Вы любите Россию?
«Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком еще отдаленное ее предвестие. Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать… А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам». Так написал Николай Васильевич Гоголь почти двести лет назад в письме своему другу, озаглавленном «Нужно любить Россию», но, согласитесь, звучит оно современно и обращено к каждому из нас. В человеке неравнодушном эти слова обязательно найдут отклик, и он должен быть не только чувственным, но и деятельным — как сама любовь.
Сегодня у России много проблем, которые позволяют называть нынешние ее времена смутными. Одна из главных среди этих проблем — потери в
Как воздух, России нужна национальная идея, способная пробудить нас ото сна, взяться за конкретные дела. Такой вопрос ставился перед россиянами в разные годы исторического развития нашей страны. Русский православный мыслитель
Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту. Так и поступили в небольшой школе — в ней 222 ученика — самого древнего в Озерском районе села Горы, сделав ставку на патриотическое воспитание детей.
Слово «патриотизм» происходит от латинского «pater» — «отец». А от слова «отец» — «Оте- чество», которое имеет под собой духовное основание. «Преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле», - пишет апостол Павел в Послании к Ефесянам. На основании этого человек на протяжении тысячелетий строил свое земное отечество по образцу Отечества Небесного. Патриотизм органически связан с осознанием духовного, исторического бытия народа.
Школа в селе Горы, которой в настоящее время руководит Татьяна Васильевна Валяева, расположена на улице, носящей имя князя Петра Ивановича Багратиона, выдающегося полководца, защищавшего Россию в нескольких войнах, особо отличившегося в Отечественной войне 1812 года. Село Горы — одно из имений его супруги, графини Екатерины Павловны Скавронской, принадлежавшей к роду, из которого происходила Марта Скавронская, ставшая женой Петра I - императрицей Екатериной I. Но не только эти факты свидетельствуют об исторической значимости села Горы. Впервые оно упоминается в писцовых книгах Государства Московского по части Коломенского уезда в 1578 г. В XVII в. село Горы и вся Горская волость отошли к Дворцовому ведомству, а в 1689 г. были даны боярину Алексею Семеновичу Шеину — государственному деятелю, полководцу, первому русскому генералиссимусу, сподвижнику молодого Петра I по Азовским походам 1695, 1696 гг. и усмирителю мятежных стрельцов, разбитых им близ Воскресенского монастыря в 1689 г. Боярин Шеин умер в 1700 г., а через 19 лет село Горы, в котором тогда насчитывалось более 50 дворов и около 600 жителей, с деревнями вновь было взято в Дворцовое ведомство. В 1727 г. в Горы прибыл новый помещик — родной брат императрицы Екатерины I Карл Самойлович Скавронский… Когда селом владел его внук Павел Мартынович, сюда в гости приезжали известные литераторы того времени: Капнист, Княжнин, Херасков, Фонвизин, скульпторы Шубин, Гордеев, Мартос, Козловский, композиторы Березовский, Бортнянский, Фомин.
Интересно, что родом из этого села был и маршал бронетанковых войск СССР, участник Гражданской и Великой Отечественной войн
В необычную историю села Горы вписаны и страницы открытия в нем храма. В 1758 г. каменный фамильный дом Скавронских, стоящий на высоком холме на левом берегу реки Оки, был обустроен под церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, в 1828 г. ее переделали. Храм дошел до нас с шестью престолами, в нем проводится реставрация, совершаются богослужения, действует воскресная школа.
Богатая история древнего села сегодня хорошо знакома всем ученикам школы в Горах. К слову, и сама школа заслуживает особого внимания. Она заявила о себе на федеральном уровне, став победителем приоритетного национального проекта «Образование» в 2013 г. Причем, победу ей принесла в первую очередь работа по
Идея создания такого клуба родилась не сразу. Несколько лет школа тесно работает с благочинным церквей Озерского округа, настоятелем Троицкого храма в городе Озеры священником Евгением Кочетковым, бывшим настоятелем Сергиевского храма села Горы.
Для отца Евгения вопросы патриотического воспитания молодежи имеют особое значение.
— Церковные люди вкладывают в понятие «патриотизм» не политическую идею, а фундаментальные ценности в жизни народа, которые должны сохраняться, передаваться из поколения в поколение, — убежден он. — Святейший Патриарх Кирилл учит нас, что «никакие сегодняшние соблазны, которые обрушиваются на сознание молодежи, не должны разрушать силу духа и волю к национальной победе». Это и есть патриотизм, без которого не может существовать великая страна.
Чем питаются сила духа и воля к победе? Обратимся к словам известного российского педагога
Для начала отец Евгений предложил школьникам из Гор стать участниками традиционного ежегодного открытого турнира военно-патрио-
тических клубов и объединений Московской епархии на Кубок Подольского благочиния. Турнир, который проводится уже несколько лет, ставит целью средствами
Военную историю России в клубе познают благодаря учителю истории и обществоведения Анатолию Александровичу Парашину. Для него, молодого учителя, работа в клубе имеет большое значение.
