Находясь между детством и зрелостью, юность с одной стороны пышет красотой и свежестью, открытиями и переменами, а с другой — устремляет свой взор во взрослую жизнь, в которой «цементируется» то, что было ранее слеплено.
Нменно в этот период происходят самые главные выборы — выбор профессии, места жительства, образуется семья. Перед молодым человеком вдруг открывается бескрайний океан возможностей, он обретает физическую силу, такую, которой еще недавно удивлялся, он уже умеет отстаивать свою позицию перед теми, кого еще недавно беспрекословно слушался и не имел даже мысли
«Все мне позволено, но не все полезно» — говорит апостол Павел. Не имея четкого представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», молодой человек может серьезно себе навредить. Нередко жертвами собственной юности становятся люди с хорошим воспитанием и живущие глубокой духовной жизнью. Не случайно во многих молитвословиях испрашивается прощение «грехов юности». Некоторые люди потом уже кладут всю оставшуюся жизнь на то, чтобы исправить ошибки молодости. Поэтому особенная забота пастырей должна быть направлена на молодежь. Забота эта должна в равной степени простираться на тех, кто уже в церковной ограде, и на тех, кто еще за ее пределами.
Намереваясь организовать молодежную работу на приходе, поставленный на это человек должен четко для себя определить, что он хочет иметь в результате. Конечно, главная задача такой работы — это воцерковление. Под воцерковлением не стоит понимать введение человека в богослужебную жизнь. Воцерковление — это реальное чувство нужды во Христе. Когда человек почувствует, что лично ему нужен Христос, тогда он будет делать осознанные шаги по направлению к Нему, а не просто механически выполнять то, чему его научили. Иногда бывает так, что человек «влюбляется» не во Христа Спасителя, а в красоту церковного устава, философию, богослужение и даже в пастыря. Это должен иметь в виду молодежный лидер, чтобы вовремя скорректировать душевные порывы юноши или девушки.
Опыт общения с молодежью показывает, что многие из них являются искренне верующими в Бога. Многие регулярно молятся своими словами, знают о некоторых заповедях, действительно контролируют свое поведение. Но в храм они не идут и в Таинствах не участвуют, потому что не верят в Церковь. Это реальная проблема, и именно она первой стоит перед миссией в молодежной среде. Для этого священнику или специально поставленному на это мирянину необходимо выйти из теплой церковной аудитории и направиться вовне.
Молодые люди, веря в Бога, не принимают православие в силу сложившихся о нем представлений или после неудачного общения в храме. Некоторых отталкивает страх наказания за грехи (стоит заметить, что представление о грехе у молодежи размытое, в силу того, что понятие о естественном и противоестественном не четко сформулировано и запутано). Поэтому первые встречи должны быть очень дружественные. Ни в коем случае не нужно идти к молодежи, чтобы переубедить ее, отчитать или наставить. Это будет главной ошибкой, которая перечеркнет дальнейшее развитие отношений, а может быть, даже станет причиной, по которой молодые люди никогда больше не захотят иметь дело с представителями Церкви.
В этом случае имеет значение и формат встречи, и вид самого проповедника (замечено, что подрясник черного цвета настораживает молодую аудиторию, а светлый подрясник не мешает общению). Общение со студентами или школьниками старших классов стоит строить не в виде «вещания» с кафедры, а лучше в форме круглого стола, для этого можно сдвинуть парты в центр и сесть по периметру вокруг них. Это позволит студентам
В процессе общения важно соблюдать «золотую середину». С одной стороны, нужно показать свою открытость и желание дружить, а с другой — не быть «слишком молодежным». Аудитория должна увидеть в проповеднике не «своего парня», а представителя Церкви, но доброго и открытого.
Если удастся завязать доверительные отношения, то тогда уже можно приглашать молодых людей в храм на молодежные встречи.
С этого начинается следующий этап общения. Его особенность в том, что участниками молодежных встреч на приходе могут быть с детства посещающие храм люди и переступившие первый раз порог храма юноши и девушки. Встреча для тех и других должна быть интересной, иначе есть риск второй раз их не увидеть.
Все же нужно заметить, что «новичков» на таких собраниях обычно меньшинство. Поэтому темы бесед должны в основном ориентироваться на уже церковную молодежь, но с оглядкой на вновь пришедших. Темой беседы может быть вообще волнующая молодежь проблема, например: «Церковь и
Организатору встреч нужно иметь в виду, что молодежь устает от одинакового формата общения. Поэтому через некоторое время может наблюдаться отток. Связано это еще и с тем, что у каждого человека есть свои потребности и искания. Регулярные одинаковые по формату встречи, пусть даже с разными темами, могут отвечать на запросы одних, но не вполне удовлетворять других. Для того, чтобы предупредить это, необходимо заранее продумывать что и как будет меняться. Можно менять докладчиков. Истина многогранна, поэтому даже на одну и ту же тему разные докладчики говорят
Можно разбавлять собрания совместными выездами. Хорошо воспринимают молодые люди паломничества по храмам своего района. Как правило, даже пожилые люди, объездившие полмира в паломнических поездках, знают лишь малую часть храмов своей малой родины, а об опыте общения со священнослужителями этих храмов и говорить не приходится. Приятным открытием для них бывает посещение храмов своего района и общение с настоятелем или клириком этого храма.
