Выступление на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
Международные Рождественские чтения — это, пожалуй, самый представительный форум в нашей стране, где с точки зрения Православия обсуждаются проблемы образования и воспитания. Поэтому я очень рад возможности поделиться сегодня с участниками чтений опытом просветительской деятельности Московской епархии в последние годы.
На протяжении почти всего ХХ века наша Церковь была лишена возможности осуществлять многие традиционные для нее формы общественного служения. Когда же в жизни общества произошли перемены, мы все оказались несколько неподготовленными к той свободе деятельности, перед лицом которой оказались. Каждый из нас в своей епархии стремился прежде всего развернуть реставрацию возвращенных поруганных святынь и строительство новых храмов. И оказалось, что это гораздо быстрее можно было сделать, чем вернуть народу веру и возродить благочестие. В этой связи можно вспомнить сорокалетнее странствование в пустыне иудеев, ведомых пророком Моисеем, в ожидании, что народ за это время изживет психологию рабства.
Поскольку проблемы современной просветительской деятельности Церкви интересны всем, хочу поделиться с вами опытом Московской епархии. Сразу оговорюсь, что, если бы мы в своей работе ограничивались лишь возможностями духовенства и не опирались на благожелательную поддержку властей, педагогической и родительской общественности, нам многого бы не удалось достичь.
Наше намерение распространять знания о Православии встретило поддержку со стороны губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова и регионального министра образования,
В ноябре 2001 г. был подписан Договор о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством образования Московской области. Затем постепенно во всех муниципальных образованиях Московской области были заключены соответствующие соглашения о взаимодействии с местными благочиниями. Таким образом,
С 2002 г. функционирует Координационный совет по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией. Священнослужители и педагоги совместно рассматривают учебные программы и
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях Московской области изучаются такие предметы как «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы православной культуры» и ряд иных курсов
Кроме того, знания о Православии преподаются еще в примерно 60 учреждениях дополнительного образования и охватывают более 7 тысяч воспитанников.
В области действуют летние оздоровительные центры для ознакомления детей с культурой Православия. Они проводятся совместно светскими властями и нашими благочиниями.
Обучение осуществляется по таким учебным пособиям:
— «Духовное краеведение Подмосковья», автор — доктор педагогических наук, профессор Людмила Леонидовна Шевченко, руководитель
— «Православная культура» (
— по учебникам «Основы православной культуры» Аллы Валентиновны Бородиной;
— по
Пособие «Духовное краеведение Подмосковья», предназначенное для использования в старших классах, в 2007 г. выпущено Министерством образования
Были признаны адаптированными к уровню начальной школы также и
Коснусь наиболее заметных событий, ставших результатом сотрудничества Министерства образования Московской области с Московской епархией. Год начинается с традиционных Губернаторских Рождественских елок, собирающих многотысячную детскую аудиторию в одном из спортивных комплексов. Этот театрализованный праздник помогает детям прочувствовать светлую радость праздника Рождества Христова. Со временем проведение Рождественских елок распространилось и по муниципальным образованиям области.
На Светлой седмице я ежегодно встречаюсь с руководителями муниципальных органов управления образованием Московской области, чтобы обсудить конкретные вопросы углубления
Мы пришли к выводу, что
В мае в рамках празднования Международного Дня славянской письменности и культуры несколько раз проходили фестивали хорового пения. В настоящее время ежегодно организуется областное мероприятие «Духовные родники Подмосковья», которое представляет собой театрализованный открытый урок, на котором присутствуют около 5 тысяч детей из всех муниципальных образований Московской области. Впервые такой урок был проведен в 2007 г. в Коломне, когда этот город был столицей всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры. В минувшем году открытый урок, также в Коломне, посетил в ходе своего визита в Московскую область Святейший Патриарх Кирилл и обратился к аудитории с первосвятительским словом. Дети, присутствующие на уроке, получают в подарок специально издаваемую книгу, представляющую собой иллюстрированную хрестоматию для назидательного чтения на заданную тему. Уже были изданы книги «История родного слова», «Отчий дом», «Веков наследие живое». Их содержание позволяет расширить знания как детей, так и родителей в области Православной культуры и включает отрывки из Священного Писания, описание событий Священной истории, стихи и рассказы классиков детской литературы, знакомит с произведениями иконописи и светской живописи.
