9 апреля в актовом зале приходской музыкальной школы Успенского храма Красногорска состоялась традиционная пасхальная встреча митрополита Ювеналия с руководителями муниципальных органов управления образованием и членами Епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации.
Выступая перед собравшимися, Владыка митрополит сказал:
«Уважаемая Лидия Николаевна! Возлюбленные отцы, дорогие братья и сестры! Христос воскресе!
От всего сердца поздравляю вас со светоносным праздником Пасхи Господней, а также с Годом учителя.
Очень рад приветствовать вас на нашей традиционной пасхальной встрече. Даже самый поверхностный взгляд на процесс развития
Всякое сотрудничество предполагает общее для его участников видение своих целей и задач. Русская Православная Церковь, на протяжении тысячелетия участвовавшая в общественном и культурном развитии нашего Отечества, на протяжении почти всего ХХ столетия была искусственно лишена возможности осуществлять многие направления своего служения, в том числе и в сфере образования. В минувшие два десятилетия это положение постоянно преодолевалось. Просветительские труды священнослужителей, монашествующих и мирян начали приносить свои плоды, способствуя тому, что через воскресные школы, православные гимназии, детские сады среди подрастающего поколения получили распространение знания о Православии, его роли в российской культуре и истории.
Нам приходилось все создавать заново, ведь от предыдущей эпохи оставалась „выжженная земля“. За минувшие годы на церковной ниве появилось множество молодых тружеников. Это особенно было заметно, когда я перед Пасхой встречался с епархиальным духовенством для вручения праздничных наград. Эти священники знакомы с актуальными проблемами современности, они деятельно осуществляют свое служение, в том числе готовы нести знания в мир. Конечно, нельзя сказать, чтобы в создаваемой нами внутрицерковной системе духовного просвещения вовсе не было проблем и недостатков. К примеру, не на всех приходах еще есть воскресные школы, подчас уровень преподавания оставляет желать лучшего. Однако общая позитивная тенденция развития, безусловно, присутствует.
С течением времени для многих наших соотечественников стало очевидным, что освобождение от атеистической идеологии и тоталитарного контроля над личностью не сопровождалось позитивными переменами в
Постепенно стало расти число активных сторонников
Ни для кого не секрет, что в нашем обществе продолжается дискуссия о целесообразности преподавания знаний о православии. Сейчас не место вдаваться в рассмотрение механизма, движущих сил и реальной социальной поддержки этого явления, которое в любом случае является фактором, осложняющим реализацию просветительских задач и потому не совсем конструктивным. В связи с этим должен с удовлетворением и радостью констатировать, что в Подмосковном регионе, благодаря заботе и поддержке нашего губернатора Бориса Всеволодовича, а также активной и творческой позиции Лидии Николаевны Антоновой, сотрудничество между Министерством образования Московской области и Московской епархией пошло не по пути бесплодных обсуждений, а по дороге интенсивного и плодотворного сотрудничества. Мы стали свидетелями того, как множество педагогов, родители и дети с глубоким интересом и энтузиазмом откликнулись на возможность изучения православия в школе.
Когда мы говорим об имеющихся достижениях, а это — программы и
Люди церковные стремятся по мере своих сил способствовать уврачеванию этих социальных недугов, в том числе и при посредстве просветительской и образовательной деятельности. Такие предметы, как „Основы православной культуры“ и „Духовное краеведение Подмосковья“, имеют своей целью позитивное воспитательное воздействие на подрастающее поколение.
В то же время, как показала статистика, в последнее время наметилась тенденция к сокращению в некоторых муниципальных образованиях Московской области числа образовательных учреждений, в которых преподаются дисциплины
На совете говорилось и о подготовке педагогов по предметам „Основы православной культуры“ и „Духовное краеведение Подмосковья“. Как оказалось, иногда это бывали люди случайные, направляемые на курсы повышения квалификации, как говорится, „по разнорядке“. С другой стороны, педагоги отправлялись на учебу в интересах личного самообразования и не планировали в дальнейшем вести уроки по
Я полагаю, что тут обозначена очень серьезная проблема. Если во втором случае можно лишь выразить сожаление, что педагог ограничится приобретением знаний для одного себя и не будет делиться ими с детьми, то первая ситуация вызывает тревогу. Скажу почему.
