15 сентября в Педагогической академии последипломного образования состоялась встреча по организации введения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В ней приняли участие директора и педагоги образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области, всего более 150 человек. Перед присутствующими выступили министр образования Правительства Московской области
Слово митрополита Ювеналия на встрече с преподавателями
Глубокоуважаемые Анатолий Витальевич
и Владимир Николаевич,
уважаемые педагоги!
Взлюбленные братья и сестры!
Рад возможности от всей души поздравить вас с началом нового учебного года и пожелать успехов в вашем подвижническом труде.
Можно сказать, что мы открываем новую страницу и в преподавании в Московской области предметов, связанных с православием, и в
Прежде всего, остановлюсь на важности преподавания названных предметов именно в рамках системы профессионального образования. В учебных учреждениях этой сферы сосредоточена значительная часть молодежи старшего школьного возраста. Это тот период человеческой жизни, когда юноши и девушки оказываются перед выбором: куда идти дальше? И отнюдь небезразлично, под каким влиянием они в это время окажутся, каковы будут их побуждения и мотивы: обретут ли крепкие нравственные убеждения или станут приверженцами вседозволенности, а то и еще хуже — будут ко всему равнодушны и неспособны даже различать добро и зло. И священнослужители, и педагоги видят в реальной жизни много ярких примеров и того, и другого. Так вот, задача учителя состоит в том, чтобы достучаться до молодых сердец, показать им красоту и духовное величие православия, раскрыть не только его место в истории России, но и помочь увидеть, почувствовать, что Христос Спаситель есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14:6).
Я отдаю себе отчет в том, что в рамках программы профессионального образования на предметы, связанные с православием, отводится не так уж много времени. Тем больше ответственность учителя, которому предстоит в краткой и сжатой форме, но емко, доходчиво и искренне, как говорится, от сердца, рассказать о христианской вере. Для этого требуется и высокая квалификация, и серьезность подхода к делу. Молодежь очень чутка к фальши, и если уроки будут проводиться «для галочки», то важное, я бы сказал, судьбоносное дело превратится в проформу и не достигнет своей цели. Зато проведенные со знанием дела, с внутренним горением, такие занятия могут стать поворотным моментом в жизни многих учащихся. Ведь не секрет, что среди них немало людей с непростой судьбой, и знакомство с православием сможет не только снабдить их необходимыми культурными и историческими знаниями, но и придать необходимые духовные и нравственные силы для преодоления трудностей, приобретения верных жизненных ориентиров, для дальнейшего профессионального роста, продолжения образования, устройства семейной жизни.
За последние двадцать лет сформировалось новое поколение, для значительной части которого ценности христианства являются абсолютными и определяют личную и общественную жизнь людей. Это, безусловно, является фактором укрепления нравственности народа, залогом социальной стабильности.
Развивая в Московской области разноуровневое преподавание знаний о православии, мы исходим из необходимости всемерного расширения этой общественно полезной деятельности. Я неоднократно подчеркивал, что Московская епархия, обладающая собственной системой религиозного образования и катехизации, всегда готова прийти на помощь светским педагогам. Наши священнослужители и педагоги воскресных школ, в первую очередь те, кто трудится в епархиальном Методическом кабинете, могут оказать вам все необходимое содействие.
Святой апостол Павел, говоря о том, каким должно быть правильное наставничество, писал: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2:21). Думаю, что эти слова имеют отношение к каждому настоящему учителю, который постоянно работает над повышением своей квалификации, пополняет запасы знаний. Конечно, в настоящее время организованы прекрасные курсы повышения квалификации, но не стоит этим ограничиваться. Представьте, что для примерного овладения знаниями о православии в духовной семинарии учатся пять лет. Таковы требования к будущим священникам. Значит, педагогу тоже нужно довольно продолжительное время потрудиться, чтобы изучить Библию, смысл православного богослужения, жития святых и много чего другого.
Вы стоите у самых истоков предпринимаемого начинания, и мне хочется вам пожелать, чтобы вы делали свое дело увлеченно, чтобы горение ваше не ослабевало, чтобы Господь благословил ваши труды!