«Прости нас, преподобне отче Сергие, если мы осмелимся теперь мысленно войти в твою пустынную убогую келию, чтобы грешным своим умом проникнуть в сокровенное святилище души твоей и утешить себя созерцанием незримых твоих подвигов» (23, с. 48).
Это смиренное признание принадлежит одному из жизнеописателей подвигов преподобного Сергия, игумена Земли Русской, но по справедливости может быть отнесено к каждому, кто пытается писать о нем, изучая его духовное наследие. Действительно, справедливо ли говорить миру о том, что старался скрыть от мира преподобный? Не потому ли и первый автор жития Радонежского пустынника – преподобный Епифаний Премудрый, предваряет свой труд смиренным признанием своего недостоинства писать о «пречудном и предобром старце» (15, с. 19)? И только после многих размышлений он последовал совету премудрых и рассудительных отцов: «Как не следует дознаваться о жизни нечестивых, так и не подобает оставлять без внимания жития святых мужей, не писать о них, предавать молчанию и забвению. Если же житие святого мужа будет написано, то великую пользу и утешение получат и те, кто писал, и те, кто читал и слушал» (15, с. 19–20). Потому, внимая этому наставлению, обратимся к духовному образу преподобного Сергия, основателя Троицкой обители, великому подвижнику благочестия, «наставнику монахов и собеседнику Ангелов».
На широких просторах Ростовской земли в набожной семье в 1314 г. родился благодатный сын, нареченный Варфоломеем, которому судил Промысл Божий стать «возбранным воеводою Русской Земли» (22, с. V). Избранник Божий с колыбели привыкал к посту, учась воздержанию, с детства упражнялся в подвигах поста, молитвы и всякой добродетели, и уже с юного возраста желал всецело посвятить себя на служение Богу в монашестве. Достигнув совершеннолетия, Варфоломей просил у родителей благословения отпустить его на иноческую жизнь. Однако родители отказали, говоря, что находятся в преклонном возрасте и нуждаются в заботе и попечении. Исполняя волю родителей, Варфоломей опекал их сыновней любовью до блаженной кончины. Когда же родители умерли, движимый любовью к Богу и стремлением к безмолвной жизни, юный подвижник поселился в лесной глуши.
Слава о его подвигах быстро разнеслась повсюду, и те, кто слышал о нем, даже издалека приходили, чтобы получить духовную пользу. Юный подвижник, отказавшись от мирских утех и богатства мира, ничего не имел: ни золота, ни серебра, ни сокровищ земных, но вместо них приобрел и стяжал «истинные богатства – нищету духовную, безмерное смирение и нелицемерную, одинаковую для всех людей любовь. Он одинаково любил всех, одинаково почитал, не выбирая, не осуждая и не считаясь с внешностью, не возносясь и не наговаривая на людей. Ни гнева, ни ярости, ни жестокости, ни злобы ни к кому не имел. В его благодати, как соль в воде, были растворены сладость и любовь» (21, с. 89).
«Смирение, по святоотеческому учению, есть азбука христианской жизни, начало и основание всех добродетелей, без которого всякое духовное созидание нарушается и падает» (17, с. 247). Потому и преподобный авва Дорофей сказал, что «всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель» (25, с. 122). И сколь блаженны и мудры оказались первые ученики преподобного Сергия, когда вручили свои души учителю, который был «образом истинного смирения» (1, с. 15).
Как не удивляться тому, что первоначально несколько лет, когда не было среди пустынников ни начальника, ни пресвитера, так как преподобный Сергий не желал принимать ни игуменства, ни священного сана, жизнь в обители протекала тихо и безмятежно. И только пример истинного смирения и готовность быть всем слугой в лице основателя обители помогали пустынникам сохранять единодушие и братскую любовь. Когда-то и к великому подвижнику египетской Фиваиды, преподобному Антонию Великому, приходили за советами три старца. Двое из них спрашивали святого о том, как спасти свою душу, а третий – все время молчал. И вот однажды преподобный Антоний спросил его: «Вот ты давно ходишь ко мне, почему же ни о чем не спрашиваешь?» Подвижник ответил: «Для меня, отче, довольно и смотреть на тебя» (38, с. 98).
Так и блаженные ученики преподобного Сергия учились более примером, чем словом. Да и можно ли было оставаться равнодушным, когда сам основатель обители построил три или четыре келии для пришельцев, когда первым являлся в церковь на богослужение, когда «пением, бдением и пощением образ был своим ученикам» (20, с. 704–705), когда молол пшеницу и пек хлебы, кроил и шил одежду своим братьям. Одним словом, служил как купленный раб.
А с каким чувством страха и ответственности принял преподобный Сергий на себя игуменство!
Более десяти лет прошло с тех пор, как пришли к преподобному Сергию первые ученики. И вот братья пожелали поставить на игуменство своего возлюбленного авву. Укрепив себя надеждою на Бога, они пришли к преподобному и сказали: «Отче! Мы не можем более жить без игумена. Исполни наше сердечное желание: будь нашим наставником... Мы желаем видеть тебя совершающим Божественную литургию и от твоих честных рук причащаться Святых Христовых Таин» (23, с. 77).
Единодушное заявление братии смутило смиренного подвижника. «Братья мои! – ответил он им кротко, – у меня и помысла никогда не было об игуменстве; одного желает душа моя, умереть здесь простым чернецом» (23, с. 78). Братья настаивали на своем: «Зачем ты, отче, отказываешься исполнить наше общее желание? Ведь ты основатель обители этой, будь же ей и настоятель. Твоя добродетель собрала нас сюда, пусть и управляет нами. И вот наше последнее слово: «Или будь нам игуменом, ...или мы все разойдемся отсюда» (там же).
Услышав это, смиренный подвижник ответил: «Идите пока каждый в свою келию, лучше помолимся Богу, чтобы Он Сам открыл нам Свою волю» (там же).
Братья послушались, но через несколько дней вновь пришли и стали умолять его принять сан игумена. Тронутый до глубины души любовью братии, преподобный стал говорить о своем недостоинстве и опять стал умолять не принуждать его к принятию священного сана и игуменства. Тогда поняли сподвижники, что не смогут склонить своего авву кротким словом и решили применить средства более решительные. «Мы не желаем более спорить с тобой, отче честный, – сказали они... Но, если ты не хочешь заботиться о спасении наших душ и быть нашим пастырем, то мы оставим это место и будем невольными нарушителями нашего обета. А ты дашь за нас ответ Нелицеприятному Судии – Богу» (23, с. 80).
Услышав это, преподобный Сергий не стал более прекословить братии и как послушание принял на себя это высокое служение. «Какая прекрасная распря! – восклицает святитель Филарет Московский, – распря едва не превосходнейшая, нежели самое согласие» (там же).
Духовный образ Радонежского чудотворца прекрасно раскрыл в Похвальном слове и Житии преподобный Епифаний Премудрый, современник, очевидец, первый агиограф святого:
«Кто, слыша его ответы, не наслаждался его словами? Или кто, видев его лицо, не веселился, или кто, видя его святое житие, не покаялся? Или кто, видя его кротость и незлобие, не умилился? Или кто из сребролюбцев, видя его нищету духовную, не подивился? Или кто из… обуянных гордыней, видя его высокое смирение, не удивлялся? Или кто из блудников, видя его чистоту, не отказался от блуда? Или кто гневливый и несправедливый, беседуя с ним, не стал кротким? Не видел я таких в те дни и в наше время. Кто из святых больше возлюблен Богом, как не этот святой и совершенный муж, украшенный всяческими добродетелями, преподобный Сергий? Для меня он первый и последний в нынешние времена. Его послал Бог в последние времена… и прославил в Русской земле…» (21, с. 89).
Преподобный Сергий, живя на земле ангельской жизнью, в совершенстве исполнил евангельский закон о любви к Богу и ближнему и уподобился Христу по заповеди: «Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Он воссиял на Русской земле, по слову жизнеописателя, как пресветлая звезда, и его добродетели были на пользу многим людям. Он был чадолюбивый отец отцов и детей, премудрый учитель учителей и учеников, мудрый советник правителей, добрый пастырь пастырям и пасомым, духовный наставник игуменам, а монашескому чину – как лестница, ведущая к небесной высоте.
Прошли века. Как много изменилось за это время! Множество ярких событий, связанных с именем игумена Русской земли и основанной им обителью, вошли в историю Русской Церкви и государства. Все они свидетельствуют о неустанном заступничестве преподобного Сергия перед Богом за Русскую землю, истинным сыном которой был он сам. А сколько людей получили духовное воспитание и изменили свое мировоззрение и образ жизни благодаря наставлениям преподобного Сергия! Многие из них, как носители духа Сергиева, по праву могут считаться его учениками.
Грядущий юбилей, посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, привлекая на себя всеобщее внимание, дает возможность взглянуть духовными очами на образ русской святости, взглянуть не ради праздного любопытства, а ради нравственной пользы, и проследить глубокую связь Радонежской земли с историей Российского государства.
Сергиево-Посадский край имеет богатую историю и свою неповторимую судьбу. Он был свидетелем и участником многих важнейших исторических событий. Своей известностью, исключительным положением и развитием он, без преувеличения, обязан преподобному Сергию Радонежскому. Включение земель Сергиево-Посадского края в ход Российской истории начинается с XIV в. вместе с первым упоминанием о возникновении Троицкого монастыря.
Троице-Сергиев монастырь, основанный преподобным Сергием, – главная святыня северного Подмосковья. Знаменитая лавра – первый монастырь Российского государства, а преподобный Сергий – «Ангел-хранитель России». По словам священника и одаренного энциклопедиста ХХ в. Павла Флоренского (1882–1937), Лавра есть «сердце России», «художественный портрет России», «истинная родина», «прекраснейшее место всей земли». «Здесь ощутительнее, чем где-либо …бьется пульс русской истории, здесь Россия ощущается, как целое» и «чтобы понять Россию, надо понять лавру…» (2, сс. 300–303).
О Троице-Сергиевой лавре сегодня можно говорить не только как об исключительном явлении в духовной жизни России, ее истории, но и как о хранительнице отечественной культуры. Она стала собирательницей национального достояния – многообразных художественных коллекций, включающих эталонные памятники разных периодов и эпох.
Имя преподобного Сергия неразрывно связано с новой духовной эпохой, отмеченной почитанием Святой Троицы. Придя на Маковец в
1337 г. и срубив здесь церковь во имя Живоначальной Троицы, Радонежский подвижник изменил мировоззрение русского человека. Деревянный храм, посвященный Триединому Богу, стал духовным символом мира и единства, жертвенности и любви.
В XIX столетии «Дом преподобного Сергия» становится средоточием исторической и богословской научной мысли. С 1814 г. в стенах Троицкого монастыря действует старейшее высшее учебное заведение России, одна из престижнейших духовных школ нашей страны – Московская православная духовная академия. В начале ХХ века библиотека академии по своему собранию считалась четвертой в России, уступая Румянцевской (ныне РГБ), Публичной (Санкт-Петербург) и библиотеке Российской Академии наук.
Уникален и архитектурный ансамбль монастыря: в 1993 г. он был внесен в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Значимые обстоятельства существенным образом повлияли на развитие города – Сергиева Посада и всего края в целом. Эти места были и остаются притягательными для ученых, художников, поэтов и писателей, мыслителей, музыкантов. Здесь на протяжении столетий не иссякает творческая жизнь, создаются и бережно хранятся памятники искусства и старины. На этой земле слито воедино бесценное наследие русского народа: его история, культура и духовность.
В связи с памятной датой, в 2014 г., центром торжеств, безусловно, станет Троице-Сергиева лавра. Пристальное внимание будет уделено Радонежу, месту юношеского возрастания преподобного, и Покровскому-Хотькову монастырю, месту монашеского пострига и последнего упокоения его святых родителей. Придет празднование и в малоизвестные приходы, уголки Сергиева Посада и его района, имеющие историческую и духовную связь с преподобным Сергием, который «примером своей жизни, высотой своего духа … поднял упавший дух родного народа, пробудив в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее» (16, с. 11). Эта связь и поныне бережно сохраняется в сердцах православных жителей Сергиево-Посадского района.
