В праздник Введения во храм Божией Матери была интронизация вновь избранного патриарха Тихона. Она была в Успенском соборе; возглавлял митрополит Владимир; он вводил вновь поставленного патриарха в алтарь, где одели на него патриаршие одежды, и возвел его на горнее место. К интронизации из патриаршей ризницы достали облачение патриарха Филарета — отца царя Михаила Федоровича; оно — всё в оплечьях, на концах рукавов было зашито драгоценными камнями, сверкали изумруды и рубины, — наверное, оно было очень тяжелым. Одинаковое облачение было и у протодиакона Розова. После богослужения в Успенском соборе вновь поставленный патриарх объехал Кремль и окропил его святой водой. Поселился он на Троицком подворье.
До восстановления патриаршества митрополит был Московский и Коломенский. Коломна не имела своего архиерея. После восстановления патриаршества некоторое время Коломенским епископом был Иоасаф1; он приезжал вместе с патриархом Тихоном в Коломну по приглашению рабочих Коломенского завода. Мы с подругой бегали на вокзал, когда патриарх в отдельном вагоне проезжал через Коломну на станцию Голутвин, где при заводе была своя церковь. Преосвященный Иоасаф сошел на станции Коломна; он на другой день служил литургию в Коломенском Успенском соборе. Пока поезд стоял на станции Коломна, мы с подругой вошли в вагон патриарха и получили благословение. Он, благословляя нас, сказал: «А, коломенцы!» Его сопровождал Преосвященный Владимир2 Белостокский и протодиакон Розов. На другой день мы пошли в заводскую церковь к литургии, а вечерню патриарх с обоими архиереями служил на площади перед собором. Многолетие, которое провозглашал Розов, было слышно за две улицы. Епископ Иоасаф недолго был Коломенским; не знаю, куда его перевели, только в Коломну приехал епископ Сильвестр со своим протодиаконом. Он посмотрел на разруху, на нетопленый собор, на отсутствие помещения, где можно бы было жить, побыл в Коломне неделю и уехал, чтобы уже не вернуться, — видимо, он отказался от этой кафедры.
Когда я только еще приехала в Москву и начала ходить на архиерейские службы, то обратила внимание на архимандрита, пожилого уже, с архимандричьим крестом на Георгиевской ленте. Он всегда служил старшим и начинал литургию при архиерее. Это был архимандрит Феодосий3 [Ганицкий], настоятель Златоустова монастыря на Мясницкой улице, благочинный всех московских монастырей. Впоследствии он приехал в Коломну епископом Коломенским. Он не имел академического образования и говорил патриарху Тихону, что не может быть архиереем, но патриарх ответил ему: «За послушание». Он рассказывал мне потом, что не думал никогда быть в Москве. Был он уроженцем Харьковской губернии, окончил Харьковскую семинарию, где и кем был пострижен — не знаю:
Ко времени приезда владыки Феодосия в Коломну я уже жила в бывшем нашем доме в нижнем этаже и работала в
[…] Но ведь не только надо было читать Апостол, надо было знать службу вообще, знать Устав. В этом мне помогли обстоятельства. В школе я была назначена и заведующей библиотекой. Школа помещалась в здании бывшего Духовного училища, и в библиотеке были служебные книги и Типикон. Всё это подлежало изъятию, но мы с подругой по вечерам выносили из здания эти книги. Таким образом у меня дома был богослужебный круг: Октоихи, Триоди Постная и Цветная и служебный Апостол, а также творения отцов Церкви: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Я засела за Типикон и одолела его, одолела и исполнение канона на утренях в Великий пост. Тогда я стала чувствовать себя уже уверенно на клиросе. […]
В бывшем
Владыка Феодосий часто у нас служил. Ранних литургий он вообще не служил, но для нас с подругой, почитателей святителя Алексия, он в его праздники служил в нашем Покровском храме раннюю литургию, чтобы мы с подругой после нее и праздничного молебна могли успеть на уроки. О своем духовном отце, владыке Арсении, я ничего не знала. Когда с патриархом Тихоном приезжал Преосвященный Владимир, бывший Белостокский, он жил в Чудовом монастыре и знал нас с подругой. Он сказал мне, что приказано очистить Чудов монастырь. Куда выехал владыка Арсений, я не знала. Спустя некоторое время я узнала, что владыка, покидая навсегда Чудов монастырь, вывез оттуда Евангелие, написанное рукой святителя Алексия, и чтимый образ святителя Николая. Всё это он передал Святейшему Патриарху Тихону; куда потом делись эти вещи — не знаю. Владыка Арсений остался без крова,
и ни один из существующих еще монасты-
рей не хотел дать ему жилище. Его боялись, так как один из чудовских монахов -
