Тогда говорит им Иисус: не бойтесь;
пойдите, возвестите братьям Моим,
чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
(Мф. 28:10)
Великая тайна Воскресения Христова с раннехристианских времен была тем великим событием, которому Церковь Христова не только радовалась, которое воспевала, которым жила, но и событием, которым стремилась поделиться: мы так проповедуем, и вы так уверовали (1 Кор. 15:11), говорит апостол Павел. Это, прежде всего, была проповедь словом, но когда появилась возможность свидетельствовать о Воскресении изобразительными средствами, Церковь этой возможностью стала пользоваться постоянно. К теме свидетельства о Воскресшем Христе в памятниках иконографии мы уже обращались неоднократно, но тема эта столь обширна, что было бы наивным считать ее полностью раскрытой. В нашей заметке пойдет речь о памятниках иконографии, изображающих самых первых свидетелей Воскресения Христова — святых
Здесь необходимо сделать важную оговорку: насколько достоверным поначалу считали свидетельство мироносиц сами апостолы — ведь говорил же апостол Марк, что когда, воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверил (Мк. 16:10–11)!
Приведем мнение авторитетного современного библеиста
Непостижимый по своей сущности момент Воскресения ни один Евангелист не описывает; этого не дерзнула делать изобразительными средствами и Церковь. Как известно, раннехристианские изображения Воскресения Христова носили символический характер — это ветхозаветные прообразы победы Воскресшего Христа над адом и смертью. Главным из них был названный Самим Спасителем прообраз — чудесное спасение пророка Ионы: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:39–40). Этот сюжет появляется уже в росписях римских катакомб
Почти в то же время появляются и сюжеты, основанные на евангельском описании явлений Воскресшего Христа
Евангелие — главный, но не единственный источник при формировании иконографии
Безусловная историчность и полное соответствие сюжетов явления Воскресшего Спасителя
Изображения Воскресшего Спасителя, сокрушающего врата ада, низвергающего смерть, таинственно оживотворяющего Своим Воскресением род человеческий, становятся реальным решением сложнейшей богословской задачи: научить верующих в Того, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4:25), ходить в обновленной жизни, не быть уже рабами греху, быть живыми же для Бога (Рим. 6:4, 6, 11).
Окончательно сложившаяся к Х в., а затем и ставшая обязательным элементом храмовой росписи иконография Сошествия во ад несколько отодвинула на второй план, но не вытеснила сюжеты явления Христа
«Мироносицы жены, утру глубоку, ароматы вземша, Господня гроба достигоша, я же не надеяхуся обретша помышляху благоговеюще каменному отвалению, и друга ко друзей глаголаху: где суть печати гроба; где есть Пила това кустодиа, и опасное утвержение? Бысть же возвеститель не разумевающим женам, блистаяйся Ангел, и глаголяй к ним: что с рыданием ищете живаго и оживотворившаго род человеческий? Воста Христос Бог наш из мертвых яко всесилен, подаяй всем нам нетление и жизнь, просвещение и велию милость.
Мироносицы рано бывша, и гроб Твой со тщанием достигша, искаху Тебе Христе, во еже помазати пречистое тело Твое. И ангеловыми глаголы огласившеся, радостотворныя образы апостолом проповедаху, яко воскресе Начальник спасения нашего, пленивый смерть, мирови же даруяй живот вечный…»
Внимание
А на полиелее тропарь воскресен напоминает о мироносицах постоянно: «Мироносицы жены, с миры пришедша ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми Живаго помышляете? Яко Бог бо воскресе от гроба».
Внимание, уделяемое
Праздничный ряд иконостаса, как правило, включал икону Явления Воскресшего Христа
В том случае, когда иконография восходит к Евангелию от Матфея и Марка, изображается один ангел. Кроме того, в развитие этого сюжета, известен и нечасто встречающийся извод, иллюстрирующий явление Христа мироносицам на пути в Галилею: Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28:9–10).
В описании апостола Луки говорится о двух ангелах: придя ко гробу, мироносицы нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее (Лк. 24:2–6).
Евангелист Иоанн описывает явление двух ангелов Марии Магдалине: Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус (Ин. 20:11–14). В этом случае изображается и Сам Спаситель.
Разным бывает и количество представленных на иконе
В некоторых композициях изображаются испуганные исчезновением Иисуса лежащие воины. Иногда изображаются принесенные мироносицами алавастровые сосуды с миром.
Встречаются различные варианты изображения отверстого гроба с лежащими там погребальными пеленами; на отдельном камне изображается плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте (Ин. 20:7). Иногда плат лежит рядом с пеленами во гробе. Сам гроб может быть расположен по диагонали композиции или горизонтально. Вертикальное расположение гроба (как на знаменитой фреске начала XIII в. в сербском монастыре Милешева) у нас встречаются редко. Если в древних памятниках гроб был представлен в виде архитектурного сооружения, то на иконах наших он почти всегда уже невысокий, имеющий традиционную форму гроба.
Присутствие Пресвятой Девы Марии на иконах Явления Воскресшего Христа женам- мироносицам иногда можно определить по наличию нимба — если его нет у других мироносиц. Но, как правило, все они изображаются с нимбами. Это, конечно, не случайно. В образе
Епископ Балашихинский Николай
Источники и литература:
Антонова В.И., Мнева
Григорий Богослов. Собрание творений.
Квливидзе
Квливидзе
Кондаков
Лазарев
Лазарев
Лазарев
Лебедев
Покровский
Райт Т. Главная тайна Библии. Смерть и жизнь после смерти в христианстве. М., 2009.