Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№7-8 за 2013 год/

Иконография Зарайского образа святителя Николая

На Руси известно неисчислимое множество икон святителя Николая, архиепископа Мирликийского — первые его изображения, видимо, появились еще до Крещения Руси. Это были поясные изображения святителя с Евангелием (обычно закрытым) — типичные для Византии, Балкан и стран всего христианского мира. На Руси в домонгольское время эти иконы нередки; типичный пример — Новгородская икона свт. Николая конца XII в., хранящаяся в Третьяковской галерее.

К домонгольскому времени относится и появление поясных икон святителя с житийными клеймами; в качестве примера можно назвать икону святителя Николая с восемнадцатью клеймами второй половины XIV в. псковского письма, происходящую из Иоанно-Богословского храма города Коломны (также в Третьяковской галерее).

Несколько позднее, с XIII в., на Руси широкое распространение получил другой иконографический тип свт. Николая — стоящего в рост, с распростертыми руками (правой — благословляющей, а левой — держащей Евангелие). В Византии эта иконография была распространена меньше. На Руси этот иконографический тип получил наименование Николы Зарайского. Изображений святителя в этой иконографии было много, это и Новгород, и Центральная Русь, и окраины. Известны не только иконы, но и резные изображения (в собрании Сергиево-Посадского музея).

Происхождение одной из древнейших икон святителя, впервые получившей название Зарайской, описано в замечательном памятнике древнерусской литературы XIII в. — «Повести о перенесении иконы Николы Заразского из Корсуня».

Иконографический тип Николы Зарайского, известный по древнейшей Зарайской иконе, представляет собой святителя, изображенного в рост в фелони с омофором, держащего Евангелие в левой руке и благословляющего правой (именословным благословением). Житийные клейма воспроизводят эпизоды жития святителя Николая в изложении преподобного Симеона Метафраста — самого подробного жизнеописания святителя на то время. Вероятно, и древняя Зарайская икона, и множество списков восходят к несохранившемуся древнейшему образу, принесенному некогда из Корсуни.

Никола Зарайский — один из наиболее распространенных иконографических изводов с житийными клеймами; число клейм колеблется и достигает нескольких десятков. В собраниях центральных музеев, а также в провинциальных музейных собраниях можно найти десятки древних икон Николы Зарайского. Ряд из них был представлен на проходившей в Государственной картинной галерее в 1988 г. выставке, посвященной 1000-летию Крещения Руси.

В зависимости от числа клейма могут располагаться по хронологии событий рядами, но иногда порядок их иной: например, на иконе начала XIV в. из ГТГ (происходящей из Успенской церкви на Остоженке в Москве) клейма опоясывают средник по часовой стрелке.

Приведем один из самых полных наборов житийных клейм. Его можно видеть на вологодской иконе «Св. Николай Чудотворец в житии (Никола Зарайский)» конца XVI — начала XVII вв., происходящей из Рождественской церкви в Тотьме (ныне она в местном краеведческом музее). Клейма расположены рядами: два ряда по двенадцать клейм выше средника, затем по шесть рядов из шести клейм (по три справа и слева от средника) и два ряда по двенадцать клейм ниже средника. Вот их сюжеты:

1. Рождество Николы.

2. Крещение Николы.

3. Исцеление сухорукой жены.

4. Приведение во учение.

5. Поставление в диаконы.

6. Поставление в иереи.

7. Поставление в епископы.

8. Стодневное моление Николы в церкви.

9,10. Изведение Николой беса по пути

в Рим.

11. Исцеление княжеского сына.

12. Чудо о трех девицах.

13. Возвращение Николы из Иерусалима.

14. Заточение Николы в темницу.

15. Разрушение храма Артемиды.

16. Первый Вселенский собор.

17. Явление Николы итальянскому купцу.

18. Заточение трех мужей в темницу.

19. Явление Николы царю Константину.

20. Явление Николы епарху Евлавию.

21. Три воеводы на корабле.

22. Приведение Агрикова сына Василия.

23, 24, 25. Чудо о трех мужах.

26, 27. Чудо о сербском царе Стефане.

28–32. Чудо о иконе, написанной иконописцем Аггеем.

33–36. Избавление Николой из плена воина Петра и пострижение его в монахи римским папой.

37, 38. Спасение Димитрия со дна моря.

39. Моление крестьянина перед иконой Николы.

40. Спасение Николой трех купцов от потопления.

41, 42. Изгнание беса из колодца.

43. Изгнание беса из юноши.

44–46. Чудо о киевском отрочати.

47–54. Чудо о половчанине в Киеве.

55, 56. Спасение Симеона от потопления.

57. Исцеление больной жены.

58. Изгнание беса из девы.

59. Посечение древа.

60. Избавление от казни попа Христофора.

61, 62. Чудо о царе Стефане (?).

63. Спасение утопающего мужа.

