6 сентября, в день праздника перенесения мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1479), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Можайский Григорий, архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон, епископ Видновский Тихон, епископ Балтийский Серафим, наместник Новоспассокого ставропигиального монастыря епископ Воскресенский Савва, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, настоятель храма святой великомученицы Екатерины в Риме иеромонах Антоний (Севрюк), духовенство Москвы и Подмосковья.
За богослужением молились: митрополит Верейский, Наусский и Камбанийский Пантелеимон и члены делегации Элладской Православной Церкви, доставившей в Дмитров мощи святого великомученика Дмитрия Солунского, первый заместитель председателя Правительства Московской области
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление святителю Петру, митрополиту Московскому, и прочитал молитву перед мощами святого, которые покоятся в северной части алтаря Успенского собора.
Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие всечестные отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с праздником града Москвы, всей Церкви Русской — с днем перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси.
Митрополит Петр вошел в историю как святитель, особым образом потрудившийся для единства всей Русской земли, всей Святой Руси. Авторитет святителя, который связал своей жизнью и подвигом Киев и Москву, который избрал наш первопрестольный град местом сосредоточения всей ответственности Древней Руси — и светской, и духовной, — навсегда вошел в историю Церкви нашей.
Уже те, кто жил в эпоху митрополита Петра, сравнивали его с великими святителями — Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, потому что в своей деятельности он сочетал и богомыслие, и пастырскую ревность, и ответственность, и беззаветное служение людям.
В сегодняшнем апостольском чтении из Второго послания к Коринфянам мы находим замечательные слова апостола Павла, сказанные как бы в отклонение от главной темы — а темой было направление к коринфянам неких представителей апостола. Святой Павел предлагает коринфянам встретить его посланников с радушием и иметь о них попечение не только духовное, но и материальное. Именно в этой части послания содержатся слова: мы ведь не только Господу трудимся, но и человекам (см.: 2 Кор. 8:21).
Святитель Петр в полной мере осуществил в жизни своей эти слова апостола — беззаветно служил Господу, укрепляя и объединяя Церковь Русскую, и одновременно послужил человекам, народу своему, в тяжкую годину
Личность святителя Петра дает нам возможность подумать о священническом служении в Церкви. Действительно, по слову апостола каждый священнослужитель призван служить для Господа и для людей, и для того чтобы сочетать в одной личности такую многоплановую и ответственную деятельность и такое высокое служение, требуются особые духовные силы, как у святителя Петра.
Святитель оставил нам три замечательных послания, в которых он, в частности, говорит о том, каким должен быть пастырь. Красной нитью в этих посланиях проходит мысль об ответственности священнослужителей за Церковь и за народ. В каком же смысле священнослужитель несет ответственность пред Богом за народ? Ведь он лишен политической власти, а нередко и достаточных материальных средств к существованию. А в том смысле, что своей проповедью, своей жизнью, своим примером и своей молитвой он должен укреплять те незыблемые нравственные принципы, на которых только и может развиваться жизнь людей, будь то личная, семейная или общественная. Вот почему ответственность священнослужителя так велика.
А что происходит, когда священник не соответствует своему высокому предназначению? Сегодня в адрес Церкви нередко обращается несправедливая критика — несправедливая в том смысле, что
В связи с этим хотелось бы вспомнить замечательное повествование Симеона Нового Богослова, выдающегося поздневизантийского отца Церкви, который размышлял как раз на эту тему. Он говорит: как бы вы поступили, если бы к вам пришел гонец от царя земного с тем, чтобы вручить вам послание, в котором было бы сказано, что вы брат и друг царя, что в скором времени вы будете вместе с ним в его царстве и будете разделять с ним это царство, и на главу вашу будет надет венец и в белые одежды вы облечетесь? Как бы вы поступили, если бы это послание Владыки вам вручил человек в грязной одежде, с непривлекательной внешностью — человек, на которого бы вы никогда не посмотрели, проходя мимо? Но ведь
Вот так и священник. Он приносит всем грамоту от
Но какая же ответственность на священнике, если
Мы все в Церкви — и духовенство, и верующие — соединены величайшей ответственностью пред Богом. Ответственность священников ни с чем не может быть сравнима. Каждое слово, каждое дело, даже чисто внешнее — как мы одеваемся, как мы ходим, на чем мы ездим — все это может отлучить от Бога малодушных и неглубоких людей, особенно подверженных внешней пропаганде, и они руку за спину заложат, чтобы не принять Божественную грамоту об их сопричастности Царствию Божию.
Наверное, особый суд будет над теми, кто был посланниками
Святитель Петр, митрополит Киевский и Московский, являет нам пример высочайшей ответственности в служении Богу и людям. И молясь сегодня здесь, пред его цельбоносными мощами, мы просили и будем просить, чтобы по его святым молитвам Господь приклонил милость Свою к единой Святой Руси, к исторической Руси, к странам, которые образовались на ее просторах, к Церкви Русской, объединяющей верных в этих странах как во времена святого святителя Петра, так и ныне. Верим, что по его молитвам и предстательству приклонит Господь милость к Отечеству нашему, народам нашим и к Церкви Русской. Аминь».
За богослужением пел хор духовенства Московской областной епархии.