В настоящем очерке рассматриваются организация управления и особенности устройства монастырских благочиннических округов Московской епархии, наблюдавшиеся в позднюю синодальную эпоху.
Споявлением объединенной Московской и Коломенской епархии в 1799 г., в границах обширной церковной области оказалось большое количество общежительных и особножительных монастырей, что потребовало формирования отдельных церковно-административных структур – благочиний монастырей1.
Сложно установить точную дату их появления, но уже при святителе Филарете, митрополите Московском и Коломенском, все монастыри Московской епархии составляли четыре благочиннических округа. Первые два – с канцеляриями в Богоявленском и Даниловом монастырях – объединяли монастыри Москвы. Уездные монашеские общества управлялись благочинными из Иосифо-Волоколамского монастыря и Свято-Троице-Сергиевой лавры. Благочинные прибывали в сане архимандритов и являлись настоятелями (в лавре – наместник) упомянутых монастырей2.
Благочинные монастырей имели широкий круг обязанностей, а их деятельность регламентировалась «Инструкцией благочинным монастырей мужских и женских» от 1828 г. Кандидаты на эту должность избирались епархиальным архиереем из среды монастырских настоятелей «проверенной способности и испытанного поведения» (§§1–2)3. Помимо этого, «Инструкция» допускала возможность назначения из числа игумений смотрительницы для надзора за женскими монастырями (§38)4. Полномочия благочинного сводились к наблюдению за монастырским богослужением, нравственностью монашеской жизни и хозяйством монастырей (§3)5. Благочинному принадлежало право все осматривать, требовать отчеты и пояснения, давать советы настоятелям (§§34–35). При осмотре монастырского хозяйства благочинному поручалось составить мнение о правильности ведения хозяйственного учета по каждому монастырю, описать движимое и недвижимое имущество (§§22–31)6. Тем не менее существенными властными полномочиями благочинные монастырей не располагали и довольствовались только контрольно-ревизионными функциями.
В 1869 г. святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, перестроил монастырское управление. Число округов сократилось до двух. В первый округ (условно – столичный) зачислялись все московские (городские) и необщежительные монастыри по уездам губернии. Соответственно, во второй округ (условно – уездный) отошли все общежительные монастыри7. Естественно, монастыри распределялись по благочиниям совершенно неслучайно, а с учётом географического положения и устава. Из архивных материалов известно, что благочиние уездных монастырей, возглавлявшееся с 1871 г. настоятелем Николо-Угрешского монастыря преподобным архимандритом Пименом, включало 16 монастырей: Белопесоцкий, Богородицерождественский Бобренев, Богоявленский Старо-Голутвин, Борисоглебский Аносин, Гуслицкий Спасо-Преображенский, Давидову пустынь, Екатерининская пустынь, Ивановский, Крестовоздвиженскую общину, Николо-Берлюковскую пустынь, Николаевский Пешношский, Николо-Угрешский, Спасо-Бородинский, Спасо-Влахернский, Троицкий Ново-Голутвин, Троице-Одигитриевский8. Ивановский монастырь, который размещался в Москве, восстановленный из небытия указом Св. Синода от 13 июля 1859 г., в силу своего устава составлял исключение и потому причислялся к благочинию общежительных уездных монастырей9.
В целях повышения эффективности благочиннического управления указом Московской духовной консистории от 14 июня 1873 г. настоятель Троицкого Ново-Голутвина монастыря архимандрит Сергий был назначен помощником благочинного общежительных монастырей. Однако «Инструкцией» должность помощника не предусматривалась. Поэтому сам благочинный прп. Пимен 6 июля 1873 г. поручил ему несколько задач: следить за чистотой храмов, церковной утвари, ризниц и библиотек; правильностью богослужения и ведения приходно-расходных книг; благонравием монашествующих и бельцов (видимо, имеются в виду члены причтов церквей в женских монастырях)10.
Утвержденное митрополитом Иннокентием монастырское управление практически без изменений просуществовало до начала XX в.,
и лишь тогда потребовало реорганизации: резолюцией святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского, от 30 ноября 1915 г. за №5392 благочиние общежительных уездных монастырей разделили на два округа.
