Введение
Нередко, читая историю
Землевладение
Всем известное слово «деревня» происходит от древнерусского глагола «дьрати» — пахать лесную полосу под посев. Первоначально оно означало место, очищенное от леса и зарослей под пашню. В XVI в. слово «деревня» стало приобретать значение селения с очень малым числом жилищ (иногда даже с одним двором), к которому принадлежало определенное количество пашни, сенокоса и леса.
В русском земледелии тогда употреблялась трехпольная система. Пахотная земля делилась на три равные части (клина). Первая засевалась озимой рожью, вторая — яровыми культурами (овсом, ячменем, льном, горохом, гречихой, полбой, иногда пшеницей). Третий клин оставался «на пару» — отдыхал для восстановления плодородия, удобрялся, а также служил выгоном для скота. Каждый клин в первый год делался озимым, во второй — яровым, в тре- тий — «на пару», и так по кругу. Так как клинья были одного размера, то для облегчения измеряли один клин и в писцовых книгах указывали его размер. А про остальные два клина писали: «в дву потому ж», то есть в двух остальных клиньях площадь такая же. Поэтому, чтобы узнать истинную площадь пашни, надо указанную цифру умножить на 3.
Вспахивалось не только обычное поле, но и земля в лесу: такой лес назывался пашенным; обычный лес — непашенным. После нескольких лет использования пашню переносили на новое место, чтобы дать земле восстановиться, и это место называлось перелогом. Землевладелец также мог переводить крестьян на другое место для осваивания новых земельных угодий. Основанное новое селение называлась починок (от «почин» — начало), а оставленная крестьянами деревня или село — пустошью. Если же место бывшего поселения распахивали, то место называли селищем. Помещик мог опустевшую деревню занять под свою усадьбу, и тогда это место тоже могло называться сельцом. Займищем (от слова «занято») называли место, занятое под расчистку или распашку,
Площадь пашни измерялась четвертями (четями), лес мерялся десятинами, сенные покосы - копнами. Четь, четверть — мера земли, которую можно засеять четвертью объема ржи, по площади равнялась половине десятины. Десятиной назывался квадрат площадью 1,09 га, в котором каждая сторона равнялась 1/10 версты, откуда и название. 1 копна равнялась 1/10 десятины. Покос именовался в писцовых книгах сеножатью. Земля по своему качеству делилась на «худую» (плохого качества), «середнюю» (среднего качества) и «добрую» (хорошего качества). Плохое качество земли компенсировалось прибавкой ее количества: такой способ назывался поддачей. То есть: 1 четь (четверть) доброй земли приравнивалась к 1, 25 чети средней земли и к 1,5 чети худой земли.
Татары, начавшие у нас переписи, взимали налог именно с реальной сохи, которой пахали. В 1551 г. при планировании второй переписи на Стоглавом Соборе была установлена новая податная единица, сохранившая старое название соха. Определенное количество четвертей доброй земли (или приравненное к нему через поддачу количество средней или худой земли) переводилось в эти сохи, с количества которых взимался земельный налог (это называлось посошное обложение). Перевод количества четвертей земли в сохи назывался сошным письмом. Выделялась соха: 1) служилая — в поместьях служилых людей — 800 четвертей доброй земли; 2) дворцовая — у дворцовых сел - 700 четвертей доброй земли; 3) церковная — у церквей и монастырей — 600 четвертей доброй земли; 4) черная — у государственных кресть- ян — 400 четвертей доброй земли.
Та часть земли, что обрабатывалась постоянно, называлась живущая или живущее, а та, что не обрабатывалась, именовалась пусто. Пашни, обрабатываемые нерегулярно, по случаю, назывались наезжими. Дальняя, противоположная часть участка называли запольем.
Интересно, что единственная рыба, упоминаемая в этих писцовых книгах, это караси.
Вотчинники и помещики
Русские князья получали во владение наследственный удел (от слова «делить» или «уделить»),
В 1555 г. было принято Уложение о службе, по которому устанавливались разряды свободных служилых людей, обязанных царю военной или административной службой. Служилые люди разделялись на тех, кто «по оте- честву» и на тех, кто «по прибору».
