университет девушка вдруг бросает учебу на первом курсе и собирается с
— Мы всем приходом за нее молились, — сказал отец Симеон.
— Не уехала? — поинтересовалась я.
— Слава Богу, нет.
— А в храм ходит?
Батюшка улыбнулся:
— Мама её ходит, а сама она рассматривает такую возможность. Но важно, что девушка дважды ездила в
Дети, подростки, молодежь…
— Мы отдаем себе отчет в том, что если не выйдем сегодня навстречу детям, подросткам, молодежи, то потеряем их, — сказал священник Симеон Банков. — Они могут уйти из семьи, могут стать навсегда потерянными для общества.
Другой священник — клирик Пантелеимоновской церкви при Центральной районной больнице Андрей Кольцов — не раз видел в Леонидовском районе Мытищ, где находится больничный храм, таких потерянных для общества. Батюшка рассказывал, что возле медицинского училища под кустами постоянно валяются шприцы — наркомания в районе процветает! Однажды он шел к директору средней школы для беседы, так по дороге столько шприцов насчитал! А на пороге школы — только это было уже в другой раз — увидел двух пьяных подростков, возле которых стояло около 10 бутылок пива.
— И почти никто на такие вещи не обращает внимания, — с горечью произнес отец Андрей. — Поэтому мы и решили при храме создать молодежный центр «Благовест», чтобы ребята могли сюда приходить, общаться, развиваться духовно и физически. В прошлом году мы создали для подростков три спортивные секции — секцию рукопашного боя, стрелковую, туристическую. Мальчишки увлеченно занимались и охотно участвовали в спортивных мероприятиях благочиния. А меня особенно порадовал тот факт, что когда ребята в рамках общегородских мероприятий поехали в
Как раз об искренности в работе с подростками и молодежью мы много говорили со священником Симеоном Банковым. Он, по отзывам других пастырей, человек деятельный, искренний, прямой, иногда даже прямолинейный, старается
— Но пока мы находимся в самом начале пути, — признал батюшка. — Пока только нащупываем те формы, которые могут заинтересовать молодежь.
В своем приходе отец Симеон тоже создал спортивную секцию — баскетбольную, в которой стали заниматься трудные подростки, на первых порах даже не представлявшие, что в жизни можно обойтись без нецензурных слов.
— Потом, когда они стали провожать своих тренеров после занятий без всякого сквернословия, мы поняли, что одержали маленькую победу, — улыбнулся священник.
У ребят молодого прихода храма Новомучеников и исповедников Российских в поселке Поведники два тренера — Иоанна Лопатникова и Александр Артемьев. Оба — москвичи. Приезжают сюда на богослужения. Александр пономарит. Он занимался водным поло, Иоанна — баскетболом. Год назад, как только был создан приход, написали они объявления, приглашая ребят заниматься баскетболом, и развесили эти листки по всему поселку. Пришло мало подростков. Тогда Александр и Иоанна сами пошли по Поведникам и стали напрямую разговаривать с подростками. Вскоре появилась одна баскетбольная команда, а когда она разрослась, то поделили её на две. В первой играют старшие, во второй — младшие.
— Стали ли эти дети ходить на богослужения? — поинтересовалась я у отца Симеона.
Он искренне ответил:
— Сиюминутного результата ждать не приходится. Конечно, мы радуемся, если
Если говорить о работе с молодежью в масштабах всего благочиния, то, по словам отца Симеона, прежде всего следует назвать проведение молодежных православных лагерей в
— Неожиданно для себя мы там заняли первое место в общекомандном зачете, — сообщил священник Симеон Банков.
Но, добавил он, в «бочке меда» — оживленной интересной встрече молодежных организаций со всей епархии — оказалась «ложка дегтя». Ею стали инсценировки, театральные действа некоторых команд, сильно напоминающие те вульгарные примитивные
— Когда видишь такое, то понимаешь: это вовсе не то, чем мы должны заниматься, — продолжил отец Симеон. — С другой стороны, я понимаю, что нам не нужно бояться встреч с молодежью, молодежных инициатив. Просто надо искать в этом деле золотую середину: чтобы мероприятия, всевозможные формы работы привлекали детей, подростков, юношей, девушек, и чтобы проходили они с именем Божьим на устах…
Вернусь к размышлениям священника Пантелеимоновской церкви Андрея Кольцова, который много сил и энергии вложил в создание молодежного центра «Благовест» при храме.
— В молодежной среде сегодня особенно явственно чувствуется агрессия, — сказал батюшка. — Её активно формируют многие средства массовой информации, видеофильмы, телесериалы. Необходимо создавать условия, в которых это чувство трансформировалось бы, преобразовалось. По опыту своего молодежного центра мы видим: если ребенок на занятиях спортивной секции полтора часа побегает, подвигается, то к концу занятий вся агрессия у него уходит. А положительный эффект приобретается.
Паломник, поклонник, богомолец —
У самого молодого священника Мытищинского благочиния,
— Когда человек направляется к святыням, его душа открывается Богу, — говорит молодой батюшка. — И по пути происходит духовное сближение: людей объединяет молитвенный настрой, рождается особое состояние.
Многие паломнические путешествия, которые мытищинцы вспоминают с большой теплотой, они хотели бы повторить. Например, удивительную поездку в Вырицу под
— Я особенно почитаю этого святого, — продолжил отец Георгий. — Поэтому и своей группе постарался подробно рассказать о его житии и о тех чудесах, что происходили и происходят по молитвам к святому, которого можно назвать нашим современником. Говорил я паломникам и о пророческом даре отца Серафима: ведь он с первых дней Великой Отечественной войны предрекал победу русского оружия! Когда мы оттуда уезжали, то я чувствовал, что не только мне, но и другим этот святой стал духовно близок.
