Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№9-10 за 2014 год/

Монастырские благочиннические округа Московской епархии в последней трети XIX — начале XX вв.

В настоящем очерке рассматриваются организация управления и особенности устройства монастырских благочиннических округов Московской епархии, наблюдавшиеся в позднюю синодальную эпоху.

Споявлением объединенной Московской и Коломенской епархии в 1799 г., в границах обширной церковной области оказалось большое количество общежительных и особножительных монастырей, что потребовало формирования отдельных церковно-административных структур – благочиний монастырей1.

Сложно установить точную дату их появления, но уже при святителе Филарете, митрополите Московском и Коломенском, все монастыри Московской епархии составляли четыре благочиннических округа. Первые два – с канцеляриями в Богоявленском и Даниловом монастырях – объединяли монастыри Москвы. Уездные монашеские общества управлялись благочинными из Иосифо-Волоколамского монастыря и Свято-Троице-Сергиевой лавры. Благочинные прибывали в сане архимандритов и являлись настоятелями (в лавре – наместник) упомянутых монастырей2.

Благочинные монастырей имели широкий круг обязанностей, а их деятельность регламентировалась «Инструкцией благочинным монастырей мужских и женских» от 1828 г. Кандидаты на эту должность избирались епархиальным архиереем из среды монастырских настоятелей «проверенной способности и испытанного поведения» (§§1–2)3. Помимо этого, «Инструкция» допускала возможность назначения из числа игумений смотрительницы для надзора за женскими монастырями (§38)4. Полномочия благочинного сводились к наблюдению за монастырским богослужением, нравственностью монашеской жизни и хозяйством монастырей (§3)5. Благочинному принадлежало право все осматривать, требовать отчеты и пояснения, давать советы настоятелям (§§34–35). При осмотре монастырского хозяйства благочинному поручалось составить мнение о правильности ведения хозяйственного учета по каждому монастырю, описать движимое и недвижимое имущество (§§22–31)6. Тем не менее существенными властными полномочиями благочинные монастырей не располагали и довольствовались только контрольно-ревизионными функциями.

В 1869 г. святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, перестроил монастырское управление. Число округов сократилось до двух. В первый округ (условно – столичный) зачислялись все московские (городские) и необщежительные монастыри по уездам губернии. Соответственно, во второй округ (условно – уездный) отошли все общежительные монастыри7. Естественно, монастыри распределялись по благочиниям совершенно неслучайно, а с учётом географического положения и устава. Из архивных материалов известно, что благочиние уездных монастырей, возглавлявшееся с 1871 г. настоятелем Николо-Угрешского монастыря преподобным архимандритом Пименом, включало 16 монастырей: Белопесоцкий, Богородицерождественский Бобренев, Богоявленский Старо-Голутвин, Борисоглебский Аносин, Гуслицкий Спасо-Преображенский, Давидову пустынь, Екатерининская пустынь, Ивановский, Крестовоздвиженскую общину, Николо-Берлюковскую пустынь, Николаевский Пешношский, Николо-Угрешский, Спасо-Бородинский, Спасо-Влахернский, Троицкий Ново-Голутвин, Троице-Одигитриевский8. Ивановский монастырь, который размещался в Москве, восстановленный из небытия указом Св. Синода от 13 июля 1859 г., в силу своего устава составлял исключение и потому причислялся к благочинию общежительных уездных монастырей9.

В целях повышения эффективности благочиннического управления указом Московской духовной консистории от 14 июня 1873 г. настоятель Троицкого Ново-Голутвина монастыря архимандрит Сергий был назначен помощником благочинного общежительных монастырей. Однако «Инструкцией» должность помощника не предусматривалась. Поэтому сам благочинный прп. Пимен 6 июля 1873 г. поручил ему несколько задач: следить за чистотой храмов, церковной утвари, ризниц и библиотек; правильностью богослужения и ведения приходно-расходных книг; благонравием монашествующих и бельцов (видимо, имеются в виду члены причтов церквей в женских монастырях)10.

Утвержденное митрополитом Иннокентием монастырское управление практически без изменений просуществовало до начала XX в.,

и лишь тогда потребовало реорганизации: резолюцией святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского, от 30 ноября 1915 г. за №5392 благочиние общежительных уездных монастырей разделили на два округа.

