Одна из проблем воскресных школ на сегодняшний день такова, что дети активно посещают школу в младших классах, с трудом — в средних классах и практически уходят из школы в старших классах. В результате изучения трудов некоторых психологов, педагогов и в результате собственной практики мы пришли к выводу, некой гипотезе: РЕАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ (как светская, так и церковная) НЕ УЧИТЫВАЕТ ВОЗРАСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Младшие классы. Перед каждым возрастом Господь ставит свою задачу. Школьный возраст делится на три этапа. Для ребят младшего школьного возраста ведущей деятельностью является учеба. Ребенок должен набрать необходимое количество знаний. Процесс обучения состоит в выслушивании или прочитывании материала и его повторении. Никакого глубокого осмысления материала на этом этапе не требуется, поэтому учителя проверяют, насколько дети запоминают материал, и выставляют соответствующие отметки. Все легко и просто, и все довольны. Можно смело утверждать, что в этом возрасте такое обучение вполне соответствует возрастной потребности. Поэтому в этом возрасте дети легко посещают воскресную школу, получают новые знания, которых нет в школе. И если занятия проводятся не скучно, то дети сильно не ропщут о том, что их заставляют учиться по воскресеньям.
Однако ошибка состоит в том, что данную методику пытаются использовать в средних и старших классах. Вдохновленные своими успехами в младших группах преподаватели воскресной школы продолжают идти старым курсом. В результате мы можем получить падение интереса к изучаемым предметам и воскресной школе вообще. «Этот год я дохожу в воскресную школу, а в следующем ходить не буду» — так недавно заявил мне один из учеников воскресной школы. Почему так происходит? Остановимся подробнее на средних классах.
Средние классы. Задача подросткового возраста, соответствующего средним классам, то есть от 10–13 лет, — поиск смысла жизни. В этом возрасте ребенок открывает огромный мир внутри себя, он осознает себя как личность. Кто я? Зачем я живу? Что такое счастье? В чем смысл моей жизни? Если не ответить на эти важные вопросы к 14 годам, то начнется кризис, который обычно мы называем кризисом переходного возраста. В жизни человека есть несколько переходных возрастов — и в 3 года, и в 7 лет, — почему же кризис именно 14 лет нам печально известен, как самый опасный? В наше время потребности этого периода жизни не удовлетворяются, и ребенок часто не выполняет задачу, которую поставил перед этим возрастом Господь!
Одна из задач воскресной школы — дать им знания о Боге и церковной жизни, другая задача — воцерковление ребят (ведь не у всех родители ходят в храм), но главная — это вырастить духовную личность. И именно личность ребенка, а не знания, должна быть важна для нас. Чтобы начался личностный рост ребенка, он должен разобраться в своем внутреннем мире, в своем предназначении. Поиск смысла жизни происходит, как правило, в виде диалога — со взрослыми, которые уже знают цель своей жизни, со своими сверстниками, которые ищут ответ на тот же вопрос. В возрасте 10–13 лет мы сталкиваемся с реальной проблемой — дети не могут разобраться со своим внутренним миром и целью жизни, в результате чего личностный рост ребенка замедляется.
О том, насколько важен диалог для личностного роста, отмечает замечательный православный психолог, доктор психологических наук Тамара Александровна Флоренская, которая один из своих главных трудов назвала «Диалог в практической психологии». Несколько слов необходимо сказать о понятии диалога, которое ввела Тамара Александровна. Диалог — это не просто эффективный способ преподавания и усвоения нового материала. Диалог, с одной стороны, необходимое условие для личностного роста, с другой, единственный способ оказать влияние на другого человека. Можно противопоставить два диаметрально противоположных отношения людей друг к другу — это манипулирование и диалог. При манипулировании (или монологе) другой человек — объект для воздействия, он бездушный материал, который надо обработать. При диалоге педагог или психолог никогда не ставит себя выше другого, не обрабатывает его, но пытается услышать другого и его проблему для того, чтобы помочь ему вступить в диалог с собой. «Я не могу исправить тебя или решить твои проблемы, но можем вместе попробовать услышать ответ, который уже есть внутри тебя» — примерно такой должна быть позиция педагога или психолога.
Одна из последовательниц
Разговор продолжается. Через некоторое время начинается более доверительная беседа. «А кто из зверушек тебе больше всего нравится? Вот, на кого ты хочешь быть похожа?» — «Мне нравится лисичка». — «А почему?» — «Ну, она хитрая, ловкая, красивая». — «А хитрой быть хорошо?» — «Ну, иногда хорошо». — «А тебе хитрость
Но подсознание — не последний пласт в нашей душе. Разговор продолжается. «А как наказали брата?» — «Его поставили в угол, и он не мог смотреть телевизор». — «А ты что при этом делала?» — «Я смотрела телевизор, а потом играла». — «А что было по телевизору?» — «Не помню». — «Ну, а тебе было весело?» — «Нет, было грустно, и в игрушки не хотелось играть». — «А почему?» — «Брата было жалко». В глубине души есть еще сердце, которое не всегда сразу слышишь. И сердце подсказывало девочке, что она так и не избавилась от наказания, что хитрость принесла ей другое страдание — муку совести о неправильном поступке.
Эта
Мы, родители и учителя, привыкли манипулировать учащимися.