Яркие впечатления начинаются со сборов в поездку. Встречу нужно назначать в определенное время в храме, в котором обычно происходят молодежные собрания. Связано это,
Начало встречи на приходе можно начать с небольшой экскурсии по храму. Экскурсия должна быть именно недолгой, чтобы никого не утомить. После этого можно переместиться в трапезную или один из классов воскресной школы, чтобы продолжить общение на заранее подготовленную тему. Хорошо, если беседа будет за чашкой чая. Интересно, что на такие выезды обычно молодежи приходит на порядок больше, чем просто на собрания в храме.
Все описанные выше встречи в основном являются теорией. Все, что делает молодежь в это время, — слушает и общается. Это хорошо и полезно. Но необходимо помочь молодому человеку найти себя в конкретной общине, «трудоустроиться». Замечено, что даже разовая помощь в уборке храма или разгрузке кирпича делает сам храм родным и близким человеку, он его больше не боится. Если молодой человек посещает богослужение, то часто томится ожиданием окончания службы. Во всем этом необходимо помочь молодежи.
Для начала необходимо подумать о внебогослужебной нагрузке. С этого этапа молодежная аудитория начинает перерастать в молодую приходскую общину. Можно привлечь молодежь к работе над сайтом прихода, в приходскую библиотеку, некоторые могут преподавать в воскресной школе, создать группу мобильной помощи. Чаще всего молодежь либо учится, либо работает, поэтому надеяться на регулярную помощь с их стороны не приходится. Это просто нужно знать и заранее продумывать, кто, в чем и как часто будет помогать. Ответственному за работу с молодежью на приходе необходимо иметь заботу о каждом и не забывать вовремя позвать на помощь. Общение с прихожанами, с их семьями поможет молодым людям окрепнуть в вере. Иногда получается найти хороший пример для подражания в христианской жизни. Все это может быть достигнуто благодаря «трудоустройству» молодых людей на приходе. А забота о храме поможет им войти в приходскую семью и почувствовать себя полноправным ее членом.
Во время богослужения нужно также не оставлять молодых людей предоставленными самим себе. Для этого можно раздать им книги с объяснением Литургии и всенощного бдения. Некоторых можно поставить у подсвечника. Серьезных юношей можно взять в алтарь. Популярностью пользуется молодежный хор. Для этого не обязательно искать молодежь с музыкальным образованием. Можно всех желающих поставить на клирос и давать для начала петь отдельные ектении и короткие стихиры или тропари. Параллельно они будут следить за ходом богослужения. Обычно хоровое послушание не ограничивается временем самой службы, но происходят встречи на спевках. Это важный момент в процессе укоренения в православной жизни. Готовясь к богослужению, молодежь будет изучать ход службы, лучше понимать, что читается и поется.
Чем более многосторонней будет работа с молодежью, тем она будет эффективней. Но на всех этапах включения юношей и девушек в церковную жизнь необходимо помнить о главной задаче всего этого труда —
встрече свободной души с Богом. Поэтому показателем эффективности или неэффективности должно быть совсем не количество молодежи на собрании. Некоторые молодые люди, окончив учебу, уезжают в другой город, другие вступают в брак и не могут часто приходить
Однако критерием правильно построенной деятельности должно быть исправление
жизни молодых людей. Разве не хорошо, что образуются православные пары? Разве плохо, что молодой человек, получив запал активного участия приходской жизни, переносит его на новом месте жительства? Во всяком случае, молодежь рано или поздно переходит в разряд не молодежи, но это совсем не должно свидетельствовать об ошибках работы. Это необходимо понимать, чтобы не разочаровываться и не опускать напрасно рук.
Особенностью работы с молодежью является то, что нельзя найти раз и навсегда приемлемую форму работы. Молодежный лидер должен быть постоянно в поиске, потому что в постоянном поиске находится аудитория, с которой он работает. Этого не нужно бояться, но вдохновляться тем, что все больше и больше появляется возможности помочь молодым людям обрести нормальную и счастливую жизнь, избежав горьких ошибок.
Священник Сергий Себелев,
заместитель председателя
Епархиального отдела
по делам молодежи