В 2013 г. Церковь торжественно отмечает
Александр Невский родился приблизительно в 1220 г. в Переяславле. Его отец, князь Ярослав Всеволодович (во святом крещении Феодор), был в то время Переяславским князем. Дворец князя — деревянный, как большинство построек на Руси в те времена — стоял неподалеку от
В юности Александр вместе со старшим братом Федором был наместником отца в Новгороде, а после того, как отец получил великое княжение в Киеве, княжил в Новгороде (фактически с 1236 по 1252 гг.). В 1239 г. Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава.
Правление князя Александра выпало на чрезвычайно трудное время: враги нападали на Русь одновременно с разных сторон: с востока —
Вот как говорит об этом Повесть о житии Александра Ярославича Невского, написанная во Владимире через несколько лет после смерти князя, в
Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: „Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ“. И, припомнив слова пророка, сказал: „Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне“.
И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил».
Перед решающей битвой было явлено некое чудесное предзнаменование, о котором Повесть рассказывает так: «Был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.
Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: „Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру“. Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.
Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: „Не рассказывай этого никому“. И была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего…»
Описание битвы на Неве содержит ряд ярких эпизодов, которые позднее будут запечатлены в миниатюрах, иллюстрирующих Лицевой летописный свод — Остермановский I (БАН) и Лаптевский (РНБ) тома, созданные во второй половине XVI в.
«Храбрый муж из полка Александра по имени Гаврило Олексич… напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска».
На миниатюрах Лицевого свода представлены следующие эпизоды Невской битвы:
— Молитва Александра Невского в храме Святой Софии и благословение его архиепископом перед сражением;
— Гаврила Олексич въезжает на вражеский корабль;
— Александр ранит в лицо Биргера в Невской битве.
Разгром шведов на Неве 15 июля 1240 г. стал первой блистательной победой князя Александра; с этого времени его стали называть
Невским. По свидетельству жития, именно перед этой битвой князь обратился к войску со словами: «Не в силе Бог, а в правде». Александр сумел отвоевать старинную русскую крепость Копорье, освободил Псков, а в 1242 г. разбил на льду Чудского озера войска Ливонского ордена:
«Была же тогда суббота, и, когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божией, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона».
Миниатюра Лицевого Летописного свода, иллюстрирующая битву на Чудском озере, показывает помощь Небесного воинства князю Александру Невскому.
После смерти отца в 1247 г. князь Александр вместе с младшим братом Андреем отправился в Золотую Орду к хану Батыю, а затем — в Монголию, в ставку великих ханов Каракорум. Домой он вернулся в 1249 г. Его брат Андрей стал владимирским князем, а Александр, получив ярлык на киевское княжение, остался в Новгороде.
Князь Александр видел, что справиться своими силами одновременно со всеми врагами невозможно, и проявил лояльность в отношении Золотой Орды. Главной своей задачей он видел оборону западных рубежей. Брат его Андрей княжил во Владимире и заручился помощью Запада в борьбе с татарами, но платой за эту помощь было принятие унии. В 1251 г. к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой папы Иннокентия IV. По рассказу летописца, Александр в своем ответе папскому посольству изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем».
При поддержке татар Александр Невский овладел Владимиром, посадил на княжение в Новгороде своего сына Василия. Князь Андрей, сторонник унии, бежал в Швецию. После бегства Андрея великое княжение владимирское перешло к Александру. В 1262 г. Александр заключил с литовским князем Миндовгом союзный договор против Ливонского ордена и отправился в Золотую Орду: во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя.
Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Пробыв там целый год, на обратном пути князь скончался. Перед смертью он был пострижен в схиму с именем Алексий. Тело князя погребли в 1263 г. в Рождественском монастыре Владимира. Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем».
О всенародной скорби об умершем князе свидетельствует «Повесть о житии Александра Ярославича Невского». А вот слова нашего знаменитого историка
Житие рассказывает об этих скорбных событиях так:
«Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы… месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.
Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда
В 1380 г. произошло обретение нетленных мощей св. Александра Невского. В 1491 г. во Владимире полыхал страшный пожар, незадолго до которого горожане видели над Рождественским монастырем святого Александра на коне. Во время пожара мощи и пелена, лежащая на гробе святого, уцелели.
Общецерковное прославление в лике святых благоверного князя Александра Невского состоялось на Соборе 1547 г. К этому событию была написана служба и «Слово похвальное Александру». Автор «Слова» записал происходившие от мощей чудеса, которые были засвидетельствованы монахами Рождественского монастыря.
О почитании святого Александра Невского как защитника и покровителя русской земли свидетельствует письмо митрополита Московского и всея Руси Макария к царю Иоанну Грозному, написанное до взятия Казани. Первосвятитель, благословляя царя на битву, призывает его вспомнить «храбрость прародителей своих Богом венчанного царя Владимира Мономаха и храброго князя Александра Невского и прочих сродник твоих, каковы победы над погаными сотвориша и прославлены от Бога быша» (Никоновская летопись).
Изображения св.князя Александра Невского появляются в XVI в. после его канонизации. Согласно традиции, его, как принявшего перед смертью схиму, изображали в монашеских одеждах (мантия, куколь).
