В Московской епархии сейчас 13 храмов, освященных в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», и еще 13 приделов в иных церквах. До революции Скорбященских храмов было еще больше. Для сравнения возьмем церкви
До революции в Москве иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» имелись в большом числе церквей; в первую очередь нужно упомянуть бывший Скорбященский монастырь. Паломники из Подмосковья посещали монастырь и храм на Большой Ордынке, где находилась сама чудотворная икона Богоматери «Всех скорбящих Радость»: она прославилась здесь в конце XVII в., исцелив сестру Патриарха Иоакима от некоей болезни «в боку». Иконы из монастыря и храма на Ордынке не сохранились. В храме на Большой Ордынке, в киоте северного придела, освященного в честь этой иконы, ныне почитанием пользуется список, подаренный Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским). Иконография этого списка близка первоначальному чудотворному образу.
Существует несколько иконописных изводов образа Богоматери «Всех скорбящих Радость», возникших одновременно, независимо друг от друга, в
На чудотворном московском образе Божия Матерь изображена в царских одеждах и со скипетром в правой руке в окружении сияния, очерченного овальной мандорлой. Лик Богоматери слегка склонен влево — к молящимся. По сторонам от Богоматери — фигуры скорбящих: по три группы справа и слева. О них имеют попечение два
Вообще, списки этой чудотворной иконы были очень разными по точности. Иконописцы, почитая чудотворные образа, в то же время не чувствовали себя стесненными в изображении различных иконографических подробностей, что видно по различным спискам московского чудотворного образа. Дореволюционный исследователь священник Панов, говоря о списках иконы на Ордынке, делает слишком простое, но любопытное наблюдение того, что списки большего размера «многосложнее», и далее дает редчайший пример иконы с семью архангелами, изображение которых в строгом смысле к иконографии «Всех скорбящих Радость» вообще не относится. Из двух икон из
Развитие любой иконографии связано с традициями благочестия. Иконы Нового времени, такие как «Утоли моя печали», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», по своей идее стали отражением простых чаяний народа. В образе Богоматери «Всех скорбящих Радость» эти чаяния «проявились» в самой иконографии, а именно в особенностях изображения скорбящих.
Для поздних русских икон вообще было характерно помещать в композицию фигуры людей несвятых. Это связано с развитием более ранней традиции, существовавшей как на Западе, так и в Византии. В богородичной иконографии «Живоносный Источник», известной в Византии и на Балканах, с XV в. начали изображаться недужные, притекающие к Чаше. Главная тема Скорбященской иконы — моление. В различных списках число святых и скорбящих менялось, что косвенно говорит о том, что мотив заступничества святых был важной темой для благочестия заказчиков икон. На списке XVIII в. из ЦАКа (№ 1827) несколько скорбящих помещены лишь в самой нижней части иконы, тогда как по сторонам от Богоматери — целые группы святых. И ангел покрывает платом не скорбящих, а святых пустынников, главы которых увенчаны нимбами. Несмотря на то что группы скорбящих обычно поименованы, подробности изображения только некоторых из них указывают на их нужды, не «отвлекая» от темы молитвенного предстояния Самой «Радости скорбящих». Это, например, изображение стола в группе «алчущих», укрывание ангелом «нагих» покрывалом, что появляется только в очень поздних списках.
Изображение людей несвятых на списках «Всех скорбящих Радость» нередко связывают исключительно с западным влиянием, однако в действительности видны явные заимствования из православных икон известных праздников или любимых святых. Особо обращают на себя внимание изображения «убогих». Посмотрим на европейские рождественские вертепы, в которых помимо пастухов и ангелов изображаются и другие «свидетели» Чуда Боговоплощения. Это хромой, слепой, горбун, калека — и целая галерея других столь же убогих людей, вид которых нередко с прямотой выдает физические недостатки. У них натуралистично выписывались носилки, костыли и проч. В Скорбященской иконе мы не видим такого следования натуре: напротив, иконописец создал некие условные иконописные знаки, указывающие на человека, страдающего определенным недугом. Вот некоторые примеры, взятые из русских иконописных памятников. Так, еще на одной иконе из ЦАКа (Инв. № 1834) изображено всего две группы скорбящих — сидящие старцы с тросточками. Именно таким образом изображался Илия Пророк, питаемый вороном в пустыне у потока Хорафа, что против Иордана (3 Цар. 17:3–7). Одна из наиболее стойких деталей иконографии — одна или несколько фигур, одетых во «фригийские» шапочки, какие известны, например, по иконам пророков в отдельном чине русского высокого иконостаса. Такой «скорбящий» в шапочке изображается сидящим в иконе из ЦАКа (№ 3601). Еще одна характерная деталь иконографии — изображение ангела или ангелов с воздетой рукой. Подобный жест руки мы можем встретить в некоторых христианских памятниках восточного и западного искусства. В русских памятниках данное изображение ангела напоминает нам блаж. Андрея из иконы Покрова. Как св. Андрей указывает на Богородицу, обернувшись к св. Епифанию, так и свв.
Клейма икон русских святых также нашли отражение в иконографии «Всех скорбящих Радость». Некоторые изображения напоминают чудо с корабельщиками, как на иконах чудес свт. Николая Чудотворца. Трое обуреваемых сидят в маленькой лодке, качающейся на волнах, как на образе из храма Богоматери «Всех скорбящих Радость» в Тимонино, ныне
По традиции в группах святых, представленных на
Образу Богоматери «Всех скорбящих Радость» обращаются в «житейских» нуждах. Важно, что это тот образ Богородицы, которому молятся, смиренно вознося свои молитвы вместе с любимыми святыми.
сотрудник РГАДА
Список литературы: