28 сентября в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 15 с русским этнокультурным компонентом" в городе Жуковский состоялась традиционная встреча педагогического актива Московской области с митрополитом Ювеналием на тему: «Введение предметов
В своем выступлении
«Наша традиционная встреча проходит в Дни празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — самого главного символа христианства.
Строгий — четырехконечный, ветвистый или узорный, выцарапанный на стене римских катакомб, венчающий купол храма, надетый на шею христианина — он всегда говорит об одном и том же: о том, что две тысячи лет назад им, Крестом, была одержана победа над злом.
С ним в руках и на груди наши предки вставали на защиту Родины, с ним строили храмы и города. С ним создавалась наша история. Культуру нашей страны невозможно понять, не зная о той роли, которую играл в ней православный крест, православная вера.
Поэтому нам так важна совместная работа педагогов и священнослужителей по возвращению в нашу жизнь культуры православия. Вот почему я так рада вновь, уже в седьмой раз, видеть в этом зале работников образования и священнослужителей. Отрадно отмечать, что мы говорим на одном языке, делаем одно общее дело.
Мы участвуем в реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», одной из задач которой является создание Новой школы как института, соответствующего целям опережающего развития. Школьники вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, учатся изобретать, осваивать новую современную технику, формулировать интересы и осознавать возможности.
Но технология без духовности и нравственности может привести к крайне плачевным результатам: к выхолащиванию человеческой сущности: отсутствию чувств доброты, любви, порядочности, сопереживания…
Каждый из нас понимает, что невозможно этого избежать без формирования нравственного начала в подрастающем поколении и его развитии в молодежи, без приобщения их к национальным и духовным традициям, без сохранения культуры, а самое главное — без тесного взаимодействия семьи, школы и общественности, благодаря которому закладывается основа качественного образования детей и их успешной социализации.
Не случайно еще в семнадцатом веке великий педагог Ян Амос Каменский сказал: «Забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства… опасно не напитать немного ума дитяти любовью к Богу».
Сегодня у нас выстроена система
Развитие
Для нас это путь к формированию подмосковного молодого человека как нравственной, культурной, духовно богатой личности.
Министерство образования Московской области заключило в 2001 г. договор с Московской епархией Русской Православной Церкви. В ноябре этого года будем отмечать десятилетие нашего соработничества на этой ниве, и как охарактеризовал договор Владыка Ювеналий «сегодня — это работающий документ, а не просто бумага». И, выступая на пленарном заседании Девятнадцатых Международных образовательных чтений о состоянии
Для решения задач
а) уроки «Духовное краеведение Подмосковья», «Православная культура», «Основы православной культуры»;
б)
в) внеучебная, внешкольная деятельность (Рождественские чтения, Рождественские, Пасхальные встречи);
г) создание
Огромное значение в
Иными словами, речь идет о преемственности, об исторической памяти поколений.
О том, что такое историческая память, школьники старших классов Московской области узнают на уроках предмета «Духовное краеведение Подмосковья».
Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности. Предмет позволяет дать школьникам знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа. Предмет позволяет легче адаптироваться семьям, переезжающим из других территорий, представителям другой культуры.
В 2011–2012 учебном году в школах Московской области программы по
В учреждениях дополнительного образования программы по
С 2010–2011 учебного года организовано изучение предметов
В 2011 г. на заседании Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской Епархией Русской Православной Церкви была поставлена новая задача в области
И сегодня хочу констатировать, что многие муниципальные образования Московской области уже включились в эту работу
По данным мониторинга, по состоянию на 25 августа 2011 г. программы
От 80% до 100% дошкольных учреждений осуществляют
В связи с введением ФГОС в начальной школе Министерством образования Московской области рекомендовано вам, уважаемые руководители, с 1 сентября 2011 г., организовать преподавание предметов культурологического цикла во всех первых классах в рамках 10 часов внеурочной деятельности и привлекать для этого преподавателей не только начальной школы, но и среднего и старшего звена, прошедших соответствующую курсовую подготовку.
