Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№7-8 за 2014 год/

Молитвенное предстояние преподобного Сергия в памятниках иконографии

Имя преподобного Сергия в православном сознании неразрывно связано с Живоначальной Троицей: это и самое посвящение основанного им монастыря, и та неустанная молитва Триипостасному Богу — Троице Единосущной и Нераздельной, которая помогала преодолевать рознь мира, и, наконец, созданная преподобным Андреем Рублевым под несомненным духовным влиянием великого игумена земли Русской икона Святой Троицы (ГТГ).

Все это дает основание представлять преподобного авву Сергия в молитве Троице Живоначальной, — но пред какими иконами молился Радонежский угодник? До нашего времени дошли немногие из тех образов, которые находились в Троицкой обители во времена преподобного Сергия — это две его келейные иконы: Богоматери Одигитрии и святителя Николая Чудотворца. (илл. 1 и 2,
собрание Троице-Сергиевой лавры).

Первые изображения преподобного в молитвенном предстоянии появляются вскоре после его прославления — это иконы,
в том числе и шитые, с житийными клеймами. Чаще всего встречается сюжет с изображением явления преподобному Сергию Богоматери со святыми апостолами Петром и Иоанном. Шитая пелена XVI в., изготовленная в мастерской князей Старицких(илл. 3,
СПГИХМЗ), изображает преподобного Сергия с учеником Михеем в самые первые мгновения их встречи с Матерью Божией. Преподобный Сергий и Михей во время ночной келейной молитвы, услышав глас: «Се, Пречистая грядет», поспешили в сени -
и замерли на пороге. В сиянии света ярче солнечного им предстала Царица Небесная, сопровождаемая апостолами.

Следующее известное изображение этого чудесного явления — шитая пелена 1525 г.,
(илл. 4, СПГИХМЗ) вклад великого князя Василия III и великой княгини Соломонии Сабуровой. Пелена изготовлена в мастерских Московского Кремля и была молитвенным приношением великокняжеской четы с просьбой о чадорождении. Преподобный Сергий, преклонив колени, молитвенно воздев руки, с благоговением обращает свой взор к Пречистой Деве; за спиной аввы Сергия в священном трепете застыл Михей.

На житийной иконе преподобного Сергия, происходящей из Успенского собора города Дмитрова (илл. 5, Музей им. Андрея Рублева), в клейме, посвященном явлению Богоматери, преподобный изображен коленопреклоненным, а Богоматерь протягивает в нему Свою левую руку, почти касаясь его главы. В правой руке Богоматерь держит посох; за спиной у Нее апостолы Петр и Иоанн; Михея на этом клейме нет. Икона (илл. 6) была написана в 1510-е гг. для местного ряда иконостаса новопостроенного Успенского собора по заказу Дмитровского князя Юрия Ивановича, имевшего тесные духовные связи с Троицкой обителью. Икона лаконична в деталях, но в то же время выразительна и точна: несомненно, сам князь — заказчик — был не только хорошо знаком с житием преподобного, но и смог донести до иконописца -
а им был, видимо, московский мастер Феодосий — именно те моменты земного пути аввы Сергия, которые более всего взволновали самого князя. Духовным наставником князя Юрия, как и Феодосия-иконника, был преподобный Иосиф Волоцкий. Кроме упомянутого выше клейма с Богоматерью с благословляющим жестом очень выразительны клейма, на которых изображены плоды молитвенного усердия преподобного Сергия: моление его над умершим младенцем — и возвращение живого младенца изумленному отцу; исцеление бесноватого вельможи: видно, как несчастный человек, метнувшийся в сторону от благословляющего его Сергия, в это самое мгновение уже почувствовал избавление от мучавших его бесов — и с надеждой смотрит на преподобного.

Среди сюжетов, помещаемых в клейма житийных икон преподобного Сергия, достаточно рано появляется «Явление старца отроку Варфоломею и получение дара разумения грамоте». Очень выразительно представлен этот сюжет на иконе середины XVI в.
(илл. 7) из храма преподобного Сергия ростовского Борисо-Глебского монастыря на Устье (ныне она находится в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль»). На втором из двадцати клейм — оно надписано: «Научение грамоте» — изображен старец с посохом, в монашеской одежде, перед которым в молитвенном предстоянии, с воздетыми руками стоит крошечный отрок Варфоломей. Старец благословляет будущего игумена земли Русской (илл. 8).

