27 ноября в актовом зале Коломенской православной духовной семинарии состоялось открытие XII Московских областных Рождественских образовательных чтений «Благословенный выбор святого Владимира, Крестителя Руси» в рамках проведения XXIII международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».
В торжественном открытии приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ
В начале Чтений хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева исполнил тропарь Рождеству Христову, после чего участникам заседания был представлен короткометражный фильм, посвященный святому князю Владимиру. Торжественное заседание открылось выступлением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия:
«Преосвященные Владыки!
Уважаемая Марина Борисовна,
дорогой Владыка ректор!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Уважаемые, дорогие и любимые наши гости!
Сердечно приветствую вас на открытии
Внук благочестивой христианки — мудрой великой княгини Ольги, но сам, бывший язычником, Владимир не сразу пришел к познанию Истины. Когда же всем сердцем он принял Божественное учение Иисуса Христа, то сделал все от него зависевшее, чтобы Древняя Русь стала частью христианской цивилизации, установив духовные и культурные связи с Византией.
Крестившись сам, он, начав со столичного града Киева, привел ко Христу своих подданных. Как сообщает „Повесть временных лет“, великий князь, приобщив Древнюю Русь к евангельской правде, так молился Богу: „Боже великий, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны.
Утверди в них правую и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу“.
Это был великий исторический поворот в отечественной истории, коренным образом изменивший все стороны жизни нашего Отечества. Православие стало крепким духовным основанием в жизни каждого человека в отдельности и общества в целом, придало специфические отличительные черты государственному устройству, а также культуре во всех ее проявлениях.
В наши дни идут нескончаемые дискуссии о том, как следует преподавать отечественную историю, какие должны быть учебники. Думаю, что ключевым подходом к проблеме должно быть стремление образовательной системы, чтобы донести до подрастающего поколения достоверную картину исторических событий, а с другой стороны, способствовать формированию
Церковь, сотрудничая со школой, естественно хочет поделиться знаниями о духовном наследии нашего народа.
В начале ХХ века пламенный проповедник, святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: „Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры, чрез которую спаслось множество верных в предшествовавшие нам века, да и в наше время. Спрошу вас и себя: умножаем ли мы вверенный нам талант веры православной? Стараемся ли жить по вере? Стараемся ли оправдывать добрыми делами свое христианское звание? Творим ли плоды покаяния? Стараемся ли украшать себя всякою христианскою добродетелью? — Все дремлет и спит… Восстань же, русский человек, воскресни от мертвых и осветит тебя Христос“ (см.: Еф. 5:14). Отец Иоанн говорил о событиях своего времени. И действительно, в минувшем столетии религиозные основы народной жизни были серьезно нарушены. Сегодня же мы являемся свидетелями постепенного духовного возрождения. Для множества людей вера стала краеугольным камнем их бытия. Даже те наши сограждане, которые не причисляют себя к верующим, в значительной своей части признают, что православное христианство является основой русской культуры.
В этом контексте исключительное значение имеет сотрудничество между Церковью и школой, поскольку оно по сути своей выходит за рамки
Хочу обратить ваше внимание и на то, что грядущий год объявлен в России Годом литературы. И здесь мне хотелось бы поставить вопрос педагогам: не настало ли время расширить понимание того, что собственно есть русская классика?
Сегодня принято считать, что классическая литература — это от Пушкина и до начала ХХ века. Кроме того, в минувшем столетии принято было говорить о „советской классической литературе“. И все. В результате создается такое впечатление, что нашей письменности от силы два с половиной века.
Думаю, что древнерусская литература недостаточно глубоко освоена школьной программой. Наверное, сказывается наследие атеистического периода, когда избегали сосредотачивать внимание учащихся на произведениях, пронизанных духом православия. Теперь учитель может свободно знакомить учащихся с сокровищами письменности русского средневековья, с нашей „неизвестной классикой“. Подумать только, уже издано 18 томов нового академического издания „Библиотеки древнерусской литературы“, а сколько из опубликованных там произведений освоено школой, а сколько известно широкому кругу наших соотечественников?
А ведь это свидетельство о наших культурных и исторических корнях, о нашей связи с наследием просветителей славян святыми братьями Кириллом и Мефодием, с делом равноапостольного великого князя Владимира, с широким контекстом общемировой культуры и в то же время — памятник уникальной русской национальной самобытности. Не пора ли извлечь
Непростые обстоятельства последнего времени показывают жизненную важность общественного единения для страны и народа.
Осознание своей причастности к определенной земле и конкретной нации, преданность долгу и ответственность за судьбы Родины не возникают на пустом месте. Все это воспитывается в человеке с юного возраста. Совместные труды Церкви и школы сегодня как никогда востребованы временем.
На всем протяжении начинающихся Рождественских чтений мы будем в разных аудиториях говорить о духовных основаниях нашей жизни, об исторической преемственности, о традиции и культуре, о дальнейших путях развития образовательной деятельности. Господь да благословит наше соработничество и да принесет оно добрые плоды на ниве воспитания и просвещения!
Спасибо за внимание!»
По окончании выступления Владыка Ювеналий поздравил начальника управления образования Коломны
Затем с приветственными словами выступили член Совета Федерации Федерального Собрания РФ
— Историческое значение Крещения Руси князем Владимиром.
— Духовный выбор князя Владимира и его воздействие на классическую и современную литературу. Священник Илия Ничипоров, преподаватель КПДС, доктор филологических наук, профессор МГУ;
— Из опыта работы по
— Современный человек перед выбором веры, как воспитать человека, способного сделать выбор. Протоиерей Илия Шугаев, преподаватель КПДС, член Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, кандидат богословия;
Итоги заседания подвел Владыка митрополит Ювеналий, который сердечно поблагодарил всех участников за труды и пожелал им помощи Божией в проведении Чтений. Программа мероприятия завершилась концертом хора духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева.