Доклад на XVI конференции «Наука. Философия. Религия»: «Человек перед вызовом новейших информационных и коммуникативных технологий», Дубна,
«Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1)
Современные технологии, связанные с обработкой информации и коммуникациями, все глубже касаются душевного мира человека. Вполне очевидной становится потребность во всестороннем глубоком анализе и оценке процессов информатизации, осмыслении информационной культуры,
В ряде публикаций, теперь все чаще — с тревогой, говорится о новом Homo Internetus, потребительской
Каждый священник из общения с прихожанами хорошо знает о негативных последствиях и опустошенности, наступающих после путешествий в «электронные миры», что, к сожалению, нередко характерно даже для воцерковленных христиан. Разумеется, и священнослужители как рядовые жители больших городов, пользователи информационных технологий сами постоянно находятся в этой же «группе риска».
Решение перечисленных выше проблем видится в необходимости осознанного пользования медиа и
В последние годы рождаются такие термины, как «медиааскетика» — образ жизни, характеризующийся пониманием сути новейших средств коммуникации,
Однако при таком подходе аскеза8 не является собственно гранью религиозной жизни, а скорее стоически «бодрой», «зоркой», утилитаристской стратегией выживания, дисциплиной разума, познающего мир9. Для христианина же аскетика, в первую очередь это путь к обретению единства с Богом через состояние трезвения (νῆψσις), которое заключается в сосредоточенности ума на вещах духовных, постоянном ощущении себя перед лицом Божиим, внимании и волевом отсечении всякого проявления греха — в противоположность безответственной расслабленности, праздности, опьянению суетой и страстями. С христианской точки зрения крайне важно постоянно сознавать, зачем и на что направлено, твое внимание — не только в чувственном,
Антиподами трезвения являются рассеянность и уныние, выраженные не столько в «плохом настроении», печали, сколько в хронической духовной и физической расслабленности — суете, опустошающей личность.
В аскетической монашеской литературе мы встречаемся с большим количеством поучений как о самой добродетели трезвения, так и о путях к ее стяжанию.
О волевом усилии:
«Место же ума есть твердое стояние его в добродетели и трезвении. Есть стояние и в добродетельной, и в грешной жизни. Ибо Писание говорит: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста (Пс. 1:1). И апостол учит: станите убо препоясани чресла ваша истиною (Еф. 6:14)«12.
О памяти о Боге, сопряженной с призыванием имени Искупителя и Судии — Господа Иисуса Христа:
«Сладостная память о Боге,
О стадиях развития греха:
«Наперед бывает прилог (приражение, действие, когда брошенная вещь ударяет в то, на что брошена); потом сочетание (содвоение, внимание сковано предметом, так что только и есть, что душа да предмет приразившийся и ее занявший); далее сосложение (предмет приразившийся и внимание занявший возбудил желание, — и душа согласилась на то — сложилась); за сим пленение (предмет взял в плен душу, возжелавшую его и как рабу связанную ведет к делу); наконец страсть (болезнь души), частым повторением (удовлетворением одного и того же желания) и привычкою (к делам, коими оно удовлетворяется), вкачествившаяся в душе (ставшая чертою характера)«14.
О неусыпной бдительности:
«Каждый смотри и замечай, твердо ли и неподвижно стоит на камне веры, <…> не уклоняясь ни на десно, ни на шуе, но царским шествуя путем, не дремля душой, чтоб не споткнуться о камень падения ногой своею, и ничего не делая по самоугодию или пристрастью. <…> Бойтесь и страшитесь сего, и пока плывете под благоприятным ветром, поминайте, по поговорке, о кораблекрушении. Ибо в одно мгновение может случиться — ветер, буря, ураган, бедствие, погибель, смерть. Иной раз кажется мир и утверждение, но внезапно — тревога, брань, война, заклание не тела, а души, что наиболее горько. Лукавый притихает на время, чтоб ввести в беззаботность, и потом, нечаянно наскочив, превратить помысел и погубить. Нет у нас места беззаботности, нет времени покоя. Многих, до самой пристани спасения достигших, пустил на дно враг лукавый. Некоторых, до самого свода небесного поднявшихся, по причине малого нерадения, низвел он на землю греха. Многие сокровищницы добродетелей опустошил он, много духовных подвигов похитил и сделавших их оставил бедными. Ведая сие, бдите и не давайте очам ума своего дремания», — учит прп. Феодор Студит15.