Эта работа только начинается. Плодотворной она может стать не только при желании педагога заниматься
Для осуществления внеурочной работы в начальной школе издается методический сборник «Введение в „Добрые дела“ в рамках
Содержание программы внеурочной деятельности «Добрые дела» осуществляет преемственные связи на уровне дошкольного — школьного образования и системы повышения квалификации педагогов и основывается на содержании базовых
Освоение педагогами содержания указанных
Программа носит культурологический характер и предназначена для использования во внеурочной работе со школьниками начальных классов образовательных учреждений всех типов.
Людмила Леонидовна в своем выступлении подробно расскажет об этих программах.
Сегодня мы можем разрабатывать пособия, программы, создавать структуры и центры по
Министерством образования Московской области были определены базовые учебные учреждения высшего профессионального образования Московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации: Московский государственный областной университет, Педагогическая академия последипломного образования и Московский государственный областной
Разработаны программы подготовки учителей курсов повышения квалификации:
В 2010 г. разработаны программы по повышению квалификации для педагогов учреждений среднего и начального профессионального образования.
Разработана программа подготовки воспитателей ДОУ, первая группа слушателей в количестве 150 человек начинает свое обучение на базе МГОУ 5 октября 2011 г.
Все слушатели по результатам обучения получают документ гособразца о прохождении курсов.
Педагоги, прошедшие обучение на курсах, ежегодно становятся активными участниками регионального этапа конкурса „За нравственный подвиг учителя“, представляя на рассмотрение конкурсной комиссии свои творческие проекты и материалы в области преподавания
В решении задач по подготовке педагогов важным аспектом является обеспечение учителей методической литературой по
Хочу напомнить еще раз, что изучение предметов
Руководитель каждого учреждения обязан получить письменное заявление от родителей на согласие в изучении данных дисциплин.
Необходимо отметить, что, хотя преподавание в школе ведется силами светских педагогов, православное духовенство Московской епархии осуществляет активную консультационную деятельность, всемерно помогая учителям в их работе.
Мы пришли к выводу, что
В мае в рамках празднования Международного Дня славянской письменности и культуры несколько раз проходили фестивали хорового пения. В настоящее время ежегодно организуется областной открытый урок „Духовные родники Подмосковья“, на котором присутствуют около 5 тысяч детей изо всех муниципальных образования Московской области. Впервые такой урок был проведен в 2007 г. в Коломне, когда этот город был столицей всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры. В 2009 г. открытый урок, также в Коломне, посетил в ходе своего визита в Московскую область Святейший Патриарх Кирилл и обратился к аудитории с первосвятительским словом.
Ежегодно дети, присутствующие на уроке, получают в подарок специально издаваемую книгу, представляющую собой иллюстрированную хрестоматию для назидательного чтения на заданную тему. Уже были изданы книги „История родного слова“, „Отчий дом“, „Веков наследие живое“, „Просветители“, „Сказ о Кирилле и Мефодии“. Их содержание позволяет расширить знания как детей, так и родителей в области Православной культуры и включает отрывки из Священного Писания, описание событий Священной истории, стихи и рассказы классиков детской литературы, знакомит с произведениями иконописи и светской живописи.
В рамках Пасхальной недели 30 апреля этого года состоялась первая встреча в Новодевичьем монастыре управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с воспитателями детских садов. Спасибо Вам, дорогой Владыка, за внимание, оказываемое педагогам Московской области.
Также уже стали традиционными и другие совместные с Московской Епархией областным мероприятия по
В образовательных учреждениях Московской области проводятся совместно со священнослужителями обучающие мероприятия как для детей и их родителей, так и для педагогов:
Хочу напомнить тему Девятых Московских областных Рождественских образовательных чтений: „Через просвещение к нравственности“.
