Можно ли читать утренние и вечерние молитвы «про себя» или обязательно вслух?
Можно читать «про себя», вслух не обязательно. Молясь святым угодникам, ангелам Божиим, для того чтобы они нас услышали, не обязательно проговаривать вслух, громко и отчетливо, слова молитвы, но даже и бессловесное вопияние сердца будет ими вполне принято. Если Вы обращаетесь к Богу, Божией Матери, святым искренне, от чистого сердца, без лукавства и «задних мыслей», то не сомневайтесь, что все, что Вы хотите им сказать, они услышат и поймут.
В древней Церкви была такая традиция — читать Священное Писание и молиться вслух. Например, был такой учитель Церкви Тертуллиан. В одном из своих писем он написал: «Сегодня не молился — болело горло!» Но в современных условиях читать про себя зачастую более уместно, чем вслух. Например, в людных местах или если поблизости находятся малоцерковные люди. Чтобы не вызывать соблазн, лучше помолиться про себя. Хотя в целом это вопрос не принципиальный, и поэтому можно действовать по обстоятельствам.
Будет ли считаться, что я молюсь, если прослушивать аудиозаписи молитв и канонов из интернета?
Можно все молитвы самому перечитать, все диски с молитвами переслушать и так и не помолиться ни разу. То же самое с понятием «отстоять на службе». Стоят неплохо и подсвечники, послушать можно хорошо оперу в театре, перечитать можно неплохо утреннюю газетку. Но для молитвы необходимо деятельное участие сердца. Бывает так, что из всех бесчисленных молитвенных последований человеку удается
На Причастии накапали на одежду младенца, можно ли это стирать? Бабушка говорит, что нет, а мы с женой думаем, что содержать в чистоте одежду ребенка не возбраняется.
Эту одежду стирать нельзя, и бабушка ребенка абсолютно права, потому что это не просто капли вина, а капли Крови Христовой. Иногда бывает так, что ребенок после Причастия срыгивает, или его тошнит, или же он просто может выронить изо рта Святые Дары. Конечно, нужно постараться этого не допустить (мама может заметить, при каких обстоятельствах происходят подобные вещи). Но если это все же произошло, и Кровь Христова оказалась на одежде, нужно ее снять и отдать после службы священнику для сжигания, какой бы дорогой она ни была. Поэтому хорошо бы перед Причастием надеть на ребенка нагрудник или салфетку.
Мой родственник бросился с балкона, жил ночь, а утром умер. Считается ли он самоубийцей?
В сознании ли был Ваш погибший родственник в ту трагическую ночь, выказывал ли он сожаление о том, что совершил, в каком психическом состоянии он был до того — Вы не описываете эти и прочие обстоятельства. В любом случае для решения о возможности отпевания Вам необходимо обратиться в Епархиальное управление по месту Вашего проживания с прошением на имя правящего архиерея и подробным описанием обстоятельств гибели Вашего родственника, а резолюцию постараться воспринять как проявление Воли Божией в Вашей жизни. Напомним также, что недавно в Церкви утвержден специальный чин утешения для родственников тех, кто самовольно расстался с жизнью, который Вы можете попросить совершать для Вас в любом православном храме неоднократно.
Как Церковь относится к юмору?
В здоровом юморе есть духовная польза, и если мы умеем его употреблять тактично, не осуждая ближнего, а имея в виду пользу его душе, то в доброй шутке есть резон. Впрочем, смотрите, чтобы не стать самым завзятым острословом — не самая лучшая репутация для православного человека.
Что касается вообще возможности шутки на церковную тему, то отрицать таковую возможность абсурдно. Достаточно тонкий юмор встречается в целом ряде отрывков «Луга духовного» блаженного Иоанна Мосха и, конечно, в других святоотеческих текстах. Можете почитать мнения и отзывы святителя Филарета, митрополита Московского, его резолюции на разнообразных рапортах: там не только юмор, там встречается и ирония, иногда достаточно жесткая.
Важно лишь то, чего ради мы приводим эти шутки: если чтобы поиздеваться над священнослужителями и верующими — это, несомненно, грех. А если подкрепить
Есть ли у животных душа? Если есть, то куда она попадает после смерти?
С одной стороны, Священное Писание нам говорит, что такой души у животного — бессмертной и разумной — конечно, нет. Человек — венец творения, как говорит о нем церковное Предание. Из этого, впрочем, не вытекает, что в той новой, преображенной вселенной, которую унаследуют праведники после Второго пришествия, не будут существовать животные. Будут, потому что говорится в Откровении, что лев будет лежать рядом с ягненком и хищные животные будут как травоядные, то есть вражда животных, убивание друг друга ради жизни прекратится. Как? — отсюда понять и увидеть невозможно, ясно только, что будет живая и добрая природа. Что касается переселения душ животных, то (здесь я высказываю свое частное мнение), конечно, это не будет переселение каких-
то конкретных Бобиков, Мурзиков и Полканов. Это будет, скорее, идеал твари, который включит в себя все, что есть в животном мире, но преображенное, — некое лучшее, что может быть взято от этого, как говорят философы, тварного животного мира, который изначально был создан Богом и был «хорош зело». Адам общался со всей тварью — вот
Материал подготовлен духовенством Спасского храма села Андреевка Солнечногорского района.