В жизни Церкви уникален каждый день — с его священными воспоминаниями, с промыслительным звучанием текстов Священного Писания, с Божественной литургией, открывающей участникам ее врата вечности. Но есть в церковной жизни дни, которые не только принадлежат вечности, но и становятся достоянием истории.
К таким дням, без сомнения, принадлежат те, в которые совершает свои Первосвятительские визиты Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
В этих визитах Предстоятеля Церкви важно все: и то, какие места выбираются для Первосвятительского посещения, и то, кто принимает участие в подготовленной программе, и, конечно, тот огромный позитивный резонанс, который имеют выступления Святейшего Патриарха перед общественностью. Слова, произнесенные Его Святейшеством в российской глубинке, звучат на всю страну. В современной России Церковь стала не просто авторитетной духовно-нравственной силой, но силой прежде всего созидательной. Творческая инициатива Церкви сегодня востребована повсеместно, и множество людей — не только православных, но и других религиозных традиций — многого ждут от визитов Святейшего Патриарха.
Первой удостоилась принимать Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла древняя Коломна; этот визит состоялся в 2009 году. И вот теперь — Орехово-Зуево.
Необычна судьба города: образован он был в 1917 году из поселений, разделенных рекой Клязьмой и входящих в две разные губернии — Московскую и Владимирскую. Деревня Зуево — «московская» часть города — древняя, упоминается в летописных описаниях событий начала XIII века; село Орехово, относившееся к Покровскому уезду Владимирской губернии, лет на четыреста моложе. К середине девятнадцатого столетия здесь начинается строительство фабрик, стремительно растет население, достигая 40 тысяч. Судоходная река, а затем и железная дорога способствовали превращению поселения в крупный промышленный центр. Примечательно, что на обоих берегах Клязьмы стояли храмы, посвященные Рождеству Пресвятой Богородицы. Ореховская церковь была в безбожное лихолетье снесена; Зуевская — ныне Богородицерождественский собор — тоже не избежала гонений и в 1939 году была закрыта, но в годы Великой Отечественной войны в ней возобновились богослужения. Сейчас этот прекрасный собор является центром Орехово-Зуевского благочиния. Именно здесь 10 октября Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию.
Собор в Орехово-Зуево — один из крупнейших храмов Подмосковной земли — был наполнен народом, но поместились не все. Прихожане заполнили церковный двор, и ради них богослужение транслировалось на улицу. День был ясный, не по-осеннему теплый и солнечный. Перед папертью храма прихожане выложили огромный ковер из цветочных лепестков с надписью «Многая лета».
При встрече от имени губернатора Московской области Его Святейшество приветствовал первый заместитель председателя Правительства Московской области И. О. Пархоменко.
Его Святейшеству сослужили Преосвященные: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Грузинская Православная Церковь); митрополит Астанайский и Казахстанский Александр; архиепископы Уральский и Гурьевский Антоний; Можайский Григорий; Томский и Асиновский Ростислав; Верейский Евгений, ректор Московских Духовных академии и семинарии; Наро-Фоминский Юстиниан, управляющий Патриаршими приходами в США; епископы Илиан (Востряков), Видновский Тихон, Серпуховский Роман; Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; протоиереи Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; Александр Ганаба, секретарь Московского епархиального управления; благочинный Орехово-Зуевского церковного округа, настоятель храмов Рождества Богородицы и Новомучеников Орехово-Зуевских города Орехово-Зуево протоиерей Андрей Коробков; иеромонах Антоний (Севрюк), руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха; благочинные Московской областной епархии.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл и сослужащие Его Святейшеству иерархи совершили хиротонию архимандрита Геннадия (Гоголева) во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии.
На богослужении присутствовали посол Российской Федерации в Республике Казахстан М. Н. Бочарников, глава Орехово-Зуевского района А. П. Филиппов, глава Орехово-Зуево О. В. Апарин, многочисленные почетные гости.
За Литургией пел хор Московской епархии под руководством иеромонаха Константина (Островского), а также детский хор «Благая весть» храма Рождества Богородицы Орехово-Зуева под руководством В. Н. Редьки.
По окончании богослужения Святейший Патриарх вручил новохиротонисанному епископу Геннадию архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом, в котором, в частности, сказал:
«Благодатью и действием Святаго Духа ты сподобился ныне приобщиться к собору архиереев Русской Православной Церкви и воспринял через возложение рук Преосвященных архипастырей благое бремя епископства, предназначенное, по слову апостола, „к свершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова“.
Тебе предстоит совершать пастырское служение в регионе где святое православие на протяжении многих веков соседствует с другими традиционными религиями. Часть населения региона, где ты будешь проходить многотрудное поприще и пастырство, и вовсе равнодушна к вопросам духовной жизни. В этой ситуации епископу, с одной стороны надлежит проявлять мудрость, терпимость и готовность к мирному диалогу и соработничеству с носителями иных религиозных взглядов и убеждений, вносить посильный вклад в возрождение и утверждение духовно-нравственных ценностей в обществе.
С другой же стороны, во всем нужно подавать добрый пример того, как должно исполнять слова Священного Писания: Господа Бога святите в сердцах ваших, будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3:15).
Ты начинаешь свое епископское служение викарием, и в этом состоит значительное преимущество твоего положения, ибо ты всегда сможешь прибегнуть к помощи правящего архиерея, но это налагает на тебя и большую ответственность. Для церковных людей тебе надлежит стать образцом христианского послушания, достойным примером преданности своему делу и готовности исполнить все возложенные на тебя обязанности. Епископ признан жить в неразрывном единстве с народом, отечески заботиться о нуждах своей паствы, радуясь с радующимися и плача с плачущими (Рим. 12:15). Начальствуя над людьми, в общении сохраняй заповеданные Спасителем и апостолами евангельскую простоту и любовь. По образу кротости Господа нашего, пришедшего не для того, чтоб послужили Ему, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Старайся и ты более служить ради любви. Но не следует забывать и о том, что жизнь в единении с паствой делает архипастыря не только открытым для выражения теплых чувств людей, но и уязвимым для критики.