Самое печальное, что современным подросткам не удается в этом возрасте установить диалог со взрослыми. В школе их продолжают спрашивать
И вот пример из нашей практики. Я веду в старшей группе (средний школьный возраст) предмет «Аскетика» (основные понятия духовной жизни — о грехе, страстях
Следующим нашим экспериментом были
На другом подобном занятии мы предложили ребятам рассказать о своих любимых книгах. Необходимость провести такой урок возникла после того, как одна из старших девочек принесла довольно странную книгу. Книга о жизни вампиров была в жанре комиксов в стиле японских аниме. Читалась она снизу вверх и справа налево, то есть наоборот, что видимо было одним из приемов сломать традиционную систему восприятия материала. Я даже не знал о существовании такого жанра подростковых книг. Первое желание было запретить приносить эту книгу на уроки в воскресную школу. Но возникло ощущение, что это не решит проблему. Девочка получила задание выступить в качестве литературного критика и сделать доклад о прочитанной книге. На уроке обсуждалось несколько книг. Урок прошел так же познавательно для нас (взрослых) и интересно для детей. Дети получили опыт не просто глотать информацию, но пытаться осмысливать ее. Для этого надо сформировать свою личную позицию по тому или иному вопросу, высказать его и попытаться отстоять — а это все и есть маленькие шаги в деле духовного роста ребенка.
После таких уроков я понял три вещи.
Старшие классы. Что касается ребят старшего школьного возраста, то перед ними ставится новая задача — они уже начинают искать свое место в жизни и пытаются реализовать себя в конкретных делах.
К сожалению, современное светское образование очень «затеоритизированно». Учащимся продолжают загружать информацию, требуя обязательного запоминания, но не требуя осмысления, не требуя практического использования своих знаний. Попробуй им дать конкретную задачу — они с ней не справятся. Но именно в этом возрасте 100–200 лет назад молодые люди уже начинали свою трудовую деятельность. Можно констатировать, что мы имеем проблему отставания в нравственном росте детей. Раньше, согласно церковным законам, в брак можно было вступать в 14 и 16 лет для девушек и парней соответственно. Так происходило потому, что уже в этом возрасте у молодых людей была способность отвечать за других. Девушка в 14 лет могла вступать в брак и рожать детей и была готова стать матерью, то есть посвятить все свое время рожденному младенцу, полностью отвечать за его жизнь и здоровье. Юноши в 16 лет готовы были быть полными хозяевами в своем доме и отвечать за все, что происходит в семье. Сейчас такое взросление наступает у девушек годам к 20–22, а у парней — к 24–26. Отставание в нравственном развитии составляет около 8 лет.
Я могу сказать, что для меня, для моего внутреннего роста важным этапом явилось одно событие в возрасте 15 лет. Мама мне поручила построить туалет на даче. Это было мое первое полностью самостоятельное дело, и я его запомнил на всю жизнь. Мне надо было впервые самому поставить себе задачу и решить ее. У меня в голове было 33 варианта, как сделать этот туалет, но оказывается, что даже выбор между этими вариантами — это уже нелегкая задача. С точки зрения проектирования, туалет не представлял никакой сложной задачи, но, тем не менее, именно это строительство было прорывом в как в геометрии, так и в области практических навыков. Каждая ошибка, а их было множество, увеличивала жизненный опыт. Например, чертеж был уже готов, вся геометрия учтена, начинаешь строить, и вдруг оказывается, что не учтены размеры листов металла на крышу, в результате придется его резать так, что будут одни обрезки. Оказывается, в школе нас не учили, что не только экономика, но и геометрия должна быть экономной.
В школе не ставят подобных практических задач перед учащимися. И они ко времени окончания школы совсем не готовы к самостоятельной жизни. Воскресная школа как раз может помочь старшеклассникам в этом. Конкретных разработок на учебный год мы не имеем, поскольку у нас сейчас нет ребят старшего возраста. Для работы со старшими классами у нас есть опыт палаточного лагеря. Например, наш лагерь каждый год отстраивается заново. Это получается не специально,
Мы часто ругаем молодежь, что она бездельничает, но я уверен, что в возрасте 14–18 лет никто не хочет сидеть без дела. И только не найдя способ своей реализации, подростки будут реализовывать себя негативно. Недаром, когда говоришь с молодежью, можно часто услышать от них: «дайте нам
Личностный рост старшеклассников в основном совершается через опыт практической (в том числе самостоятельной) деятельности, через опыт прохождения пути от замысла до конечного воплощения своей идеи. Только такой опыт дает возможность подростку по праву занять свое место среди взрослых. Кроме лагерей возможны и другие формы работы, помогающие старшеклассникам стать самостоятельными личностями: издательский кружок, волонтерская организация, молодежный хор
Думаю, в вопросе теоретического обоснования важности практической деятельности в процессе обучения в воскресных школах старшеклассников следует изучить более внимательно одну из работ доктора психологических наук Бориса Циреновича Бадмаева «Психология и методика ускоренного обучения». Основная мысль этого труда — знания формируются в процессе применения их на практике. Бадмаев разработал несколько методик для преподавания спецпредметов в ПТУ и различных вузах (
Итак, подводя итоги, скажем следующее. Чтобы воскресная школа помогала подросткам в их личностном росте, необходимо учитывать возрастные потребности подрастающего поколения. Для воспитанников воскресной школы «проблемного возраста» очень важен диалог с ними, а для старшего возраста необходима помощь в их самореализации, важно научить ребят пользоваться своими знаниями в жизни, в чем да поможет нам Господь!
Протоиерей Илья Шугаев,
настоятель храма Архангела Михаила
города Талдома