Празднование Покрова Пресвятой Богородицы, ставшего на Руси одним из самых любимых верующим народом богородичных праздников, связано с появлением древнерусского перевода Жития блаженного Андрея, Христа ради юродивого; перевод был сделан уже в XI в. Содержащееся в Житии описание чудесного видения Пресвятой Богородицы блаженному Андрею и его ученику Епифанию во Влахернском храме послужило основанием для установления на Руси праздника Покрова Божией Матери; очень скоро появились иконы с изображением чуда во Влахернском храме, в честь праздника начали строить и храмы.
Особую любовь к Матери Божией имел великий князь Владимирский Андрей Боголюбский, сын основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. Построенные им и посвященные Матери Божией величественные соборы стали подлинными шедеврами зодчества мирового уровня. Князь Андрей был инициатором введения в литургическую практику праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Первая церковь, посвященная новому празднику, была построена в 1165 г. — это знаменитый храм Покрова на реке Нерли.
На земле Подмосковья насчитывалось до сотни храмов и монастырей, посвященных Покрову Матери Божией. Подавляющее большинство из них в безбожное лихолетье было закрыто и разорено. В настоящее время в Московской епархии действует более восьмидесяти Покровских храмов; почти все они были возвращены Церкви «в состоянии руинирования». О некоторых из них мы расскажем.
Возрождение храмов, посвященных Покрову, стало одним из знаковых событий духовного возрождения Подмосковья: восстановить такой храм — значит, вновь ощутить над собой тот Покров, которым Пречистая Дева издревле покрывает Свой земной удел, Землю Русскую. Хочется подчеркнуть, что не только восстановлением зданий церковных занимаются возрожденные общины Покровских храмов — практически в каждом из них, где возобновлена литургическая жизнь, ведется и активное социальное служение. Впрочем, эта картина типична для всей Московской епархии.
Одно из ранних посвящений храмов на Подмосковной земле в честь Покрова Божией Матери связано с именем героя Куликовской битвы — Серпуховского князя Владимира Андреевича, командовавшего засадным полком, который и решил исход битвы. В построенной в уделе князя Владимира обители — Срепуховском Высоцком монастыре — один из шести действующих ныне храмов посвящен Покрову. Именно здесь находится чтимый чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Закрытый в годы безбожия и оскверненный Высоцкий мужской монастырь был возвращен Церкви в 1991 г.; начались активные восстановительные работы, и видимым знаком благословения Божия возрождаемой святыне стало обретение святых мощей преподобного Афанасия
Покрову Пресвятой Богородицы посвящен монастырь, находящийся на другом конце Московской области —
В середине XIX в. Павловский Посад объединял несколько фабричных слобод. Население занималось ремеслом, торговлей, ткачеством. Одной из мануфактур владел Яков Иванович Лабзин; со временем его производство стало крупнейшей платочной фабрикой в России. В Павловском Посаде и окрестностях
По свидетельству дочери Якова Ивановича Ольги, отец всякий день бывал в Божием храме и близко знал богомольного крестьянина деревни Евсеево Василия Ивановича Грязнова (брата жены), слушался его советов во всем, в том числе в своем
По словам современника, Василий Грязнов «отличался благочестивой жизнью и ревностью к Церкви Божией». На пике развития своего
В Московскую духовную консисторию Лабзин и Грязнов направили бумагу, в которой просили разрешить им законно основать мужской монастырь на 15 человек братии, с каменной трехпрестольной церковью и всеми принадлежностями для помещения братии и оградой вокруг монастыря, обязуясь дополнительно сделать в пользу монастыря вклад в тридцать тысяч рублей.
Первоначально Московская духовная консистория отказала в прошении: место для монастыря в центре посада у фабрики, вблизи мирской суеты, было признано неудобным, да и возможность масштабного строительства вызывала сомнения.
За несколько дней до получения отказа Василий Грязнов умер. Его похоронили на небольшом кладбище на окраине города. Над его могилой и могилой своей жены Акилины Ивановны
Заботы по содержанию храма и благотворительного учреждения перешли к трем дочерям, одна из которых — Ольга Яковлевна — постоянно жила и трудилась вместе с обитательницами приюта. Они и ходатайствовали перед Святейшим Синодом об образовании общины из Иаковлевского сиротского приюта. В 1894 г. Святейший Синод «постановил благотворительное женское общежитие переименовать в
Безбожное лихолетье не только самую обитель, но память ее основателя, почитавшего в народе местночтимым святым Василия Грязнова. Но клеветнические публикации в местной прессе, листовки и брошюры, порочащие имя праведника, не имели успеха; в народе сохранилось почитание праведника.
В 1999 г. праведный Василий
История Московского Смоленского Новодевичьего монастыря богата драматическими событиями — самое его положение к
Из записок архидиакона Павла Алеппского, жившего в Архиерейском доме, известно, что Архиерейский дом был «очень велик и обнесен кругом деревянной стеной; кельи, или, вернее, дворец епископа, выстроены из превосходного камня и дерева». Антиохиец восхищался «длинной деревянной галереей, находящейся на большой высоте от земли, по которой епископ проходил к келиям от южной двери церкви по высокой лестнице; выходящими в сад галереями летних келий». Он восторгался мастерской работой русских плотников, построивших такие теплые зимние покои: «…они выстроены из строганного, крепко сплоченного, чудесного дерева и имеют двери, плотно прилаженные и тщательно пригнанные, обитые войлоком и кожей, так что ни одно дуновение ветерка не может проникнуть».
Покровская (бывшая домовая) церковь сооружена из кирпича в середине XVII в. при жилых, в то время деревянных, покоях епископа. Здание церкви частично перестроено
Ныне существующий Архиерейский дом построен в 1682 г. на месте прежнего епископского дворца, известного по документам
Покровская церковь в старинном подмосковном селе
Документальное упоминание деревянного Покровского храма относится к первой четверти XVII столетия. По данным писцовой книги
В 1653 г. состоялся промен вотчин между Патриархом Никоном и московского Богоявленского монастыря, что за Торгом в
Всесильный фаворит Петра Великого
На средства светлейшего князя в 1712 г. в селе Пехра была построена новая деревянная однопрестольная церковь. Но этому храму не суждено было долго существовать: в ужасный пожар 23 марта 1723 г. Покровская церковь сгорела. Только через четыре года, в марте 1727 г., священник Илия Филиппов с прихожанами обратились в Синодальный казенный приказ за разрешением «вместо згорелой церкви построить на том же месте вновь деревянную ж церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Синодальный указ о строении датировался 16 марта 1727 г., а в конце августа деревянная Успенская церковь в селе Покровском была построена и готова к освящению.
В 1762 г. село
Идея постройки новой каменной церкви в селе Покровском возникла в начале
5 августа 1824 г. святитель Филарет подписал грамоту на построение в селе
В 1836 г. настоятель храма открыл бесплатную школу (училище) для крестьянских детей.
Население Пехорской волости, превратившейся в промышленный район, быстро росло, возникла необходимость расширения трапезной части Покровского храма. Инициаторами этого строительства стали настоятель священник Феодор Преферансов и церковный староста — фабрикант
В 1922 г. было произведено изъятие церковных ценностей. В 1929 г. был арестован, осужден и отправлен в Архангельск настоятель храма отец Николай Воздвиженский. Церковь закрыли в 1930 г. Кощунственно были выломаны иконы из иконостаса, сброшены колокола, сняты кресты с храма и колокольни, на место которых повесили красные флаги. В здании храма устроили сельский клуб и районную
В
В 1992 г. обезображенный храм был возвращен Церкви. Начались регулярные богослужения. В 2001 г. закончилось восстановление внешнего облика здания; храм приобрел свой первоначальный вид. В день храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2004 г. архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения всех трех престолов Покровской церкви.
Трагично складывалась судьба и другого Покровского храма — в селе Воскресенском (Богородское благочиние). В селе с 1628 г. был деревянный храм в честь Воскресения Христова; в 1634 г. рядом была устроена придельная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1705 г. храм Покрова сгорел, и на следующий год был построен новый деревянный.
Каменная Покровская церковь построена силами прихожан в 1833 г. С ее строительством деревянный храм стал кладбищенским и переосвящен в честь Вознесения Господня, а при советской власти его закрыли.
В 1921 г. общиной был заключен договор с властями о пользовании церквами. Из описи
В 1931 г. здесь служил священник Димитрий Беляев, который в 1937 г. был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне (память священномученика Димитрия пресвитера совершается 27 ноября/10 декабря).
В 1937 г. храм закрыли, но не разорили. Богослужение возобновлено в 1945 г.
Покровский храм сохранил святыни: икону великомученика Пантелеимона, привезенную с Афона в конце ХIХ в., образа «Лобзание Христа Иудой» и Божией Матери «Взыскание погибших».
Первое документальное упоминание деревянной Покровской церкви села Кудиново относится к 1597 г. Каменный храм начал строиться в 1820 г. при владельце села князе
В 1909 г. при церкви было учреждено общество хоругвеносцев, имевшее устав и специальную форму. В храме был большой церковный хор, действовала
В 1919 г. у церкви конфисковали землю, в 1922 г. изъяли ценности.