Любят мытищинские богомольцы ездить в Годеново Ярославской области, где свершилось явление Креста Господня. А обратный путь лежит через
Для отца Георгия важна как духовная сторона путешествия, так и организационная. То есть немаловажно, чтобы водители были порядочными приличными людьми, уважающими Церковь, и чтобы свое водительское дело знали. К счастью, такую организацию, на которую можно положиться — можно не бояться поломок автобуса в пути, — удалось найти.
Захотели прихожане поехать к преподобному Серафиму Саровскому, сказали об этом отцу Георгию — что ж, группа собралась и отправилась в путь.
— Батюшка, а куда бы вам хотелось свозить своих паломников, чтобы поделиться с ними духовной радостью от пребывания на месте, которое стало вам особенно дорого? — спросила я у отца Георгия.
Он ответил:
— Мы ещё до моего поступления в семинарию ездили в
Дети из Цхинвала в подмосковном приходе
Многообразна и насыщенна жизнь приходов Мытищинского благочиния. Священник Димитрий Бирюк, настоятель храма святого мученика Уара в поселке Вешки, рассказал, что недавно у него побывали ребятишки из Цхинвала, пережившие весь ужас тех дней, когда грузинские военные напали на их родной город, и рекой полилась людская кровь. Некоторые из этих детей потеряли родителей — остались круглыми сиротами. Помочь маленьким страдальцам выйти из состояния шока постарались медики и психологи реабилитационного центра при подмосковном санатории «Нагорное», который расположен неподалеку от поселка Вешки. К отцу Димитрию
— Уезжать никак не хотели, — улыбнулся пастырь. — Я думаю, что тот день стал для них
А отец Димитрий в тот день покрестил их воспитательницу Заиру.
Мы попали в храм святого мученика Уара на воскресную службу и порадовались тому, как много в нем прихожан — взрослых и детей. Много было в этот день и причастников.
— Наш храм — самый большой храм в честь этого святого в стране, единственного христианского святого, являющегося небесным ходатаем за некрещеных умерших, — сообщил иерей Димитрий Бирюк. — В дореволюционной России не было ни одного храма в честь святого Уара, и это неслучайно: весь народ, за исключением нехристиан, был крещен в православной вере. Поэтому и не возникало у нашего народа потребности прибегать к заступничеству святого мученика. Теперь же необходимость молитвенного обращения верующих к этому святому чрезвычайно остра: ведь за семьдесят с лишним лет богоборческой власти в нашей стране миллионы людей были насильно отлучены от Церкви. Они жили, трудились, воевали и, так и не приняв Святого Крещения, покидали этот мир.
Так покинул этот мир папа одной благочестивой женщины — Екатерины, и та вместе со своим мужем Игорем, тоже верующим человеком, решила построить храм в Вешках в честь святого, которому молятся об облегчении участия душ умерших родственников, не сподобившихся Святого Крещения.
Когда отец Димитрий сказал, что на этом месте прежде было болото, была свалка, то, глядя на белокаменный храм, радующий глаз своими архитектурными формами, мы просто не могли себе такое представить.
— Землю здесь равняли, — продолжил батюшка. — Ставили ограду. За оградой текла небольшая речка, и, чтобы земля не ушла, укрепляли её по периметру. Автор проекта храма — переславский архитектор Вячеслав Ижиков — всю душу вложил в свое детище.
С архитектором В. И. Ижиковым мы встречались на освящении великолепного Никольского собора, возведенного по его проекту в
— Также по проекту архитектора Ижикова построена приписная к нам часовня Успения Пресвятой Богородицы на кладбище. И тоже в архитектурных линиях рука мастера чувствуется, — заметил настоятель храма святого мученика Уара священник Димитрий Бирюк.
Отец Димитрий — помощник благочинного, так что хлопот у него по благочинию хватает. Но в то же время он, стремясь увеличить свою паству, просветить светом Христовой Истины как можно больше людей, создал свой сайт в Интернете и практически каждый день отвечает таким образом на вопросы незнакомых людей — верующих, сомневающихся или находящихся на пути к вере. Однако, когда одна женщина написала ему целых 11 вопросов, то пастырь попросил её или позвонить, или обсудить все, что её волнует, в личной беседе. Она позвонила и получила исчерпывающие ответы.
* * *
Заканчивая свои материалы, я как журналистка почти всегда испытываю чувство острого сожаления, что удалось показать лишь «вершину айсберга». А жизнь в благочиниях, в приходах намного богаче, глубже, ярче! Но хочется надеяться, что даже по этим заметкам читатели смогут представить, как, например, в Мытищинском благочинии Московской епархии ведется социальное служение, как здесь развивается паломническая деятельность и организовывается досуг молодежи. Как неустанно ведется борьба с сектантами, которые стремятся увести наших людей от истинной веры — увести их из семьи, из социума, то есть разрушить родственные и социальные связи и сделать адептов секты покорными рабами своих лидеров.
Каждый православный приход — городской, сельский — имеет свое лицо, и на счету каждого немало добрых дел. Люди, соборно возносящие молитвы Богу, становятся единой семьей и не мыслят своей жизни без общения с Богом дома и в храме. Меня до глубины души тронул рассказ протоиерея Димитрия Оловянникова, настоятеля Владимирской церкви, что когда рядом расширяли Ярославку, то вокруг все было разрыто, а возле самого храма зиял большой котлован. Как раз шел Великий пост, и прихожанам, что называется, пришлось в экстремальных условиях карабкаться по этому котловану, чтобы попасть на службы.
— Отрадно, что храм в те дни не пустовал, — произнес отец Димитрий. — Значит, люди любят свою церковь, сердцем прикипели к ней.
Н.Ставицкая