Почему же так происходит? Весьма благополучная интеллигентная семья, все для детей, а мальчик попал в дурную компанию и пропал, не просто скатился, а стал просто преступником. И это не единичный случай, почему интеллигентность семьи не дает «прививки» против зла?
Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: В контексте заданного вопроса под интеллигентностью, видимо, понимается высшее образование старших членов семьи, а благополучие имеется в виду чисто внешнее: родители открыто друг другу не изменяют, не пьянствуют, не дерутся
Чтобы внутренне противиться злу, человеку нужно,
Когда ребенок видит взаимную любовь родителей и их нелицемерное благочестие, когда сам ощущает родительскую любовь, когда видит искреннее и серьезное внимание родителей к своим делам и к своей душевной и духовной жизни, когда сам принимает посильное участие в семейных делах — это имеет огромное значение в будущем столкновении его со злом во внешнем мире.
Хотя, конечно, и при самом лучшем воспитании от заблуждений застраховаться невозможно, но стараться, насколько это от нас зависит, дать своим детям опыт добра — наш родительский долг. Остальное уже определится промыслом Божиим и свободной волей самих детей.
В последние годы, можно уже сказать десятилетия, наркомания стала массовым явлением среди детей. Сегодня телевидение, массовая культура также способствуют их духовному растлению. Как их уберечь, что сделать?
Отвечает протоиерей Константин Островский: Главная причина в том, что жизненная установка современного человека — получить как можно больше удовольствия и как можно меньше страдать. Иными словами: «Даешь кайф без похмелья!»
А на самом деле жить надо ради вечности. Нужно знать и исполнять заповеди Божьи. Должен быть страх Божий: и страх наказания за грех, и страх оскорбить своим грехом Бога и лишиться общения с Ним. Должно быть сознание того, что труд и трудности — Божье установление для падшего человека. Как сказано в Библии, в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3:19). У человека должна быть решимость терпеть посылаемые Богом страдания, в том числе душевные. Именно бегство от душевных трудностей и страданий, в первую очередь, толкает человека к спиртному, наркотикам, вообще в виртуальную реальность.
Я не хотел бы присоединяться к хору ругателей телевидения и массовой культуры, хотя ругать есть за что. Главная беда не в них, а в том, что сами родители в огромной массе живут телевидением и массовой культурой, тогда как должны были бы жить в первую очередь своими детьми. Когда семья живет насыщенной духовной и душевной жизнью, и это, кстати, не очень зависит от уровня образования родителей, когда дети чувствуют их любовь и внимание, когда с детьми дома занимаются, когда есть общая семейная жизнь, а не только совместное сидение у «ящика» и впитывание уже помянутой массовой культуры, тогда она не так уж страшна, она не сможет до самой глубины пропитать своим ядом душу ребенка.
Сейчас, чтобы выжить надо уметь крутиться, многие пошли в торговлю, я в том числе. Товар мы не производим, но все же трудиться приходиться много. Разрешает ли Церковь заниматься коммерцией, какую наценку на товар можно установить?
Отвечает клирик Георгиевского храма города Видное священник Андрей Шеин: Православие не занимается определением размера «наценки на товар». Торговля — лишь одна из сфер человеческой деятельности. Церковь не отдает предпочтения никакому из видов деятельности, благословляя всякий труд, направленный ко благу людей и не нарушающий основ христианской нравственности. Церковь помнит и о потребностях в хлебе насущном (Мф. 6:11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Во всяком деле, равно как и в торговле, важна нравственная мотивация человека, стремящегося получить прибыль: питаться самому, никого не отягощая, и иметь возможность творить милостыню. Апостол пишет: лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф. 4:28). Предосудительно любостяжание и хищничество, то есть стремление к наживе любой ценой. Господь Иисус Христос предупреждает: берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12:15). Получающий прибыль человек должен помнить, что нельзя строить свое благосостояние в ущерб или за счет других, несправедливо занижая оплату чужого труда или отбирая последнюю копейку у малоимущего. На Архиерейском Соборе, прошедшем в 2000 г., были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых, в частности, можно найти такие строки: «Продолжая на земле служение Христа, Который отождествил Себя именно с обездоленными, Церковь… призывает… к справедливому распределению продуктов труда. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств» (VI.6.). Помнить об этих принципах важно в любом деле и при определении размера торговой наценки в том числе.
Здравствуйте! Можно ли на теле простому верующему христианину носить иерейский крест? Крест освящен.
Игорь Александрович
Отвечает клирик храма вмч. Георгия Победоносца в городе Видном священник Сергий Байдаков:
Уважаемый Игорь Александрович! Крестик, который мы надеваем в Таинстве Крещения и носим на груди в знак того, что мы христиане, — образ того «древа крестного», на котором Господь добровольно умер за нас. Нательный крест и называется так потому, что носится на теле под одеждой (снаружи крест носят только священники), хотя известно, что в первое время после принятия Русью христианства кресты носили и поверх одежды — как явный признак христианского крещения. Но в современной традиции для церковных людей ношение крестов большого размера поверх одежды является прерогативой только духовенства. Тем более что слова, написанные на оборотной стороне иерейского креста: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12), хотя и обращены, как и каждое слово в Священном Писании, ко всем верующим, но имеют особое значение для священников, так как были написаны апостолом Павлом Тимофею, его ближайшему ученику и сподвижнику, в качестве наставления в несении именно священнического служения. Потому, если Ваша реликвия так дорога Вам и Вашей семье, то храните её в углу вместе с иконами или подарите крест знакомому священнику.
