Как известно, воскресная школа — это не просто система научения детей неким знаниям, необходимым для православного человека данного возраста. Это нечто большее. Главная цель церковной школы — не научить, а воцерковить; наполнить жизнь ребенка не лишними образовательными часами, а смыслом и интересом.
Обречена на неудачу та воскресная школа, где ребенку будет скучно. Но если мы станем лишь развлекать детей в церковных школах — это тоже будет неправильно. Ибо цель — привести ребенка ко Христу — не будет достигнута. Каждому ребенку необходимы любовь, забота, знания, игры и общение со сверстниками. Любовь и забота о ребенке станут действенны лишь при посвящении ученику максимума своего времени. А ребенок играть и общаться будет лишь там, где ему интересно, и с теми, кому он доверяет.
Процесс получения знаний в церковной школе, таким образом, должен быть организован в соответствии с теми же рассуждениями.
Это должен быть не сухой, а увлекательный процесс, желательно даже игровой в некоторых своих частях.
Окружать при этом ребенка должны не посторонние ученики, а друзья или хорошие знакомые. Этого достичь несложно, если в церковной школе, помимо уроков, будет большое количество разноплановых интересных мероприятий, где все постоянно участвуют вместе.
Ну и, разумеется, учитель в весь школьный процесс должен вложить всю свою любовь и заботу, что в перерасчете на материальный язык выльется в большое количество времени и сил. Но такова уж благая учительская доля.
Теперь же непосредственно сосредоточимся на учебном процессе. Любой учебный процесс предполагает некую оценку знаний. Поэтому во многих церковных школах нередки и опросы, и контрольные, и даже экзамены. А поскольку детям естественно и даже полезно соревноваться, то случаются даже более масштабные оценки знаний. Например, олимпиады по различным церковным предметам.
И здесь необходимо сразу же делать оговорку, причем принципиальную. Будем справедливы, конкурсов и олимпиад у детей хватает и в светских школах. Общеобразовательный учебный процесс в современных условиях поглощает практически все свободное время ученика. И это даже без упоминания о самых разнообразных видах дополнительного образования. Поэтому напрашивается вывод: не нагружать детей дополнительными олимпиадами и соревнованиями. Но ведь любой урок можно сделать увлекательнейшим мероприятием, а любое мероприятие — познавательнейшим уроком. Поэтому имеют право на существование (и даже обязаны быть!) богословские олимпиады и подобные им конкурсы, которые проводятся иначе, нежели стандартное решение задач в тетради в течение определенного времени. Такие олимпиады, которые дети станут принимать не как лишнюю нагрузку, а как новую игру, новое приключение, новую интересную форму досуга.
Раз так, то теперь самое время поставить педагога перед фактом: необходимо составлять задания увлекательные и искрометные, каждый раз неповторимые. Задания, которые заставят на пройденный материал посмотреть иными глазами, с неожиданного ракурса. Где необходимы и знания, и смекалка, и творческий подход. Методов составления таких заданий может быть сколько угодно.
Заменить слова учебника на картинки, чтоб задание состояло только из иллюстраций.
Составить незаполненную таблицу, где подписаны только столбцы и строки. А ученик должен, как некое подобие кроссворда, заполнить все ячейки таблицы нужными словами и датами из приведенной под таблицей базы данных.
Предложить собрать известный церковный текст из расположенных в хаотическом порядке его частей. Это подобие пазла.
Элементарный
Очень перспективно направление, когда материал общего характера предлагается в задании на примере местного храма
Разнообразные ситуационные задачи, где необходимо найти неточности.
Это лишь некоторые штрихи. Необходим обмен опытом, дальнейшие разработки, привлечение к процессу как можно большего числа методистов и педагогов. Чем больше мы составим увлекательных развивающих заданий, тем лучше будет для наших детей. Их обучение будет ненавязчивым и увлекательным. А все, усваиваемое с интересом, проникает в самое сердце.
Как уже отмечалось выше, задания нужно составлять каждый раз неповторимые. Хотя дети с восторгом выполняют и те задания, которые уже им предоставлялись ранее. Тем более, что всегда можно немного изменить направление действия в уже знакомом задании, и оно сразу же засверкает новыми красками и гранями.
Теперь о возрастных группах. В отдельно взятой школе уместнее делить детей на олимпийских заданиях не по возрасту, а просто по группам, в которых они занимаются. А если вводить деление по возрасту, то рамки групп могут быть сдвинуты искусственно в любом направлении для достижения примерно равного количественного состава во всех группах (чтобы не получилось, что в одной группе 2 участника, а в другой 15).
В масштабе же более крупном (район, область) можно использовать хотя бы разделение детей по возрасту, указанное С. С. Куломзиной в книге «Наша Церковь и наши дети»: 3–4 года, 5–7 лет, 8–10 лет, 11–13 лет, от 14 и старше. В рамках этих групп дети объединены приблизительно общими понятиями и представлениями о Боге и окружающем мире.
Хотя, конечно, у более старших в своих группах может быть некоторое преимущество (это просто логическое рассуждение). Но,
Отдельно о заданиях для самых маленьких. Естественно, придется давать им развивающие задания обычного для их возраста характера. А вот вместо кубиков, елочек, слоников предлагаем использовать различные церковные картинки. Чтобы дети привыкали к миру Церкви, миру храма. Но и от слоников тоже не стоит отказываться. Это вовсе не вредно.
Теперь несколько слов о формах проведения олимпиад в возрастных группах. Формы проведения олимпиад также разнообразны. Мы в нашей практике проводим олимпиады в трех форматах.
Олимпиада в
Классические олимпиады. Здесь каждый получает задание побольше, и ученики выполняют работы одновременно. С письменными работами по Закону Божию можно соединить что угодно: конкурсы сочинений, рисунков, творческие задания. Естественно, победитель будет назван через несколько дней. Ибо объем проверки большой.
Командные олимпиады. Проводятся по образцу классических олимпиад, только письменные работы выполняются не одним человеком, а распределяются капитаном на всю команду. Некоторые задания (например, творческие) можно дать для подготовки заранее (а на олимпиаде продемонстрировать), а некоторые задания можно дать для выполнения на месте.
В общем, размах для здоровой фантазии практически необъятный.
И последнее. Чужой опыт всегда воспринимается неоднозначно. Везде можно найти и достоинства, и недостатки. Мы решаемся вынести на обсуждение нашу практику проведения олимпиад и наши примеры составления заданий на том простом основании, что это не сухая теория. Все разработки постоянно применяются на практике и имеют у школьников очень большой успех. Детям это нравится, им это интересно. Хуже ученики от этого не становятся. Значит, есть надежда, что они становятся лучше и это им полезно.
Протоиерей Олег Матвейченко