Нужно помнить и о том, что всегда существует опасность подвергнуться осуждению за свои поступки или неосторожные слова и стать соблазном для окружающих, ибо как свидетельствует апостол: из-за нашего несовершенства Имя Божие хулится у язычников (Рим. 2:24). Это означает, что тебе надлежит стать не просто тем, кто проводит жизнь тихую, безмятежную, во всяком благочестии, чистоте, но более того — образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, чистоте.
Ценный административный преподавательский опыт, приобретенный тобой за годы несения послушания ректора в Костромской духовной семинарии, надеюсь, поможет тебе на твоем новом поприще. Ведь и здесь тебе предстоит проповедью и примером воспитывать священнослужителей, наставляющих стадо Божие на путь спасения. Твои труды на ниве церковного образования, несомненно, научили тебя тому, что богословие не есть отвлеченная наука, но живой опыт жизни в Боге, на основании которого только и возможно дать исчерпывающий ответ на самые сложные вопросы современности, обращенные к Церкви со стороны мира. Сегодня наши приходы ждут образованных пастырей, способных убедительно свидетельствовать о спасении, совершенном Христом через Крест в Воскресении.
В предстоящем тебе служении старайся подъять также и попечение о должном устроении работы с молодежью и подрастающим поколением, как будущим нашей Церкви. От его благополучного духовного возрастания зависит успех христианской миссии в ближайшие десятилетия. Творчески осмысляй все возможные проекты в сфере молодежного служения, дабы не полагать претыкания делу веры, но напротив — утверждать юные души на прочном камне православных традиций.
В Казахстане, где на протяжении столетий мирно существовали представители разных вероисповеданий, национальностей, государственная власть республики прилагает немало усилий к тому, чтобы отношения, основанные на принципах мира и взаимопонимания, стали неотъемлемой частью жизни общества. Стремись же делать все от тебя зависящее, дабы этот процесс межрелигиозного взаимодействия развивался ко благу всего многонационального народа страны. Тебе следует вверять особое внимание развитию диалога с обществом, дабы свидетельство об истинности веры было обращено ко всем социальным слоям и группам населения.
Люди ждут от нас искреннего участия в их нуждах, и прежде всего духовной поддержки при прохождении испытаний, выпавших на их долю. С этими пожеланиями я вручаю тебе архипастырский жезл — прими его, не помышляя о почестях, воздаваемых начальствующим, но со смирением и твердым упованием на помощь Божию, ибо недостаточность наших сил для несения апостольского служения неизменно восполняется благодатью, подаваемой свыше. Аминь».
Затем Его Святейшество приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:
«Святейший Владыка и отец!
Позвольте сердечно, по-сыновнему поблагодарить Вас за Первосвятительский визит в Московскую епархию. Вы сегодня, совершив богослужение в этом благолепном храме, посвященном Пресвятой Владычице нашей Богородице, принесли радость, умиротворение и благословение Вашей богоспасаемой пастве.
Пользуюсь этим счастливым для себя мигом, чтобы на рубеже своего нового этапа служения Русской Православной Церкви поблагодарить Вас за доверие продолжать мне, достигшему преклонных лет, свое архиерейское служение. Общаясь в эти дни со мной, Вы высказали много добрых слов о церковной жизни в нашей Московской епархии. Но мы все знаем, что один в поле не воин. Все, что достигнуто, совершено благословением и молитвами Предстоятелей нашей Церкви и в последнее время — при Вашем активном вдохновлении нас на жертвенное служение Святой Церкви; и сделано это соборне епископатом, духовенством, монашествующими и мирянами, которые активно участвуют в жизни нашей Святой Церкви.
Ваше Святейшество, все, кто сегодня молился с Вами, на всю жизнь оставят в памяти Ваше благолепное Патриаршее служение. Но мы знаем, что при Вашей сверхчеловеческой активности в служении нужна Божия помощь, Божия поддержка, без которой слабый земнородный человек не может осуществлять великих дел. Мы просим Вас принять этот древний намоленный образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы с молитвенным пожеланием, чтобы Покров Царицы Небесной неотступно пребывал с Вами и в Вашем Первосвятительском служении.
Пусть Господь хранит Ваше Святейшество на многая, благая и благословенная лета!»
В своем Первосвятительском слове Святейший Патриарх Кирилл сказал:
«Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Ювеналий, ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры!
С большой радостью я посетил город Орехово-Зуево, и в этом известном храме, созданном трудами и молитвами жителей Орехово-Зуево в преддверии грозных испытаний, что постигли нашу Церковь, совершили мы Божественную литургию и поставление нового архиерея. Те, кто в грозные революционные годы и последующие годы мечтал о том, чтобы храм этот был закрыт, чтобы не было никаких проявлений религиозной жизни в городе, где проходили первые стачки, приведшие к революции, — несмотря на это ложное самопонимание людей, которые возглавляли это место, и тех, кто жил здесь, храм стоит и прекрасно благоукрашен. Вокруг него развивается церковная жизнь во всем благочинии, строятся новые храмы, проявляется забота о труждающихся, о болящих, о молодежи, о детях, о людях, находящихся в заключении, совершается многообразная церковная жизнь. И сегодняшнее рукоположение архиерея, молодого еще человека, свидетельствует о том, что Господь посрамил всех тех, кто и на этом месте посягал на Его Промысл и Его волю.
