Возрождение церковной жизни в России продолжается уже четверть века. Приходы живут активной жизнью. В недавние еще годы храмы только сохраняли уцелевшее церковное имущество — иконы, ризы, аналойники — нужные для каждого богослужения, а сейчас приобретаются образа порой на весь богослужебный круг, которые хранятся в определенном порядке.
В некоторых, в основном московских и подмосковных храмах, появляются настоящие ризничие, которые специально занимаются хранением икон, их научным описанием, публикациями на уровне приходского печатного органа1. Иногда на основании ризницы организуются приходские музеи. Современное собрание
До революции у церковной ризницы сложились определенные традиции. О некоторых из них мы можем узнать по фонду
Нижним уровнем функционирования ризницы и ризничего в те времена являлась закупка ладана и красного «церковного вина»6, свечей7. Отчеты об этом — один из «типовых» видов документов, встречающихся в описях каждого года. В палатке под ризницей хранились воск для свечей, масло и «соборные молебные образа под смотрением ризничаго»8.
Для работы в ризнице были необходимы знания и навыки, многие из которых кажутся несложными. Но при этом требовалась опытность, чтобы охватить все дела ризницы. Ветхие вещи списывались9, но зачастую их
Иконы — особая забота отца ризничего. Иконы с окладами, кресты,
В ризнице также хранились книги14, которые время от времени рассматривали на предмет ветхости, причем составлялся соответствующий акт. Тут же могли содержаться денежные суммы15 — вероятно, это были вклады жертвователей на украшение икон ризами и прочее16. Дополнительным занятием ризничего было описание имущества покойных монахов17. Встречаются в источниках и совершенно особые случаи. Так, в 1812 г. ввиду приближения неприятельской армии французов ризничные вещи были отправлены в Калязин18. Когда митрополита Платона (Левшина) наградили орденом святого Владимира, он отдал его на хранение в ту же ризницу19.
Ризничий входил в собор старцев лавры. Иеромонах Никанор, ставший ризничим, был назначен в «учрежденный» собор в 1782 г. вместо предыдущего ризничего иеромонаха Филимона20. Сам же отец Филимон стал духовником21. Таким образом, в монастырском управлении ризничий был не последним лицом. При его участии принимались важные решения. Включение ризничего в монастырский собор старцев имело практические соображения.
В 1884 г. один из ризничих был поставлен временно управлять лаврой — следовательно, он имел уже определенные управленческие навыки и был в курсе многих дел, происходящих в жизни монастыря23.
В ризнице велась строгая документация24. Сами ризничные книги время от времени переписывались25. Митрополит Платон (Левшин) под расписку брал из монастырской ризницы золотые «вещи» для изготовления золотых сосудов26. Известно, что, например, в 1794 г. ризничему выдавались документы о вкладах27. В ризнице хранилось много разнообразных ценных предметов, приходивших в лавру как от Преосвященного, так и от жертвователей.
Таким образом, ризничий занимал место с вполне определенными обязанностями, не размываемое подвижностью монастырской приходской жизни. Он был и хозяйственником, как иногда видят его роль и сейчас, и хранителем, и созидателем ризницы. В конце XIX столетия в ризницу
Ризничие наших современных храмов имеют столь же большой объем работы. В частности, в наше время у лаврской ризницы сложилась налаженная традиция учета и хранения книг, икон и богослужебной утвари30.
Хранение приходских церквей может включать в себя и иконы, и то, что на языке ризничих, да и музейных работников называется фондом «металл». Это кресты, оклады икон, кадила и пр. Фонд шитья включает шитые хоругви, ризы, подвесные пелены под иконы и оклады. Описание проводится в инвентарной книге. Для икон определяются иконография, размеры икон, датировка, дается описание сохранности. Кроме того, составляются акты поступления новых предметов церковной старины. Церковный учет, сопровождаемый фотофиксацией, поможет в поиске предметов в случае их похищения.
Помимо ценных в антикварном смысле вещей, в иконных собраниях нынешних храмов обычно встречаются литографии конца XIX — начала XX вв., а также паломнические иконы, чаще всего печатные. Эти бумажные образки, несмотря на свою простоту, наглядно рассказывают о современной жизни прихода: на них указано, откуда они привезены и по какому случаю напечатаны. Среди них могут быть образа, привезенные с торжеств в
Наверное, в любой церкви есть предметы, требующие реставрации. Иконы находятся под темным слоем олифы, хрупкие части окладов имеют повреждения от неправильного хранения в годы забвения. Профессиональный ризничий вместе с реставратором и старостой решают вопрос о целесообразности реставрации, согласовываясь с бюджетом храма. Реставрация должна быть профессиональной, и в любом случае приходскую ризницу следует нацелить не только на учет, но и на дальнейшее сохранение церковного имущества. Сотрудники ризницы и в XVIII столетии следили за правильным функционированием помещения, в котором хранится церковная утварь: вовремя чинили крышу, чтобы не протекала, избавлялись от грызунов и прочих вредителей. Сейчас требования к ризничему справедливо повышаются: в первую очередь, ему необходимо следить за соблюдением стабильного
В наше время церковному приходу требуются хорошо обученные специалисты. Ведь работа ризничего не ограничивается только составлением инвентарных книг. Необходимо сохранение церковного наследия, а это и кропотливый повседневный труд. Поэтому на приходе желательно иметь специально подготовленного человека, по возможности даже штатного.
Ж.Курбатова, РГАДА