Первое благочиние из 15 уездных монастырей возглавил архимандрит Валентин, настоятель Вознесенской Давидовой пустыни. В состав округа отошли такие монастыри: Александро-Невский Троицкий, Давидова пустынь, Владычный, Высоцкий, Екатерининская пустынь, Казанский Головинский, Князе-Владимирский, Берлюковская пустынь, Николо-Перервинский, община «Отрада и Утешение», Покровско-Васильевский, Спасо-Влахернский, Преображенский Гуслицкий, Спасо-Бородинский, Белопесоцкий. В округ отошли монастыри, различные по типу и классу, но находившиеся в Богородском, Клинском, Можайском, Серпуховском и Подольском уездах, и два из трех монастырей Московского уезда11.

Второе благочиние уездных монастырей возглавил архимандрит Иннокентий, настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря. Оно объединяло 13 монастырей: Бобренев, Борисоглебский Аносин, Брусенский, Иосифо-Волоколамский, Лужецкий, Ново-Голутвин, Пешношский, Николо-Угрешский, Саввино-Сторожевский, Сергиево-Дубровский, Старо-Голутвин, Троице-Одигитриевский. Монастыри округа находились в Верейском, Волоколамском, Дмитровском и Коломенском уездах. В благочиние был включен Николо-Угрешский монастырь Московского уезда.

Резолюцией митрополита Макария от 19 ноября 1916 г. за №4900 последовала новая реорганизация благочиний уездных монастырей, в каждом из них стало по 14 монастырей (см. Таблица 1 и 2).

В первый округ перевели все коломенские (Старо-Голутвин, Ново-Голутвин, Бобренев, Брусенский) и Николо-Угрешский монастыри. В границы благочиния отошли Богородский, Коломенский, Серпуховский и частично Московский уезды.

Из первого округа во второй передали 5 монастырей: Екатерининскую пустынь, Князе-Владимирский, Казанский Головинский, Александро-Невский, Спасо-Богородинский и Влахернский. Таким образом, в юрисдикции благочинного округа пребывали монастыри Верейского, Волоколамского, Дмитровского, Звенигородского, Клинского, Можайского, Подольского и частично Московского уездов. В дальнейшем благочинническое устройство не менялось до конца синодального периода.

Стоит упомянуть также о благочиннической принадлежности ставропигиальных монастырей (см. Таблица 3): хотя они и находились на территории Московской епархии, но относились не к ведомству местных епархиальных властей, а к ведению Святейшего Синода, представленному Московской Синодальной конторой, управлявшей местными синодальными учреждениями и бывшими патриаршими ставропигиями12. Ставропигии имели собственное благочиние, возглавлявшееся одним из настоятелей, состоявших в Синодальной контре (Указ Св. Синода от 5 мая 1828 г.)13.

Итак, к концу синодального периода Московская епархия располагала тремя монастырскими благочиниями: градо-московским и двумя уездными. Монастырское благочинническое управление трижды реорганизовывалось: а) 1869 г. – вместо четырех благочиний (2 столичных монастырей и 2 уездных) образовались одно столичное и одно уездное; б) 1915 г. – из благочиния уездных монастырей выделились два самостоятельных округа; в) 1916 г. – окончательное оформление первого (монастыри Богородского, Коломенского, Серпуховского и отчасти Московского уездов) и второго благочиний уездных монастырей (монастыри Верейского, Волоколамского, Дмитровского, Звенигородского, Клинского, Можайского, Подольского и частично Московского уездов). Обособленно от монастырских благочиний Московской епархии действовало благочиние ставропигиальных монастырей.