Замечательные слова мы находим в сегодняшнем Евангельском чтении. Господь, призывая Симона Петра к апостольскому служению, отплыв вместе с ним на лодке, обратился к людям, что стояли на берегу, а их было множество, и единственная возможность обратиться ко всем была именно такая — отплыть от берега, чтобы видеть всех, а затем сказал Симону: „Отплыви еще дальше и забрось сеть“. Симон был профессиональным рыбаком, он знал, когда рыба ловится, а когда не ловится, и сказал Спасителю: „Всю ночь ловили, ничего не поймали“. Если ночью, когда было принято в тех краях ловить рыбу, ничего не поймали, то как же можно поймать, когда взошло жаркое солнце? Слова Господа шли вразрез со всем жизненным опытом Симона Петра. Но он послушал Господа и забросил сети, и поймал такое множество рыбы, что сети прорвались. Это так потрясло рыбака Симона, что он, в трепете обращаясь к Господу, говорит: „Господи, выйди от меня, ибо я грешный человек“. Удивительная история. Господь явил чудо Симону, причем в той области, в которой чудо было для него наиболее впечатляющим. В области его профессиональной деятельности, а лучше сказать, в области всей его жизни. И потрясенный этим чудом, Симон не стал просить Господа: „Помоги мне каждый день забрасывать сети, чтобы ловить столько рыбы, помоги мне обзавестись еще двумя-тремя лодками и новыми сетями, помоги мне быть успешным и богатым“. Но потрясенный случившимся, он говорит: „Господи, изыди, ибо я человек грешный“.
Разве не является Божиим чудом воскрешение жизни нашей Церкви, и здесь в Орехово-Зуево, когда еще в сравнительно недалеком 1985 году ставился вопрос о закрытии этого храма, разве не чудо, что мы имеем спустя двадцать пять лет?! Каков же ответ наш на это Божие чудо возрождения Церкви? Многие идут в храм и просят помочь в бизнесе, в делах, в учении, купить квартиру, построить дом, поменять машину и множество других просьб. Трудно сказать, Господь слышит это или не слышит? Может быть, кого-то и слышит, если улучшение материального положения этого человека влечет за собой спасение его души, если, став состоятельным, он начинает помогать другим, разделять со скорбящими их скорби, с радующимися их радости. А иногда Господь и не слышит, зная, что это богатство в погибель, в корысть, что это богатство оторвет человека от всякого общения с Богом и превратит его в слугу мамоны. Как важно нам всем помнить эти замечательные слова апостола Петра. Пред лицом чуда, пред лицом силы Божией, только одно слово: „Господи, прости меня, я человек грешный!“ И если в ответ на Божию милость мы будем обращать к Нему слова искреннего покаяния, сознавая всю неправду своей жизни пред лицом Божиим, то как Петру, так и нам Он прострет руку Свою. Этому всему учимся мы из сегодняшнего Евангельского чтения, из истории церковной жизни Орехово-Зуева, из истории всей исторической Руси. Ибо вся наша Церковь, от края до края, переживает возрождение, открытие храмов и монастырей на тех местах, где еще недавно была мерзость запустения, и обращаются к Богу те, кто еще вчера называл себя атеистами, и идут к Богу по своей уже дороге юные души тех, кому придется встречать все искушения, и весь соблазн, и весь грех будущего века.
В этот день я хотел бы обратить особые слова благодарности и приветствия к Вам, Ваше Высокопреосвященство. Вы большую часть своей жизни отдали Господу, посвятили Ему себя и служили верой и правдой везде, куда Господь направлял Вас, — и в духовных школах, и трудясь в Русской духовной миссии в Иерусалиме, и неся в труднейшее время труднейшее послушание председателя Отдела внешних церковных сношений, и как правящий архиерей в Тульской епархии, и уже не одно десятилетие здесь, в Московской епархии, являясь наместником Патриарха и от имени Патриарха осуществляя служение епархиального архиерея в этой крупнейшей епархии Русской Православной Церкви.
Я хотел бы поблагодарить Вас за вновь открытые храмы и монастыри, за построенные новые храмы, за воссозданные святыни, но более всего — за организацию церковной жизни. Московская епархия — одна из самых образцовых в нашей Церкви. Здесь совершается многополезное служение и в области образования, что так важно сегодня, и в социальном служении, и в работе с молодежью, и везде, где нам сегодня необходимо особенно крепко трудиться, чтобы народ стал православным не только по крещению и не только в соответствии с социологическими опросами, но и по образу мыслей и по образу жизни.
Хотелось бы также поблагодарить Вас за многолетнее служение в качестве постоянного члена Священного Синода. И ныне Вы являетесь одним из самых близких мне сослужителей и сотрудников и разделяете вместе со мной, через работу в Синоде, попечение о всей Русской Православной Церкви.
Принимая во внимание Ваши большие заслуги пред всей нашей Церковью и в связи с 75-летием со дня рождения, полагаю справедливым удостоить Вас высшей иерархической награды — права служения в преднесении креста Господня в пределах Московской областной епархии. Аксиос!
Я хотел бы в память также преподнести Вам святой крест и панагии с моей памятной надписью, дабы, облачаясь в эти знаки и символы высшего иерархического достоинства, Вы вспоминали меня в своих молитвах и помнили о том, что Патриарх, как Предстоятель Церкви, нуждается и в молитве, и в поддержке, и в соработничестве.
В память о пребывании в сем храме Рождества Богородицы я бы хотел преподнести этот образ Пречистой Царицы Небесной с памятной надписью, свидетельствующей о том, что образ сей является патриаршим даром. А каждому из вас, мои дорогие, хотел бы вручить это маленькое изображение Рождества Пресвятой Богородицы с памятным патриаршим благословением, и прошу клириков сразу же после этого богослужения, пока люди не разошлись, каждому вручить это Патриаршее благословение. Молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, хранимые под Ее державным покровом, будем осуществлять жизнь свою во всяком благочестии и чистоте. Аминь».
