6 декабря войдет в историю города Троицк, как один из важных и знаменательных. В этот день митрополит Ювеналий совершил чин основания Троицкой церкви в городе Троицк.
Жители города шли к этому событию четыре долгих года. Все было на этом пути: и споры о месте будущего храма, и споры, нужен ли вообще православный храм в «городе ученых». 11 июля 2009 г. благочинный церквей Видновского округа протоиерей Михаил Егоров отслужил первую Божественную литургию во временном храме. С этого дня началась полнокровная жизнь прихода. Начали совершаться регулярные богослужения, образовалась воскресная школа, шли работы по изготовлению проектной документации будущего храма.
Несмотря на то, что закладка храма состоялась в рабочий день, это знаменательное событие происходило при большом стечении прихожан Троицкого храма и жителей города. Необходимо отметить, что люди пришли не просто из любопытства. Собравшиеся на место закладки будущей городской церкви троичане осознавали всю важность, значение и масштаб данного события: начинался новый этап в истории города, и в основании его полагался камень, о котором Господь наш Иисус Христос сказал: «…на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). В этот день возносилась соборная молитва о ниспослании Божией благодати на «место сие», которому, милостью Божией, должно стать «домом молитвенным, в честь и славу Бога, в Троице Святей славимаго…». Общая атмосфера духовной радости гармонично дополнялась «благорастворением воздухов»: недавние сильные морозы отступили, а тихая, безветренная погода, мягкое зимнее солнце и искрящийся снег на раскидистых еловых ветках создавали в сердцах молящихся умиротворение и ощущение присутствия Божьего, приводя на память слова из Священного Писания о явлении Господа в веянии тихого ветра (3 Цар. 19:11–12).
По окончании богослужения в своем архипастырском слове Владыка Ювеналий выразил радость от посещения города Троицка и надежду на возвращение сюда через
Затем Владыка митрополит отправился в начальную школу города Троицк, где в рамках VIII Московских областных Рождественских образовательных чтений состоялась встреча митрополита Ювеналия и министра образования Правительства Московской области
Затем перед педагогами выступила министр образования Правительства Московской области
После выступления министра педагоги слушали слово митрополита Ювеналия о формировании личности человека на примере классической русской литературы.
«Мне очень дорога возможность повстречаться сегодня с вами в ходе Московских областных Рождественских образовательных чтений, которые проводятся уже в восьмой раз и прочно вошли в календарь
Хотелось бы в ходе нашей беседы остановиться на вопросе формирования нравственности школьника. Для начала можем обсудить, какие мы имеем для этого информационные ресурсы.
Прежде всего, это предметы „Основы православной культуры“ и „Духовное краеведение Подмосковья“, поскольку в рамках этих предметов учитель много обсуждает с учащимися такие вопросы как природа человека, его внутренний мир, отношения между человеком и Богом, десять заповедей Моисеевых и евангельское нравственное учение. Когда я говорю о том, что в очень многих образовательных учреждениях Московской области преподаются эти дисциплины, я каждый раз с благодарностью обращаю свой взор к нашему министру Лидии Николаевне. Именно благодаря ее инициативности, смелости и творческому подходу, мы видим сегодня столь широкое распространение обучения
Однако наличия
Не подумайте, что я хочу
Возьмем для примера такое замечательное произведение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, как роман „Капитанская дочка“. Вы все прекрасно помните эпиграф, предварающий повествование: „Береги честь с молоду“.
Что такое честь? Это внутреннее нравственное достоинство человека, благородство души и чистая совесть. Не библейское словоупотребление, где под честью понимается почитание, почет. Но пушкинское звучание этого слова, как показывает повествование и поведение героев, имеет непосредственное отношение именно к христианской нравственности.
Люди старшего поколения хорошо помнят, как нам объясняли, что Пушкин написал роман о борьбе крестьянских масс за освобождение против крепостничества. Такая тема действительно волновала великого писателя, но главным для него, как художника слова, конечно, было показать развитие человеческих характеров. И мы очень явственно видим тех, для кого любовь к ближнему, стремление защитить слабого, верность слову и присяге, доброта и милосердие, — не пустые слова, а высокие нравственные ценности, нарушение которых немыслимо. При этом не имеет никакого значения разноуровневое социальное положение героев, тут и дворянский сын Петр Гринев, и его крепостной Савельич, и семья капитана Миронова. Для них сохранение чести, как непременного свойства человека, сотворенного Богом и призванного ко благу, — абсолютно и непреложно. Это люди доброй совести, как пишет апостол Павел, но есть в романе и пример совести порочной (см. Ев. 10:22; 13:18).