Матушка пришла в монастырь Бодбийский на Кавказе девушкой девятнадцати лет. Жила она у игуменьи монастыря Ювеналии. Когда ей исполнилось двадцать лет, решен был ее постриг, но игуменья, очень ее любившая, волновалась: боялась, что тогдашний экзарх Грузии митрополит Флавиан назовет ее своим именем; но он при постриге дал ей имя игуменьи Ювеналии. Она стала помощницей игуменьи в управлении монастырем; потом старшую Ювеналию перевели в Москву игуменьей Рождественского монастыря. Младшая Ювеналия осталась игуменьей Бодбийского монастыря. Не знаю, сколько времени она им управляла, только потом была переведена в Москву настоятельницей Московской Покровской общины. Этот монастырь был сложным: он имел больницу, амбулатории, и в нем жили не только монашествующие, но и так называемые крестовые сестры, которые обслуживали больницу и амбулатории. Дисциплины не было: монастырь был распущен, не запирался, и в кельях бывали часто гости, не только женщины, но и мужчины. Матушка распорядилась, чтобы монастырь, если не было вечернего богослужения, запирался в восемь часов вечера и ключи приносились ей. Это вызвало недовольство, и посыпались анонимные письма с угрозами. Матушка собрала монашествующих и крестовых сестер, положила на стол Устав и сказала, что неуклонно будет требовать выполнения этого Устава, а полученные анонимки не могут поколебать ее решимости навести порядок и дисциплину в монастыре — на них она не обращает внимания. С этими словами она разорвала анонимки на глазах всех и бросила. Руководство монастыря раболепствовало перед благодетелями, но матушка держалась независимо, и когда в храме ей докладывали, что приехал
В Москву приехал отец Иоанн Кронштадтский. Игуменьи московских монастырей устраивали в одном из них обед. Он сидел во главе стола, а игуменьи по старшинству по его бокам. Матушка Ювеналия как самая младшая сидела на конце. Отец Иоанн поманил ее рукой и сказал: «Вот та маленькая пусть подойдет ко мне». Она была очень маленького роста. Он усадил ее рядом с собой и накладывал ей со своей тарелки разные кушанья. Удивлены были маститые прославленные московские игуменьи.
Тяжелая жизнь и управление Покровской общиной тяготило матушку: ей хотелось уединения. Она решила съездить в Оптину пустынь — поговорить со старцами. Прежде чем ехать, она отправилась к Преосвященному Дмитровскому Трифону5, который был связан с Оптиной пустынью, и советовалась с ним, к какому старцу там обратиться. Он посоветовал к своему духовному отцу, начальнику Оптинского скита архимандриту Варсонофию6. Матушка поехала вдвоем со своей келейницей. Они поговели у отца Варсонофия и возвращались из скита в монастырь. Перед монастырем они увидели толпу народа около небольшого
Она вернулась в Москву, и в скором времени к ней пришел посланец фабрикантши Морозовой с ее письмом. Морозовы были старообрядцы, но эта их представительница благожелательно относилась к Православной Церкви. Она писала матушке, что болеет, приехать к ней не может, а просит матушку посетить ее. Отказать больной матушка не могла и поехала к ней. Та устроила ей прямо царский прием: вся прислуга встретила матушку, принимала от нее благословение, а хозяйка сначала угощала ее, а потом повела в свой кабинет и дала бисерный кошелек с пятью тысячами золотых монет. Сказала, что дает это на постройку монастыря, и если будет мало, то даст еще. До окончания постройки она не дожила, но ее невестка давала матушке еще. Теперь дело было выбрать место, где построить монастырь. Хутор Покровской общины расположен был под горой, в низине, а наверху было прекрасное место, но эта земля принадлежала железой дороге, и она хотела ее продавать. Не знаю, сколько времени длилась неопределенность, только неожиданно железная дорога сообщила, что согласна отдать землю. Все было оформлено, и надо было приступать к закладке монастыря.
По замыслу он должен был быть посвящен Двенадцати апостолам и Самому Спасителю, поэтому в нем должны быть построены двенадцать одинаковых домиков, а в центре — храм. На ограде монастыря были изображены все двенадцать апостолов. Назначена была закладка, к ее месту с хутора должен был прийти крестный ход. Матушка ужаснулась, что новый монастырь был в честь Двенадцати апостолов, а их икон для крестного хода нет. Потом она вспомнила о «Тайной Вечери», данной ей старцем Анатолием, и эту икону торжественно с крестным ходом принесли на место закладки. Мысленно матушка поблагодарила отца Анатолия. Икона эта потом была запрестольной в нижнем приделе монастырского храма, посвященном святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии.