В память о победе на Куликовом поле в 1380 г. по обету великого князя Дмитрия Донского в 8 км от современного села Закубежье преподобным Сергием Радонежским был основан Успенский мужской Дубенский монастырь. Его первым игуменом стал ученик преподобного Сергия – преподобный Савва Сторожевский (+ 1406). В XVIII в. монастырь был упразднен. В 2001 г. на месте бывшей пустыни был установлен пятиметровый крест и памятный знак. Одновременно возродилась и древняя традиция крестного хода от Успенского храма (1833) села Закубежье к месту «забытого» монастыря, именуемого «Шавыкина пустынь». Крестный ход совершается ежегодно летом после 18 июля, дня памяти преподобного Сергия.
Со времен благоверного князя Дмитрия Донского в великокняжеском доме, а позже и царском, сложилась традиция ежегодных богомольных походов в «Дом Живоначальной Троицы». С собой представители великокняжеского и царского дома везли дорогие подарки для вклада в Троицкий монастырь. На пути, ведущем в обитель преподобного Сергия, были выстроены царские путевые дворцы. Один из них находился в селе Воздвиженском, где сейчас стоит Крестовоздвиженская церковь (середина XIX в.).
Последнюю остановку русские правители делали в непосредственной близости от мо-настыря – в древнем селе Клементьево. Ныне это историческая часть Сергиева Посада, украшенная архитектурой Успенского храма (1757–1769). В клементьевской церкви, сначала деревянной, а потом каменной, в их присутствии совершался благодарственный молебен. Царские особы меняли дорожное платье на парадное и далее шли пешком до ворот обители.
Во время одного из таких богомольных походов к Троице великая княгиня Софья Палеолог (1440–1503) – вторая супруга царя Иоанна III, под монастырским селом Клементьевым внезапно узрела святолепного инока. Он шел ей навстречу, «имуща в руце отроча младо, мужеск пол, которого внезапно и вверже в недра великой княгини, и затем невидим бысть» (24, с. 555). Княгиня вострепетала от такого чудного видения, преклонилась к земле и «уразуме быти посещению великого Чудотворца Сергия» (там же). Затем встала и с великой надеждой на молитвенный покров преподобного Сергия продолжала свой путь в монастырь. Там она в умиленной и усердной молитве провела несколько дней и с радостью возвратилась в Москву. Это дворцовое предание сообщает о чудном известии рождения в 1479 г. наследника престола – будущего великого князя Василия III.
В этом году, в ознаменование грядущего юбилея – 700-летия со дня рождения преподобного, в день Святой Троицы, 23 июня 2013 г., завершилось первое в новейшей истории России пешее паломничество из Москвы, от храма святого Василия Блаженного, в Троице-Сергиеву лавру. Сохранению памяти ежегодных богомольных походов «в Дом Живоначальной Троицы» способствует и организация Сергиево-Посадским благочинием и его приходами крестных ходов на дни памяти преподобного Сергия.
Так, 18 июля, в день обретения мощей преподобного Сергия, организуется крестный ход из села Воздвиженское в древнее село Радонеж, известное как место родительского дома преподобного Сергия. По пути следования, протяженностью около 3 км, паломники делают несколько остановок для чтения акафиста Радонежскому чудотворцу, и все участники крестного хода окропляются святой водой.
Шесть лет назад сложилась добрая традиция совершать другой крестный ход – из села Воздвиженское в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Он проходит в ближайшую субботу перед празднованием осенней памяти преподобного Сергия (8 октября). Протяженность пути составляет 18,5 км, и путь этот проходит по историческим местам Радонежской земли, связанным с жизнью и подвигами преподобного Сергия Радонежского, включая древнюю Переславскую дорогу. Осенний крестный ход уже получил свое название: «Тропа преподобного Сергия».
Являясь крупнейшим духовным центром России, лавра преподобного Сергия принимает богомольцев из каждого уголка нашей необозримой Родины. К игумену земли Русской ежедневно стекаются тысячи паломников, чтобы приложиться к его чудотворным мощам, получить его благословение и благодатную помощь.
Память великого игумена Русской Земли увековечили два памятника: у стен основанной им святой обители и в селе Радонеж, на месте его родительского дома.
18 марта 2000 г. на Красногорской площади у стен Троице-Сергиевой лавры, освящая бронзовый памятник, Святейший Патриарх Алексий II сердечно поздравил жителей Сергиева Посада и всех участников торжества с памятным событием. «Знаменательно, – подчеркнул Святейший Владыка, – что мы открываем памятник в год 2000-летия Рождества Христова. Преподобный Сергий сыграл в истории Государства Российского огромную созидательную роль. Он благословил великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву. Он был собирателем земель русских. Но главный его подвиг – молитвенный. Основав здесь монашескую обитель во имя Живоначальной Троицы, он молился о преодолении розни мира сего, о том, чтобы люди жили в мире и согласии. Сегодня с открытием этого памятника преподобный Сергий как бы выходит из лавры, основанной им, в мир. Своим молитвенным предстательством он укрепляет народы земли нашей, чтобы в новом, двадцать первом веке, в новом тысячелетии мы жили в мире и согласии. Воспримем же благословение преподобного Сергия как напутствие всем нам на наш жизненный путь... Много трудностей, испытаний, скорбей и людских потерь понесли мы в уходящем двадцатом веке. Но наш народ своим терпением заслужил лучшую долю, и мы верим и надеемся, что по молитвам преподобного Сергия Господь благословит люди Своя миром» (27, с. 11).
Памятник создан совместными усилиями Русской Православной Церкви, руководства Сергиево-Посадского района и Правительства Московской области. Авторы монумента – московский скульптор Валентин Чухаркин и посадский архитектор Виктор Журавлев, выигравшие творческий конкурс.
Другой памятник преподобному Сергию Радонежскому, как одна из наиболее ярких местных достопримечательностей, стоит рядом с Преображенской церковью в селе Радонеж. Он был установлен 29 мая 1988 г. и увековечил место юношеских подвигов игумена Русской земли. Беломраморный памятный знак выполнен скульптором В.М.Клыковым и архитектором Р.И.Семерджиевым.
Однако, безусловно, лучшим увековечиванием памяти святого является построение храма в его честь. Так, на Радонежской земле, в Сергиево-Посадском благочинии, красуются несколько храмов, имеющих престолы в честь преподобного Сергия.
Первой в хронологическом порядке можно поставить каменную церковь Воскресения Христова в селе Захарьино. Ее построение справедливо отнести к началу 30-х гг. XVIII столетия, когда скончался настоятель Троице-Сергиева монастыря архимандрит Варлаам (Высоцкий; + 1737), совершивший чин ее освящения.