Преподав свое благословение народу, Святейший Патриарх в сопровождении митрополита Ювеналия направился в храм святых Новомучеников и исповедников Орехово-Зуевских, который возводится на месте закрытого в 1930-е годы и снесенного в 1972 году храма Рождества Пресвятой Богородицы бывшего села Орехово. До недавнего времени на месте разрушенного храма располагалась автостоянка. В 2004 году храмовая территория была передана Церкви. 21 сентября 2005 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, здесь был установлен и освящен памятный поклонный крест, а позднее устроена часовня. С 2006 года каждое воскресенье на месте будущего храма начали совершаться молебны новомученикам Орехово-Зуевским. 21 сентября 2007 года по благословению митрополита Ювеналия архиепископ Можайский Григорий совершил чин закладки храма, который станет не только памятником новомученикам и исповедникам Орехово-Зуевским, но и всем соотечественникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
В храме завершены отделочные работы, остается соорудить иконостас — и храм будет готов к освящению. У входа в храм Его Святейшество встречали первый заместитель председателя Правительства Московской области И. О. Пархоменко, руководство города, благотворители созидаемого храма и множество народа.
Святейший Патриарх осмотрел храм, а протоиерей Андрей Коробков передал Его Святейшеству на молитвенную память икону новомучеников Орехово-Зуевских. В дар приходу Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Ювеналий передали древний образ Спасителя. Святейший Владыка высказал пожелание, чтобы этот намоленный образ находился в иконостасе нового храма.
На паперти храма Святейший Владыка обратился к собравшемуся народу со словом:
«На этом месте некогда стоял храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Орехово, который был разрушен. Наверное, гонители и представить себе не могли, что на этом месте будет построен новый храм, что этот храм в такой прекрасный солнечный день посетит Патриарх Московский и всея Руси, а окружать его будет глубоко верующая, испытанная временем паства, а также молодые люди, принявшие Христа в свое сердце.
Вместе с владыкой Ювеналием мы преподнесли этому храму старинный образ Спаса Вседержителя, чтобы он был установлен в иконостасе. Всех вас благодарю за ваши молитвы, жертвователей — за их труды. Храните веру православную, любите свой храм, посещайте его. Всегда говорю людям, когда освящаю новый храм: „Пока не было храма, люди не ходили в церковь, но греха на них не было. Но когда построили храм, а люди не ходят — тогда грех“. Поэтому не ленитесь ходить в храм. И когда просыпаетесь утром в воскресенье, а вам кажется, что погода плохая, кости болят, дел много, сегодня можно и пропустить службу, — не пропускайте. Потому что в ответ на ваш маленький подвиг — подвиг воскресного посещения Божественной литургии — Господь дает мир в сердце, благодать, силу, здоровье. Пусть этот храм всегда будет наполнен людьми, прославляющими имя Господа».
Неподалеку от храма Новомучеников Орехово-Зуевских, на вокзальной площади, расположен мемориальный комплекс, посвященный воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. У мемориала собрались ветераны Великой Отечественной войны, школьники, жители города Орехово-Зуево. Первосвятитель в сопровождении митрополита Ювеналия, И. О. Пархоменко и почетных гостей проследовал к памятнику, возложил к его подножию венок, а затем обратился к собравшимся со словом, в котором, в частности, сказал:
«Церковь прилагает все усилия к тому, чтобы современный человек оставался внутренне сильным, чтобы у него была любовь к ближним своим, к Отечеству своему, чтобы он мог, в случае необходимости, взять, как его деды и пращуры, оружие и защищать свое Отечество. Без этой внутренней силы нет народа — без нее есть только население. Церковь призывает свой народ быть способным совершать великие дела. Вот почему мы преподаем сегодня основы Православия и православной культуры в школах, вот почему мы идем к молодежи…
Обращаясь ко всем вам, мои дорогие жители Орехово-Зуева, я призываю вас хранить веру православную в ваших сердцах, потому что вера воспитывает человека несгибаемым. И опыт гонений на нашу Церковь, которые она прошла с честью и выстояла, свидетельствует именно о том, что Церковь воспитывает внутренне сильных и непоколебимых людей. И если мы духовное воспитание соединим с работой над нашим интеллектом, над нашей волей, над нашими чувствами, тогда мы действительно воспитаем такого человека, который не просто сохранит Россию, но и вернет России былую славу великих предков».
В Гостином дворе «Зуевский» в честь Его Святейшества был устроен прием, на который были приглашены все участники богослужения, официальные лица, почетные гости и благотворители Орехово-Зуевских храмов.
Программа Первосвятительского визита в Орехово-Зуево продолжилась в спортивном комплексе «Восток», где состоялась встреча Святейшего Патриарха с духовенством и общественностью Московской области. Перед мероприятием Святейший Владыка ознакомился с выставкой детского творчества, расположенной в холле дворца спорта.
Бурными аплодисментами встретили своего Патриарха собравшиеся; их было более тысячи двухсот человек. В зале помимо официальных лиц присутствовали духовенство Московской епархии, ветераны, педагоги и представители общественности.
Приветствуя Его Святейшество от лица собравшихся, митрополит Ювеналий сказал, с каким огромным интересом воспринимают священнослужители, верующие — все жители России слова Первосвятителя, высказанные им при посещении бескрайних просторов нашей страны. С завершением строительства храма начинается самое трудное, вспомнил митрополит Ювеналий слова Святейшего Патриарха, сказанные в Петропавловске-на-Камчатке, это пастырская деятельность.