Как я уже отмечал, за минувшие годы в Московской области широко распространилось преподавание «Основ Православной культуры» и «Духовного краеведения Подмосковья». Радует то, что многие директора школ и рядовые учителя с интересом, творчески подошли к этой работе. В начале учебного года, в сентябре, я собираю своего рода конференцию в Архиерейском доме в Коломне и приглашаю на нее представителей педагогической общественности. Участники делятся с присутствующими своими наработками, которые нередко носят новаторский характер.
В декабре 2003 г. были проведены Первые Московские областные Рождественские образовательные чтения, открывшиеся на базе Коломенской духовной семинарии. Так было положено начало проведению ежегодного
Увидев горячую заинтересованность и педагогов, и духовенства в Рождественских чтениях, позволяющих обмениваться мнениями и делиться последними достижениями в работе в сфере образования, мы совместно с Министерством образования определили такую схему организации чтений в Подмосковье. Проходят чтения примерно три недели в ноябре—декабре. Начинаются они пленарным заседанием в одном из городов региона. Затем конференции, круглые столы, семинары, выставки проходят по всей области. И, наконец, церемония закрытия включает подведение итогов, награждение наиболее потрудившихся на ниве образования педагогов и священнослужителей и, конечно, концерт или тематическую постановку. Обычные дворцы культуры уже не вмещают всех зрителей, поэтому закрытие Рождественских чтений проводятся в больших спортивных комплексах, которых в Московской области немало.
Начиная с 2004 г. наши Рождественские чтения были посвящены таким темам: «Любовь к родному краю», «Вместе возрождаем Россию», «Трудимся на благо Отечества», «На путях
Я специально остановился на тех темах, которые мы предлагаем. Они призваны привлечь как можно больше участников, заинтересованных в возрождении России, в воспитании молодежи в духе православных традиций и позитивных нравственных ценностей.
Здесь я должен особо отметить, что Московская епархия сотрудничает и с Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области. Мы имеем соглашение о сотрудничестве, ежегодно проводим совместное празднование Дня православной молодежи, обсуждаем актуальные проблемы нашего взаимодействия на конференциях «Молодежь и религия», объединяем наши усилия для организации летних лагерей для детей и юношества.
Темой для Подмосковных Рождественских чтений нынешнего 2010 г., который объявлен Годом учителя, мы избрали слова великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова — «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени».
Для поощрения труда учителей в этом году разрабатывается специальная епархиальная грамота. Мы также планируем дальнейшее расширение сотрудничества с подмосковными педагогами через проведение регулярных круглых столов и семинаров с моим участием.
Подмосковное учительство с энтузиазмом откликнулось на расширение возможностей преподавания предметов
Исключительное значение имеет подготовка кадров, поскольку это вызвано возрастанием социального запроса на преподавание программ по
Курсы повышения квалификации учителей действуют на базе
Свидетельством того, что не только значительно возросло число детей, изучающих
Министерство образования, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения предоставляют свободу выбора в изучении знаний о Православии семьям учащихся. По данным Министерства образования Московской области, о поддержке данного направления работы свидетельствуют позитивные отклики не только учителей и родителей, но и школьников. Более того, сегодня стало нормой, что родители, принадлежащие к иным конфессиям, разрешают своим детям посещать уроки «Духовного краеведения Подмосковья».
Московская епархия со своей стороны делает все необходимое для содействия обучению учащихся светских учебных заведений знаниям о Православии. Многие представители духовенства, а также учащиеся Коломенской духовной семинарии поддерживают постоянный контакт с подмосковным учительством, осуществляя необходимое консультирование и участвуя в различных совместных образовательных проектах.
Из моего рассказа можно понять, что сегодня развитие просветительской деятельности Церкви проходит в совершенно новых условиях. И здесь неприменимыми оказываются те формы и методы, которые использовались в дореволюционное время. Мы имеем дело с иной социокультурной средой и особенным историческим наследием трагического ХХ века. Требуется творческий подход. И каждый действует в соответствии с конкретными обстоятельствами и возможностями, а они в разных частях России, конечно, разнятся. Надеюсь, что опыт, которым я поделился с вами, может быть интересен для трудов на благо нашего народа и возлюбленного Отечества.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что в Московской области удалось сформировать эффективную систему