Древле приемлет Божество Едино
Триипостасное священный Авраам.
Канон в Неделю св. Отец
Образ Святой Троицы — прославленное творение преподобного Андрея Рублева — на протяжении всей истории своего существования был высочайшим образцом для неисчислимого множества иконописцев. Безусловная каноничность рублёвской Троицы была кодифицирована Стоглавым собором 1551 года, постановившим писать Святую Троицу «как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев» (Гл. 41. Вопрос 1).
Икона, почитаемая как чудотворная, находилась в местном ряду иконостаса Троицкого собора
XV в., когда в монастыре был построен каменный Троицкий собор.
Святую Троицу в виде трех Ангелов, явившихся праведному Аврааму, изображали уже за тысячу лет до Рублева: с
Созданный в память преподобного Сергия — великого игумена земли Русской — рублевский образ не только выделялся совершенной красотой, но стал настоящим «умозрением в красках», зрительно раскрывая православное учение о Святой Троице.
В своей иконе преподобный Андрей Рублев отказался от той конкретики, к которой обращались иконописцы в сюжете «гостеприимства Аврамова»; это не бытовая сцена, а окно в вечность. Поэтому не случайна основа композиции — круг, в который вписаны фигуры Ангелов. Внутренние контуры фигур Ангелов образуют Евхаристическую чашу, в которую оказывается как бы погруженным центральный Ангел, прообразующий Второе Лицо Святой Троицы — Спасителя Христа. Существует множество работ, подробно исследующих как художественные достоинства, так и высокое богословие рублевской «Троицы». В нашей заметке приводятся примеры того, как интерпретировались идеи творения преподобного Андрея в русской иконописи и как писали Святую Троицу греческие иконописцы.
Догмат о троичности Божества — Отца, Сына и Святого Духа — есть основа веры христианской. По словам
В начале XVIII главы книги «Бытия» говорится о явлении трех Ангелов Аврааму. Святоотеческое толкование этой встречи двояко: согласно первому, это явление Сына Божия, Второго Лица Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов (мч. Иустин Философ, свт. Иларий Пиктавийский, Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит Киррский). Другие св. отцы (Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин) говорят о явлении Пресвятой Троицы, о первом откровении человеку о Триединстве Божества.
Свойства каждой из трех ипостасей раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама. Дуб Мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа.
Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого (гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской).
Прекрасному рублевскому образу старались следовать почти все его современники. Иногда достаточно точно — воспроизводя не только прорись, близкую к прототипу, но и колорит. Вот несколько икон
На иконе мастера Паисия из Успенского собора
Икона из Троицкого собора Александровой слободы (ок. 1513 г., также МиАР) по колориту напоминает Рублевскую, но и здесь тяжеловесна архитектура, а причудливой формы «горка» нависает над правым Ангелом. С трудом угадываются и формы Чаши…
Но вернемся вновь к тексту Писания. Воспроизводя детали, иконописец нередко делал это с большой тщательностью:
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре… (Быт. 18:1–6).
Традиционная иконография «Гостеприимства Аврамова» — и до Рублёва, и после — подробно следует тексту Священного Писания: И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока (Быт. 18:7–8). На иконе Симона Ушакова нет ни хлопочущего Авраама, ни слуги, готовящего теленка; это традиционная рублевская иконография. Но как тщательно выписаны стоящие на столе сосуды и яства! Невидимые слуги, кажется, уже успели принести воды и омыть босые ноги Ангелов, стоящие на аккуратных подножиях. Как уютно расположились они под густой зеленью дуба Мамврийского…
Палехский мастер, в отличие от Симона Ушакова, вводит в композицию всех упомянутых в Писании лиц: здесь, на первом плане, и закалающий тельца отрок, и благоговейно беседующий с Ангелом Авраам, и Сарра, в смущении стоящая за спиной Ангела: И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась (Быт. 18:13–15).
Святые отцы называли момент, отраженный на иконе преподобного Андрея Рублева, Предвечным советом Пресвятой Троицы, когда Бог, ещё до начала сотворения мира, в совершенной любви между Отцом, Сыном и Духом Святым предвечно предвидел судьбы мира, готовя Своего Сына к страданию, чтобы Он этот мир искупил.
Это действо переносится в конкретный исторический момент — у дуба Мамврийского Аврааму является Троица; ему сообщается о том, что у него через год родится сын. Сарра не верит и смеется над этими словами: она уже стара и не способна произвести потомство. Авраам поверил Господу; эта вера вменилась ему в праведность (Рим. 4:9).
Святые отцы видят в истории Авраама пример добродетели, назидательный урок благочестивой жизни; особенно актуален этот урок в дни Великого поста, и преподобный Андрей Критский в своем Великом каноне призывает: «Авраама слышала еси душе моя, древле оставльша землю отечества, и бывша пришельца сего произволение подражай!»
Христианское богословие говорит о явлении трех Ангелов как о прообразе трех ипостасей Бога, нераздельных, но и неслиянных — Единосущной Святой Троицы. Уже в ранних изображениях (например, в римских катакомбах: фреска конца IV в. в катакомбе на виа Латина, Рим) художник стремился подчеркнуть это: пришедшие к Аврааму путники одеты в одинаковые одежды, они очень похожи внешне — они изокефальны. Позднее появляется и неизокефальный тип изображения, обычно у одного из Ангелов появляется крестчатый нимб, иногда сам Ангел подписывается сокращением ІС ХС (атрибуты Христа).
Запоздалые рецидивы такой изокефальности можно видеть и на поздних иконах — например, на афонской иконе XVII в. из монастыря Хиландар или на нашей иконе Северных писем конца XVII в.
Прямо противоположный подход виден в композициях т. н. «диагонального» извода. Такова, например, икона Троицы Ветхозаветной конца XVI — начала XVII вв. из Сольвычегодского Благовещенского собора (ныне в Сольвычегодском ГИХМ).
Поздние иконы Троицы Ветхозаветной помимо сюжета «Гостеприимства Авраамова» содержат эпизоды из жизни Авраама и «Хождения Святой Троицы», в частности: Авраам встречает Ангелов, омывает им ноги, служанка месит тесто, слуга закалывает тельца, Авраам провожает Ангелов, Ангел выводит Лота с дочерьми из Содома, жена Лота обращается в столп, Лот с дочерьми. Эти сюжеты обычно расположены в клеймах. Примером такой композиции может служить икона «Троица в Бытии» с хождением и историей жизни Моисея конца XVI в., написанная псковским мастером для Сольвычегодского Благовещенского собора (ныне в Сольвычегодском ГИХМ). Клейма иконы содержат сюжеты из книги Бытия, начиная с Сотворения мира. Композиция центральной части — «Гостеприимство Авраамово» — диагонального извода. При информативной насыщенности икона не создает того целостного впечатления, которое имеют ранние композиции Троицы Ветхозаветной — начиная с написанной преподобным Андреем Рублёвым.
Творение преподобного Андрея остается непревзойденным образцом иконописи не только Древней Руси, но и искусства всего христианского мира.
Епископ Балашихинский Николай