С неослабевающим интересом люди выслушали слова Первосвятителя, неоднократно прерывая речь аплодисментами. Святейший Патриарх Кирилл посвятил свое выступление проблеме сохранения фундаментальных ценностей, а также роли трех основных институтов, обеспечивающих процесс их передачи из поколения в поколения. По словам Его Святейшества, «это семья, где воспитывается ребенок; это школа, где передаются знания и опыт предшествующих поколений; и это Церковь, которая несет особую ответственность за то, чтобы через семью и через школу передавались базисные духовные и нравственные ценности в жизни нашего народа».
Обращаясь к Его Святейшеству со словами благодарности от лица всех участников встречи, митрополит Ювеналий сказал, что аплодисменты, многократно прерывавшие выступление Святейшего Патриарха и прозвучавшие после его завершения, свидетельствуют о том, что Первосвятительские слова глубоко западают в сердце каждого. Владыка благодарил Святейшего за благословение на пастырские и общественные труды и заверил, что все, что по-человечески трудно, с помощью Божией под духовным водительством Патриарха будет исполнено.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
на встрече с общественностью Орехово-Зуева
С согласия Владыки Ювеналия я буду следить за тем, чтобы не так формально выглядело наше общение, и хотел бы начать свое слово с сердечного приветствия в адрес Его Высокопреосвященства. Мы сегодня почтили его в честь празднования 75-летия, и здесь, уже перед лицом ваших ближайших соратников, как священников, так и педагогов, представителей общественности, я бы хотел еще раз выразить Вам признательность от имени Синода, от имени всей Русской Церкви за многолетнее беспорочное служение. Уже по одному тому, что Вы пригласили меня встретиться с теми, кто несет ответственность за воспитание детей, и уже по одному тому, что в этом зале так много людей, вовлеченных в этот процесс, я могу судить о масштабах той работы, которая осуществляется. Но перед тем как перейти к той теме, которой посвящены ваши общие усилия, я бы все-таки хотел начать если не с кладбища, то с заупокойной темы. Сегодня с чувством особого трепета я возложил венки к обелиску, воздвигнутому в память тех, кто отдал жизнь свою за Отечество в годы Великой Отечественной войны. И вот, когда диакон возгласил «Вечную память» и хор подхватил это пение, меня буквально пронизывала мысль, которая никогда ранее не приходила в голову: а что это означает, когда мы поем «Вечную память»? Что это такое? Разве мы можем гарантировать, что память об этих людях будет вечной? Это что: констатация факта или молитва? Я подумал, что одно и другое, но самое главное-то, что содержится в этих словах. Можно выразить и сформулировать как некую систему передачи информации: мы передаем архиважную информацию будущим поколениям. Когда мы говорим «вечная память», то мы действительно обязуемся передать память о наших героях следующему поколению, или о наших родителях, когда мы совершаем заупокойное богослужение, своим детям и внукам. Речь ведь идет не только о молитвенной памяти, речь идет о включении жизни, подвига предыдущих поколений в ткань исторического развития. Это есть обязательство передать ценности прошлого следующим поколениям людей. А собственно говоря, почему мы не провозглашаем «вечную память» относительно очень многих явлений, связанных с нашей жизнью? Мы ведь не говорим: пусть вечно стоит тот или иной объект, пусть вечно работает то или иное учреждение, пусть вечно осуществляются те или иные операции, в т. ч. финансовые, мы о многом, что занимает очень важное место в нашей жизни, не говорим как о том, что может быть важным для следующих поколений.
А вот о подвиге героев мы так говорим, о выдающихся людях, внесших свой вклад жизнь страны, народа, мы так говорим.
Я очень рад, что сегодня среди нас ветераны, потому что они живые носители памяти тех героических дней, когда люди своей жизнью и смертью утверждали ценности, достойные того, чтобы эти ценности были переданы следующим поколениям.
Я думаю, что в человеческом общежитии существуют три системы передачи фундаментальных ценностей, без которых не может существовать народ. Собственно говоря, базисными ценностями только и могут называться те ценности, без которых народ существовать не может. Недавний финансовый кризис убедил нас в том, что народ может существовать без развитой современной финансовой системы. В этом нас убеждает не только финансовый кризис, а все наши катаклизмы, войны, страдания, через которые проходил наш народ. Где эти все могущественные финансовые системы? Да их просто не было. Я могу пройтись по линейке всех этих наших современных ценностей, без которых как бы человек жить современный не может, и окажется, что они не укладываются в понятие «фундаментальные», т. е. те, на которых созидается здание народной жизни. Такие ценности постоянны, это некая константа, которая полагается в основу народной жизни. А каждое последующее поколение людей на этом фундаменте создает здание народной жизни. Каждая эпоха в это здание привносит свой стиль, свои образы, свои достижения. Это напоминает, как создавались выдающиеся мировые памятники архитектуры, будь то в Западной Европе или на Руси, храмы, соборы. Они никогда не строились в течение жизни одного поколения, иногда эти сооружения возводились в течение сотни лет, и когда подходишь к такому храму, такому собору, то видишь, как эпохи отразились в соответствующих стилях на архитектурном облике этого здания. Один архитектурный стиль сменял другой, и все это включено в это здание, которое создавалось веками; вот так же и народная жизнь. Здание не может быть построено по одному чертежу, присущему какому-то одному поколению людей. Нам бы иногда очень хотелось, чтобы следующее поколение строило дом по нашим лекалам. Мы иногда хотим в мелочах предопределить жизнь следующего поколения, чтобы они непременно повторяли наш опыт, повторяли наш стиль, — это абсолютно невозможно. Когда мы по мелочам одергиваем молодых людей и учим их тому, как и что нам кажется правильным, но что не затрагивает основы бытия — мы делаем ошибку: становимся скучными, нравоучительными, непонятными. На этом, собственно говоря, основывается конфликт