И тут также нет классового союза: предатель, распутник, лгун и подлец Швабрин — дворянин, а вождь повстанцев Пугачев — простолюдин. Но их объединяет нечто. Что же это? Незнание того, что такое честь. Один готов на все ради удовлетворения низменных страстей и спасения своей жизни, а другой — зачинщик величайшего народного бедствия, виновник массового кровопролития. Оба они представляют тот тип личности, который к великому прискорбию впоследствии все более будет распространяться на Руси. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал его — „
Пушкин убедительно показывает, как сила добра, вера в силу правды дают нравственное превосходство и Гриневу, и Савельичу над Пугачевым, не решившимся с ними расправиться. Помните, как Гринев говорит вождю бунтовщиков, что „жить убийством и разбоем, значит клевать мертвечину“, а тот посмотрел на него „с удивлением и ничего не отвечал“. Так добро озадачивает зло своей внутренней мощью. Сказано в Библии: „В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли“ (Прем. 15:5).
Я представил вам, уж простите, кратенькое сочинение по русской литературе. Здесь очень много есть чего обсудить с учащимися. Выскажу неприятную мысль: ведь вполне возможно, что среди них найдутся сторонники и Швабрина, и Пугачева. А нам надо помочь им обрести правильный путь в жизни, и в этом нам помощница великая русская литература.
Мы даже ввели в нашей Коломенской духовной семинарии предмет „Православие и русская литература“, чтобы помочь начинающим священникам в будущей организации учебного процесса в приходских воскресных школах. Наше культурное наследие, пусть даже и неявно, но напитанное духом православия, является естественным помощником в деле воспитания и просвещения подрастающего поколения, которому принадлежит будущее России.
Мое сегодняшнее рассуждение в основном касалось русской литературы, однако неверным было бы умолчать о духовном источнике, из которого она питалась на протяжении веков. Знание внутреннего мира человека с наибольшей полнотой раскрыто в Библии и творениях святых отцов. К сожалению, еще не все в наши дни знакомы с этими поистине неисчерпаемыми источниками Божественной премудрости.
Но мы верим, что находимся лишь в начале большого, интересного и плодотворного пути, ведущего к духовному возрождению России. Мы закладываем основы для будущего. Плоды современной просветительской деятельности дадут о себе знать через годы, когда нынешние школьники, не отторгнутые от наследия православия как их родители, но наоборот усвоившие его, вступят в самостоятельную жизнь и будут строить ее на основах веры и благочестия.
Я благодарю всех вас за внимание, за то, что вы приехали на эту встречу. Надеюсь, что сегодня состоится взаимополезный обмен мнениями.
В заключение хочу пожелать вам благоприятного течения Рождественского поста и, заглядывая в будущее, поздравляю с грядущим праздником Рождества Христова и Новолетием».
Затем с докладами слово держали профессор МГУ
Встреча была завершена соборной молитвой «Достойно есть» и преподанием архипастырского благословения.
* * *
8 декабря в средней общеобразовательной школе № 25 городского округа Химки в рамках VIII Московских областных Рождественских образовательных чтений состоялась встреча митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и министра образования Московской области
Перед официальной частью все участники встречи посетили организованую в фойе актового зала школы выставку лучших работ участников конкурсов рисунка «Духовный лик России», рождественских рассказов «За звездой Рождества»,
С приветственным словом от лица администрации городского округа выступил
Митрополит Ювеналий в своей речи на нескольких ярких примерах показал, как Православие, православное сознание влияло на произведения классиков русской литературы.
«По предложению нашего министра мы закладываем новую традицию: проводить отдельные встречи с педагогами в рамках Московских областных Рождественских образовательных чтений. Я сердечно приветствую вас и поздравляю с завершающимся Годом учителя. Это было время, когда мы чествовали работников образования, говорили им о своей любви и уважении, старались проявить к ним особое внимание и заботу, потому что именно от учителя зависит облик будущего россиянина.