Как я говорил ранее, преподавание знаний о православии имеет не только чисто образовательный, но и
Мне думается, что дело, которое мы совершаем вместе, предполагает взаимную скоординированность и продуманность подходов к решению предстоящих задач. Мы стремимся совместно принести обществу пользу. Наше понимание этого не обязательно должно полностью совпадать. Ведь Церковь совершает религиозное служение, а школа — учреждение светское. Однако нас объединяет стремление помочь подрастающему поколению и обрести полноценный объем знаний об истории и культуре России, и стать настоящими патриотами и достойными гражданами, и усвоить крепкие нравственные ориентиры. Такова основа нашего, если хотите, партнерства. Как видите, здесь затронуты очень серьезные вещи, а значит, и отношение к ним должно быть соответствующим.
Молодые люди весьма чувствительны к фальши и неискренности, формализму и бездушию, реагируя на это очень болезненно. Педагог, неумело и равнодушно ведущий предмет
Простите, что так подробно говорю об этом, но у нас ведь, хоть и праздничная, но рабочая встреча. Об успехах и достижениях мы и так хорошо знаем. Хочется с вами, как высококвалифицированными педагогами и в то же время управленцами, держащими руку на пульсе событий на местах, обсудить насущные проблемы сегодняшнего дня и посоветоваться о путях их разрешения. Возможно, вы сегодня выскажетесь на эту тему.
Свое выступление хочу закончить выражением сугубой благодарности всем, кто жертвенно, самоотверженно и, что особенно важно, совместно трудится на ниве образования и духовно нравственного просвещения. Я имею в виду как работников системы Министерства образования Московской области, так и присутствующих здесь священнослужителей, представляющих Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации. Я хорошо знаю, что во многих муниципальных образованиях представители духовенства и педагоги тесно сотрудничают, в атмосфере взаимопонимания и доброжелательности решая общие задачи по воспитанию детей и юношества. Сегодня я в знак признательности за то, что вы делаете, вручу вам грамоты, посвященные Году учителя.
В заключение хочу пожелать вам здоровья и творческих успехов, счастья и радости. Христос воскресе!»
Затем министр образования Правительства Московской области
«Ваше Высокопреосвященство, глубокоуважаемый Владыка Ювеналий! Уважаемый Борис Егорович! Уважаемые участники традиционной пасхальной встречи! Сегодня замечательный день — Светлая пятница. Традиционно в Пасхальную неделю Вы, глубокоуважаемый Владыка, приглашаете нас, руководителей системы образования Московской области, на пасхальную встречу, которая ежегодно становится одним из ярких моментов нашего сотрудничества. Все наши встречи с Вами имеют в центре своем такую важную тему, как духовное воспитание человека. И в Пасхальную неделю она приобретает особый смысл. Пасхальные торжества занимают особое место в духовной жизни каждого, несут с собой нравственное обновление, наполняют сердца людей теплом и светом, укрепляют веру в добро и справедливость.
За почти десятилетнюю практику совместной работы у нас сложился исключительно плодотворный опыт взаимодействия в вопросах
Можно с уверенностью говорить о работе, направленной на совершенствование созданной в Московской области эффективной системы
Именно этому было посвящено состоявшееся 10 февраля 2010 г. расширенное заседание Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви. На заседании были определены эти новые направления нашей деятельности в вопросах совершенствования системы
С полными материалами заседания Координационного совета каждый присутствующий может ознакомиться на сайте Министерства образования Московской области.
Остановлюсь на основных вопросах, которые обсуждались в ходе заседания Совета.
1. Разработка учебных пособий, реализующих решение задач
Для школ Московской области был создан комплект пособий, обеспечивающих знания учащихся об истории, культуре, традициях, географии, экономике Московской области: „Духовное краеведение Подмосковья“. В 2006 г. выпущен
Сейчас остро стоит вопрос о дополнительном выпуске учебной литературы, так как количество желающих изучать предметы культурологического цикла значительно увеличилось в Московской области, да и учебники приходят в негодность.
