Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№7-8 за 2014 год/

Миссия в интернете

Возрастающий темп развития средств коммуникации ведет к тому, что человек все больше информации получает через интернет. Вследствие этого появляется целый спектр возможностей для просвещения людей светом веры через информирование, получение обратной связи, диалоги. Однако одновременно этот же фактор отдаляет людей от духовной жизни, отнимая их время и внимание, а также затрудняя процесс получения конкретной информации и коммуникации за счет большого ее количества (информационный шум) и снижения значимости информационных сообщений (анонимность и многочисленность). Некоторые мысли о том, как вести просветительскую деятельность в интернете с учетом указанных выше особенностей среды, будут предложены в настоящей статье.

Наше время характеризуется высокими темпами развития средств коммуникации, расширением возможностей доступа в интернет, все более увеличивающейся ролью мобильных устройств связи. Создается новое информационное пространство, в которое включается все больше и больше людей.

Хотя бы раз в месяц интернетом пользуются 64,4 млн совершеннолетних жителей России. Некоторые молодые люди через мобильные устройства обращаются за информацией в интернет каждые 10–15 минут, в основном это касается общения в социальных сетях. Все чаще ответы на возникающие вопросы получаются в первую очередь через поисковые сайты.

Основной прирост аудитории интернета сейчас происходит за счет людей старше 35 лет, жителей небольших городов и женщин. Среди людей младше 35 лет сложно встретить человека, который регулярно не пользовался бы интернетом. К лету 2013 года проникновение интернета в России должно было составить 66–67 процентов1.

Распространение интернета в наше время можно уподобить созданию сети дорог в Римской империи времен апостолов. Как по тем дорогам можно было быстрее и легче достигать других людей, неся им слово Божие, так и эти облегчают сей труд. Как по тем дорогам помимо Евангельской вести распространялись также лжеучения и ереси, а кое-где поджидали разбойники, так и эти не лишены подобных недостатков.

Интернет может быть полезным инструментом в донесении до людей информации о православной вере, в получении обратной связи, в формировании определенной среды общения и обмена информацией, в личном общении. Одновременно такие особенности интернета, как обилие информации, сложность сосредоточиться на чем-то одном, легкий переход между информационными ресурсами, обилие противоречивой и вредной информации, множество развлекательных ресурсов, могут значительно усложнить нашу задачу. Человек тонет в море информации.

И даже если мы говорим об информационном пространстве, созданном с просветительскими целями, будь то электронная библиотека или православный информационный портал, вероятность того, что зашедший человек увидит за секунды то, что ему действительно нужно, очень невелика.

Упоминая о просветительской деятельности, под данным термином мы будем понимать как просвещение уже верующих православных христиан, так и привлечение людей других конфессий и религий, а также людей неверующих или находящихся в стадии осознанного или неосознанного поиска. Термин «миссия» в данном докладе будет употребляться в основном как синоним слова «просвещение», поскольку из 80% россиян, называющих себя православными, регулярно приступают к церковным Таинствам не более 10%, а имеют более или менее системное представление о православии и того меньше.

Миссионерское поле

Необходимо дать описание той среды, в которой мы планируем заниматься просвещением. Данная среда имеет две стороны: техническую и человеческую. О технической стороне речь будет позже, обратимся к стороне человеческой.

Для описания человеческой стороны используется термин «миссионерское поле», напоминая о фразе Спасителя, обращенной к апостолам: «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37), а также о других: Мф. 9:38, 13:30, Лк. 10:2, и многих других аналогичным образом, но в иных контекстах.

В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви современное состояние миссионерского поля формулируется так:

Вопрос о состоянии современного миссионерского поля является ключевым для определения направления, методов и способов развития православной миссии. За последние 800 лет Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из-под ига безбожной идеологии, проживающих на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой. Возникла парадоксальная ситуация необходимости «второй христианизации» народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви, и масштабы этой «второй христианизации» беспрецедентны2.

Можно выделить следующие основные особенности современного миссионерского поля:

1. Русская культура и многие национальные культуры сложились под влиянием православия, между тем современная массовая культура отражает чаще всего противоположные ценности. Значение православия как культурообразующего фактора уменьшается.

2. Отсутствие зрелого системного представления о православии у большинства людей усиливается разнообразием мировоззренческих и вероучительных систем, что приводит к фрагментарности и внутренней противоречивости религиозного мировоззрения человека.

3. Фрагментарность религиозных представлений человека и обилие альтернативных взглядов ведет к религиозной индифферентности.

4. Наследие советской атеистической пропаганды до сих пор оказывает значительное влияние на представление людей о Церкви.

5. Значительная часть взрослых людей крещена, но не имеет представления о православном вероучении.

6. Православие часто воспринимается как дань традиции с необходимостью соблюдения некоторых «обрядов» (Крещения, Венчания, отпевания, возжжения свечи).

7. Переизбыток информации ведет к обесцениванию слова.