Таблица 1. Первое благочиние уездных монастырей Московской епархии на 19 ноября 1916 г.14

Название монастыря

Тип монастыря

Уезд

1

Николаевская Берлюковская

пустынь

мужской,

общежительный

Богородский

2

Покровско-Васильевский

монастырь

женский,

общежительный

Богородский

3

Спасо-Преображенский

Гуслицкий монастырь

мужской,

общежительный

Богородский

4

Богородицерождественский

Бобренев монастырь

мужской,

общежительный

Коломенский

5

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь

мужской,

общежительный

Коломенский

6

Троицкий Ново-Голутвин

монастырь

мужской,

общежительный

Коломенский

7

Успенский Брусенский

монастырь

женский,

особожительный

Коломенский

8

Николо-Перервинский

монастырь

мужской,

особожительный

Московский

9

Николо-Угрешский монастырь

мужской,

общежительный

Московский

10

Троицкий Белопесоцкий

монастырь

мужской,

общежительный

Серпуховский

11

Вознесенская Давидова пустынь

мужской,

общежительный

Серпуховский

12

Владычный Введенский

монастырь

женский,

общежительный

Серпуховский

13

Высоцкий Богородицкий

монастырь

мужской,

особожительный

Серпуховский

14

Община «Отрада и Утешение»

женский,

общежительный

Серпуховский

 

Таблица 2. Второе благочиние уездных монастырей Московской епархии

на 19 ноября 1916 г.15 

Название монастыря

Тип монастыря

Уезд

1

Сергиево-Дубровский монастырь

женский,

общежительный

Верейский

2

Троице-Одигитриевский монастырь

женский,

общежительный

Верейский

3

Иосифо-Волоколамский монастырь

мужской,

особожительный

Волоколамский

4

Борисоглебский монастырь

мужской,

особожительный

Дмитровский

5

Николаевский Пешношский

монастырь

мужской,

общежительный

Дмитровский

6

Спасо-Влахернский монастырь

женский,

общежительный

Дмитровский

7

Саввино-Сторожевский монастырь

мужской,

особожительный

Звенигородский

8

Борисоглебский Аносин монастырь

женский,

общежительный

Звенигородский

9

Александро-Невский Троицкий

монастырь

женский,

общежительный

Клинский

10

Лужецкий Ферапонтов монастырь

мужской,

особожительный

Можайский

11

Спасо-Бородинский монастырь

женский,

общежительный

Можайский

12

Казанский Головинский монастырь

женский,

общежительный

Московский

13

Екатерининская пустынь

мужской,

общежительный

Подольский

14

Князе-Владимирский монастырь

женский,

общежительный

Подольский

 

 

                        Таблица 3. Ставропигиальные монастыри в Московской епархии (начало XX в.)16

 

Название монастыря

Тип монастыря

Местоположение

1.

Заиконоспасский монастырь

Мужской, особожительный

Москва

2.

Донской монастырь

Мужской, особожительный

Москва

3.

Новоспасский монастырь

Мужской, особожительный

Москва

4.

Симонов Успенский монастырь

Мужской, особожительный

Москва

5.

Воскресенский (Новый Иерусалим) монастырь

Мужской, особожительный

Звенигородский уезд

 

 

С.Колоухин,

канд. ист. наук


    1 Боголюбский М., прот. Историко-географический очерк пределов Московской епархии. М., 1894. С. 36–37.

    2 Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский // По его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1997. С. 659.

    3 Инструкция благочинным монастырей мужских и женских (с 1828 г.) // Устав духовных консисторий, изъяснённый с приложением подлинного текста. М., 1874. С. 282.

    4 Там же. С. 294.

    5 Там же. С. 283.

    6 Там же. С. 290.

    7 Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский // По его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1997. С. 660.

    8 ЦГАМ. Ф. 1368. Оп. 1. Д. 46. Л. 8.

    9 Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764–1795 гг. по 1 июля 1890 г. / Сост. Зверинский В.В. СПб.: Б. и., 1890. С. 152.

    10 ЦГАМ. Ф. 1368. Оп. 1. Д. 46. Л. 7.

    11 Распоряжение епархиального начальства // Московские церковные ведомости. М., 1916. № 41. С. 508.

    12 Ставропигия – статус, присваиваемый монастырям и соборам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными патриарху или Св. Синоду.

    13 Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания / Сост. Барсов Т. СПб.: Б. и., 1885. С. 162.

    14 Сост. по: Распоряжение епархиального начальства // Московские церковные ведомости. М., 1916. №49–50. С. 419.

    15 Сост. по: Распоряжение епархиального начальства // Московские церковные ведомости. М., 1916. №49–50. С. 419.

    16 Сост. по: Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.