Первое благочиние из 15 уездных монастырей возглавил архимандрит Валентин, настоятель Вознесенской Давидовой пустыни. В состав округа отошли такие монастыри: Александро-Невский Троицкий, Давидова пустынь, Владычный, Высоцкий, Екатерининская пустынь, Казанский Головинский, Князе-Владимирский, Берлюковская пустынь, Николо-Перервинский, община «Отрада и Утешение», Покровско-Васильевский, Спасо-Влахернский, Преображенский Гуслицкий, Спасо-Бородинский, Белопесоцкий. В округ отошли монастыри, различные по типу и классу, но находившиеся в Богородском, Клинском, Можайском, Серпуховском и Подольском уездах, и два из трех монастырей Московского уезда11.
Второе благочиние уездных монастырей возглавил архимандрит Иннокентий, настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря. Оно объединяло 13 монастырей: Бобренев, Борисоглебский Аносин, Брусенский, Иосифо-Волоколамский, Лужецкий, Ново-Голутвин, Пешношский, Николо-Угрешский, Саввино-Сторожевский, Сергиево-Дубровский, Старо-Голутвин, Троице-Одигитриевский. Монастыри округа находились в Верейском, Волоколамском, Дмитровском и Коломенском уездах. В благочиние был включен Николо-Угрешский монастырь Московского уезда.
Резолюцией митрополита Макария от 19 ноября 1916 г. за №4900 последовала новая реорганизация благочиний уездных монастырей, в каждом из них стало по 14 монастырей (см. Таблица 1 и 2).
В первый округ перевели все коломенские (Старо-Голутвин, Ново-Голутвин, Бобренев, Брусенский) и Николо-Угрешский монастыри. В границы благочиния отошли Богородский, Коломенский, Серпуховский и частично Московский уезды.
Из первого округа во второй передали 5 монастырей: Екатерининскую пустынь, Князе-Владимирский, Казанский Головинский, Александро-Невский, Спасо-Богородинский и Влахернский. Таким образом, в юрисдикции благочинного округа пребывали монастыри Верейского, Волоколамского, Дмитровского, Звенигородского, Клинского, Можайского, Подольского и частично Московского уездов. В дальнейшем благочинническое устройство не менялось до конца синодального периода.
Стоит упомянуть также о благочиннической принадлежности ставропигиальных монастырей (см. Таблица 3): хотя они и находились на территории Московской епархии, но относились не к ведомству местных епархиальных властей, а к ведению Святейшего Синода, представленному Московской Синодальной конторой, управлявшей местными синодальными учреждениями и бывшими патриаршими ставропигиями12. Ставропигии имели собственное благочиние, возглавлявшееся одним из настоятелей, состоявших в Синодальной контре (Указ Св. Синода от 5 мая 1828 г.)13.
Итак, к концу синодального периода Московская епархия располагала тремя монастырскими благочиниями: градо-московским и двумя уездными. Монастырское благочинническое управление трижды реорганизовывалось: а) 1869 г. – вместо четырех благочиний (2 столичных монастырей и 2 уездных) образовались одно столичное и одно уездное; б) 1915 г. – из благочиния уездных монастырей выделились два самостоятельных округа; в) 1916 г. – окончательное оформление первого (монастыри Богородского, Коломенского, Серпуховского и отчасти Московского уездов) и второго благочиний уездных монастырей (монастыри Верейского, Волоколамского, Дмитровского, Звенигородского, Клинского, Можайского, Подольского и частично Московского уездов). Обособленно от монастырских благочиний Московской епархии действовало благочиние ставропигиальных монастырей.