Вывод: уникальность современного миссионерского поля, а также уникальность среды интернет как средства коммуникации показывает нам необходимость выработки совершенно новых методов просветительской деятельности, которые могут и должны учитывать исторический опыт миссии, не должны ограничиваться им. С этой точки зрения для нас будут представлять интерес принципы миссионерской деятельности.

Ведение просветительской деятельности в интернете должно отличаться от пропаганды и рекламы. В целях настоящего доклада представляется необходимым особо отметить следующие принципы православной миссии:

— Христоцентричность (о чем бы мы ни говорили, что бы ни проповедовали, мы не должны забывать о Христе, о том, что наша деятельность и наша жизнь должна быть укоренена в Евангелии);

— ненасильственность (мы не пытаемся во что бы то ни стало убедить человека в своей правоте и т. д.; не применяем средств обмана, методы манипулирования и подобное). Необходимо четко осознавать, где заканчиваются границы нашей компетенции;

— доступность (разговор на языке того,
к кому обращаемся. Наша мысль должна быть доступно изложена с учетом образовательного, возрастного, культурного уровня человека);

— адресность (необходимо доносить ту информацию, которая нужна именно данному человеку или данной категории людей).

В качестве одного из подходов к решению данной задачи предлагается использовать некоторые существующие наработки в области маркетинга, в том числе интернет-маркетинга, психологии и т. д. Но использовать их с учетом указанных выше принципов православной миссии.

Для удобства предлагается использовать классический маркетинговый подход 4P (product, place, price, promotion).

Продукт (product). Под продуктом мы будем понимать информационное сообщение, которое хотим донести до человека. Например, говорить о Таинствах Церкви человеку неверующему бесполезно, ему могут быть более полезны темы сотворения мира, философские вопросы или же ответы на его насущные вопросы: почему у меня в жизни все так плохо?

Место (place). Место — это информационная среда, посредством которой мы передаем наше информационное сообщение. Например, специализированный портал, или группа в социальной сети, или дискуссия на форуме, который человек посещает.

Цена (price). «Цена», которую человек должен заплатить за «Продукт». В нашем случае основной валютой будет время. Человек, для которого вопрос веры является осознанным и жизненно необходимым, готов тратить время для того, чтобы разобраться в вопросе: он готов читать, участвовать в дискуссиях и т. д. Но для большинства людей вопросы бытия сложно назвать животрепещущими, и чтобы получить их время и внимание, нужно приложить немало усилий.

Продвижение (promotion). Как мы донесем свое информационное сообщение до целевой аудитории. Ведь можно создать прекрасный сайт, но количество его посетителей будет минимальным, поскольку он утонет в море информации.

Рассмотрим более подробно «Продукт». Предлагается выделить 4 основных типа информационных сообщений:

1. Послание. Это передача информации «от одного ко многим», то есть публикация просветительских материалов различной направленности. Все богатство Священного Предания, в том числе Евангелие, святоотеческие труды и т. д.

2. Обсуждение, дискуссия. Передача «от одного к одному» или «от нескольких к нескольким». Подразумевает личное общение и разрешение вопросов веры. В том числе апологетические дискуссии, которые могут иметь форму ответов на наиболее распространенные вопросы или искусственно созданных диалогов.

3. Со-житие. Передача современного опыта жизни людей внутри Церкви — публикации о социальной деятельности, о жизни прихожан, о верующих людях и т. д.

4. Доказательство. Не апологетика, а проявление личной духовной жизни в сети интернет (манера разговаривать, круг интересов, размышления и выводы, публикации в социальных сетях и на личной странице, фотографии-то, что отражает личность верующего человека).

Далее представляется необходимым провести классификацию форм просветительской деятельности в сети интернет по используемым средствам («Место»):

1. Официальные сайты, проекты, форумы, аккаунты и группы в социальных сетях Московского патриархата, подразделений, епархий, благочиний, приходов и учебных заведений.

2. Миссионерско-просветительские сайты, проекты, форумы, аккаунты и группы в социальных сетях.

3. Тематические православные сайты, проекты, форумы, аккаунты и группы в социальных сетях.

4. Просветительская деятельность (написание статей и комментирование) на православных сайтах, проектах, форумах, аккаунтах и группах в социальных сетях.

5. Просветительская деятельность (написание статей и комментирование) на сайтах, проектах, форумах, аккаунтах и группах в социальных сетях других религий, конфессий, сект, расколов, атеистических и антиправославных.

6. Просветительская деятельность (написание статей и комментирование) на тематических сайтах, проектах, форумах, аккаунтах и группах в социальных сетях, не имеющих прямого отношения к религии (семейной, исторической, социальной, общественной и другой тематики).

Говоря о времени, которое человек готов потратить («Цена»), необходимо отметить три существенных фактора, повышающих эффективность нашей деятельности:

— легкость получения информации (например, высокая позиция в поисковой выдаче; продуманное удобство пользования сайтом),

— адресность информации (человек получает ответ на свой конкретный вопрос, на понятном ему языке),

— легкость усвоения информации (полученная информация легко и быстро понимается и усваивается, в том числе благодаря графическим средствам и дизайну).