Я человек верующий, в церковь, правда, хожу не часто. Сейчас вот читаю Библию и не могу понять, почему там только о евреях написано. Как же все говорят, что русский — значит православный, а в Библии про русских ни слова. А ведь русский народ очень добрый, тем более если сравнивать с теми жестокостями, что творили по Библии евреи. Почему к ним Христос пришел, что же в это время делали русские?
Владимир
Отвечает клирик Покровской церкви пос. Черкизово Пушкинского района протоиерей Вячеслав Резников: Очень хорошо, что Вы читаете Библию. Это — Священная история человечества, история того, как Господь Бог сначала подготавливал, а потом и совершил наше спасение. И Вы справедливо заметили, что еврейский народ в этом процессе занимает самое главное место. Вы правы и в том, что сам по себе этот народ не вызывает особых симпатий. Часто сам Господь Бог называет его народом «жестоковыйным и упорным». Но Господь и не выбирал собственно этого народа. Господь из всех людей, живших в то время на земле, избрал святого праведного Авраама. Потому что этот человек один из всех помнил свое родословие от самого первого человека, Адама; он и хранил в памяти все, что Адам узнал от Бога и что передал всем, желающим это знать. По первому слову Бога Авраам вышел из дома отца своего и пошел в неведомую землю, куда направил его Бог. Потом Бог подверг Авраама суровому испытанию. Он повелел принести в жертву долгожданного единственного сына. И Авраам не усомнился и выполнил бы это повеление, но Бог в последний момент остановил его, увидев его безграничную веру. Поэтому согласитесь, что не зря Бог обещал именно Аврааму, что от него произойдет многочисленный народ, в котором благословятся все народы, потому что именно в этот народ придет долгожданный Спаситель мира. Это и есть тот самый еврейский народ, о котором вы пишете. Бог особо промышлял об этом народе, дал самый справедливый закон, научил богослужению, на протяжении сотен лет посылал пророков для вразумления. Обо всем этом написано в Библии, которую Вы читаете. И именно в этом народе родилась Пресвятая Дева Мария, которая вобрала в себя все доброе, что Бог дал этому народу, и поэтому именно через Нее пришел в мир наш Спаситель, Господь Иисус Христос. Из этого народа происходят и Его первые ученики, Его Апостолы, которые понесли благую весть всем остальным народам. Но здесь и конец великой
Ну, а русский народ вышел на историческую арену спустя тысячу лет после Рождества Христова. Первая наша память о себе это «Повесть временных лет» летописца Нестора, которая относится примерно к XI в. И главное событие первой нашей летописи — принятие христианства святым равноапостольным князем Владимиром, а потом и всей Русью. Вообще смысл всей человеческой истории после Вознесения Христова — в распространении по всей земле благой вести о нашем спасении. И Русь много в этом потрудилась. Она горячо приняла веру, сохранила её во всей чистоте и потом создала великую христианскую империю. Но империя эта рухнула, как рухнула и великая Византийская христианская империя, как рушится и все земное. Никакой народ, никакое государство не вечно, а вечна Церковь Христова, которую, по слову Иисуса Христа, не одолеют и врата адовы.
Так что не возмущайтесь тем, что евреи
К лицу ли священнику иметь хорошую машину, технику, красивые вещи, современно одеваться? По батюшке должно быть видно, что живется ему нелегко, а если все иначе — это уже неприлично. Ведь
Отвечает протоиерей Константин Островский: Еду я в набитом автобусе, в потертом подряснике, с крестом на груди, портфель тяжелый, и никто мне место не уступит, хотя видят же, что я в годах и батюшка. А в окошко я вижу иностранный автомобиль и в нем молодого священника с коротко подстриженной бородкой. И мне обидно на наше молодое духовенство, вообще на нашу молодежь, которая ни старых не уважает, ни стыда и совести не имеет, разъезжая среди нищего народа на иномарках.
А обидно мне потому, что я завидую богатым и здоровым, потому что сам хотел бы ездить на иномарке, только мне её,
А если бы я ехал в автобусе «или на новом Мерседесе», или на осле, или пешком шел, молясь Богу в сердце, это было бы очень хорошо. Перед Богом все равно: во что мы одеты, как причесаны, на чем едем и сколько у нас денег в банке.
Но у священника есть ещё и пастырский долг. Мне все равно, я не привязан к земным благам (не привязан ли?). Но меня окружают немощные люди, они верующие, добрые, но немощные. Есть в них и жертвенность — и зависть, и любовь — и ненависть, и желание добра — и подчиненность злу. Все как у меня. И судя по себе, я думаю, что им тяжко видеть, как их батюшка строит себе коттедж и ездит на дорогой машине. Они соблазняются — они не правы.
Но апостол Павел писал: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8:13). Поэтому, если у меня есть возможность выбирать, то, пожалуй, лучше не иметь дорогих вещей. (Об этом, кстати, не раз говорил на Епархиальных собраниях Москвы покойный Патриарх Алексий II, укоряя священников за дорогие иномарки, даже советуя их продать в пользу своих приходов.) А если без дорогих вещей не обойтись, то будем ими пользоваться, не заботясь об искушениях людей, но укоряя себя.
Горе нам, книжникам и фарисеям, лицемерам, что очищаем внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды (см. Мф. 23:25). Не спасут нас ни роскошь без милосердия, ни нищета без смирения, поэтому простим друг другу.