В 2010 г. вышло сразу несколько новых книг о жизни и служении святителя Филарета (Дроздова, 1782–1867), митрополита Московского и Коломенского. Эти книги существенно дополняют наши знания о великом деятеле Русской Церкви, во многом определившим ее развитие в XIX в., который подчас называют веком Филарета. По словам младшего современника святителя, историка Н. П. Гилярова-Платонова, «он не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил временем. В первую половину царствования Александра I, став во главу церковного управления — не саном своим или местом служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, — он до конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никогда и никем не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние… Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное».
Монография священника Павла Хондзинского «Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. Историко-богословское исследование» стала первой после долгого перерыва работой, в которой исследуется богословие святителя. Автором не просто заявлен историко-богословский подход, но вся работа выполнена в таком ключе, на стыке истории, богословия и филологии, что позволило выявить принципиально важную роль творческого вклада святителя Филарета в русскую богословскую науку.
На материале экклесиологической проблематики автор рассматривает целостную богословскую систему святителя Филарета, от ее истоков до ее формирования. После характеристики разнообразия богословской мысли в XVIII в. (преосвященный Феофан Прокопович, святитель Георгий Конисский, митрополит Платон Левшин) отмечается ученическое заимствование у Запада, а затем, уже в трудах святителя Тихона Задонского, — творческое преодоление западной мысли. В основной части работы подробно и доказательно, используя тексты святителя (проповеди, работы догматические, мнения и резолюции), автор показывает формирование богословского метода святителя, а затем и его экклесиологической концепции. Важно, что на протяжении всей работы автор прослеживает две опорные точки филаретовского богословия — Священное Писание и Церковь, — в понимании которых святитель обнаружил себя достойным продолжателем святоотеческой традиции. Не случайно именно святителя Филарета протопр. Иоанн Мейендорф назвал в одной из своих работ «величайшим православным богословом XIX века».
В целом книга священника Павла Хондзинского стала принципиальной удачей нашей церковной науки: автор собрал из «драгоценных камушков», разбросанных по разным трудам святителя, его целостную богословскую систему. В то же время выводы автора вполне совпадают с устоявшимися в русской исторической науке взглядами на развитие русской национальной культуры, частью которой была и остается русская богословская наука.
Продолжается издание «Летописи жизни и служения святителя Филарета (Дроздова)», вслед за первым томом (1782—1825 гг.) вышел ее второй том, в котором освещен период с 1826 г. по 1832 г. Издание Филаретовской Летописи, предпринятое в ПСТГУ, представляется важным делом. Жанр летописи жизни и творчества выдающихся деятелей культуры (А. С. Пушкина или Л. Н. Толстого) давно вошел в практику отечественной исторической науки, как свод различных материалов о выдающейся личности, однако такого рода изданий о деятелях Церкви пока не имелось. Между тем поденная хроника, выстроенная год за годом и месяц за месяцем, свод самых разнообразных фактов, крупных и мелких, оказывается многоцветной мозаикой, из которой складывается яркий портрет святителя Филарета. При подготовке Летописи использовались проповеди, церковно-административные распоряжения, богословские труды, переписка со Святейшим Синодом, письма к родным и знакомым самого святителя Филарета, а также воспоминания его современников.
Листая страницы Летописи, мы читаем то распоряжение о замене ветхих кастрюль в архиерейском доме, то письмо обер-прокурору Святейшего Синода князю А. Н. Голицыну с возражением против издания на латинском и испанском языках «Разговоров о православии грекороссийской церкви», написанных святителем по просьбе императрицы, то сообщение о служении им литургии и молебна в день тезоименитства брата императора, великого князя Михаила Павловича, то письмо матери в Коломну в ответ на ее просьбу о поставлении на место некоего Василия, то письмо зятю о посылке рясы, то письма святителя Филарета и митрополита Серафима (Глаголевского) по поводу запрета филаретовского катехизиса (Т. 1. С. 152, 153, 190, 225, 240, 303, 307).
Все это история, и давняя история. Но стоит заметить, что немалая часть суждений святителя Филарета вполне актуальна. Вот, например, его резолюция на прошении бывшего послушника об оставлении его в монастыре: «Никто же возложа руку на рало и зря вспять, управлен есть в царствии Божием. Отказать непостоянному» (Т. 2. С. 79). Ясно, что филаретовская строгость вызвана к жизни высотой требований Евангельских норм жизни, отказом в попустительстве духу мiра сего. Та же высокая мерка жизни христианина видна в словах проповеди в день святителя Алексия: «Не сообразуйтеся веку сему, писал Апостол христианам в веке иудейства и язычества. О горе! Нужно и в христианские времена повторять христианам: не сообразуйтеся веку сему. Сообразуйтеся тем истинным рабам Божиим, которых верное служение Богу не ослабляется ни прельщением выгод мирских и удовольствий чувственных, ни опасением трудностей, препятствий, скорбей» (Т. 2. С. 81).
Уже несколько лет выходит «Филаретовский альманах», в выпусках которого вниманию читателей представлены различные материалы о святителе Филарете и его эпохе. В пятый выпуск вошли публикации Г. В. Бежанидзе о документах святителя по делу о Казанской иконе Симонова монастыря и А. А. Петрова о переписке филаретовского викария, епископа Леонида (Краснопевкова) с наместником Лавры прп. Антонием (Медведевым), статьи священника Павла Хондзинского «Святитель Филарет Московский и святитель Григорий Палама», Н. Ю. Суховой «Учение о Церкви в богословии святителя Филарета», В. А. Воропаева «Последние дни жизни Н. В. Гоголя как духовная и научная проблема», В. И. Мельника «Православие и культура: святители Филарет Дроздов и Игнатий Брянчанинов о художественной литературе», А. П. Дмитриева «Филаретовский юбилей 1867 г. и кончина святителя в оценках „триумвирата“ московских консерваторов (И. С. Аксаков, Н. П. Гиляров-Платонов, М. Н. Катков)», А. И. Яковлева «Храмы Филаретовского времени». В материалах альманаха читателю предлагаются и новые факты о жизни митрополита Филарета, о его окружении, и новые взгляды на творческое наследие святителя.
Многим почитателям святителя Филарета известен роман-хроника А. И. Яковлева «Век Филарета», вышедший новым изданием. В книге показан внутренний драматизм жизни московского митрополита, «патриарха без патриаршества», как называли его современники. На долгий век святителя пришлось несколько исторических эпох, в каждую из которых его место оказывалось важным. В книге даны яркие портреты императоров Александра I, Николая I и Александра II, видных сановников князя А. Н. Голицына и графа Н. А. Протасова, заметных деятелей Церкви архимандрита Фотия (Спасского), архимандрита Антония (Медведева) и многих других, рассказывается о негладком течении жизни московского митрополита. Книга написана с большим уважением к личности героя. Привлекает легкий стиль изложения и хороший русский язык.
Варфоломей Лаптев
Хондзинский Павел, священник. Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. Историко-богословское исследование. М., ПСТГУ, 2010. С. 304.
Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. М., ПСТГУ. 2009, 2010. Т. 1. С. 376. Т. 2. С. 384.
Филаретовский альманах. Вып. 5. М., ПТСГУ, 2009. С. 224.
Яковлев А.И. Век Филарета. Роман-хроника. М., Православное благотворительное братство во Имя Всемилостивого Спаса, 2010. С. 672.