Икона была написана для небольшого деревянного храма, посвященного преподобному Сергию, т. к. сама Борисо-Глебская обитель была основана в 1363 г. преподобными Феодором и Павлом по благословению Радонежского угодника. Одно из клейм иконы, 14-е, изображает братию Борисо-Глебского монастыря, принимающую благословение аввы Сергия.

Еще один замечательный пример молитвенного предстояния преподобного Сергия — икона «Христос Великий Архиерей», написанная в 1681 г. Георгием Зиновьевым для нового иконостаса Богородице-Рождественского собора Суздаля. Величественная двухметровая икона находилась в местном ряду справа от Царских врат. (илл. 9) Христос Спаситель восседает на золотом престоле; на Нем архиерейское облачение: расшитый цветами золотой саккос, белый с золотым шитьем и драгоценными камнями омофор, золотая митра. На персех Спасителя панагия с надписью: Слово Божие. Десница Спасителя — в именословном благословении, а в левой руке у Него раскрытое Евангелие с текстом Ин. 14:21, 23–24 — это отрывок первого Евангелия святых Страстей Господних.

У ног Спасителя — коленопреклоненные преподобные Евфимий Суздальский, основатель Спасо-Евфимиева монастыря, и преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Евфимий — о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию (тропарь святому) — нередко бывал в Троицкой обители Сергия Радонежского; он включен в собор Радонежских святых и в росписи Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры изображен на северо-восточном столпе, рядом с преподобным Андроником Московским. Обретение мощей преподобного Евфимия отмечается 4(17) июля — накануне дня обретения мощей преподобного Сергия.

Обратим внимание на выбор Евангельского текста: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Молящиеся Великому Архиерею Христу угодники Божии соблюли слово Его и сподобились благословения Живоначальной Троицы не только лично для себя, но и для многих, кого ко спасительному пути наставили (прп. Сергию стихира на литии 3-я).

Преподобного Сергия изображали в молитвенном предстоянии не только с теми угодниками Божиими, кого мы называем его собеседниками, учениками или продолжателями духовных традиций — учениками учеников. Молитва преподобного, игумена земли Русской, была настолько действенной (хочется сказать: осязаемой), что совершенно естественным было изобразить авву Сергия пред иконой Живоначальной Троицы в совместной молитве с «духовным правнуком» — преподобным Антонием Сийским. Именно так изображены преподобные Сергий и Антоний на иконе XVII в. из Архангельского областного краеведческого музея. (илл. 10) Вероятно, изображена икона Святой Троицы, которая была написана преподобным Антонием — та самая, что не сгорела во время опустошительного пожара, случившегося в Антониевом монастыре в ранние годы его существования. Место совместной молитвы преподобных на иконе из Архангельского музея пустынно; здесь еще нет ни храмов, ни монашеских келий — но это место, где по их молитвам соберется монахов множество. Как в Радонежской обители, первым в этой северной обители был возведен храм в честь Святой Троицы.

Молитвенное предстательство преподобного Сергия, запечатленное на его иконах, является для нас, взирающих на эти иконы, настоящим образом действенной молитвы; как в своей земной жизни в пениих, бдениих же и пощениих образ был он своим ученикам, так и ныне — через свои иконы — учит нас молиться.

Епископ Балашихинский Николай

Источники:

1. Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи ГТГ. 2 тт. М., 1963.

2. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. Древнерусская живопись в музеях России. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». М., 2003.

3. Гусева Э. К. Об иконе преподобного Сергия Радонежского в житии круга Дионисия из Троицкого собора — Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии. М., 1994.

4. Иконы Владимира и Суздаля. Древнерусская живопись в музеях России. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. М., 2006.

5. Иконы XIII–XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева. Древнерусская живопись в музеях России. М., 2007.

6. Минея. Июль. М., 1996.

7. Наследие преподобного Сергия. СТСЛ. Сергиев Посад, 2007.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.