В 1938 г. службы в храме прекратились. В 1941 г. было решено ликвидировать храм, но этому помешала война. В августе с иконостаса и киотов сняли позолоченные резные детали и 18 дней смывали золото, намыв 33 грамма. Иконами топили печь в сельсовете.
В сентябре 1941 г. храм временно передали колхозу для хранения зерна.
Покровская церковь была закрыта более 50 лет. За это время в трапезной части рухнули крыша и свод, выгорела изнутри колокольня, остались лишь стены с обвалившейся штукатуркой и поврежденной кладкой.
Храм был вновь открыт в 1989 г., полностью восстановлен. Возрожденный Покровский храм в Кудиново — один из крупнейших
Село Боршева, расположенное неподалеку от Бронниц, упоминается в духовных грамотах великих князей Ивана Калиты и святого Димитрия Донского. До 1728 г. принадлежало
Со временем деревянный храм сильно обветшал, колокольня накренилась. Рядом поставили временную звонницу. Новый пятиглавый храм из красного кирпича был построен в 1903 г. Четырехстолпная церковь в псевдорусском стиле, видимо, строилась по типовому проекту. Стены и своды храма имели живописные изображения. Резной иконостас был вызолочен; в храме находились 36 икон греческого письма. Однако начатая колокольня так и не была завершена.
После смерти в 1936 г. последнего настоятеля — иерея Иоанна Зверева — храм закрыли, снесли купола, разграбили утварь. Впоследствии здание храма использовалось колхозом под склад зерна и другие нужды.
В
В 1999 г. разоренный и оскверненный храм передали православной общине. На Пасху 2002 г. была отслужена первая Литургия. При возрожденном храме действует воскресная школа, ведется
Покровская церковь в селе Никоновском (Бронницкое благочиние), как это следует из надписи на храмозданной доске, находящейся на наружной стене церковной паперти, была построена в 1738 г. тщанием владелицы села — генеральши Софьи Дмитриевны Матюшкиной и освящена 19 мая 1741 г.
Каменный храм представляет собой одноглавый четверик с трапезной и шатровой колокольней, декорированный в стиле барокко.
В теплой трапезной в северной части располагался придел в честь преподобного Сергия Радонежского (в нем служили в холодное время года). В 1902 г. его переосвятили во имя первых русских святых благоверных князей Бориса и Глеба (придел до наших дней не сохранился).
Храм закрыли в 1933 г., а здание использовали под столовую племзавода. Позже в нем устроили магазин, склад и пекарню, а на колокольне — водокачку.
В феврале 1991 г. храм передали православной общине. Сейчас в нем регулярно совершаются богослужения, открыта воскресная школа.
В поселке
Возле храма расположено здание Покровского православного центра, выполненное в старинном русском стиле, с узорчатыми резными наличниками — здесь разместились начальные классы Троицкой православной гимназии, а также проходят занятия воскресной школы и фольклорного клуба «Братчина».
Еще одна Покровская церковь Видновского благочиния находится в деревне Яковлево. Храм был основан не позднее конца XVI в.; впервые он упоминается в писцовой книге Московского уезда Сосенского стана в 1592 г. Из архивных материалов известно, что уже в середине XVII в. церковное здание было каменным, а в 1670 г. при владельце села — думном дворянине Андрее Васильевиче Толстом — пристроен каменный придел святителя Николая.
По страховой оценке от 2 июля 1910 г. имеется полное описание благоукрашенной, хорошо сохранившейся двухпредельной церкви, с колокольней и постройками
Церковь была действующей до 1932 г., хотя вопрос о ее закрытии не раз поднимался властью. Но окрестные жители неоднократно, несмотря на преследования, отстаивали храм. И только в 1932 г., после нескольких неудачных попыток, ночью тайком церковь была взорвана богоборцами.
В 2001 г. в деревне Яковлево была зарегистрирована православная община, которая занялась восстановлением здания церкви. На престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2003 г., во вновь возведенном здании церкви была отслужена первая Божественная литургия.
В 2004 г. были установлены иконостас и звонница из 6 колоколов. В
Из ближнего Подмосковья отправимся в «глубинку». В древнем Волоколамске сохранился один из немногих Покровских храмов, уцелевших в безбожное лихолетье, это — бывший собор Варваринского монастыря, построенный по указу царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери императора Петра I, в 1695 г. Клировая ведомость за 1828 г. называет, правда, другую дату постройки — 1723 г.
В 1764 г., после упразднения монастыря, собор стал приходским храмом. В 1806 г. с южной стороны храма на средства мещанина Осипа Калинина пристроили Успенский придел.