отцов и детей. Мы должны помнить о том, что здание народной жизни создается каждым последующим поколением людей, которые вносят в него свой неповторимый колорит, свою неповторимую красоту или свое безобразие. И нам не дано, людям живущим сегодня, предопределить, каким в деталях будет здание народной жизни в будущем. Но вот что очень важно: чтобы каждое последующее поколение строило здание на одном и том же фундаменте. Опасность революции заключалась в том, что она демонтировала не только стены и крышу, но и посягала на фундамент. Мы с вами прошли через эту колоссальную опасность в 1990-е годы, когда была разобрана крыша единого большого общего дома, когда были снесены стены и горячие головы требовали взорвать фундамент, разрушить до основания, чтобы потом построить новый мир. Пройдя единожды в XX веке через это страшное испытание, когда пытались взорвать фундамент народной жизни, к счастью, мы не допустили этого в 1990-е годы. И несмотря на то, что многое было разрушено, и от этого разрушения страдали люди, и это разрушение затормозило наше научное, техническое развитие, развитие социальное, сегодня мы благодарим Бога за то, что фундамент не был разрушен, и на этом фундаменте, уходящем в глубь веков, мы можем строить новое здание. А что же, собственно говоря, передают из поколения в поколение фундаментальные ценности? И что это за фундаментальные ценности? Я уже сказал, что они не касаются скоротечного нашего сиюминутного бытия, фундаментальные ценности — это те ценности, которые определяют облик народа, которые высвечивают приоритеты внутренние, вечные приоритеты жизненного пути, это в первую очередь нравственные и духовные ценности. Колоссальными ошибками предыдущих лет было то, что фундаментальным, базисным считалась экономика, а надстроечным духовная жизнь. Это с ног на голову перевернутая система. Ведь базисной всегда оставалась духовная, нравственная жизнь людей, а надстроечная система менялась из поколения в поколение. Так вот, для того чтобы сохранить эти базисные ценности, мы должны непременно сохранить институты, которые эти ценности сохраняют и передают. А что же это за институты? Это семья, где воспитывается ребенок, это школа, где передаются знания и опыт предшествующих поколений, и это Церковь, которая несет особую ответственность за то, чтобы через семью и через школу в первую очередь передавались духовные и нравственные базисные ценности в жизни нашего народа.
Я бы хотел несколько слов сказать о семье. Сегодня семья переживает кризис, это не кризис семьи как институции, это кризис личности, кризис внутренний, кризис людей, и он опять-таки связан с мировоззрением, с мироощущением, забвением тех фундаментальных ценностей, о которых мы говорили. Если перечислять эти ценности, то очень важные из них — это жертвенность, способность жить ради другого человека. Поскольку здесь много преподавателей, я бы хотел привести пример положительный, образ из русской литературы, который, кстати, сохранялся и в советской литературе, это та же аксиологическая система, это тот же нравственный образ, только в советской литературе изъяли Бога, а образ-то нравственный оставили, и слава Богу, что оставили. Положительный герой — это человек, способный жертвовать собой, это человек, озабоченный справедливостью, правдой, это человек, способный отстаивать правду и служить людям. Когда я говорю о русской литературе, я имею в виду и древнюю русскую литературу, жития святых, где этот образ представлен совершенно особым путем, невероятно убедительно. Люди воспитывались в идеалах этого образа, в т. ч. через вероучение, через религиозное учительство. Так вот, начиная от этого пласта русской литературы, от житий святых, через классическую литературу красной нитью проходила система ценностей, которая формировала положительный образ положительного героя, и именно на этих героях и воспитывались дети. Сегодня огромная проблема в том, что этот положительный образ разрушается колоссальным информационным потоком. То, что наиболее сильно влияет на сознание людей, а именно средства массовой информации, электронные средства массовой информации несут в себе иной идеал бытия, иного положительного героя. Где там способность к самопожертвованию, где там истинная любовь? Все это заменяется просто удовлетворением инстинктивного начала человека. Герой тот, кто выигрывает, тот, кто сильнее другого, кто способен подмять под себя другого, сделать карьеру, получить много денег, использовать эти деньги для наслаждения. Какое же место остается во всем этом для любви нашей? А подлинная любовь — это всегда способность жертвовать собой. Если любовь подменяется просто наслаждением, то у этого наслаждения нет предела, и когда наслаждаться одним перестает быть интересным, то уже появляется желание наслаждаться другим, и если нет взаимного чувства ответственности и готовности разделять трудности жизни, то почему нужно жить вместе? Колоссальное количество разводов, особенно первых браков, о чем свидетельствует? О том, что самая сильная фундаментальная ценность, которая во многом определяла наш духовный генотип, она сегодня находится под давлением огромной силы, внешней силы, и часто отступает и разрушается. Поэтому наши семьи — это те лаборатории, в которых нравственные, духовные ценности, присущие нашему народу, реализуются. По количеству разводов мы можем судить о нашем нравственном состоянии. По количеству разводов можем судить о том, насколько мы тот самый народ, которым были наши отцы, деды, прадеды. Ведь плоть человека одна и та же, почему же деды и прадеды не разводились, у них соблазнов, что ли, было меньше? Человек всегда был тем же самым, так же устроена нервная система, так же устроено восприятие зрительное, слуховое. Но почему он удерживал себя в системе ценностей прошлых, а сейчас не желает себя удерживать? Это называется раскрепощенностью, сексуальной революцией. На самом деле это не что иное, как разрушение фундаментальных ценностей нашего национального бытия. Поэтому сохранение семьи — наша главная национальная задача. Через семью мы восстановим присущий народу героический генотип. Поэтому я в первую очередь хотел бы пожелать всем вам мира, счастья, благополучия в ваших семьях. Для того чтобы