Министерством образования Московской области прорабатывается вопрос об издании дополнительного тиража учебников „Духовное краеведение Подмосковья“ автора
Также предполагается разработка и выпуск электронной версии учебников
2. Мониторинг и анализ организации изучения предметов „Духовное краеведение Подмосковья“ и „Основы православной культуры“ в общеобразовательных учреждениях Московской области.
Соотношение форм преподавания предметов
1. Основной предмет — 38% общеобразовательных учреждений, реализующих программы культурологического цикла.
2. Факультатив — 28% общеобразовательных учреждений.
3. Элективный курс — 8% общеобразовательных учреждений.
4. Кружок — 10% общеобразовательных учреждений.
5. Входят разделами в другие курсы (МХК, „Краеведение“, „История Московской области“, „Родное Подмосковье“ и др.) — 16% общеобразовательных учреждений.
3. Мониторинг и анализ преподавания предметов
По результатам мониторинга, проведенного в декабре 2009 г., в 63% (919 школах) общеобразовательных учреждений всех муниципальных образований Московской области преподаются предметы
В 9 муниципальных образованиях 100% общеобразовательных учреждений охвачены преподаванием предметов
В 3 муниципальных образованиях преподаванием предметами ДНК охвачены менее 20% общеобразовательных учреждений: городской округ Химки, муниципальные районы: Зарайский, Раменский. Это красноречивые цифры, они показывают, что нам есть над чем работать, и работать надо серьёзно.
Сравнительный анализ количества школ, в которых преподаются предметы
— на прежнем уровне сохранилось преподавание
— увеличилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием
— уменьшилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием
Проведен анализ причин снижения количества образовательных учреждений в территориях. Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что причины снижения носят субъективный характер, а соответственно, могут быть устранены. В связи с этим Министерство образования Московской области рекомендует муниципальным органам управления образованием разработать план работы по изменению ситуации и увеличению охвата обучающихся предметами
Также рекомендуем всем муниципальным органам управления образованием для увеличения популяризации
Основными предметами, преподаваемыми в школе в рамках
1. „Духовное краеведение Подмосковья“ — 55% общеобразовательных учреждений реализуют эту программу.
2. „Основы Православной культуры“ — 30% общеобразовательных учреждений.
3. Другие программы — 15%.
Наиболее охвачены преподаванием предметов
Министерство образования Московской области рекомендует расширить преподавание предмета „Основы православной культуры“ на уровне начальной (1–4) и основной школы (5–8 кл.) для всех школ Московской области с целью обеспечения преемственности
1–8 классы — „Основы православной культуры“ с маршрутами духовного краеведения.
9–10 класс — „Духовное краеведение Подмосковья“ (как
4. Оказание
Ежегодно в начале учебного года Министерство образования Московской области направляет в муниципальные органы управления образованием методические письма, где даются рекомендации:
об использовании программ
о предоставлении муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями свободы выбора изучения предмета семье учащегося: родители пишут письменное заявление о предоставлении их ребенку возможности изучения предмета.
Такая форма работы представляется нам наиболее удачной при введении предметов по истории религиозной культуры, так как в этом году значительно уменьшилось количество жалоб родителей и общественности на изучение предмета в общеобразовательных учреждениях. Также о поддержке данного направления работы свидетельствуют не только отзывы учителей и родителей, но и мнение школьников, которым предоставлена возможность прикоснуться к родникам духовной культуры Подмосковья, пройти маршрутами духовного краеведения родной земли.
Результатом изучения в школах Московской области данных предметов
4 февраля в Московском государственном областном университете прошел региональный тур, участвовало 74 школьника с 7 по 11 класс из 39 территорий. Победителем стал Петров Евгений, ученик 11 класса
Сегодня мы можем разрабатывать пособия, программы, создавать структуры и центры по
И здесь прослеживается взаимосвязь двух проблем: подготовки учеников в области знания о духовной культуре России и подготовки учителя к преподаванию основ православной культуры. Поэтому следующим направлением определена системная работа по подготовке педагогических кадров данной специализации.
