Становление Александра Васильевича
как церковного композитора
Александр Васильевич Никольский — одна из крупнейших фигур русской хоровой культуры первой половины XX века, разносторонний хоровой деятель — композитор, дирижер, педагог, блестящий теоретик, знаток русской народной песни.
Он родился 22 июня 1874 г. в селе Владыкино Пензенской губернии, в семье священника Василия Александровича, преподавателя в начальном женском училище, которое он же сам и открыл.
Начальное образование будущий композитор получает в местной школе. По достижении 10 лет Александр едет учиться в город Пензу. В 1884 г. — поступил в Тихоновское духовное училище. Помимо знаний по общеобразовательным и специальным дисциплинам, здесь же получил азы нотной грамоты и игры на скрипке. В 1888 г., по окончании училища, поступил в Пензенскую духовную семинарию, которую в свое время окончили его отец и братья, а также известный хоровой дирижер и духовный композитор
В юности Никольский легко поддавался чужому влиянию. Если его окружали люди, ведущие праздный образ жизни, то эффективность работы снижалась. Но, попав однажды под влияние хорошо образованной, романтически настроенной особы, Никольский долгие годы неустанно и плодотворно трудился, доверяя ей все, что интересовало любознательный ум и волновало чуткую душу будущего художника, принося на ее суд свои открытия, победы, мечты, надежды и сомнения. Этим «добрым гением» и верным другом его была Капитолина Ивановна Балашова. Они встретились в годы безоблачной юности, когда «полагается закваска духовного склада на всю жизнь». Капитолина Ивановна стала для него честным, преданным и умным другом, она мудро пользовалась своим влиянием: никогда не требовала, не навязывала собственных идей и мнений, а, наоборот, осторожно советовала, участливо наставляла.
Выбор и направление жизненного пути Никольского определили знаменательные события и встречи с профессиональными композиторами и музыкантами (к примеру,
В годы обучения Никольского в Пензе там жил и преподавал церковное пение в семинарии
Начинающий регент с усердием взялся за организацию
Училищный хор был не единственным, которым управлял, еще будучи семинаристом, Никольский. По приезде на побывку к родителям, воспитанникам духовных школ предписывалось в той или иной форме принимать участие в церковных службах. В один из таких летних отпусков Никольский был приглашен мужем старшей сестры Марии
Будучи студентом 4 курса, Александр Васильевич объявил семье о намерении посвятить себя музыке. Его отец не сразу с этим смирился, но со временем согласился и дал ему свое благословение на дальнейшие занятия музыкой.
Одобряя самостоятельные занятия Никольского музыкой, она сумела найти средства для приобретения фортепиано. Безусловно, и собственный настрой, и поддержка возлюбленной, и отсутствие серьезных препятствий со стороны родителей оказали существенное влияние на выбор Никольским дальнейшего творческого пути.
Для поступления в консерваторию требовалась основательная музыкальная подготовка, имевшихся знаний в области музыки Александру Васильевичу было явно недостаточно. В те годы в семинарии работал известный музыкант, ученик
В Пензе Никольский посещал концерты классической инструментальной музыки с участием гастролирующих звезд и творческие вечера местных музыкантов. Он бывал на богослужениях, где пели лучшие пензенские хоры — архиерейский и хор Петропавловского собора. В этот период завязались близкие знакомства с лицами, активно участвовавшими в музыкальной и театральной жизни города. Александр Васильевич продолжал заниматься самообразованием, изучая
Александр Васильевич заканчивал семинарию по первому разряду. Обычно окончившим со столь высокими результатами предлагали поступать в духовную академию, но по предложению своего наставника по семинарии — инспектора
1 сентября 1894 г. Никольский был зачислен внештатным певчим в московское Синодальное училище, которое окончил в июне 1897 г. со званием регента и учителя церковного пения. Под влиянием идей ведущих педагогов Синодального училища формировалось мировоззрение молодого талантливого музыканта, что нашло отражение в письмах и музыкальных заметках. За годы учебы в его жизни произошли многие важные события. Так, будучи студентом, осенью 1894 г. он поступил учителем пения в Строгановское художественное училище, где набрал хор из учащихся и руководил им в течение
Практические дисциплины Никольскому давались легко. Его первыми педагогами были: по «Элементарной теории и гармонии» —
Круг профессиональных интересов Никольского не замыкался только на Синодальном хоре, он также пристально наблюдал за деятельностью ведущих хоровых коллективов Москвы, посещал духовные концерты и богослужения в столичных приходах. Александр Васильевич не понаслышке был знаком с положением дел на клиросе в провинциальных храмах. Со временем свои мысли относительно постановки регентского дела он изложил в методическом пособии, которое предполагалось издать отдельной книгой. К лету 1897 г. Никольский подготовил полный текст рукописи, однако по неизвестным причинам эта книга так и не была издана. Отдельные фрагменты ее вышли в свет на страницах журнала «Пензенские епархиальные ведомости» в
Годы пребывания в Синодальном училище пролетели незаметно. В апреле 1897 г. Никольский досрочно сдал на «отлично» экзамены по всем музыкальным и певческим предметам и был удостоен звания регента и учителя церковного пения наравне с окончившими полный курс учениками Синодального училища, с выдачей соответствующего свидетельства.