В современном мире роль учителя особенно важна. Это связано с тем, что, вступая в жизнь, молодежь сталкивается с множеством неблагоприятных для нравственного созревания вызовов или, говоря по церковному, искушений. Массовая культура, реклама, средства массовой информации по большей части стремятся донести до молодых людей послание такого содержания: все, что бы ты ни захотел, — можно делать. Здесь мы видим четкую линию, пролегающую между современным секулярным сознанием и мышлением религиозным.
Дело в том, что для верующего человека отнюдь не все позволено. Существуют заповеди, нарушение которых считается грехом, влекущим за собой наказание Божие. И непреложность этих установлений со временем не меняется, потому что никакая модернизация не сможет сделать приемлемыми для нормального человеческого общества и здоровой личности убийство, грабеж, разврат, предательство или лжествидетельство. Этот список можно продолжать.
Осознание необходимости исполнения Божественных заповедей сопутствовала человечеству на протяжении тысячелетий. Читаем в Библии о благоволении Господнем к праведникам: „правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его“ (Пс. 102:18).
О том, насколько глубоко такое понимание было усвоено нашими соотечественниками в прошлом, можно судить по русской классической литературе. Наши Рождественские чтения имеют эпиграфом слова Николая Алексеевича Некрасова, посвященные Виссариону Григорьевичу Белинскому. У
Возьмем пример непосредственно из школьной программы. Вот эти слова:
„Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед“.
Это Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнеописание великого поэта не дает нам, казалось бы, оснований увидеть там особое благочестие, и в то же время основополагающие идеи православного вероучения были им глубоко усвоены еще в детские годы под влиянием верующей бабушки. Несмотря на жизненные искания и поступки подчас демонического свойства, для поэта высшим счастьем оставались те объективные ценности, которых он испрашивает для некоей девушки в стихотворении „Молитва“, обращенном к Божией Матери:
„Окружи счастием душу достойную;
Дай ей спутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования“.
В кратком обращении к вам у меня нет возможности развернуть широкую панораму влияния православия на русскую литературу. Это тема многочисленных научных монографий, а также университетских и семинарских курсов лекций. Моя цель состоит в том, чтобы затронуть саму тему неразрывной связи между отечественной культурой и христианством. И приведенные мною примеры показывают это взаимодействие в его подспудном, имманентном проявлении.
Уверен, что, несмотря на тяжелые испытания ХХ в., выпавшие на долю Церкви, влияние православия на духовную жизнь нашего общества, не только сохраняется, но и будет возрастать. Сегодня очень важно подкрепить эту тенденцию, чтобы способствовать созреванию ростков добра. Как сказал святой апостол Павел: „поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем“ (1 Фес. 5:14). Да, требуется много терпеливого и кропотливого труда, но он благословен, ибо закладывает крепкое духовное основание для будущего нашего Отечества, за которое мы все в ответе и перед грядущими поколениями, и перед Богом.
Об этом ярко сказал поэт Евгений Баратынский:
„Велик Господь! Он милосерд, но прав:
Нет на земле ничтожного мгновенья;
Прощает Он безумию забав,
Но никогда пирам злоумышленья“.
Поэт имеет в виду, что в отличие от легкомыслия деятельность, намеренно приносящая ущерб людям, не имеет прощения в очах Божиих. Эти слова пересекаются с изложенными в Евангелии словами Иисуса Христа, обличавшего Своих современников: „если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас“ (Ин. 9:41).
Мы видим, что подрастающее поколением самым насущным образом нуждается в духовной поддержке, в нравственном укреплении (а
У нас в Московской епархии сложилось замечательное и конструктивное сотрудничество с Министерством образования Московской области. Мы можем без преувеличения сказать, что все минувшие годы не теряли времени даром, знакомя детей и юношество с основами православной культуры. Это доброе семя даст всходы в свое время. Но пусть достигнутое не останавливает нас, будем стремиться к совершенствованию просветительской и воспитательной деятельности. Успех этого дела в огромной степени зависит от вас, дорогие учителя.
В приближении Рождества Христова и Новолетия хочу пожелать, чтобы светлая радость пришла в ваши дома, Здоровья вам и счастья. Пусть Господь благословит ваши труды.»
Выступавшие затем представители образовательной системы поделились своим опытом внеклассной работы с детьми. От Химкинского благочиния свой доклад представил священник Игорь Улеско, рассказавший о воспитательной и образовательной работе, которая проводится в благочинии.
В завершение встречи всех собравшихся своим выступлением порадовал ансамбль скрипачей Центральной школы искусств города Химки.