Базовыми учебными учреждениями высшего профессионального образования Московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации, являются: Московский государственный областной университет, Педагогическая академия последипломного образования, Московский государственный областной
Разработаны программы подготовки учителей курсов повышения квалификации:
„
„Духовные основы русской культуры“ (ПАПО);
„
„Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины“ (ПАПО);
„Основы православной культуры“ (МГОСГИ).
Все программы курсовой подготовки учителей, изучения предметов культурологического цикла в школе, учебные пособия, муниципальные программы рассмотрены на заседании экспертной группы с целью рецензирования новых образовательных программ и учебных пособий по
Курсы повышения квалификации на базе областных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования проходят все учителя Московской области, ведущие преподавание предмета „Духовное краеведение Подмосковья“, а также предмета „Основы православной культуры“.
В настоящее время подготовку прошли более 1000 педагогов (начинали мы с 50 педагогов в 2004 г.). По данным мониторинга, за все эти годы на базе:
Московского государственного областного
Московского государственного областного университета — 404 человека,
Педагогической академии последипломного образования — 649 человек.
Все слушатели по результатам обучения получили документ гособразца о прохождении курсов. В текущем учебном году обучение проходят около 600 человек.
За последние три года возросло число педагогов, преподающих предметы
В 2007–2008 учебном году после прохождения программы повышения квалификации приступили к работе по
В Московской области реформируется система повышения квалификации: создана база данных, позволяющая анализировать и формировать спрос педагогов на курсовую подготовку по определенной тематике.
К сожалению, при анализе базы данных выявлены следующие проблемы: количество учителей, после курсовой подготовки преподающих предметы, направленные на
Подчеркиваю, что повышение квалификации учителя — это не только курсовая подготовка, но и постоянное серьезное методическое сопровождение его деятельности.
Областные мероприятия, совместно проводимые с Московской епархией Русской Православной Церкви, рассматриваются нами не только как встречи с представителями духовенства, но и как наша работа по повышению квалификации, но этого недостаточно, необходим особый подход к педагогическим кадрам, которые направляются на повышение квалификации. Они должны понимать, какая миссия им предстоит.
Государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования Московской области готовятся предложения по подготовке второго этапа обучения преподавателей, преподающих предметы
В решении задач по подготовке педагогов важным аспектом является обеспечение учителей методической литературой по
— уроки „Православной культуры“, „Духовного краеведения Подмосковья“;
—
— беседы с родителями о
— маршруты духовного краеведения „Святыни Подмосковья“; семейное воспитание; духовная безопасность.
Так, 65 учителей Подмосковья уже опубликовали свои статьи в журнале, описав в них свой опыт преподавания
Необходимо отметить также преемственность знаний в области духовной культуры от учителя, который прошел подготовку на курсах, к ученику. В указанных сборниках „Просветитель“ были опубликованы многие работы школьников — учеников тех учителей, которые окончили курсы.
Сегодня, говоря о проделанной работе, нельзя не затронуть проблему личности учителя, работающего в сфере
Московская область уже не первый год успешно участвует во всероссийском конкурсе „За нравственный подвиг учителя“. Цели конкурса: стимулирование творчества педагогов и воспитателей, работающих с детьми и молодежью, расширение охвата детей и молодежи
Сейчас в Московской области проводится региональный этап Всероссийского конкурса „За нравственный подвиг учителя — 2010“. Министерство образования Московской области рекомендует конкурсантам обращаться для получения консультаций к местным благочинным, на заявках для участия в региональном этапе конкурса обязательно должно присутствовать согласование местного благочинного.
И, конечно, в Год учителя наша работа будет сконцентрирована на подготовке к Восьмым Московским областным Рождественским образовательным чтениям, которые, по Вашей инициативе, дорогой Владыка, пройдут под общей темой „Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени“.
Выступая на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях, Вы, многоуважаемый Владыка, отметили, что „в Московской области удалось сформировать эффективную систему
Далее состоялись выступления педагогов и священнослужителей, посвященные развитию
В 15 часов в Доме культуры «Подмосковье» состоялось родительское собрание «Подмосковная весна. Дорога к храму». Присутствующих приветствовали заместитель председателя Правительства Московской области