Иконостас этого храма был из белого мрамора, иконы без риз, а на верхней площадке иконостаса стояли разноцветные лампады, зажигавшиеся во время богослужения. Верхний храм был
Два года прожил владыка Арсений в затворе в киновии
Там я бывала не раз — гостила в свой отпуск, и от игумении этого монастыря Дорофеи, в схиме Марии, узнала историю иконы Знамение Понетаевской. […]
В то время, когда в Понетаевском монастыре жил владыка Арсений, в Дивееве жил владыка Серафим (Звездинский). Владыка Арсений благословил нас с подругой и еще двоих пойти пешком из Понетаева в Дивеев. Было лето, месяц июнь. Мы шли через Понетаевский скит, где ночевали и отстояли литургию, потом пошли. Дорога шла всё время чудным тамбовским лесом; чистая, как бархатная, трава была под ногами, а в ней краснели крупные ягоды лесной земляники. Мы боялись нагибаться и рвать их: это опасно на ходу, можно растянуть жилы, и тогда на ноги не наступишь. Саров был уже закрыт. Перед его закрытием в лесу была ужасная буря — ураган, выворочено было до тысячи деревьев с корнями. В Понетаеве за двадцать пять верст звенели и тряслись оконные стекла, а некоторые и полопались. Мы, проходя, видели эти вывороченные деревья.
Подход к Дивееву трудный. Дорога в го- ру — каменная, среди безлесной равнины. Подходили мы к монастырю под праздник Тихвинской иконы Божией Матери и слышали благовест ко всенощной. Остановились мы у знакомых, и одна из нас сходила туда, где жил владыка Серафим. Ей сказали, что он уже затворился на молитву, а мы к пяти часам утра должны на другой день прийти в нижнюю церковь, где владыка будет служить литургию. Мы пошли в собор; служил владыка Зиновий9; мы достояли всенощную и пошли отдыхать. В пять часов утра мы уже стояли в нижнем храме, служил владыка Серафим, но богомольцев, кроме нас, никого не было. Пели три монаха, а в храме был страшный холод; хорошо, что под ногами нам постелили ковер. После литургии мы подошли к владыке, получили благословение, и он сказал, чтобы мы пришли к нему после поздней литургии пить чай. Мы отстояли в соборе позднюю и пошли к нему.
Мои спутницы всегда толкали меня вперед. Я пошла навстречу владыке и склонилась в поклоне, а он сложил свои руки как бы для получения благословения и, улыбаясь, сказал: «Благословите на экзамен». Вспомнил владыка, как в Чудове мы подходили к нему и владыке Арсению, прося благословение на экзамен. Затем, благословляя моих спутниц, он обратился ко мне и сказал: «Все твои подвиги, Клавдия, я знаю: ты звонишь, разводишь кадило, читаешь, поешь и убираешь храм». Откуда ему было это всё известно, я так и не узнала, он ничего не сказал. Он угощал нас чаем, пирожками, рассказывал о Дивееве, но мне этот монастырь, а также и его насельницы не понравились:
Конечно, моя деятельность не могла остаться в Коломне незамеченной; начались разговоры. Коллектив учителей очень уважал меня, также и ученики. При школе было общежитие, и к нам прислали из Москвы из закрытых детских домов 75 человек переростков, очень трудных ребят. Здесь были и воры, и поджигатели, и всякие лодыри; большинство из них составили первый класс, так как по своим знаниям они для второго не годились. Учителя мужчины не любили и даже боялись ходить в этот класс на уроки, только мы с математиком
Без благословения владыки Арсения я не могла ничего решить. Когда я ему рассказала об этом предложении, он категорически запретил мне подавать заявление, сказал: «Пусть увольняют». Дело было весной; я, конечно, волновалась: не знала, как буду жить дальше, и летом заболела. На нервной почве у меня по всему телу пошли красные пятна и был ужасный зуд, ни на лицо, ни на кисти рук пятна не вышли. Я пошла на прием к старому нашему бывшему гимназическому врачу, он лечил
(Продолжение следует.)
__________
1 С 16 января 1918 г. по 11 октября 1919 г. Коломенским Владыкой был архиепископ Иоасаф (Каллистов). Носил титул архиепископа Коломенского и Можайского, скончался в Москве 3 февраля 1920 г.
2 Владимир (Тихоницкий) с 1907 по 1923 гг. занимал Белостокскую кафедру в Польше. С 1916 по 1918 гг. находился в эвакуации, проживал в Московском Чудовом монастыре. В 1918 г. епархия отошла в состав Польского государства. Вернулся в Белосток и в Гродно. С 1923 г. архиепископ, тогда же выслан из Польши, нашел убежище во Франции.
3 Феодосий (Ганицкий), епископ Коломенский, святитель исповедник. Прославлен в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской 11 апреля 2006 г. За проявленные мужество и героизм в условиях боевых действий (
4 Фамарь (Марджанова; + 1936), схиигумения
5 Трифон (Туркестанов), епископ Дмитровский, с 1923 г. архиепископ, а с 1931 г. — митрополит.
6 Варсонофий Оптинский (Плеханков; 1845–1913), преподобный. Последний год жизни был настоятелем
7 Анатолий Младший (Потапов; 1855–1922), старец Оптинский.
8 Алексий (Готовцев) с 1923 по 23 апреля 1927 г. был епископом Серпуховским.
9 Зиновий (Дроздов) с 1918 по 1927 гг. был епископом Тамбовским.