— Однажды, во время моей службы в армии, к нам, солдатам, зашел офицер и спрашивает: «Какой сегодня день?» Ну, мы отвечаем: «Двенадцатое декабря». А он: «А что это за день?» И, представляете, почти никто не знал, что это День Конституции России. Мелочь? Но она объясняет многое. И я стараюсь, чтобы школьники знали не только памятные даты своего Отечества, но и его историю, прославленных людей. Для возрождения национального самосознания необходимо связать воедино всю историю России, понять, что она у нас — одна, что, только опираясь на нее, мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития.
Нравятся детям и занятия по медицинской подготовке. Их проводит выпускник школы и клуба «Россияне» студент Коломенского медицинского училища и Коломенского педагогического института Денис Морозов. Он обучает воспитанников клуба правилам оказания первой медицинской помощи, дает представления о физиологии человеческого организма; ребята изучают медикаментозные средства, заболевания, обусловленные особенностями походов… В «школе выживания» их учат способам добычи огня, разведения костра, приготовления пищи, подачи сигналов, средствам сигнализации и связи, навыкам охоты и рыбной ловли… На занятиях по психологии детей приучают самостоятельно решать проблемы своих взаимоотношений с коллективом, понимать себя, раскрывать свои возможности, укреплять здоровье тела и духа.
Вступить в клуб «Россияне» сегодня хотели бы и другие ребята. Но не всем пока по силам участие в работе клуба. Занятия в нем проходят два раза в неделю, по понедельникам и средам, с 18.00 до 20.30. Самым прилежным воспитанникам клуба присваиваются воинские звания ефрейтора, младшего сержанта и выдается камуфляжная форма. Остальные подтягиваются, мечтая о таких же знаках отличия.
Руководитель клуба Елена Юрьевна Варлыгина (она окончила двухгодичные курсы при Коломенской духовной семинарии, полтора года обучалась при Министерстве образования РФ «Основам религиозной культуры и светской этики») убеждена, что клубная работа складывается в школе успешно благодаря сотрудничеству с Озерским благочинием, приходами сельского храма Сергия Радонежского, близлежащих храмов. Это помогает руководителю самому обретать твердый идейный стержень.
— Богатейший
Быть учителем в школе и воспитателем в клубе сегодня особенно трудно. Поучениями, назиданиями, сухим пересказом текстов не добиться успеха в воспитании и нравственном становлении молодежи. Здесь обязательно нужны личный пример воспитателя, его искренняя заинтересованность, ответственность за будущее страны. С пониманием этого работают в клубе взрослые. И дети верят им.
— Я благодарна отцу Евгению, всем преподавателям клуба «Россияне» за серьезные разговоры с нами, за подготовку к взрослой жизни, за увлекательные, полезные мероприятия, — рассказывает девятиклассница школы, ефрейтор Ирина Ракова, получившая право носить камуфляжную форму. — Моя старшая сестра тоже ходила в клуб, она уже закончила школу. Мне нравятся все предметы, которые нам преподают, но больше всего — строевая и огневая подготовка.
Ира призналась, что относится к отцу Евгению как к отцу — с полным доверием, открытостью, стремлением многое перенять от него. Она и в храм стала ходить чаще, вступив в клуб «Россияне».
Одиннадцатилетний Сережа Кочетков, сын отца Евгения, тоже занимается в клубе. Признается, что больше всего любит предмет «Военная история России».
— Я многое узнал в нашем клубе о патриотах. Без них страна не может существовать. Это люди, готовые ко всяким трудностям, отважные, они уважительно относятся к окружающим, стараются им помочь, заботятся о своей стране. Я не понимаю тех людей, которые меняют Родину, уезжают из России заграницу, —
В клубе «Россияне» детей учат мыслить, рассуждать, анализировать, отвечать за свои слова и поступки. И как бывают счастливы взрослые, когда школьник меняется на глазах к лучшему. Нам рассказали историю одного нынешнего старшеклассника. Родители намеренно два года назад перевели его в эту школу в надежде на помощь ее педагогов в воспитании «трудного» ребенка, которого взрослые обоснованно определили в группу риска. Подросток стал ходить в клуб «Россияне», увлекся занятиями и не сразу, но менялся на глазах. Теперь он — другой человек, не только повзрослевший, но и многое осознавший.
Воспитанники клуба рассказали нам, как блеснули знаниями и отличились в интеллектуальном турнире по истории Коломны, который проходил в Коломне в рамках Всероссийского проекта
В планах клуба — паломнические и краеведческие походы и поездки, более активное привлечение к работе в клубе детей из других школ Озерского района, поисковая работа и многое другое — все то, что отвечает девизу клуба: «За Россию, за народ, за Отечество — вперед!»
Вступая в члены школьного клуба, дети дают торжественное обещание осознать свою ответственность за судьбу страны, народа, стать защитниками интересов своего государства. Это серьезные слова, под которыми подпишутся далеко не все взрослые россияне. Маленькая свеча, зажженная в селе Горы, уже согрела и озарила светом детские души. Может быть,
Иеромонах Софроний (Горохольский),
Этери Коберидзе