В советское время, в конце 50-х гг. XX столетия храм был закрыт, а в 70-е гг. – разорен. Церковное здание от времени пришло в крайнюю ветхость. Придел в честь преподобного Сергия и трапезная часть обрушились, колокольня пришла в аварийное состояние. Со всех сторон храм окружили земли частного владения. С северной стороны храма, на холмике, где, по словам старожилов, находилось храмовое кладбище, соорудили водонапорную башню, эстетически нарушив внешний вид церкви. В конце 1990-х годов в селе была образована православная община, которая стала инициатором сохранения памятника культурного наследия. В настоящее время ведутся реставрационные работы по восстановлению порушенного здания: укреплен свод алтарной части, восстановлены стены утраченного придела в честь преподобного Сергия, вычинены стены трапезной части.
Деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского в селе Мергусово была построена в 1745 г. на средства графа Салтыкова. Она просуществовала до 1818 г. Затем был выстроен ныне существующий каменный Сергиевский храм с приделами мученицы Анны и святителя Николая Чудотворца. В настоящее время церковное здание полностью отреставрировано. Внутреннее убранство церкви украшает главный иконостас, искусно выполненный в стиле барокко. Особым памятным днем для прихожан стал день отдания праздника Святой Пасхи – 16 мая 2007 г., когда, после крестного хода, при исполнении пасхальных песнопений на вновь построенную колокольню был поднят крест.
Трехпрестольная каменная церковь в честь святителя Николая Чудотворца ныне является украшением села Озерецкое. Она была построена в 1811 г. в стиле классицизма на средства прихожан. Престолы боковых приделов были освящены в честь первоверховных апостолов Петра и Павла и преподобного Сергия Радонежского.
С начала коллективизации в 1923 г. в селе был организован один из первых колхозов Загорского района под названием «Смычка». Литургическая жизнь храма в «примерном» советском колхозе долго продолжаться не могла. Последним настоятелем храма был иеромонах Троице-Сергиевой лавры Иаков (Марочкин). 27 ноября 1937 г. он был арестован, а 7 декабря «тройкой» при УНКВД по Московской области приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Священнослужителя обвинили в принадлежности к контрреволюционной группе «монахов и духовенства» и в антиколхозной агитации. 10 декабря 1937 г. он был убит на Бутовском полигоне под Москвой.
Храм закрыли, а святыни его уничтожили. Со временем осыпалась настенная роспись, обвалились белокаменные карнизы, разрушился пол, отделилась и отпала часть южной стены, составив этим угрозу для свода трапезной части. Некоторое время порушенное здание использовалось под склад сельскохозяйственного инвентаря и зернохранилище. Затем храм стоял бесхозным, но «числился» под охраной государства как памятник архитектуры.
В 1994 г. церковь была передана православной общине, и с этого времени началось ее восстановление. Общими усилиями прихода, благотворителей и добрых людей храм приобрел былую красу.
Памятным и незабываемым в исторической храмовой летописи останется 26 мая 2008 г. В этот воскресный день на отреставрированную колокольню были подняты 6 колоколов, на главном из них был отлит лик преподобного Сергия Радонежского. Первым, кто ударил в главный колокол, был В.Н.Коротков, ныне действующий глава Сергиево-Посадского муниципального района. Владимир Николаевич в настоящее время является самым активным помощником настоятеля. Благодаря его заботе, отреставрировано храмовое здание церкви, отлиты новые колокола, сделано полностью внутреннее и внешнее убранство храма, благоустроена прилегающая церковная территория, восстановлена ограда, начата работа по изготовлению главного иконостаса. Свою заботу о восстановлении храма он объяснил так: «Мои корни – в этом селе. По семейным преданиям, один из моих мастеровитых предков строил еще деревянный храм, другой сооружал каменную церковь. И у меня тоже душевная потребность внести свою лепту в возрождение этой церкви» (40).
Историческая память о Радонежском чудотворце сохраняется и в селе Слотино. Оно располагается на древнем тракте, к настоящему времени потерявшем свое значение, соединявшем Троице-Сергиев монастырь с Александровской слободой, в двадцати километрах от обоих поселений. Такое расположение предопределило значение села, здесь был построен путевой дворец русских государей. Не позднее начала XVII в. в селе была выстроена деревянная церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Предание сохранило свидетельство, что именно здесь царь Иоанн Грозный казнил своего двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого с семьей, а также и о том, что село посетила императрица Екатерина II, которая отличила церковь установкой на купольном кресте короны.
В 1822 г. на месте деревянной церкви был возведен новый каменный храм в честь «Апостола любви» с двумя приделами: в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преподобного Сергия Радонежского.
Последним дореволюционным настоятелем храма стал священник Николай Воскресенский. В начале 30-х гг. ХХ в. в округе началась коллективизация, а вместе с ней и волна арестов кулаков и духовенства. Протоиерей Николай был предупрежден о грядущей опасности и в 1933 г. был вынужден уехать из села в Загорск, где вскоре и умер. Церковь закрыли, сбросили колокола, кирпич ограды использовали для нужд местного колхоза, однако церковь осталась не разграбленной.
Во время Великой Отечественной войны храм был вновь открыт, и настоятелем был назначен священник Иоанн Михайлович (фамилия его не сохранилась в памяти старожилов). Прослужил он в церкви до начала 1950-х гг., после чего на его место пришел протоиерей Петр Михайлович Липягов. Последним настоятелем был молодой священник, но имени его никто не помнит: он прослужил в храме всего несколько месяцев, после чего церковь была закрыта окончательно. Это произошло в 1961 г.
Перед закрытием церкви сотрудники Загорского историко-художественного музея-заповедника, обследовав, забрали в фонды музея часть церковной утвари и наиболее ценные иконы, в том числе аналойный образ покровителя храма – святого апостола Иоанна Богослова XVII в. Благодаря этому, иконы и культовые предметы сохранились до настоящего времени. Остальное по закрытии храма было частично расхищено, частично свезено в большую кучу и сожжено в близлежащем карьере. Здание церкви было передано местному совхозу и превращено в складское помещение, где хранили зерно и сенную муку.