Служилыми людьми по отечеству,
А. Чины думные или боярские:
1 чин: бояре. В древности, завоевывая
До XVI в. бояре были как бы вассалами князя, обязанными служить в войске князя. Князь считался у них «первый среди равных», которого при случае можно было сменить, свергнуть. Князья мелких разоряющихся княжеств тоже могли переходить в разряд бояр. Начиная с середины XVI в., а главным образом с опричнины Ивана Грозного, бояре стали пусть и высшими, но слугами государевыми. Со времен Ивана Грозного придворный боярин именовался комнатный боярин, а боярин, близкий к царю по родственным связям, назывался ближним. По решению царя боярин мог входить в состав Боярской думы. Около 1700 г. Петр I упразднил Боярскую думу; ее функции перешли к Сенату. Последнее пожалование титулом «боярин» состоялось при Екатерине I в. 1725 г., а последним боярином в России был
2 чин: окольничие. Самое древнее упоминание об окольничих встречается в завещании Ивана Калиты 1340 г. Первоначально они занимались путешествиями и паломничествами князей и царей (вероятно, с этим связано слово «окольничий» — от «околичность, окольный»). Потом стали исполнять те же обязанности, что и бояре, только занимали всегда второе место после них: были членами Государевой думы, послами, воеводами и наместниками, возглавляли приказы и полки. Кроме того, окольничий исполнял функции церемониймейстера во время приема иностранных послов. В окольничие обычно назначались бояре средних родов. Окольничие были комнатные и ближние. Последнее пожалование чином окольничего состоялось в 1712 г.
3 чин: думные дворяне. От
Думный дворянин принимал участие в работе двух дум: Тайной и Ближней. Им поручали в управление разные придворные службы, приказы и посольства, они могли быть воеводами городов, возглавлять полки.
4 чин: думные дьяки. Дьяк — от усеченного греческого слова «диакон» — служитель. Время появления должности — середина XVI в. Ведали делопроизводством в Боярской думе и главных Приказах: могли возглавлять Посольский, Разрядный и Поместный приказы. Помощники дьяков назывались подьячими. В Посольском приказе думным дьякам помогали толмачи,
Думные чины обычно становились конюшими, дворецкими, казначеями, постельничими. Думные звания были отменены в 1711 г. после создания Сената.
Б. Чины московские:
5 чин: стольники. Известны с XIII в. Первоначально стольники прислуживали великим князьям и царям за столом (откуда и название), подавая блюда — от дверей к столу. Могли быть рындами и возницами царя, стоять на запятках царских карет и саней. В позднее время заведовали некоторыми дворцовыми делами, посылались воеводами, несли судебные и посольские службы. Те стольники, которые служили государю, когда он ел один в своих покоях, назывались ближними или комнатными. Последним стольником был Василий Федорович Салтыков (1675–1751). Особый вид стольников — чашники, которые подавали правителю напитки, заведовали винными погребами, а также пчеловодством и медоварением.
6 чин: стряпчие. Известны с XVI в. Приносили блюда кухни к дверям палаты, где обе- дал царь (происходит либо от «стряпать» - готовить пищу, либо от «стряпня» — вещи личного обихода государя). Исполнял роль дворцового эконома (стряпчий с ключом, или ключник; тогда ему подчинялись подключники) или ведал платьями царя (стряпчий с платьем); стряпчий с платьем также ведал креслами, подножьями, подушками, полотенцами царя. Могли ведать Хлебным, Конюшенным и другими дворами. Дворцовый стряпчий управлял дворцовыми деревнями. Могли быть полковыми воеводами. При Петре I стряпчие были ликвидированы, но в 1775 г. восстановлены как судебные должности. Ситники (сытники) приносили напитки из кладовой к стряпчим.
7 чин: московские или большие дворяне. Дворяне, находившиеся в Москве, записанные в московский список и боярские книги. Могли быть полковыми и городскими воеводами, судьями. Участвовали в посольствах, описаниях поместий, верстали новиков на службу.
8 чин: московские жильцы. Служилые люди из городовых (уездных) чинов (детей боярских, дворян городских, стряпчих городских и. д.), которые должны были постоянно жить в Москве, составляя постоянно готовое к применению войско. Появляются при реформе Ива- на IV. Могли развозить царские указы. Ставились воеводами в небольшие города, были становщиками, знаменьщиками (знаменосцами), головами в дворянских сотнях. Жильцы из детей боярских могли участвовать в придворных обрядах, в том числе свадебных; сопровождать царя в паломничества по монастырям, стоять на карауле в Кремле. В 1701 г. Петр Великий приказал не набирать новых жильцов.