Одна из самых ранних икон, изображающих Александра Невского в монашеском облачении — новгородская таблетка середины XVI века из собора св. Софии «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский и Александр Невский» (Новгородский
В монашеском облачении князь представлен также в росписях Благовещенского собора Московского Кремля. Эта иконография характерна и для лицевых покровов на гробницу святого, созданных в XVII в. Сохранилось несколько лицевых покровов с изображением св. Александра Невского. Покров, хранящийся в ризнице
Параллельно «монашескому» иконографическому изводу св. Александра Невского существовал еще и «княжеский», появившийся уже в XVI в.
Образы святых и несвятых князей Древней Руси включались в состав особых иконографических программ дворцовых храмов, например, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, а также Новоспасского монастыря — усыпальницы Романовых. Если в Благовещенском соборе князь Александр изображен в монашеском облачении, то на фресках Архангельского собора в слое живописи XVII в. — согласно традиционной княжеской иконографии — в плаще и шапке.
Как уже указывалось выше, целый ряд миниатюр с воинскими победами Александра Невского содержится в Лицевом Летописном своде.
В XVII в. продолжали развиваться обе линии иконографии. К началу столетия относится житийная икона св. Александра Невского, хранящаяся в приделе Входа Господня в Иерусалим собора
На протяжении XVII в. в Кремлевскую церковь св. Александра Невского совершались ежегодные царские выходы в день памяти святого (впоследствии церковь была разобрана).
В небольшом среднике — фронтальное изображение Александра Невского в рост в монашеском одеянии, надпись: «Святый благоверный великий князь Александр Невский, нареченный во иноцех Алексий».
Вокруг средника два ряда клейм, из которых 12, занимающих верхнее поле, посвящены событиям жизни святого, остальные — посмертным чудесам: первое — о «душевной грамоте», затем следуют различные чудеса и исцеления у гроба, в конце — «Чудо о Донской победе» (Александр Невский оказывает помощь благоверному князю Димитрию Донскому в Куликовской битве) и «Чудо в битве на Молодех» (Александр Невский, святые князья Борис и Глеб, князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав принимают участие в сражении русского войска с крымским ханом
В монашеском облачении он представлен на иконе «Древо Московского государства» («Похвала Богоматери Владимирской»), написанной Симоном Ушаковым в 1668 г. (ГТГ). Образ его размещен справа, у основания Древа государства. Обе ветви, символизирующие две составные части государства — власть светскую и духовную, произрастают из Успенского собора Кремля и окаймляют чудотворный образ Богоматери Владимирской.
В живописи XVII в. известно немало примеров иконографии монашеского варианта, как на иконе из церкви Успения на Апухтинке в Москве (ГТГ).
Во Владимире, в связи с особым почитанием Александра Невского как местного святого, была написана икона «Христос Вседержитель с припадающими князьями Александром Невским и Георгием Владимировичем», XVII в. (
Ситуация с иконографией Александра Невского кардинальным образом изменилась в 1724 г. после перенесения его мощей по указу Петра I в.
Для мощей князя в
В XVIII в. появляются новые вариации иконографии св. Александра Невского. Князя нередко изображали с видом
В XVIII в. появится также серия изображений Александра Невского с малым житийным циклом, состоящим из четырех клейм. Например, на иконе «Святой Александр Невский со сценами жития» второй половины XVIII в., написанной в селе
Встречаются отдельные иконы с изображением князя на фоне Невской битвы (ГМИР).
В XIX в. есть интересный пример сочетания Богоматери Боголюбской с изображением коленопреклоненного Александра, хотя традиционно Богоматерь Боголюбская изображалась с князем Андреем. В XIX в. создавались житийные иконы св. Александра Невского с небольшим количеством сюжетов. В
Большинство икон
В ХХ столетии святого Александра Невского изображали как в традициях «великокняжеского» извода, так и в образе схимника — в соответствии с рекомендацией Иконописного подлинника XVIII в.: «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат» (Строгановский иконописный подлинник, БАН).
Монахиней Иулианией (
Широкое распространение икон святого Александра Невского связано с той значительной ролью, которую играла Россия в мировой политике XIX в. В частности, одержанные в ходе
Особое почитание святого Александра Невского связано с защитой Родины в годы Великой Отечественной войны
Святому благоверному князю Александру Невскому на Руси посвящено множество храмов. Так, в пределах Московской епархии из числа русских святых больше всего храмов посвящено именно ему. Многочисленные иконы святого находятся в воинских частях и на боевых кораблях вооруженных сил России. Нет сомнения в том, что на основе известных иконографических сюжетов появятся и новые, свидетельствующие о молитвенном почитании и благодатной помощи святого, произнесшего некогда знаменитые слова: «Не в силе Бог, а в правде».
Епископ Балашихинский Николай
Источники и литература:
Антонова В.И., Мнева
Бегунов
Древнерусские княжеские жития. М., 2001.
Иконы Владимира и Суздаля. Государственный
Иулиания (Соколова), монахиня. Труд иконописца.
Квливидзе
Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995.
Комашко Н.И., Саенкова
Музей имени Андрея Рублева. Из новых поступлений. М., 1995.
Назаренко
Охотникова
Панченко
Т. 56. СПб., 2004.
Подобедова
Полное собрание русских летописей.
Т. 12–13. Летописный сборник, именуемый
Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000.
Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиен-
ко
М., 1982.
Соколов