семья была крепкая, нужно научиться разделять друг с другом и радости, и скорби, нести заботы друг друга, жертвовать своим временем, своими деньгами, даже своим здоровьем. Когда один человек отдает себя другому человеку, эти два человека становятся «в плоть едину» не формально, через роспись в загсе, а только через опыт совместной жизни и взаимной отдачи одного другому. Вот эти отношения формируют атмосферу любви, в которой должны воспитываться дети и, видя пример родителей, впитывать эти фундаментальные нравственные ценности, быть способными передать их следующему поколению людей. И вторая система — это школа. Есть, к сожалению, такое понимание, что школа — это просто рыночная услуга, это услуга в сфере образования. В парикмахерской услуга, в булочной услуга и в школе услуга. Якобы рыночные принципы должны регулировать работу школы. Я глубоко убежден, что это неправильный подход. Школа формирует образ, школа формирует личность, нельзя закрывать сельские школы только лишь потому, что укрупнение приведет к экономической выгоде. Образование — это сфера, которая не может быть экономически выгодной. Как экономически выгодной не может быть армия, за армию нужно платить, для того чтобы обеспечить безопасность, так и чтобы сохранить свой нравственный, духовный генотип, нужно платить. Для этого мы налоги отчисляем. Я очень благодарен, что в этом году мы особенным образом обращаем внимание на учителя. Год учителя. Может, это где-то более успешно, где-то менее успешно, но очевидно, что внимание людей обращено на школу. Мы должны ясно понять, что образование никогда не будет местом зарабатывания больших денег, что образование никогда не будет экономически рентабельно. Образование — это система передачи самого главного, что есть в народе: фундаментальных ценностей, а также знаний и опыта предыдущих поколений. И за это нынешнее поколение должно платить, и платить достойно. Но кроме чисто экономической стороны дела, ведь очень важно содержание образования. Сама по себе система устроена так, как конвейер. Вы можете на этот конвейер положить разные предметы, и он понесет эти предметы из одного помещения в другое. То, что содержится в учебниках, передается из поколения в поколение, поэтому работа над учебниками, особенно над учебниками гуманитарного цикла, является задачей архиважной для страны. Если мы понимаем, для чего существует образование, если мы понимаем, ради каких целей мы образовываем следующее поколение, если мы честно и твердо намерены передавать незыблемые для нашей страны, для нашего народа, для нашей культуры ценности, тогда у нас будет одна школа. Если же мы нацеливаем школу только на то, чтобы дети или юноши получили образование, необходимое для профессиональной карьеры, то у нас будет другая школа. Вот почему Церковь так долго и настойчиво призывала к тому, чтобы в учебные программы были включены «Основы православной культуры» и основы культур других традиционных религий России. Это отнюдь не борьба за культовые интересы, это отнюдь не отстаивание религиозных интересов, это забота о будущем России, потому что это один из тех предметов, который вместе с литературой и историей должен формировать духовный профиль, культурный профиль нации. Слава Богу, что решением Президента Российской Федерации вопрос решен, и в стране начался эксперимент по преподаванию «Основ православной культуры» и светской этики. Иногда нам говорят: а почему не во всех регионах большинство детей избрали православную культуру, а избрали светскую этику? Я уже неоднократно говорил, что где-то это просто явилось результатом давления, которое оказывалось на директорский корпус, на преподавательский корпус. У меня такое впечатление, что это давление исчерпало себя, ведь сейчас мы входим в полосу, когда дети и родители смогут свободно сделать выбор, и здесь тоже очень важно, чтобы выбор делался сознательно. Нередко люди под светской этикой понимали просто светский этикет и думали, что детей там будут учить, как правильно есть, как нужно одеваться, как нужно вести светский разговор, как вести себя в обществе, забывая о том, что светская этика — это не религиозная этика. Речь идет об атеистической этике, о той самой этике, которую несколько поколений уже изучали в школах, и вопрос заключается в том, нужно ли опять сознательно заходить в ту реку, из которой уже вышли. Я не хочу оказывать никакого давления на свободный выбор людей, но убежден в том, что для сохранения нашего духовного и культурного кода, кода нашей нации, очень важно изучение православия и других традиционных религий, чтобы вместе с этим предметом дети усваивали что-то очень важное, что и будет формировать в их сознании непреложные аксиомы бытия, которые они сумеют положить потом в основы своей жизни. Познакомившись с работой Московской областной епархии в сфере образования, я хотел бы поблагодарить Владыку митрополита, соответствующих священников, которые работают в этом направлении, и всех вас, мои дорогие преподаватели, в первую очередь, за большой труд, разумный, сознательный, который вы осуществляете. Я просто убежден, что вы делаете самое важное дело, потому что вы прикасаетесь к душам детей, вкладываете в эти души то, что и формирует базис человеческого бытия. Мы очень часто с ужасом воспринимаем информацию, которую несет нам телевидение: о страшных преступлениях, об убийствах, о разрушенных семьях, о сиротах при живых родителях. Люди старшего поколения не могут понять, что происходит с их современниками. Для того, чтобы всего этого не было, нужно формировать так душу человека, чтобы всякое безобразие, отсутствие образа Божия воспринимались как беда, как катастрофа, как болезнь. Тогда у нас будет другой народ, тогда из нашего обихода уйдут эти страшные слова: человеческий фактор. Самолеты падают, электростанции подвергаются разрушению, леса горят в масштабах глобальной катастрофы, и за всем за этим человеческий фактор. Не само падает, не само разрушается, не само загорается, за всем стоит человеческий фактор. Вы занимаетесь самым главным делом, и если труд ваш будет успешен, то этот негативный человеческий фактор уйдет из нашей жизни или сократится до минимума. И тогда другой станет жизнь нашего народа и нашего общества.
