8 сентября в трапезной палате Успенского храма состоялась встреча митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с начальниками управлений образования — руководителями зональных образовательных объединений, руководителями общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, представителями Министерства образования Московской области и членами Координационного совета по взаимодействию между министерством и Московской епархией.
Вначале заседания со словом к присутствующим обратился Владыка Ювеналий:
«Уважаемая Марина Борисовна! Дорогие гости!
Рад приветствовать вас в стенах нашей древней обители на встрече, которая проводится ежегодно, а потому может называться традиционной. Это указывает на то, что сотрудничество Московской епархии и системы образования Подмосковья продолжает развиваться, становится всем более насыщенным и многоплановым.
Говоря о том, что достигнуто, можно сказать, что с точки зрения содержательной сделано очень многое для того, чтобы учащиеся всех возрастов, начиная от детского сада и кончая вузом, могли получать знания о православии и его роли в истории и культуре России. У нас есть и
Конечно, главными двумя направлениями наших усилий остаются просветительское и воспитательное. Совсем недавно, при посещении Псковской епархии Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание на то, что „взаимодействие Церкви со светской школой и призвано качественно изменить образование, в первую очередь поддержав воспитательное измерение в педагогической системе. Школа не должна отказываться от того, чтобы быть местом воспитания детей, а не только передачи им знаний“. Одновременно наша Церковь выступила с инициативой расширения преподавания основ православной культуры за рамки одного класса. По этому поводу в настоящее время в обществе идет дискуссия, думаю, что не пройдет это и мимо нашего внимания.
Наверное, никто не станет спорить, что общество, которое заботится о своем будущем, должно уделять особое внимание
Наша боль — это современное состояние русского языка. Язык — это единственный инструмент постижения и рационализации мира, данный человеку. Классическая русская литература, остающаяся эталоном, выступает немым укором и судьей тому лингвистическому упадку, свидетелями которого мы являемся сегодня. О каком будущем можно говорить, если даже люди, занимающиеся общественной деятельностью, подчас не в состоянии связно выразить свои мысли? Видя проблему, надо решать ее в контексте тех социальных ценностей и приоритетов, которые нас окружают. Надо стремиться к тому, чтобы стало престижным, если хотите, модным, говорить и писать правильно, четко, изысканно. Ведь повсеместное господство вульгаризмов, жаргона и площадной брани — это в значительной степени плод злостной пропаганды. Так будем же формировать у детей видение истинных ценностей, развенчивая ложные.
Еще одна тема, на которой хотелось бы остановиться сегодня, — это воспитание патриотизма. Для многих представляет трудность соединение беспристрастного видения отечественной истории с любовью к Родине. На самом деле здесь нет противоречия. Да, прошлое каждого народа имеет и трагические, и печальные страницы. Надо принять это как свидетельство человеческого несовершенства и греховности, но не забывать при этом о том, что Родину все равно праведно и должно любить, что это — святой долг. Прекрасно сказано у святителя Филарета Московского: „Худой гражданин земного Отечества и небесного недостоин“.
Подводя итог, можно сказать, что совместные задачи Церкви и образования в просвещении подрастающего поколения могут быть заключены в следующую формулу: „сердечная вера, чистое слово, любовь к Отечеству“.
От всей души благодарю вас за то, что приняли участие в этой встрече, и за то, что по мере сил содействуете нашему сотрудничеству и тем самым созидаете будущее России. С интересом и надеждой жду ваших выступлений, которые, без сомнения, расскажут нам о новых свершениях в нашем общем деле.
Призываю на вас и ваши труды благословение Божие!»
Затем выступила министр образования Московской области
В ходе встречи слово было предоставлено помощнику Управляющего Московской епархией по