Желаю вам успешной и плодотворной работы, мира и благополучия» .
Затем выступил Владыка митрополит:
«Дорогая Лидия Николаевна, уважаемые участники сегодняшнего собрания!
Вчера в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня я сослужил в храме Мартина исповедника Святейшему Патриарху и потом во время личной беседы рассказал ему о той радости, которую мы испытали от его Первосвятительского визита в Московскую епархию 11 сентября в город Щелково и поблагодарил его, что он специально отметил в своей официальной речи наше соработничество с министерством образования. Я сказал, что мы в этом сотрудничестве не стоим на месте — начинается уже
А сегодня, когда я шел мимо стола, где проходила регистрация, попросил дать мне один экземпляр пособий, что любезно с разрешения Лидии Николаевны было сделано. И я хотел бы от Вашего имени передать эти издания Святейшему Патриарху, потому что я не знаю, где и в какой епархии такое бурное сотрудничество осуществляется, и может быть, эти наши пособия будут полезны всей Православной Церкви.
С радостью приветствую вас на нашей традиционной встрече, которая проходит в самом начале учебного года. Она свидетельствует о том, что минувшие годы соработничества между Московской епархией и Министерством образования Московской области были успешными и плодотворными. Мне особенно хочется поблагодарить за это нашего министра — Лидию Николаевну Антонову, чей вклад в дело просвещения и воспитания подрастающего поколения очень значим. Недавно состоялся первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Московскую область. После богослужения в Троицком соборе города Щелково Его Святейшество в частности сказал: „Я хотел бы особенно поблагодарить и Вас, Владыка митрополит, и уважаемого Бориса Всеволодовича за большую работу, которая осуществляется в сфере образования, в сфере диалога Церкви с институтами гражданского общества, в области молодежного служения, социальной и благотворительной деятельности. Все это не слова, не параграфы годового отчета — это реальная жизнь людей, которая, несомненно, становится духовно все более богатой“.
Сегодня в этом зале собрались руководители тех образовательных учреждений, где наиболее успешно преподаются предметы
Директор школы и руководитель дошкольного образовательного учреждения являются ответственным руководителями больших коллективов, координируют взаимодействие между учителями и учащимися, а также заботливо осуществляют попечение обо всех учениках — от дошкольников и первоклассников до выпускников, а также в той или иной мере контактирует с родителями. Решение целого ряда столь сложных задач является весьма непростым, если ограничиться чисто технократическими приемами, сколь бы привлекательными они подчас не казались. Требуется нечто большее, это единение на основе солидарного понимания абсолютных духовных ценностей, определяющих жизнь человека в мире и его отношения с другими людьми. Конечно, школа (в широком понимании этого слова, я отношу сюда и дошкольное воспитание) существует в секулярном обществе, поэтому аналогия, которую я предложу, довольно приблизительна, но сходство все же можно обнаружить. В идеальном варианте директор
Хочется пожелать, чтобы тревоги по поводу осуществления бесконечной череды реформ образования и
Приобщая молодых к нашему традиционному наследию, надо стремиться не только передать им сумму знаний, но и помочь заглянуть в себя, захотеть стать лучше, сопротивляться греху и пороку. И начинать надо, конечно, со слова. Замечательный русский философ ХХ века Владимир Бибихин, говорил, обращаясь к
Умение обращаться со словом, любовь к нему, чувствование его смыслов — неотъемлемые черты полноценной человеческой жизнедеятельности. Это, кстати, и один из ключей к усвоению огромных объемов информации. Сейчас много приходится слышать жалоб на перегрузку учащихся, а если сравнить с древними, то возникнет вопрос, кому сложнее. Несколько тысячелетий тому назад люди знали наизусть Библию, поэмы Гомера, собрания трактатов китайских философов — и не жаловались. Здесь существенно рассмотреть главный движущий мотив: приобщиться к Божественной или человеческой мудрости. Сложные экзамены, кстати, тоже сдавали, и весьма успешно.