В. Чины городовые или уездные:
9 чин: дети боярские. Упоминаются в XIII в., а также в сказаниях о Куликовской битве. Регулярно упоминаются с XV в. Происхождение этой должности вызывает много споров. По одному предположению, дети боярские - это княжеские дворяне (младшая дружина), перешедшие в этот разряд из обедневших боярских родов (старшей дружины). По другому предположению, дети боярские — одно из расслоений младшей дружины князя. При Иване III дети боярские расслоились на дворовых (при дворе великого князя) и городовых (уездных). По реформе Ивана IV из детей боярских были учреждены жилецкие сотни: одни из них должны были жить по городам (собственно дети боярские), а другие — в самой Москве (жильцы). Кроме участия в войске, могли быть приставами, рассыльщиками, земскими старостами, разведчиками и даже целовальниками. Служили по дворовому списку (дворовые) или городовому списку (городовые). Вместе с городовыми дворянами должны были оборонять рубежи, строить оборонительные сооружения. В ходе петровских реформ исчезли вместе с другими чинами служилых людей.
10 чин: дворяне городовые. Дворяне из уездных городов; еще назывались выборными дворянами.
Подростки 15 лет из городовых дворян, детей боярских, а также казаков, только что поступившие на службу царю и впервые внесенные в списки, назывались новиками. Они тоже делились по дворовому и городскому спискам. Еще новиками назывались дворяне, прослужившие
Параллельно с чинами существовали различные придворные должности (по убыванию значения):
1) дворецкий (дворский) — глава дворцового управления. Известен с XV в. В императорское время его сменил министр двора;
2) конюший — заведующий царскими та-
бунами, конными заводами и лугами, возглавлял Конюшенный приказ. Известен с 1496 г.
Происходил от княжеского тиуна (конюшего XI в.). В императорское время его сменил
3) кравчий — отвечал за столовую посуду и принадлежности, скатерти
4) оружничий (оружейничий) — заведовал царской Оружейной палатой. Известен с 1511 г.
Оружничими были думные бояре и окольничие. Вначале считался выше кравчего, но позднее стал считаться выше постельничего. Возглавлял Оружейный приказ. В императорское время его сменил
5) ловчий Московского пути — заведовал царской охотой; возглавлял царских сокольничих, ястребничих, кречетников, псарей, охотников
6) казначей — ведал государевыми доходами, оброками, пошлинами и проч. Известен со времени Ивана III. Возглавлял казенный приказ. Считался наравне с окольничими. В императорское время его сменил
7) постельничий — ведал царской постелью и опочивальней. Известен с 1497 г. Им подчинялись спальники. Товарищем постельничего был стряпчий с ключом. В императорское время его сменил
8) сокольничий — заведовал царской соколиной охотой. Известен с 1503 г. Возглавлял простых сокольничих (сокольников) и подсокольничих. С 1606 г. больше не назначались;
9) ясельничий (от ясли — кормушка для скота) — занимался кормом для лошадей. Известен с 1497 г. По рангу считался наравне с думными дьяками;
10) шатерничий — заведовал царской лагерной казной;
11) печатник — хранитель государственной печати, удостоверял подлинность грамот, указов, актов
Государев двор и его чины были упразднены в 1713–1722 годах в ходе реформ Петра I.
Иногда царь для прокормления давал придворным т. н. пути — кормление в дворцовых ведомствах. Такие бояре назывались путные бояре или бояре с путем. Были конюший с путем, ловчий с путем, стольник с путем, чашник с путем, дворецкий с путем, постельничий с путем, кравчий с путем.
К служилым людям по отечеству также принадлежали этнические группы:
1) служилые татары. Образовались из перешедших на службу русским правителям представителей знати Золотой Орды и после — из государств, образовавшихся после ее развала. Пришедшие из завоеванного в 1552 г. Казанского царства именовались новокрещеные татары. При переходе на русскую службу высшая знать сохраняла свое отличие от простых татар, но многочисленные титулы татарской знати в русской традиции упростились до трех: князь, мурза и царевич (например, св. Петр царевич Ордынский). Кроме иррегулярной военной службы, служили толмачами, писцами, послами
2) литва дворовая. Образовалась из представителей литовской шляхты, перешедшей в конце XV в. на службу к русским князьям, или захваченных в плен. Практически исчезла после опричнины Ивана Грозного.
Также в писцовых книгах упоминаются «нововыезжий пан» — выходец из Речи Посполитой — объединенного королевства Польского и великого княжества Литовского, и немчин (
К служилым людям по прибору,
Начиная с Ивана III каждый из этих разрядов служилых людей получал определенное количество поместья (четей земли) и определенный денежный оклад — размер зависел от чина. С 1555 г. дворяне и другие служилые люди смогли приобретать свои поместья в наследственное владение,
В 1714 г. Петр издал Указ о единонаследии, по которому поместье и вотчина сливались в одно понятие — имение. В результате петровских реформ все служилые люди слились в один класс — дворянство, а слова «дворянин» и «помещик» стали синонимами.