Склад горел неоднократно. Последний, самый большой пожар, уничтоживший всю трапезную зимнюю часть, произошел в 1962 г., после чего церковь за ненадобностью была брошена и стала постепенно разрушаться. В 1992 г. усердием местных жителей она была вновь открыта. При ней была образована православная община и налажена литургическая жизнь.
В настоящее время здание храма полностью отреставрировано, стены оштукатурены и покрашены, восстановлены все иконостасы и украшены иконами, расписаны главный алтарь и Сергиевский придел, успешно ведутся работы по газификации церковного здания. И все это заботами приходской общины, вкладами благотворителей и добрых людей. Одним из активных помощников настоятеля является Юрий Владимирович Петров.
Особой святыней для прихожан является старинная храмовая икона преподобных Сергия и Никона Радонежских, предстоящих Святой Троице. Чудом уцелевшая в годы безбожного атеизма и искусно отреставрированная учениками иконописной школы при Московской духовной академии, в настоящее время она нашла достойное место в одном из киотов основной части храма.
По соседству с Иоанно-Богословской церковью находится Никольская церковь села Дерюзино, расположенная на берегу Торбеева озера. В семи километрах от села находится водопад Гремячий Ключ, который почитается православными людьми как целебный источник преподобного Сергия Радонежского. Предание гласит, что именно на этом месте останавливался преподобный Сергий на пути из Троицы в Киржачский Благовещенский монастырь, и источник появился благодаря его молитве. Можно предположить, что чудо, совершенное преподобным, побудило предков в близлежащих храмах устроить в честь него престолы.
Село Дерюзино было передано в монастырь в XV в. на помин души Андрея Торбеева, владельца этого села. Есть сведения, что при этом хозяине здесь был небольшой монастырь с церковью святого Архангела Михаила. После обветшания Михайловского храма на его месте был построен новый деревянный храм, который освятили в честь святителя Николая Чудотворца. В грамотах великого князя Иоанна Васильевича III упоминается «монастырек Никола на Дерюзине», приписанный к Троицкому монастырю. Однако до
XVIII в. в документах встречается название села как Михайловское-Дерюзино. С XVI в. оно именуется уже как село с пятью приходскими деревнями. История сохранила свидетельство, что 19 июня 1646 г. по пути в Юрьев-Польской церковь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Иосиф (+ 1652).
В XVIII в. в храме был придел во имя великомученика Димитрия Солунского. В 1844 г. храм по ветхости был разобран, а вместо него освящена «церковь каменная с таковою колокольней». Она строилась в течение девятнадцати лет. В новом храме было три престола: во имя святителя Николая, в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского.
В 1931 г. Никольский храм закрыли. Сохранилось свидетельство писателя М.М.Пришвина из Дневника за 1931 г.: «2 мая провел в Дерюзине, где только что организован колхоз, церковь закрыта в первый день Пасхи, в деревне шли «раскулачки» – одних раскулачили, другие от страха быть раскулаченными бросились в колхоз, беднота не пошла…» (26, с. 374).
28 июля 1950 г. Мособлисполком вынес решение о сносе храма, которое не было полностью исполнено. В 1957–1958 гг. трапезная, колокольня и алтарь были взорваны и разобраны. От здания, построенного в стиле классицизма, остался лишь основной храмовый объем в виде высокого четверика, несущего купольную ротонду. Росписи второй половины XIX в. сохранились частично.
Известны три священнослужителя, которые ревностно несли пастырское послушание в этом храме. В 1898 г. к этой церкви был рукоположен Симеон Лилеев, прослуживший здесь 6 лет, будущий исповедник веры Христовой в годы безбожных гонений. 30 июля 2003 г. постановлением Священного Синода он был причислен к лику святых. В 1926 г. здесь служил протоиерей Василий Никологородский. Последний настоятель храма – иеромонах Нифонт (Мамаев), 21 февраля 1938 г. был расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой.
В феврале 1996 г. при церкви была образована православная община. Летом 1999 г., во время установки на храм креста, жители села стали очевидцами чудесного явления. К началу подъема креста на безоблачном небе собрались легкие облачка, которые на глазах у людей выстроились в крест. Явление продолжалось в течение двух часов. Когда крест на купол храма был воздвигнут, облака растаяли. Верующие люди восприняли это небесное явление как милость Божию и знак того, что Господь благословляет труды по восстановлению оскверненного храма.
Летом 2002 г. прихожане храма вместе с настоятелем встречали икону святого великомученика Пантелеимона с частицей святых его мощей (дар епископа Якутского и Ленского Зосимы (Давыдова), + 09.05.2010). Эта икона стала первой святыней храма. Вскоре прихожане встречали другую святыню – икону Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», также переданную в дар епископом Зосимой.
В настоящее время полностью восстановлена центральная часть храма, вновь воссозданы стены утраченной трапезной части, определены места для боковых приделов, воздвигнуты три яруса утраченной колокольни, заложен фундамент для дома причта. Память о преподобном Сергии бережно хранится в сердцах прихожан, которые имеют возможность приложиться к частице святых его мощей, вмонтированных в отдельный мощевик.
Село Сватково, находящееся в 9 км от Сергиева Посада, исторически связано с Троицким монастырем игуменства преподобного Никона. Владелец этой местности – Иван Сватко – занял у троицкого игумена десять рублей и вместо уплаты долга отдал монастырю три пустоши: Столбецкую, Микитинскую и Ивановскую. Эти пустоши были заселены и получили название по фамилии бывшего владельца.
Первое упоминание о сватковской церкви встречается в архивных документах первой половины XV в.: в 1435 г. был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя пророка Илии.
В 1618 г. в Сватково был стан «польских комиссаров», послов, участвовавших в переговорах с Москвой (в Деулинском перемирии), положивших конец военным действиям на территории России в эпоху Смуты.
Деревянный Покровский храм в 1793 г. сгорел. В том же году прихожане купили в Переславле-Залесском деревянный Знаменский храм, который был перевезен в Сватково и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Однако в 1810 г. вместо деревянного храма была начата постройка каменной церкви. В 1846 г. была перестроена трапезная, в которой устроены приделы, во имя святого пророка Илии и преподобного Сергия Радонежского. Таким образом, в течение четырех веков жители села сначала в своих сердцах бережно сохраняли связь с Троице-Сергиевой лаврой и ее основателем преподобным Сергием, а затем свою благодарную любовь в назидание потомкам выразили устроением ему престола. Так было до 1937 г., пока храм не был закрыт и богоборческий вихрь не снес верхнюю часть храмового здания, а колокольню «стер с лица земли».