Быть может, эти древние поучения пустынников, относящиеся к искусству хранения сердечной тишины, мало актуальны для человека XXI века, живущего активной жизнью в двух мирах — современном шумном мегаполисе и киберпространстве?
Но цель жизни христианина и в I, и в IV, и в XXI веке, и в пустыне, и в городе всегда одна — единство с Богом как плод
К сожалению, для множества людей выход из «келлии» собственного сердца в интернет и тотальная расслабленность становятся синонимами. При этом пользователи сети в беспечности забывают о том, что они фактически находятся в зоне повышенного риска, причем не только психологического, но и духовного — ведь киберпространство переполнено идеями и плодами — производными не столько сердца и разума падшего человека, сколько откровенно инфернальных инспираций. Медиатехнологии дают огромные возможности приобщения человека к разного рода опытному чувственному познанию, но всегда ли различает пользователь полезный опыт от состояний и впечатлений, которых нужно сторониться как терний, калечащих душу?
«Всякий помысел воспроизводит в уме образ
Так, буквально в считанные часы и минуты посредством рассеяния внимания,
Возникает вполне закономерный вопрос: не лучше ли уж тогда вообще отказаться от пользования
Тот же, кто имеет представление о важности иметь внимание, блюсти ум, хранить сердце,
«Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися… Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их», — предупреждает св. ап. Павел (Еф. 4:14, 17–18). Таким образом, трезвение, сопряженное со хранением совести в отношении Бога, самого себя, даров времени, здоровья и в отношении других людей22, позволяет наполнить здравый утилитаризм
Иерей Олег Мумриков,
преподаватель МПДАиС, доцент ПСТГУ
__________
1 От англ. snack — «легкая закуска», «перекус» — один из определяющих терминов общества потребления.
2 От греч. βοῦς — «бык» и λῑμός — «голод» — расстройство приема пищи, характеризующееся резким усилением аппетита, наступающим обычно в виде болезненного приступа «волчьего голода».
3 От фр. voir — «видеть» — аномалия поведения, характеризуемая навязчивым побуждением подглядывать за жизнью других людей; шире — пассивное, потребительское мировосприятие.
4 От лат. procrastinatus: pro — «вместо, впереди» и crastinus — «завтрашний» — синдром постоянного откладывания «на потом» важных дел и даже мыслей.
5 Соловьев Д. Медиааскетизм, или Надо ли удалять фейсбук на Великий пост. — Электронный ресурс: http://os.colta.ru/media/net/details/37799/page1/
6 См., например: Соловьев Д. В Сети сложно вести двойную игру — Электронный ресурс: http://bit.samag.ru/interwiev/more/13
7 Там же.
8 От греч. ̓̓ασκέσις — «упражнение».
9 См.: Хоружий
рауха. М.: Паломник; Никея, 2013. С. 636–642.
10 Симеон Новый Богослов, прп. О трех образах внимания и молитвы // Добротолюбие в 5 тт. Т. 5. М.:
11 Филофей Синайский, прп. 40 глав о трезвении // Добротолюбие в 5 тт. Т. 3. М.:
12 Там же. С. 413–414.
13 Там же. С. 415.
14 Там же. С. 420.
15 Феодор Студит, прп. Бдите над собою; ибо внезапно может напасть враг и сгубить вас // Добротолюбие 5 тт. Т. 4. М.:
16 http://bydloman.livejournal.com/136492.html
17 Исихий, пресвитер иерусалимский, прп. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве // Добротолюбие в 5 тт. Т. 2. М.:
18 Адриан (Пашин), игумен. Компьтерные технологии и духовная жизнь. // Электронный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/2280956.html
19 Блуд А.А. «Умное делание» как способ бытия. // Электронный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/1352996.html
20 Никифор Уединенник, прп. Слово о хранении и трезвении сердца многополезное // Добротолюбие в 5 тт. Т. 5. М.:
21 Исихий, пресвитер иерусалимский, прп. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве // Добротолюбие в 5 тт. Т. 2. М.:
22 Дорофей, авва, прп. Душеполезные поучения и послания. Калуга, 1895. С. 53–58.
23 Великий покаянный канон прп. Андрея Критского. Песнь