Столь пространное вступительное рассуждение преследует цель еще и еще раз показать, сколь сущностно необходимым для детей и юношества является длительное сотрудничество между Московской епархией и Министерством образования. В начале на поверхности этого процесса было обучение основам православной традиции, ее влиянию на историю и культуру России. Однако со временем все более очевидным стал
За минувшие годы многое в обществе изменилось. Не всё всегда нас радовало. Как сказано в Евангелии: „всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые“ (Мф. 17:7). Но безусловным достижением стало то, что выросло новое поколение родителей, многие из которых с детства воспитывались в духе православия и хотят передать это своим детям, а также то, что наши педагоги во множестве воодушевились возможностью творчески развивать преподавание
Ценностные ориентиры закладываются у ребенка в самом раннем возрасте, именно поэтому мы придаем столь большое значение приобщению малышей к высоким идеалам. В образцовой ситуации — это миссия семьи, но сегодня она не всегда с такой задачей справляется. И тогда на помощь должны прийти школа и Церковь, как сотрудники в общем и важном деле, которое имеет и духовный, и этический, и культурный, и патриотический аспекты.
Я недавно увидел наглядное свидетельство того, как дети откликаются на такую заботу о них. Сегодня узнаете об этом и вы. Только что вышел в свет замечательный
Так получилось, что мы начинали работать со школьниками, а сегодня только дошли до тех, кто только готовится начать свое образование. И это замечательно. Маленький человек полностью открыт к восприятию прекрасного, к приобщению к истине. Открывая для малышей красоту Божиего мира, мы помогаем им в будущем правильно определить свой жизненный путь. Они придут в школу с уже определившимися жизненными взглядами и убеждениями, с первыми навыками разделения добра и зла, прекрасного и безобразного.
Когда мы говорим о
Вот уже более 10 лет в рамках подписанного Соглашения Московская епархия активно и творчески сотрудничает с министерством образования Московской области в деле
Нигде, ни в одном монастыре или храме, я не ощущал себя так спокойно, как здесь. Душа отдыхает, молится и живет
Здесь, вдали от суеты, начинаешь смотреть на мир совсем
Каждый человек находит место, к которому его душа тянется больше всего. Бобренев монастырь — обитель, где моя душа всегда найдет приют“.
Я верю, что к таким размышлениям его приготовила и школа, и Церковь. А вот другое размышление. Я поражаюсь его глубине. Не каждый взрослый человек может так рассуждать, как пишет Смыслова Юлия, ученица 10 класса Песковской средней школы.
„Чуть ли не каждую секунду нашей жизни мы нарушаем или видим как нарушаются Божьи заповеди: люди сквернословят, лгут, клевещут друг на друга. „Ну и что? скажете вы. — Живы же…“
Так может и не нужны вовсе эти заповеди?.. НУЖНЫ! Ведь без них душа человека болеет, а при отсутствии „лечения“ (исповеди) даже разрушается.
Заповеди были важны во все времена, ведь недаром они были даны Богом. Но в наше бешеное время, когда человек и человечество теряют своё лицо в погоне за удовольствиями и наживой, когда повсюду слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни, так трудно остановиться и справедливо рассудить, куда идет страна и человечество, вспомнить уроки истории и осознать, что НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК.
Заповеди — это законы, которые помогают человеку не ошибиться в поступках, не делать того, о чем он потом будет горько жалеть, но эти функции будут выполняться только в том случае, если люди будут честно их исполнять, не ища для себя лазеек.
В наше суетное время часто забывают и о морали, и о нравственных принципах. Их заменяет умение получать прибыль и богатство, заботясь прежде всего о себе. Поэтому естественно, что сейчас заповеди соблюдаются гораздо меньше, чем, например, 200 лет назад. И самой страшное, что мы не только грешим, но и часто не замечаем и не понимаем этого“.