Имена
У читающих писцовые книги вызывают удивление нехристианские имена владельцев: Ждан, Посник, Злоба, Бессон, Крюк, Глазун, Бражник, Неждан, Меньшик, Первой, Меньшой, Незнай, Вешняк, Истома, Рудак, Нелюб, Нехороший, Замятня, Русин, Третьяк
Храмы
В писцовых книгах погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем и домами духовенства, но без домов простых жителей. Погосты принадлежали исключительно самому царю и обычно приписывались к местной речке.
Если, кроме храма с домами духовенства, в селении жил сам землевладелец и крестьяне, то оно называлось селом (слово «село» происходит от слова «сесть, оседать»; означает место, где люди осели на постоянное жительство).
Из писцовых книг видно, что в силу ряда причин в некоторых храмах не хватало служителей; тогда писали, что храм «стоит без пения». Причина могла быть и в другом: вотчинник переводил крестьян на другую землю, и некому было помогать храму и содержать служителей. Если дело было совсем плохо, то приход упразднялся и село или погост превращалось в пустошь или деревню. Тогда писали: «пустошь, что была селом
Храмовая архитекура
К большинству храмов из дерева приложена характеристика «древяна клецки»
Маковка с крестом могла прикрепляться прямо на конек крыши, без перехода. Потом появилась шейка, которая в иных случаях могла прикрепляться к т. н. продолговатой бочке, напоминающей с торца луковицу, которая в свою очередь крепилась на коньке крыши. Бочка могла ставиться и на алтаре, и на притворе, и даже над крыльцом. Был также тип крещатой бочки, когда под маковкой храма с четырех сторон света делались четыре бочки, образующие вместе равносторонний крест. У каменных храмов бочке соответствовала закомара и кокошник.
Храм обычно ставился прямо на землю, без фундамента, как говорили тогда «на пошве».
К притвору пристраивалось крыльцо с крытой
Вторым видом деревянных храмов были храмы «древяны вверх». Это значит, они были срублены восьмигранным округлым столпом с шатровой восьмискатной крышей с маковкой. Этот тип еще в летописях называется
Алтари как клетских, так и шатровых храмов могли быть прямоугольными (с тремя гранями) и со скошенными углами (пятигранный). Вначале храмы имели по одному алтарю (престолу). Потом появилась традиция пристраивать к храму придельные (
Третий и самый редкий тип деревянных церквей того времени — храм «на каменное дело». Как на центральном шатре, так и на четырех прирубах делались отдельные главки с крестами; из этого родилось т. н. «освященное пятиглавие» — пять куполов каменных храмов, которое с середины XVII в. настойчиво продвигалось духовными властями как единственно правильное для храма (
Из клецких храмов произошли прямо- угольные и кубоватые каменные храмы, а из восьмигранных церквей — шатровые храмы и колокольни. Они же стали основой четвериков и восьмериков в храмовом строительстве XVII и далее веков.
Причетники
В писцовых книгах XVI в. в сельских храмах упоминаются следующие церковные должности (причетники):
1) поп (от греч. «папас» — отец) — обычное название священника в Древней Руси. Со времени реформ Екатерины II вместо слова «поп» стало употребляться «иерей»,
2) дьячок (уменьшительное от «дьякон», как бы «неполный дьякон», почти дьякон) — служитель, читавший и певший на клиросе. Он исполнял обязанности писаря прихода, вел всю церковную документацию. Именно дьячок был первым кандидатом на занятие вакансии священника. До 1869 г. относились к священнослужителям, а с 1869 г. переведены в разряд церковнослужителей и именуются псаломщиками. После революции 1917 г. больше не назначаются указами архиерея на приход;
3) пономарь (искаженное «парамонарь» — с греч. «приставник, привратник») — служитель, прислуживавший священнику в алтаре, звонивший в колокола, зажигавший лампады, убиравший церковь
4) проскурня (искаженное от «просфорня», в позднем народном произношении «просвирня» — женщина, пекущая просфоры (по неправильному произношению — просвиры), обычно из вдов или сирот духовного звания. В 1869 г. штатная должность просфорни была упразднена, а забота о просфорах возложена на настоятеля.
При некоторых храмах имелись кельи нищих, питающихся от Церкви Божией.
Игумен Фаддей (Шавернев)