Но минуло полвека. В 1990 г. храм был возвращен Православной Церкви, и образовалась приходская община. С этого момента началось постепенное возрождение духовной жизни и восстановление порушенной святыни. Заботами настоятеля и усердием прихожан удалось сделать многое: спланировать церковную территорию, поставить ограду вокруг храма, установить электрическую подстанцию, восстановить купольную часть храма, подвести газ, построить колокольню и дом причта. В историческую летопись Покровской церкви особой датой вошел 2007 год. В мае месяце были отлиты и установлены на колокольню утраченные колокола. Здесь уместно за оказанную помощь сказать слово благодарности генеральному директору ФГУП НИИ
ХИММАШа А.А.Макарову.
В северной части Радонежского края, к северу от реки Дубны, в живописном уголке расположилось село Новая Шурма. Церковь Пресвятой Троицы в этом селе – один из самых интересных памятников Сергиево-Посадского благочиния. В XIX в. в ней было освящено пять престолов, как ни в одном другом храме округи. Первое упоминание о церкви встречается в документах 1-й четверти XVII в. Письменный источник сообщает о Троицком погосте в Подлипье (современное село Новая Шурма), в котором находились деревянный Троицкий храм и двор священника.
В 1757 г. прихожане возвели новую деревянную Троицкую церковь. В XVIII в. рядом с погостом возникла частная деревня Новая. Здесь в 1798 г. на средства местного помещика Уварова было начато строительство каменной церкви. Деятельную помощь при постройке оказали: местные вотчинники князья А.М.Голицын (1723–1807) и А.Н.Долгорукий (1757–1844). В XIX в. в церкви освятили несколько престолов: во имя Святой Живоначальной Троицы, в честь святых мучеников Хрисанфа и Дарии и Владимирской иконы Божией Матери.
В 1849 г. к Троицкой церкви пристроили теплую трапезную и освятили в ней придел в честь Архистратига Божия Михаила. Тогда же была выстроена двухъярусная колокольня. Через два года помещик Волчков в трапезной части соорудил четвертый придел – во имя преподобного Сергия Радонежского.
Дореволюционный путеводитель отмечает, что «утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно». Среди икон перечисляются образы «древнего письма»: Святой Троицы, Рождества Христова (дар князя Долгорукого), икона Архангела Михаила, преподобного Сергия и др.
В конце XIX в. приход храма Святой Троицы состоял из жителей погоста, который стал носить двойное название – Подлипы и Шурма, сел Зиновьево и Трехселище, местечка Федотова и 10 деревень.
В ХХ в. погост Подлипы и деревня Новая слились, и поселение стало называться Новая Шурма. Церковь оставалась действующей до
60-х гг. ХХ столетия. Это один из немногих храмов Сергиево-Посадского района, уцелевший в период первой волны гонений на Церковь и закрытый в печально известные годы «хрущевской оттепели».
По воспоминаниям старожилов, часть церковной утвари попала в Загорский музей-заповедник, часть была украдена или спрятана по домам. Здание храма пустовало и сильно ветшало. За короткий срок кровля трапезной провалилась, оконные рамы, двери, пол, частично кирпич – все было расхищено, стены изуродованы, разрушена кладбищенская часовня, от церковной ограды остался одинокий столб.
Летом 1994 г. жители Новой Шурмы и окрестных деревень получили разрешение на восстановление церкви, при которой была образована православная община. 23 июня 1996 г. здесь была совершена первая Божественная литургия. В настоящее время полностью налажена духовная жизнь прихода и ведутся реставрационные работы церковного здания: сделан цоколь, вставлены окна, начато капитальное восстановление кровли.
Особенностью приходской жизни является возрождение исконнорусских традиций. В день престольного праздника, на Святую Троицу, в село съезжаются до 300 человек. Приходская молодежь во главе с настоятелем и ближайшими помощниками являются организаторами культурной программы. В нее входят концерт древнерусской музыки, выступление гусляров, спектакль для детей. На зеленом лугу около храма устраивается настоящая ярмарка. Коробейники предлагают веники, самодельное мыло, игрушки и леденцы. Здесь же рядом устраивается настоящий гончар, и детям дается возможность самостоятельно изготовить на гончарном круге кувшинчики.
Охватывая взглядом историческое описание храмов Радонежья, не сложно заметить, с какой необыкновенной дерзостью враг рода человеческого пытался уничтожить нравственное богатство русского народа, о возрождении которого заботился преподобный Сергий Радонежский. Эта дерзость коснулась и святых останков игумена Русской Земли.
Однажды В.О.Ключевский сказал: «Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады над его гробницею погаснут только тогда, когда мы растратим без остатка весь духовный нравственный запас» (21, с. 47). Великий русский историк даже не мог предположить, что всего около трех десятилетий отделяет его Отечество от трагического факта.
Это случилось в 1919 г. В целях атеистической пропаганды 1 февраля Наркомат юстиции (НКЮ) советского правительства издал постановление об организованном вскрытии мощей. Волна антицерковной политики докатилась и до Сергиевского Посада. 11 апреля в 12 часов 50 минут по распоряжению властей и в присутствии их представителей, монахов, военных благочинный лавры иеромонах Иона и игумен Анания открыли раку, удалили облачения и пелены. Действие продолжалось несколько часов.
Мощи были кощунственно оставлены открытыми. Властям казалось, что тленность останков должна была вызвать разочарование и отвращение от «великого гроба». Случилось же все наоборот. Акт вскрытия мощей только увеличил число паломников в Троицкий собор святой обители.
Через несколько месяцев была арестована братия Лавры, монастырь закрыт, а Троицкий собор и другие храмы опечатаны. Безбожные власти активизировали работу над идеей последующего уничтожения святых мощей и постановили передать их в музей. Однако в руководстве НКЮ постепенно сложилось убеждение, что организуемый музей, совершенно не имеющий антирелигиозной направленности, является самым неподходящим для этого местом, а потому приняли решение о вывозе мощей в Москву.