Изменения в архитектурный облик здания церкви были внесены во второй половине XIX в. В 1870 г. после разборки колокольни увеличили длину трапезной, где были устроены два придела: святой великомученицы Варвары и святого мученика Уара. В
Главными и наиболее чтимыми святынями храма являются иконы Покрова Божией Матери и «Достойно есть».
Cело Буняково (Домодедовское благочиние) известно с ХV века; оно принадлежало князю
Княгиня
До конца XIX в. храм простоял без капитального ремонта и нуждался в обновлении. 29 июля 1901 г., как отмечали «Московские церковные ведомости», по окончании ремонта храма на праздник освящения центрального престола собралось прихожан настолько много, что храм всех не вместил.
После 1917 г. у Покровской церкви отобрали землю и наиболее ценную утварь, с колокольни сбросили колокола. В 1935 г. ее закрыли, а настоятеля арестовали и выслали. В
Первая служба в возвращенной церкви состоялась 8 сентября 1990 г. С этой поры началась кропотливая работа по восстановлению. Постепенно храм стал приобретать первоначальный вид.
В церковь возвратили большую икону преподобного Сергия Радонежского старого письма, образ святителя Николая. Вернулась на свое место и икона Кирилла и Мефодия, на обороте которой сохранилась надпись: «1886 года, марта
26 сентября 1999 г. митрополит Ювеналий освятил возрожденный Покровский храм в Буняково.
Покровская церковь в селе
Усадьба
В XVIII в. селом владел род Нащокиных. В 1755 г.
В
В храме находятся чтимые святыни: икона святителя Николая Чудотворца, Казанская икона Божией Матери и икона святого благоверного князя Александра Невского.
Находящееся ныне в Одинцовском районе село Перхушково возникло в середине XV в. В 1758 г. владелец села полковник
Храм перестраивался в
В августе 1886 г., в память освобождения крестьян от крепостной зависимости Александром II, в левом крыле главного алтаря был освящен придел святого благоверного князя Александра Невского. По описанию 1887 г., престолы в храме были посвящены: Покрову Пресвятой Богородицы, св. Александру Невскому, Казанской иконе Божией Матери и святителю Николаю; это осталось неизменным до настоящего времени.
В Перхушково в разное время бывали:
В мае 1930 г. местные власти попытались закрыть храм. Общине верующих была объявлена огромная сумма страхового взноса, возникшая вследствие неправильной страховой оценки церковного здания. Верующие опротестовали сумму взноса во ВЦИК и смогли доказать свою правоту. Храм закрыли лишь в начале 1941 г., но не успели разорить.
В 1944 г. в Покровской церкви возобновились регулярные богослужения.
В
Покровская церковь в селе Ерино (Подольский округ) стояла с начала XVII века. В конце XVIII в. построили каменную колокольню и сделали железную крышу. Службы в церкви продолжались до 1937 года, а затем храм закрыли и разместили в нем вначале размещались клуб, кузница, ремонтная мастерская для сельскохозяйственной техники, столярная мастерская, принесшие храму значительные разрушения.
В 1993 г. здание передали Русской Православной Церкви; были начаты восстановительные работы. Возобновлена здесь не только литургическая жизнь — работают детский сад, воскресная школа и библиотека; издается журнал «Двери».
На территории храма совместно с благотворительным фондом «Старый Свет» ведется строительство реабилитационного центра для наркоманов и алкоголиков.
Село Покров — одно из древнейших поселений вятичей на Подольской земле. Первое летописное упоминание о нем датируется 19 декабря 1559 г. Тогда царь Иван Грозный отдал погост Дрождицы с церковью Покрова Богородицы в вотчину Московскому
В записной книге Синодального казенного приказа за 4 февраля 1730 г. значится указ о строении из белого камня церкви Покрова Богородицы с приделом священномученика Власия. Просуществовала церковь до 1845 г., когда было получено разрешение на строительство нового здания. Работами, законченными в 1856 г., руководил архитектор Д.Гущин. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы имеет два придела: правый — во имя святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского, и священномученика Власия, епископа Севастийского, левый — праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Храм закрыли в 1937 г., иконы сожгли, имущество разграбили. Здание использовали под мастерские и склад.
В 1992 г. церковь вернули верующим. После больших реставрационных работ 9 сентября 2001 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено великое освящение храма.
Конечно, еще не все разоренные в годы воинствующего атеизма храмы приведены в полное благолепие — в сельской местности восстановить храм бывает крайне трудно. Но в каждом из Покровских храмов Московской епархии кипит жизнь — ведутся восстановительные работы, совершается богослужение, и тысячи новых прихожан находят не только дорогу к храму — находят для себя в храме возможность созидательного жертвенного труда на благо Церкви Христовой и ближних.