«Продвижение» необходимо для того, чтобы наши информационные ресурсы не утонули в сети. Это целый спектр средств, связанных с поисковой оптимизацией, ссылочным весом, продвижением сайтов и т. д.

Продвижение просветительских ресурсов может иметь несколько направлений:

1. Продвижение для поисковых сервисов. Эффективность продвижения информационного ресурса в поисковой системе зависит от правильности содержания и оформления текста (с точки зрения алгоритма поиска — SEO-оптимизация), а также от количества ресурсов, ссылающихся на данный ресурс (цитируемость). Чем выше цитируемость и чем точнее поисковый запрос соответствует содержанию, тем выше сайт будет располагаться в списке, выдаваемом поисковым сервисом. С одной стороны, это требует от нас работы над качеством материалов, чтобы материалы цитировались другими ресурсами, либо размещения ссылок с других ресурсов. С другой стороны, в текст необходимо закладывать фразы, содержащие наиболее часто встречающиеся поисковые запросы. Дополнительно поисковые сервисы предлагают размещение платных объявлений (Яндекс.директ, Google Adwords и др.), такие объявления тоже можно использовать при наличии соответствующего бюджета.

2. Продвижение в социальных сетях. Продвижение в социальных сетях может быть как платным, когда социальная сеть показывает информацию о проекте целевой группе пользователей, определяемой по ряду критериев, так и бесплатным, то есть продвижение за счет собственной активности, в том числе в целевых группах, сообществах, ведении диалогов и т. д.

3. Продвижение через тематические ресурсы. Размещение на тематических ресурсах баннеров и ссылок на наш ресурс, а также общение в форумах и комментариях. Размещение наших материалов со ссылкой на источник.

Эффективный просветительский проект

В качестве удачного примера можно привести просветительский проект Миссионерского отдела Московской епархии «Незнакомое православие». Под «эффективностью» в рамках данного доклада будем понимать воздействие на человека, которое могло бы привести его к более глубокому понимаю веры и более серьезному воцерковлению.

Информационное сообщение. Данный проект содержит материалы, обращенные к различной целевой аудитории в зависимости от отношения человека к духовной жизни: Отвергающим, Сомневающимся, Интересующимся, Начинающим и т. д. Материалы написаны простым современным языком в форме диалога с читателем.

Информационный канал. Миссионерско-просветительский сайт (http://missionary.su). Данный раздел проекта требует доработки.

Затраты времени. Каждый раздел содержит ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы той или иной целевой группы, таким образом, человек избавлен от необходимости изучать все материалы сайта и получает ответы на те вопросы, которые его интересуют. Ответы построены иногда в легкой провокативной форме, что повышает внимательность прочтения.

Продвижение. Ссылки на сайт размещаются на приходских и благочиннических сайтах епархии в форме баннера, а также в форме отдельной просветительской страницы следующего содержания:

Если вы хотите больше узнать о православном христианстве, то посмотрите следующие материалы:

— Если вы отвергаете веру вообще
(http://missionary.su/rejecting/index.htm)

— Если вы сомневаетесь в вере и ищите ответы (http://missionary.su/distrusting/index.htm)

— Если вы хотите кратко узнать о вере

(http://missionary.su/illiteracy/index.htm)

— Заблуждения верующих и неверующих

(http://missionary.su/mistakes/index.htm)

— Если вы хотите креститься или стать крестным

(http://missionary.su/announce/index.htm)

— Первые шаги в Церкви

(http://missionary.su/beginners/index.htm)

— Тем, кто уже давно является верующим

(http://missionary.su/calm/index.htm)

— Если вы ищете духовного совершенства

(http://missionary.su/warrior/index.htm)

— Электронная библиотека
(http://www.odinblago.ru/) — здесь множество бесплатных электронных книг о вере, Священном Писании, православии, богослужении, истории, философии.

— О семье и семейной жизни (http://rusbatya.ru/) — интернет-журнал для настоящих пап «Батя».

Данная форма размещения ссылок позволяет заинтересовать конкретного человека и направить его сразу на специализированную страницу. Кроме того, такие ссылки увеличивают цитируемость основного ресурса и повышают его позицию в поисковых запросах.

Предложения

Среди первоочередных мероприятий по церковной просветительской деятельности в среде интернет представляется важным объединить усилия верующих людей, активно пользующихся интернетом и умеющих создавать интернет-проекты в следующих направлениях:

1. Создание адресных информационных порталов, ориентированных на различную целевую аудиторию.

2. Создание и ведение узкоспециализированных просветительских групп в социальных сетях, а также участие в уже созданных группах.

3. Создание групп противодействия интернет-агрессии, в том числе и на сторонних ресурсах: дискуссионные группы и антитроллинговые группы.

4. Создание на небольших сайтах, в том числе приходских, адресных ссылок на централизованные интернет-ресурсы с качественной информацией.

Священник

Димитрий Березин,

секретарь Миссионерского отдела

Московской епархии, канд. экон. наук

__________

1 Данные фонда «Общественное мнение» (http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10853).

2 Концепция миссионерской деятельности РПЦ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.