За всю историю монастыря его главная святыня перемещалась только в случае серьезной угрозы ее утраты. Дважды мощи спасали от пожара. В 1709 г. их вынесли на прилегающую к монастырю Красногорскую площадь (место это в XVIII в. было отмечено строительством часовни, сохранившейся до наших дней), а в 1746 г. от «непостижимой пожарной скорости» – на незастроенную окраину города, где потом возвели Всехсвятскую, ныне Покровскую церковь (1840). Во время войны с Наполеоном в 1812 г., когда русские войска оставили Москву, мощи вывезли в Кирилло-Белозерский монастырь. Теперь же, 1919–1920 гг., речь шла не о спасении святыни, а об ее осквернении.
Однако Промысл Божий не допустил «строителям новой жизни» осуществить свой замысел, и святые мощи в качестве экспоната закрепились за Сергиевским историко-художественным музеем в Троице-Сергиевой лавре. Родные стены обители они покинули перед лицом другой реальной угрозы – фашистской оккупации. Опечатанная рака вместе с музейными фондами осенью
1941 г. была эвакуирована в глубокий тыл, в г. Соликамск Пермского края. После Великой Отечественной войны и открытия монастыря в 1946 г. святыня в целости была возвращена Московской Патриархии.
Преподобный Сергий может по праву считаться возглавителем Собора новомучеников и исповедников Радонежских, кровью которых окроплена Сергиево-Посадская земля. Ныне они возносят свои молитвы пред престолом Божиим «о граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них».
Справедливая оценка и осмысление пережитого открыли новые перспективы для православия на нашей земле. Русская Церковь, «возвратившись из плена», получила возможность осуществлять свою спасительную миссию. Кому обязаны мы? Кто даровал нам эту свободу? Несправедливо, отвечая на этот вопрос, умолчать о наших небесных заступниках, русских святых тысячелетнего периода, и в особенности сонме новомучеников и исповедников ХХ в.
Со времени канонизации Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской поименно прославлено уже более 1770 человек. В целях миссионерской проповеди и катехизации Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил в определенный день праздновать соборную память новомучеников, служение которых связано с тем или иным церковным округом Подмосковья. В Сергиево-Посадском округе список новомучеников достиг уже 33 святых. Инициатором их общего церковного почитания стал автор данной статьи. Им же был изучен поименный список новомучеников Радонежского края и составлены основные молитвословия для совершения их соборной памяти. Днем празднования было определено первое воскресенье после 10 декабря – дня мученической кончины преподобномученика Кронида (Любимого), последнего наместника лавры, некоторых братий обители и настоятелей приходских храмов.
Молитвами новомучеников и заступничеством преподобного Сергия на Радонежской земле строятся и новые храмы в его честь.
Так, 9 сентября в юбилейный год 2000-летия Рождества Христова, в 10-ю годовщину со дня убиения настоятеля Сретенского храма Новой Деревни города Пушкино протоиерея Александра Меня, в микрорайоне Семхоз митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин на основание новой церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. По свидетельству историков, в древние времена именно в этом месте проходила Переславская дорога, соединявшая Московское и Ростовское княжества. По ней из Радонежа шел преподобный Сергий, чтобы найти место для молитвенного уединения. Древняя дорога отмечена здесь поклонным крестом и памятным камнем с надписью: «Здесь во времена преподобного Сергия проходил древний путь, соединявший Радонеж с Троицким монастырем».
В настоящее время строительство церкви завершено. Она украшает своим благолепием территорию культурно-просветительского центра «Дубрава».
Однажды во время ночной молитвы преподобный Сергий услышал чудный голос: «Сергий! Ты молишься о детях твоих духовных. Господь принял твою молитву» (23, с. 124), и в видении увидел он множество прекрасных птиц, паривших не только над монастырем, но и вокруг него. Так должно было умножиться число его учеников, следующих по его стопам, служителей Живоначальной Троицы. Это обетование, данное преподобному, сбылось в полной мере. «Множество монахов» воспиталось в школе аввы Сергия. Подобно тем чудным птицам из ночного видения разлетелись они по всей Руси.
Из семени, посеянного преподобным Сергием, выросло могучее древо русского монашества. Сам Радонежский игумен, его ученики, ученики его учеников создали четвертую часть всех русских монастырей – твердынь веры, благочестия, просвещения и патриотизма.
10 июля 1981 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского – 6 июля (19 июля по новому стилю).
На протяжении XIV–XX вв. сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых открывает сам преподобный Сергий, игумен Радонежский; его родители – преподобные схимонахи Кирилл и Мария, его брат – преподобный Стефан; племянник – святитель Феодор, архиепископ Ростовский, а также многочисленные ученики игумена земли Русской.
История становления этого праздника восходит к середине XVIII в., когда были составлены первые списки учеников преподобного Сергия и был напечатан «Канон молебен преподобным и богоносным отцем нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам».
11 июня 1981 г. наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним (Зиновьев, + 1982) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых в церкви Всех святых, в земле Российской просиявших, под Успенским собором лавры. 19 июля там было впервые совершено торжественное богослужение.
Для увековечивания памяти Собора Радонежских святых, в который ныне по праву должны войти и новомученики земли Радонежской, решено было избрать деревню Морозово, находящуюся на историческом пути древней Переславской дороги.
19 июля 2007 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия здесь был установлен крест на основание церкви.
Сияло и ныне сияет особым небесным светом имя Сергия, игумена Русской земли. Он укрепил основы монашеского делания в Московской Руси, явился и его непревзойденным венцом, великим делателем на стезях спасения. Создав малую обитель, через своих учеников стал устроителем всей монашеской жизни на Русской земле, а потому и по праву считается ее игуменом. Он явил образец святости, показал и научил примером жизни, как нужно исполнять евангельский закон о любви к Богу и людям.
Совершая юбилей, восхвалим Радонежского чудотворца словами его ученика блаженного Епифания Премудрого: «Этот преподобный отец наш просиял в Русской земле как пресветлое светило среди тьмы и мрака… И как цветок среди бедного мира, как кадило благоуханное и пахучее яблоко. Как благоухающая роза, как золото среди праха, как серебро, семикратно очищенное, как драгоценный камень и бисер, как изумруд и сапфир, как цветущий финик. Как кипарис при водах, как ливанский кедр, как плодоносная маслина, как благоуханный аромат …как укрепленный город, как крепость, как сладкий источник, как избранный сосуд. Как … нерушимый город, как неподвижная стена и как твердое забрало. Как крепкий и верный сын, как церковное основание и непоколебимый столп. Как пресветлый венец и как корабль, наполненный духовным богатством, как земной ангел, как небесный человек» (21, с. 89–90).