64–70. Чудо о спрятанных деньгах.

71,72. Спасение корабельников от бури.

73–76. Исцеление расслабленного юноши.

77, 78. Чудо о ковре.

79–81. Чудо о бедном монастыре.

82. Преставление Николы.

83. Перенесение мощей.

84. Погребение Николы.

Как видим, основа — житие, составленное Симеоном Метафрастом — дополнена эпизодами чудесной помощи святителя, происходившими уже на Руси.

Но более типичными являются иконы с 12–16 клеймами. Типичный состав сюжетов здесь обычно такой:

  • Рождество Николы. Чудо в купели (младенец Никола стоит в купели).
  • Обучение Николы грамоте.
  • Поставление во епископы.
  • Избавление трех мужей от меча.
  • Святитель Николай является царю Константину.
  • Чудо о трех девицах, на брак скверный нищеты ради уготованных.
  • Чудо о корабельщиках (утишение бури).
  • Изгнание беса из кладезя.
  • Избавление от сарацинского плена и возвращение Агрикова сына Василия родителям.
  • Спасение Димитрия со дна моря.
  • Чудо с ковром (святитель покупает у старца ковер и возвращает его жене старца).
  • Преставление святителя Николая.
  • Перенесение мощей святителя из Мир Ликийских в Бар-град.

Изредка встречаются в клеймах сюжеты «Младенец Никола не приемлет материнского молока по средам и пятницам», «Исцеление

слепого и хромого», «Изгнание беса из дерева» («Посечение древа»), «Явление Николы епарху Евлавию во сне», «Никола кормит братию». Такой хорошо известный по житию сюжет, как заушение Ария, в клеймах тоже достаточно редок. Обычно эпизоды жития, касающиеся Первого Вселенского Собора и связанные с возвращением св. Николаю епископского достоинства, выносятся в медальоны на среднике иконы.

На проходившей в Музее имени Андрея Рублева лет десять назад выставке «Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV — начала XX вв." была представлена икона Николы Зарайского начала XVI в., происходящая, вероятно, из Великого Устюга, с весьма редким набором клейм. В частности, там были представлены следующие сюжеты:

1. Разбойники выбрасывают в море трех купцов.

2. Спасение двух купцов на камне, плавающем в море.

3. Кит изрыгает проглоченного им третьего купца.

Из числа редко встречающихся сюжетов следует назвать такие, как «Научение Николы грамоте» — чаще это «Приведение Николы во учение», «Поставление в чернецы» (обычно это «Поставление во диаконы») и «Явление Богоматери Николе во сне».

11 августа 2013 г. чудотворная икона святителя Николая Зарайского вернулась на свое историческое место в Иоанно-Предтеченском храме Зарайского кремля. Многие го-ды икона находилась в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и была там, без сомнения, одним из шедевров иконописи Древней Руси, привлекавших внимание многих посетителей музея. Однако в собрании Рублёвского музея есть и еще ряд икон Николы Зарайского, превосходных по технике и весьма сохранных.

Вот несколько примеров: икона Николы Зарайского 1526 г. с 18 клеймами из Твери; вологодская икона XVI века с 16 клеймами; новгородская икона 1551—1552 гг. с 20 клеймами из Дмитрова.

Обратим внимание и на «Николу Зарайского с житием» XVI в. из Новгородского музея; «Николу Зарайского с 14 клеймами» — икону XVI в. из Нижегородского музея. В Ярославском художественном музее есть изящная икона Николы Зарайского, написанная Семеном Спиридоновым, а в собрании Государственного Русского музея — одна из древнейших икон этого извода, Никола Зарайский XIV в. с предстоящими Космой и Дамианом. Несколько икон святителя Николая Зарайского есть и в собрании ГТГ — они упоминались выше.

Важно учесть, что в народном почитании святителя Николая Зарайского художественные достоинства иконы не являлись определяющими: перед иконой молились, просили у святителя помощи, и по молитвенному предстательству Угодника Божия Господь по-давал чудеса. Несомненно, одним из таких чу-дес стало и возращение на Зарайскую землю древнего намоленного образа Николы Зарайского.

Епископ Балашихинский Николай

Источники и литература:

Антонова В. И. Московская икона начала

XIV века из Киева и «Повесть о Николе Зарайском». ТОДРЛ. Т. 13. М.-Л., 1957.

Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.

Древнерусское искусство Х — начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Том. 1. М., 1995.

Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI веков. М., 1970.

Комарович В.Л. К литературной истории повести о Николе Зарайском. Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Т. 5. М.-Л., 1947.

Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.

Розанова Н. В. Ростово-Суздальская живопись XII — XVI веков. М., 1970.

Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. М. 1995.

Сарабьянов В.Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007.

Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1976.

«1000-летие Русской художественной культуры». Каталог выставки. М., 1988.


следующая статья
Некролог
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.