В России идет процесс взаимного диалога Церкви и государства в области здравоохранения и социального служения гражданам. Сейчас уже трудно представить больницу, где не было бы молельной комнаты или, места, где можно помолиться. А в некоторых крупных медицинских учреждениях действуют даже больничные храмы.
Процесс взаимодействия системы здравоохранения и Русской Православной Церкви в настоящее время проявляется в различных формах:
— устройство больничных храмов и молитвенных комнат в медицинских учреждениях для организации церковной жизни православных медицинских работников и пациентов;
— оказание духовной помощи в палатах в виде совершения Таинств, проведения бесед для тяжелых больных, не имеющих возможности передвигаться. Подготовка больных к принятию Таинств;
— оказание материальной помощи нуждающимся людям в приобретении медикаментов и предметов, необходимых в процессе лечения;
— распространение предметов религиозного назначения;
— просветительская и миссионерская деятельность.
За истекшее десятилетие восстанавливаются и созидаются новые больничные храмы и часовни. Как правило, эти храмы принимают активное участие в жизни
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от
Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от
Правовая база для организации душепопечения также основана на документах, совместно принятых Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения. Главный такой документ — это соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, подписанное 8 июля 2011 г. Соглашение подписали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Согласно ст. 3 Соглашения о сотрудничестве, к сфере сотрудничества отнесена «организация домовых храмов в стационарных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, подведомственных Минздраву России».
Минздравом России во взаимодействии с Отделом по церковной благотворительности Московского Патриархата и Юридической службой Московской Патриархии разработан типовой договор о сотрудничестве, предусматривающий предоставление религиозной организации соответствующих зданий (помещений) и осуществление иной деятельности религиозной организации на территории учреждения здравоохранения.
Важным этапом в устроении больничных храмов и молитвенных комнат является юридическое оформление помещений в бессрочное пользование приходами. Данная задача решается с помощью оформления трехсторонних договоров между приходом, в лице настоятеля, муниципальным комитетом по управлению имуществом и администрацией медицинского учреждения, где предполагается устроение молитвенного помещения.
Идеальный вариант больничного храма — здание, соединенное теплым крытым переходом с лечебными корпусами. Именно так строились больничные храмы в дореволюционной России (при Голицынской, Шереметьевской, Алексеевской, Морозовской и многих других больницах), но в то время храмы проектировались вместе с больничными зданиями.
Желательно, чтобы отдельно стоящее на территории больницы здание храма было расположено достаточно близко к лечебным корпусам, имело пологий пандус для подъема на
В нашем приходе оптимальным вариантом явилось создание внутри МБУЗ «Ашукинская городская больница» домового
Домовый
В храме пребывает чтимая икона Божией Матери «Целительница», перед которой раз в неделю совершается водосвятный молебен с чтением акафиста. Наличие алтаря позволяет регулярно совершать Литургию.
Исходя из опыта нашего прихода, следует отметить, что в больничном храме всегда должна быть святая вода, крестики. Здесь же должна находиться и духовная литература. Помимо Священного Писания и молитвословов, хорошо иметь в наличии доступные брошюры, излагающие христианские взгляды на болезнь и медицину, жития святых. Замечено, чем больше книг, тем больше потенциальных прихожан в больничном храме: больные читать любят. Многие храмы издают свои приходские газеты и листки; такие издания тоже можно представить в библиотечках больничных храмов.
Полезны для раздачи пациентам и распечатки с молитвами о выздоровлении, с информацией о Таинствах Церкви, об основах православной веры и прочие листки подобной тематики. Обычно их делают в формате А4,
Перед храмом на доске объявлений должен быть размещен телефон для экстренных вызовов дежурного священника и его непосредственных помощников. Объявления должны быть также вывешены на сестринских постах и в столовых.
Надо стремиться к тому, чтобы все требы в больнице, где имеется часовня или храм, совершались безвозмездно. Это, конечно, не исключает возможности иметь кружку для сбора пожертвований на нужды храма.
Главной формой душепопечения, если позволяют условия, является совершение Божественной литургии.
Больничный храм должен быть открыт хотя бы в определенные часы 1–2 раза в неделю. При составлении расписания работы больничного храма надо учитывать время врачебных обходов, процедур, сдачи анализов.
Работа с медицинскими учреждениями имеет две стороны: исполнение священником своего пастырского долга и милосердное служение мирян — членов Церкви. Без второго трудно осуществить и первое. Поэтому чрезвычайно важным представляется вопрос подбора активных прихожан для работы в больничном храме.
Дежурные в храме беседуют с приходящими больными и их родственниками, приглашая их на службу, записывают тех, кто по состоянию здоровья не может прийти, но хотел бы побеседовать со священником, помогают приготовиться к Исповеди и Причастию. Желательно, чтобы работающие в больничном храме прихожане прослушали курс воскресной школы для взрослых.
Особое внимание в больничном храме следует уделять соблюдению санитарных требований. У сотрудников храма должна быть сменная обувь (или специальные бахилы, если их допускают в отделения интенсивной терапии), чистый халат и чистая косынка.
Воспитанникам приходских воскресных школ также полезно приобщаться к делам деятельного милосердия. Учащиеся могли бы взять шефство над больницей, выступать с поздравлениями перед пациентами и медперсоналом на Рождество и Пасху.
Хотелось бы обратить внимание на такой немаловажный факт, что зачастую пастырское окормление определенного медучереждения может особенно благотворно повлиять на приобщение человека к православной вере. Ведь не секрет, что именно через болезнь многие люди впервые в жизни задумываются о вере в Бога и о своей душе.
Общаться с духовенством желают не только пациенты, но и медики, чей труд зачастую сопряжен с немалыми нервными и физическими нагрузками.
По возможности священнику надо стараться бывать на общебольничных мероприятиях и праздниках, регулярно встречаться с руководством больницы, приносить им очередные номера епархиального журнала и приходских газет. Большое значение имеет личный контакт священника и главврача.
В случае невоцерковленности человека надо стараться тактично разрешать непонимания с медперсоналом, не обостряя ситуацию.
В День медицинского работника, который отмечается в третье воскресенье июня (в 2014 г. — 15 июня), хорошо было бы отслужить молебен в больничном храме, пригласив руководство больницы, медицинский и обслуживающий персонал.
Ведущую роль врача в лечении пациента никто не оспаривает, но нередко больному требуется духовная поддержка, которую может дать вера в Бога. В период болезни не каждый пациент может дойти до храма, побеседовать со священником. Поэтому важно, если священник сам придет в больницу.
В разговоре с больными не подвергайте сомнению правильность методов лечения и диагноз; если вас
Входя в палату, освежите в памяти имена больных: больного человека очень утешает, когда он видит, что священник о нем не забыл.
Люди, работающие в медицине, должны понимать, что Церковь обязана присутствовать в медицинских учреждениях. Везде, где человеку плохо, всегда должна быть рядом Церковь. А больница как раз такое место. Хочется подчеркнуть, что одной из наиболее приоритетных задач в рамках взаимодействия Церкви и медицины является выбор подхода к проблеме лечения больных и страждущих путем соединения
Игумен Феофан (Замесов),
настоятель Страстного храма
Пушкинского благочиния
Использованные источники и литература:
1. Священник в больнице. Практическое руководство. СПб.: Издание Общества православных врачей СПб. им. свт. Луки (
2. Вестник миссионерского отдела. № 7. 2013 г. Московская епархия.
3. Сайт Нижегородской митрополии: www.nne.ru
4. Сайт Московской епархии: mepar.ru