Игумен Иоанн (Самойлов)
Библиография:
1. Акафист преподобному Сергию, игумену Радонежскому. Изд. Сретенского монастыря, 2000 г.
2. Андроник (Трубачев), игумен. Закрытие Троице-Сергиевой лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.
3. Балдин В.И. Загорск. М.: Искусство, 1989.
4. Балдин В.И. Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художес-
твенные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. М.: Наука, 1996.
5. Борисов Н. Сергий Радонежский. М.: Молодая гвардия, 2003. 298 (6) с.: ил. (ЖЗЛ: Сер. биогр.; Вып. 836).
6. Борисов Н.С. И свеча бы не угасла. М., 1990.
7. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII–
XVI вв.: Книга для учащихся старших классов. Гл. «Внук Ивана Калиты». М., Просвещение, 1993.
8. Воронцова Л.М. К вопросу о складывании почитания преподобного Сергия Радонежского в
XV в. // Труды по истории ТСЛ. Сборник статей.
М.: Подкова, 1998. 166 с.; ил. C. 11–19.
9. Воронцова Л.М., Демидов С.И., Зариц-
кая О.И., Черкашина Г.П., Шитова Л.А. Преподобный Сергий Радонежский – великий подвижник земли Русской. М., 2004. 183 с.: ил.
10. Воронцова Л.Н., Зарицкая О.И., Шито-
ва Л.А. Преподобный Сергий Радонежский в произведениях русского искусства XV–XIX веков: Каталог. М., Руссар, 1992.
11. Гаганова М.А. Судьба мощей преподобного Сергия. (События 1919–1921 гг.) // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы III Международной конференции. Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2004.
С. 84–94.
12. Голубинский Е.Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. СПб., 2007. Репр.
13. Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. ТСЛ, 1996. Репр.
14. Жизнь и житие Сергия Радонежского. / Сост., посл. и коммент. В.В.Колесова. М., Сов. Россия, 1991.
15. Житие и чудеса прп. Сергия, записанные Епифанием Премудрым, иеромонахом Логофетом и старцем Симоном Азарьиным в переводе на русский язык. Сергиев Посад: Православная энциклопедия, Св.-ТСЛ, 2001.
16. Житие преподобного Сергия Радонежского чудотворца: Миниатюры из лицевого Жития кон. XVI века собрания ризницы Троице-Сергиевой лавры (НИОР РГБ.Ф.304/III.21): Альбом. Автор-составитель Аксенова Г.В. М. Культурно-просветительный фонд им. нар. арт. С.Столярова, 2003. 316 с., ил.
17. Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., Самшит, 1995.
18. Мельник А.Г. К истории почитания св. Сергия Радонежского в XVI в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сборник материалов VII международной конференции 23–25 сентября 2010 года. Сергиев Посад: Ремарко, 2012. ил. С. 419–421.
19. Мельник А.Г. О почитании избранных русских святых в Троице-Сергиевом монастыре в последней трети XV – первой половине XVI в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Сборник материалов VI международной конференции 29–31 октября 2008 года. Тезисы докладов VII международной конференции 23–25 сентября 2010 года. Сергиев Посад: Ремарко, 2010. C. 15–23.
20. Минея Сентябрь. Служба преподобному Сергию Радонежскому. М., 2011.
21. Молчанов В.Ф. Небесный человек и земной ангел; Епифаний Премудрый. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца / Пер. И.В.Левочкина; И.В.Левочкин. Лицевое Житие Сергия Радонежского; В.Г.Брюсова. Миниатюры Жития Сергия. М.: ТЕРРА; Российская государственная библиотека, 2002. 248 с.: ил. (Книжный клуб «Monplaisir»).
22. Нарциссов В.В. Шитый покров Сергия Радонежского // Древнерусское и народное искусство: Сообщения Загорского музея-заповедника.
М: Наука, 1990. С. 28–38.
23. Никон, иеромонах. Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия.
М., 1885.
24. Полное собрание русских летописей.
Т. 21. 2-я половина. Книга Степенная царского родословия. Ч. 2. Под ред. П.Г.Васенко. СПб: Типография М.А.Александрова, 1913.
25. Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения. М., 2004.
26. Пришвин М.М. Дневники. 1930–1931. Книга седьмая. СПб.: Росток, 2006. 704 с.
27. Сафонов В. Праздник в Сергиевом Поса-
де. // Журнал Московской Патриархии. №5, 2000 г.
28. Свято-Троицкая Сергиева лавра: Иллюстрированный путеводитель. С-ТСЛ, 2010. 400 с.
29. Сергий (Голубцов), протод. Троице-Сергиева лавра за последние сто лет. М., 1998.
30. Сергий Радонежский: Сборник. / Сост. В.А.Десятников. М., Патриот, 1991.
31. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV–XVI вв. Подвижники русской церкви.
Гл. 1. Русь в XIV в. Новосибирск: Наука. Сибирское отд., 1991.
32. Сокровища ризницы Троице-Сергиевой лавры / Автор текста Воронцова Л.М. М.: Подкова, 2001.
33. Спирина Л.М. Никон Радонежский и его образ в произведениях русского искусства XV–
XIX вв. (Из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника). // СПМЗ. Сообщения. 1995. М., 1995.
С. 126–150.
34. Спирина Л.М., Черкашина Г.П. ТСЛ и Россия XVIII – нач. XX вв. Медали. События. Люди.
М., 2000.
35. Троице-Сергиева лавра и русские государи. Реликвии и художественные сокровища.
М., 2002.
36. Троице-Сергиева лавра. / Автор-сост. Архимандрит Иннокентий (Просвирин). Под общ. редакцией архиепископа Волоколамского Питирима. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1987.
37. Троице-Сергиева лавра. Памятники древнерусского искусства. М., 1968.
38. Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. Т. 5. Изд. Троице-Сергиевой лавры, 1896–1899.
39. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Гл. 8. Преподобный Сергий Радонежский. М.: Московский рабочий, 1990.
40. http://www.sergiev-reg.ru/news/v-ozeretskom-zapoyut-kolokola. В Озерецком запоют колокола. 26 мая 2008 года.