Таблица 1. Первое благочиние уездных монастырей Московской епархии на 19 ноября 1916 г.14
№ | Название монастыря | Тип монастыря | Уезд |
1 | Николаевская Берлюковская пустынь | мужской, общежительный | Богородский |
2 | Покровско-Васильевский монастырь | женский, общежительный | Богородский |
3 | Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь | мужской, общежительный | Богородский |
4 | Богородицерождественский Бобренев монастырь | мужской, общежительный | Коломенский |
5 | Богоявленский Старо-Голутвин монастырь | мужской, общежительный | Коломенский |
6 | Троицкий Ново-Голутвин монастырь | мужской, общежительный | Коломенский |
7 | Успенский Брусенский монастырь | женский, особожительный | Коломенский |
8 | Николо-Перервинский монастырь | мужской, особожительный | Московский |
9 | Николо-Угрешский монастырь | мужской, общежительный | Московский |
10 | Троицкий Белопесоцкий монастырь | мужской, общежительный | Серпуховский |
11 | Вознесенская Давидова пустынь | мужской, общежительный | Серпуховский |
12 | Владычный Введенский монастырь | женский, общежительный | Серпуховский |
13 | Высоцкий Богородицкий монастырь | мужской, особожительный | Серпуховский |
14 | Община «Отрада и Утешение» | женский, общежительный | Серпуховский |
Таблица 2. Второе благочиние уездных монастырей Московской епархии
на 19 ноября 1916 г.15
№ | Название монастыря | Тип монастыря | Уезд |
1 | Сергиево-Дубровский монастырь | женский, общежительный | Верейский |
2 | Троице-Одигитриевский монастырь | женский, общежительный | Верейский |
3 | Иосифо-Волоколамский монастырь | мужской, особожительный | Волоколамский |
4 | Борисоглебский монастырь | мужской, особожительный | Дмитровский |
5 | Николаевский Пешношский монастырь | мужской, общежительный | Дмитровский |
6 | Спасо-Влахернский монастырь | женский, общежительный | Дмитровский |
7 | Саввино-Сторожевский монастырь | мужской, особожительный | Звенигородский |
8 | Борисоглебский Аносин монастырь | женский, общежительный | Звенигородский |
9 | Александро-Невский Троицкий монастырь | женский, общежительный | Клинский |
10 | Лужецкий Ферапонтов монастырь | мужской, особожительный | Можайский |
11 | Спасо-Бородинский монастырь | женский, общежительный | Можайский |
12 | Казанский Головинский монастырь | женский, общежительный | Московский |
13 | Екатерининская пустынь | мужской, общежительный | Подольский |
14 | Князе-Владимирский монастырь | женский, общежительный | Подольский |
Таблица 3. Ставропигиальные монастыри в Московской епархии (начало XX в.)16
№ | Название монастыря | Тип монастыря | Местоположение |
1. | Заиконоспасский монастырь | Мужской, особожительный | Москва |
2. | Донской монастырь | Мужской, особожительный | Москва |
3. | Новоспасский монастырь | Мужской, особожительный | Москва |
4. | Симонов Успенский монастырь | Мужской, особожительный | Москва |
5. | Воскресенский (Новый Иерусалим) монастырь | Мужской, особожительный | Звенигородский уезд |
С.Колоухин,
канд. ист. наук
1 Боголюбский М., прот. Историко-географический очерк пределов Московской епархии. М., 1894. С. 36–37.
2 Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский // По его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1997. С. 659.
3 Инструкция благочинным монастырей мужских и женских (с 1828 г.) // Устав духовных консисторий, изъяснённый с приложением подлинного текста. М., 1874. С. 282.
4 Там же. С. 294.
5 Там же. С. 283.
6 Там же. С. 290.
7 Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский // По его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1997. С. 660.
8 ЦГАМ. Ф. 1368. Оп. 1. Д. 46. Л. 8.
9 Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764–1795 гг. по 1 июля 1890 г. / Сост. Зверинский В.В. СПб.: Б. и., 1890. С. 152.
10 ЦГАМ. Ф. 1368. Оп. 1. Д. 46. Л. 7.
11 Распоряжение епархиального начальства // Московские церковные ведомости. М., 1916. № 41. С. 508.
12 Ставропигия – статус, присваиваемый монастырям и соборам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными патриарху или Св. Синоду.
13 Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания / Сост. Барсов Т. СПб.: Б. и., 1885. С. 162.
14 Сост. по: Распоряжение епархиального начальства // Московские церковные ведомости. М., 1916. №49–50. С. 419.
15 Сост. по: Распоряжение епархиального начальства // Московские церковные ведомости. М., 1916. №49–50. С. 419.
16 Сост. по: Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.