Деятельность системы образования — многообразный и многоаспектный процесс, который сегодня находится в самом фокусе общественного внимания. Проведение в России «Года учителя», начало реализации национальной стратегии «Наша новая школа» ярко обозначили роль и место российской школы в планах по модернизации нашего государства, нашего общества.
Но, как сказано в Писании, «кому много дано, с того много и спросится». Направляя на развитие школы значительные ресурсы, общество ждет от школы существенной отдачи. На первый план выходит вопрос ответственности школы за судьбу подрастающего поколения. При этом важно не только дать подростку современные знания, но и научить его жить в мире, противостоя его разрушительным влияниям. Без прочной нравственной опоры в душе подростка знания могут сработать во зло.
Следствием глобальных изменений, происходивших в
Именно поэтому сегодня задача
Рассматривая проблемы выстраивания системы
В первую очередь, это задачи стратегического уровня, к которым мы отнесли, прежде всего, вопросы выбора методологического основания, на котором следовало выстраивать систему
— традиции отечественной педагогической школы в области воспитания,
— культурные традиции государствообразующей религии России — Православия.
На этой основе была определена направленность и тип образовательной стратегии Московской области в области
На этом была выстроена цепочка задач тактического уровня.
Нам нужно было найти единомышленников в непростом деле
Следующим направлением деятельности стала разработка учебных пособий, реализующих решение задач
Данное направление работы проводилось в рамках областных целевых программ «Развитие образования Московской области на
После разработки содержательной базы была проведена ее экспериментальная апробация. На первом этапе экспериментальной работы было определено место изучения предметов «Духовное краеведения Подмосковья» и «Основы православной культуры» как факультатива, затем — предметов по выбору в сетке часов базового учебного плана.
В настоящее время в школах допускаются вариативные формы изучения в зависимости от готовности образовательного учреждения и желания родителей. Министерство образования, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения предоставляют свободу выбора изучения предмета семьей учащихся: родители пишут письменное заявление о предоставлении их ребенку возможностей изучения предмета. Мы считаем данный подход в настоящее время оптимальным при введении предметов по истории религиозной культуры.
О поддержке данного направления работы свидетельствуют не только отзывы учителей и родителей, но и мнение школьников, которые получили возможность прикоснуться к родникам духовной культуры Подмосковья, пройти маршрутами духовного краеведения родной земли.
На сегодняшний день у нас нет жалоб родителей, общественности на изучение предмета в общеобразовательных учреждениях. Более того, сегодня стало нормой, что родители, принадлежащие к другой конфессии, разрешают своим детям посещать уроки «Духовного краеведения Подмосковья».
Результатом изучения в школах Московской области данных предметов стала возможность организации и проведения олимпиады по предмету «Духовное краеведение Подмосковья».
Сегодня мы можем разрабатывать пособия, программы, создавать структуры и центры по
И здесь прослеживается взаимосвязь двух проблем: подготовки учеников в области знания о духовной культуре России и подготовки учителя к преподаванию основ православной культуры. Эти задачи решаются в Московской области системно.
Министерством образования Московской области были определены базовые учебные учреждения высшего профессионального образования Московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации: Московский государственный областной университет, Педагогическая академия последипломного образования и Московский областной
Разработана программа подготовки учителей курсов повышения квалификации «
Кроме этой программы реализуются другие: «Духовные основы русской культуры», «
Курсы повышения квалификации на базе областных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования проходят все учителя Московской области, ведущие преподавание предмета «Духовное краеведение Подмосковья», а также предмета «Основы православной культуры». В настоящее время подготовку прошли более 1000 педагогов (начинали мы с 50 педагогов в 2004 г.). Все слушатели по результатам обучения получили документ государственного образца о прохождении курсов. В текущем учебном году будут обучены более 400 человек.
Педагоги, прошедшие обучение на курсах, ежегодно становятся активными участниками регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя», представляя на рассмотрение конкурсной комиссии свои творческие проекты и материалы в области преподавания
Повышение квалификации учителя — это не только курсовая подготовка, но и постоянное серьезное методическое сопровождение его деятельности.
Необходимо отметить, что, хотя преподавание в школе ведется силами светских педагогов, православное духовенство Московской епархии осуществляет активную консультационную деятельность, всемерно помогая учителям в их работе.
В 2002 г. создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Московской области и Московской епархии Русской Православной Церкви. Именно Координационный совет стал организационной основой проведения работы по
Сегодня Координационный совет рассматривает основные документы как по содержанию, так и по организации
Тесное взаимодействие с православным духовенством организовано в Подмосковье не только на региональном уровне, но и на уровне каждого муниципального образования, каждой школы. Во всех муниципальных районах и городских округах Московской области заключены договоры между муниципальными органами управления образованием и местными благочиниями о сотрудничестве, созданы советы по взаимодействию.
Большую роль в повышении уровня методического мастерства учителей, преподающих основы православной культуры в Московской области, мы отводим совместным с Московской епархией областным мероприятиям по
В первую очередь это областные Рождественские чтения, участниками которых являются педагоги, ученые, священнослужители, представители родительской общественности всех муниципальных образований Подмосковья. Это мероприятие, с одной стороны, является смотром нашей деятельности, с другой стороны — это инструмент
В 2010 г., посвященном педагогам, темой чтений станет строка Некрасова: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» Тему эту предложил при открытии Седьмых чтений Владыка Ювеналий, в ходе чтений в ноябре—декабре прошлого года участники обсудили и поддержали это предложение.
Важное место в нашем календаре занимают также областные открытые уроки, собрания педагогического актива, встречи Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви с руководителями учреждений образования, областные родительские собрания.
В образовательных учреждениях Московской области проводятся совместно со священнослужителями обучающие мероприятия как для детей и их родителей, так и для педагогов:
— классные часы, посвященные святым Русской и Московской земли;
— конкурс сочинений учащихся «Моя встреча с Библией»;
— детские утренники «Рождество Христово»;
— общешкольные родительские собрания на темы духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения;
— конференции «Молодежь — будущее России»;
— слет православной молодежи.
В решении задач по подготовке педагогов важным является обеспечение учителей методической литературой по
— уроки «Православной культуры», «Духовного краеведения Подмосковья»;
—
— беседы с родителями о
— маршруты духовного краеведения «Святыни Подмосковья»;
— семейное воспитание;
— духовная безопасность.
Так, 65 учителей Подмосковья уже опубликовали свои статьи в журнале, описав в них свой опыт преподавания
Необходимо отметить также преемственность знаний в области духовной культуры от учителя, который прошел подготовку на курсах, к ученику. В указанных сборниках «Просветитель» были опубликованы многие работы школьников — учеников тех учителей, которые окончили курсы.
Традицией стало издание книг для семейного и внеклассного чтения «Отчий дом», «Наследие веков живое», «История родного слова. От Кирилла и Мефодия до наших дней», «Сказ о Кирилле и Мефодии» и методических сборников материалов для учителей Московской области, освещающих проблемы
На открытом уроке Его Святейшество в своем выступлении особо отметил нравственную составляющую педагога и его роль в
Эти слова Святейшего Патриарха стали для всех нас, для каждого педагога Московской области, напутствием в нашей работе с подрастающим поколением.