Я бы хотел также сказать об особой роли Церкви. Церковь является хранительницей этих духовных и нравственных ценностей. В силу своего консерватизма, здорового консерватизма, консерватизма как способа хранения, способа сохранения истины, Церковь сумела сберечь самое драгоценное, что было в жизни нашего народа. Несмотря на то, что ее голос был ограничен и действительно ее не пускали дальше кладбища, да и на кладбище еще по особому разрешению… Но тем не менее, по милости Божией, все было сохранено. И сегодня мы действительно живем в особое время, когда мы свободны, когда нас никто не принуждает менять свою идейную ориентацию, предавать свои убеждения, когда мы можем свободно делать, что мы хотим делать. Религиозная свобода в нашей стране является даром Божиим и сознательным выбором людей. И дай Бог, чтобы в этих условиях и дальше продолжалась наша общественная жизнь. Но на Церковь новые условия возлагают особую ответственность. Мне уже приходилось говорить, что воспитанная в поколениях, во многих поколениях психология наших священников исключала соучастие в жизни общества. Церковь находилась в гетто, и из этого гетто нельзя было выйти, если же священник выходил, он был репрессирован. Мера репрессий зависела от эпохи, но в любом случае либо изоляция от общества, либо даже смерть, либо порицание, либо угроза. Власти всегда стояли на страже, защищая общество от влияния Церкви, и это привело к тому, что у священнослужителей атрофировалось само восприятие мира как поля для пастырской деятельности. Многим казалось, а многим и сейчас кажется, что полем его деятельности являются люди, которые в храм пришли, забывая, что 80% нашего населения крещено в православной вере, но отнюдь не все они присутствуют в храме. Где же паства? Она там, за стенами храма. И для того, чтобы достучаться до сердец, мало звонить в колокол, как делали наши предки. Звонили в колокол, и все вставали и приходили в храм, отсюда и возникло слово «приход» — место, куда приходят люди. Священнику нужно было позвать ударами колокола, и люди сами шли. Сейчас можно в колокола бить, из пушек стрелять — и люди не придут. Задача Церкви заключается в том, чтобы идти навстречу людям, идти с умным и добрым словом, идти с открытым сердцем, не высокомерно, глядя на паству с высоты своего положения, а со смирением, в простоте сердца, неся реальное утешение в скорбях, помогая ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах, помогая сохранить базисные ценности своего бытия. И в каком-то смысле этот огромный проект взаимоотношений Церкви и школы был пилотным проектом для наших приходов, для наших священников: смогут или не смогут. В разных местах по-разному духовенство сдает этот экзамен. И даже в самых благополучных епархиях не всегда экзамен сдают удовлетворительно. Поэтому я бы хотел, обращаясь к нашим священнослужителям, сказать: «Прошло время, когда служение священника связывалось только со служением Божественной литургии и треб, оно прошло, потому что перед нами другой народ, оно прошло, потому что перед нами другие задачи». Кому-то кажется фантазией, что на каждом приходе, более или менее крупном, где есть некоторые материальный возможности, должна быть организована работа с молодежью, образовательная работа, социальная работа, еще кое-кто улыбается про себя, думая: «Ну вот, Патриарх фантазирует, а вместе с ним его единомышленники. Все это пройдет, все останется, как было». Не пройдет и не останется. Сегодня все перестраивается, священник должен осознать свою ответственность за то, что происходит в обществе, за количество абортов, за количество разводов, за уровень преступности. Если мы проникнемся этой ответственностью, то мы будем совсем иначе воспринимать свою паству. Я говорю эти слова, обращаясь не только к духовенству Московской епархии, но к духовенству всей нашей Церкви. При этом я хотел бы подчеркнуть, что именно в Московской областной епархии сделано и делается очень много для того, чтобы перестроить приходскую жизнь в соответствии с реальными потребностями паствы.
Не в соответствии с выдуманными, искусственными схемами, кому как в голову пришло, а в соответствии с реальными нуждами паствы. У нас нет другого пути, и я хотел бы поддержать священнослужителей, которые присутствуют в этом зале, а в вашем лице все духовенство Московской епархии, все духовенство нашей Церкви, которое сегодня встает на этот очень не простой путь. Но другого пути я не вижу. Его просто нет. Другой путь — это пребывание в пензенской пещере. Некоторым до сих пор поперек горла все то, чем занимается Церковь, и они развивают псевдодуховные идеи, толкают на то, чтобы мы остановились в нашей миссии в современном обществе. Трудно представить, что было бы, если бы кто-то из святых апостолов сказал своим собратьям: «Не надо никуда уходить из Галилеи. Давайте здесь останемся. Здесь так хорошо. Мы же спасаемся, мы же малое стадо. Пускай весь этот мир погибает, пускай вся жизнь погибает. Мы-то спасемся. И вокруг нас будут мироносицы и друзья, которые с нами будут спасаться». Не было бы Церкви Божией, «от восток солнца до запад». Церковь возникла как всемирная духовная сила именно потому, что апостолы пошли, пошли навстречу языческому миру. Не только в греко-римскую культуру, они последователи во многие культуры, в том числе, как свидетельствует пример святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, преобразуя и культуру славянского народа.
Дай Бог, чтобы так сегодня развивалась работа в Церкви. Поэтому благодарность присутствующему духовенству я бы хотел сопроводить очень горячей поддержкой всем тем, кто сегодня трудится, кто несет ответственность за судьбу народа и страны, потому что именно такой масштаб зрения должен быть сегодня в Церкви, и если это зрение будет сопровождаться не только способностью различать буковки, не только способностью находить правильное слово, обращаясь к людям, но и молитвой, духовным подвигом, то действительно, по молитвам новомучеников и исповедников Российских, Русская Православная Церковь XXI века окажется способной возродить веру в нашем народе.
Я бы хотел еще раз сердечно всех вас приветствовать, и пусть благословение Божие пребывает с вами, Ваше Высокопреосвященство, с епископатом, с духовенством, с ветеранами, с нашим верующим народом.