Я думаю, что такая десятиклассница уже готова выйти в мир и быть добрым человеком.
Обращаясь к школе, надо сказать, что особое место принадлежит, конечно, русской литературе. Исторически так сложилось, что именно она, в особенности поэзия, стала в России носительницей идей, в том числе богословских и философских. Это надо уметь рассмотреть. К сожалению, до сих пор представления о многих классических произведениях или жизненном пути некоторых писателей находится под властью издавна навязанных схем и воззрений, сковывающих свободу мысли и ученика, и учителя. За примерами далеко ходить не надо. Решил Белинский, что Гоголь запутался в своей религиозности и до конца не понимал смысла своего собственного творчества, и это заблуждение на протяжении десятилетий тиражировалось школой. Назвал Добролюбов самоубийство в пьесе Островского „Гроза“ „лучом света“, и это высказывание впечатывалось в умы многих поколений наших школьников. А чего стоит поверхностная концепция „лишнего человека“ (хотя лишних людей по определению не может быть; по крайней мере, с христианской точки зрения). Эта схема использовалась для примитивной трактовки огромного числа литературных произведений с целью обеспечения соответствия взглядов писателей прошлого по отношению к господствовавшему в ХХ в. социалистическому реализму. И эти идеи продолжают свое победное шествие по классам современной школы! При таком подходе у определенной части детей изучение литературы может вызвать отторжение. Причина, думается, вот в чем. Надо признать, что до сих пор есть трудности с воспитанием у ребенка свободы мыслительного процесса. Нельзя не согласиться, что классовые подходы к героям проще, чем анализ их духовного и психологического мира. Это отзвук прошлого, когда люди были винтиками, а проблемы их внутренних переживаний решались выстрелом или приговором суда. Но мы живем в другое время. И именно православие, проповедующее Христову любовь к каждому человеку, дает педагогу ключ и к анализу литературного произведения, и подход к душе самого сложного ученика. Господь пришел в мир, чтобы в видении действительности дать людям свободу, она строга и ответственна, но в то же время радостна и благодатна.
Все сказанное мной сегодня прошу воспринимать как приглашение к диалогу по поводу нашего общего дела — соработничества ради воспитания подрастающего поколения. Наши встречи помогают обмену мнениями и опытом, необходимыми для поступательного движения вперед. Хочу заметить, что на учительском уровне сейчас в Подмосковье происходят два взаимодополняющих процесса. С одной стороны, уже из года в год конкурс на соискание премии „За нравственный подвиг учителя“ способствует выявлению лучших и наиболее творчески проявивших себя педагогов. С другой стороны, под эгидой Методического кабинета при Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации идет активная работа по обобщению того опыта, который накоплен учителями в наших воскресных школах. Думается, что имеет смысл подумать о проведении семинара или конференции на тему „Светская и церковная школа: партнерство в деле
В заключение своего выступления мне хочется сказать слова благодарности в адрес протоиерея Николая Струкова и его помощников, усилиями которых в городе Жуковском была создана эта замечательная школа, пользующаяся столь широкой популярностью у детей и у родителей. Наблюдая сложившуюся здесь теплую, гостеприимную атмосферу, невольно вспоминаешь слова святого апостола Павла: „Все у вас да будет с любовью“ (1 Кор. 16:14). И как замечательно, что рядом со школой несколько храмов! Дети с малого возраста имеют возможность не только познать основы веры, но и деятельно проявить себя в делах благочестия и милосердия.
Сердечно благодарю дорогую Лидию Николаевну и вас, уважаемые руководители образовательных учреждений, за сотрудничество, за участие в этой встрече, за тот вклад, который вы делаете в возрождение нашего Отечества. Уверен, что наши совместные усилия принесут добрый плод. Божие благословение да пребывает со всеми вами и вашими усердными трудами!»
Автор
Заведующая МДОУ № 1 городского округа Жуковский