Имя преподобного Сергия в православном сознании неразрывно связано с Живоначальной Троицей: это и самое посвящение основанного им монастыря, и та неустанная молитва Триипостасному Богу — Троице Единосущной и Нераздельной, которая помогала преодолевать рознь мира, и, наконец, созданная преподобным Андреем Рублевым под несомненным духовным влиянием великого игумена земли Русской икона Святой Троицы (ГТГ).
Все это дает основание представлять преподобного авву Сергия в молитве Троице Живоначальной, — но пред какими иконами молился Радонежский угодник? До нашего времени дошли немногие из тех образов, которые находились в Троицкой обители во времена преподобного Сергия — это две его келейные иконы: Богоматери Одигитрии и святителя Николая Чудотворца. (илл. 1 и 2,
собрание
Первые изображения преподобного в молитвенном предстоянии появляются вскоре после его прославления — это иконы, в том числе и шитые, с житийными клеймами. Чаще всего встречается сюжет с изображением явления преподобному Сергию Богоматери со святыми апостолами Петром и Иоанном. Шитая пелена XVI в., изготовленная в мастерской князей Старицких(илл. 3, СПГИХМЗ), изображает преподобного Сергия с учеником Михеем в самые первые мгновения их встречи с Матерью Божией. Преподобный Сергий и Михей во время ночной келейной молитвы, услышав глас: «Се, Пречистая грядет», поспешили в сени - и замерли на пороге. В сиянии света ярче солнечного им предстала Царица Небесная, сопровождаемая апостолами.
Следующее известное изображение этого чудесного явления — шитая пелена 1525 г., (илл. 4, СПГИХМЗ) вклад великого князя Василия III и великой княгини Соломонии Сабуровой. Пелена изготовлена в мастерских Московского Кремля и была молитвенным приношением великокняжеской четы с просьбой о чадорождении. Преподобный Сергий, преклонив колени, молитвенно воздев руки, с благоговением обращает свой взор к Пречистой Деве; за спиной аввы Сергия в священном трепете застыл Михей.
На житийной иконе преподобного Сергия, происходящей из Успенского собора города Дмитрова (илл. 5, Музей им. Андрея Рублева), в клейме, посвященном явлению Богоматери, преподобный изображен коленопреклоненным, а Богоматерь протягивает в нему Свою левую руку, почти касаясь его главы. В правой руке Богоматерь держит посох; за спиной у Нее апостолы Петр и Иоанн; Михея на этом клейме нет. Икона (илл. 6) была написана в
Среди сюжетов, помещаемых в клейма житийных икон преподобного Сергия, достаточно рано появляется «Явление старца отроку Варфоломею и получение дара разумения грамоте». Очень выразительно представлен этот сюжет на иконе середины XVI в.
(илл. 7) из храма преподобного Сергия ростовского
Икона была написана для небольшого деревянного храма, посвященного преподобному Сергию,
Еще один замечательный пример молитвенного предстояния преподобного Сергия — икона «Христос Великий Архиерей», написанная в 1681 г. Георгием Зиновьевым для нового иконостаса
У ног Спасителя — коленопреклоненные преподобные Евфимий Суздальский, основатель
Обратим внимание на выбор Евангельского текста: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Молящиеся Великому Архиерею Христу угодники Божии соблюли слово Его и сподобились благословения Живоначальной Троицы не только лично для себя, но и для многих, кого ко спасительному пути наставили (прп. Сергию стихира на литии
Преподобного Сергия изображали в молитвенном предстоянии не только с теми угодниками Божиими, кого мы называем его собеседниками, учениками или продолжателями духовных традиций — учениками учеников. Молитва преподобного, игумена земли Русской, была настолько действенной (хочется сказать: осязаемой), что совершенно естественным было изобразить авву Сергия пред иконой Живоначальной Троицы в совместной молитве с «духовным правнуком» — преподобным Антонием Сийским. Именно так изображены преподобные Сергий и Антоний на иконе XVII в. из Архангельского областного краеведческого музея. (илл. 10) Вероятно, изображена икона Святой Троицы, которая была написана преподобным Антонием — та самая, что не сгорела во время опустошительного пожара, случившегося в Антониевом монастыре в ранние годы его существования. Место совместной молитвы преподобных на иконе из Архангельского музея пустынно; здесь еще нет ни храмов, ни монашеских келий — но это место, где по их молитвам соберется монахов множество. Как в Радонежской обители, первым в этой северной обители был возведен храм в честь Святой Троицы.
Молитвенное предстательство преподобного Сергия, запечатленное на его иконах, является для нас, взирающих на эти иконы, настоящим образом действенной молитвы; как в своей земной жизни в пениих, бдениих же и пощениих образ был он своим ученикам, так и ныне — через свои иконы — учит нас молиться.
Епископ Балашихинский Николай
Источники:
1. Антонова В.И., Мнева
2. Вахрина
3. Гусева
4. Иконы Владимира и Суздаля. Древнерусская живопись в музеях России. Государственный
5. Иконы
6. Минея. Июль. М., 1996.
7. Наследие преподобного Сергия. СТСЛ. Сергиев Посад, 2007.