После окончания Синодального училища Никольский поступил в Московскую консерваторию в класс специальной теории к
Сохранившиеся нотные тетради с записями упражнений по гармонии и контрапункту свидетельствуют о том, что летом 1897 г. Никольский готовился к поступлению в вуз. В личном деле сохранилось его прошение к директору Московской консерватории о зачислении. В списке стипендиатов за 1897–1898 и 1898–1899 учебные годы Александр Васильевич числился в классе
В архиве Александра Васильевича сохранились ученические тетради занятий по контрапункту строгого и свободного стиля, фуге и формам музыкальных сочинений с карандашными пометками Танеева. В конце второго учебного года (18 мая 1899 г.) студенты сдавали экзамен, заключавшийся в написании двойной фуги на заданные темы. Оценивая работы, Танеев 20 мая сделал запись в «Дневнике», отметив работу Никольского в числе лучших.
Третий год учебного плана
С 1900 г. по 1902 г. Никольский продолжил свое обучение в классе композиции у
Хоровой концерт
Специфика жанра концерта заключается в проявлении композиторской свободы в рамках канонической традиции. В духовных концертах Никольского связь с традицией проявляется в использовании в качестве основы композиций самих древних роспевов или их мелодического колорита, в общем церковном стиле концертов, в углублении национальной природы музыкального языка, которая прослеживается в употреблении не только народных мелодий, но и принципов организации многоголосия, например таких, как хоровой перехват. В то же время свободу композиторского творчества наглядно демонстрируют
Драматургию концертов отличает господство одного эмоционально окрашенного состояния (модуса), воплощаемого в подразделах формы во множестве оттенков общего психологического настроя и динамично развиваемого на протяжении концерта. Обычно в заглавном разделе сконцентрировано «зерно» художественного образа, которое в дальнейшем «прорастает» в средствах музыкальной выразительности последующих частей. Финалам концертов свойственна резюмирующая, итоговая функция: в них либо возвращается обозначенная в начале эмоциональная окраска, либо сосредоточиваются приемы развития, имевшие место в предыдущих частях.
В жанре концерта Александром Васильевичем, в сравнении с его современниками, оставлено большое наследие. Отличительной чертой духовных концертов Никольского является великое разнообразие форм и жанровых разновидностей, все они не похожи один на другой, каждый исключительно индивидуален. Никольский избирает особый тип композиции, основанный на синтезе сквозной формы с арочными повторами и обрамлениями: в формообразовании, с одной стороны, наблюдается дробность внутренней структуры композиции, связанная с иллюстративной функцией музыкального материала по отношению к литургическому тексту, с другой — разнообразные повторы интонаций, отдельных фрагментов музыкального текста, арочные интонационные и фактурные соответствия, репризные повторы разделов (в начале и в конце композиции, или как припев после каждого стиха) существенно скрепляют композицию.
Обобщая результаты анализа, важно отметить, что Никольский наиболее полно в своих духовных концертах отразил, с одной стороны, общую тенденцию развития жанра — к индивидуализации проявления авторского начала, а с другой общую стилевую тенденцию рубежа веков — к синтезу национального и европейского, древнего и современного. Проведенный анализ приводит к выводу культурологического характера, который позволяет понять отношение композитора к
Вашему вниманию мы предлагаем концерт Александра Васильевича Никольского, который был им написан для пения во время Великого поста. Концерт написан на избранные стихи 21 псалма.
В святоотеческой литературе этот псалом понимается как мессианский, как явное пророчество о крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа: ст. 2–12 выражают душевную муку Спасителя, ст. 14–19 говорят о Его предсмертных страданиях.
Начальные слова этого стиха произнес пригвожденный к Древу Спаситель (см.:
Мф. 27:46; Мк. 15:34). По толкованию свт. Афанасия Великого, Господь наш Иисус
Христос, не имея греха, молится от лица всего грешного человечества, берет на себя грехи всего мира.
В Евангелиях просматривается прямая связь между отдельными фразами этого псалма, или даже целыми его стихами, и событиями, связанными со страданиями Спасителя на кресте (стихи 9, 17 и 19). Также, стих 23 цитируется автором послания к Евреям апостолом Павлом (Евр. 21:23). По вдохновению свыше Давид говорил о собственных страданиях в таких поэтических выражениях и образах, которые спустя тысячелетие буквально осуществились в крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа.
Стоит заметить, что в Псалме 21 нет слов покаяния или ненависти в адрес врагов. Этот псалом является сетованием праведника, обреченного нечестивцами на смерть.
Концерт Никольского можно разделить на две части. Первая — слова Господа нашего Иисуса Христа во время крестных мук. Вторая же часть — всеобщее обращение к Богу всех народов. Это последнее сделалось возможным только со времени проповеди учения Христа, которое распространяется и ныне среди всех стран и народов, а также и благодаря крестной смерти, а потом и Воскресения.
В первой своей части концерт проникнут глубокой молитвенной тайной. В нем очень хорошо получилось связать священный текст с музыкой, переплести слова Господни с мелодией для того, чтобы донести всю трагичность крестной муки.
Мы видим музыкальное развитие. Темп, начиная со слов «Вси видящии мя», начинает немного ускоряться, приводя к кульминационному моменту на словах «Разделиша ризы моя». Мы специально удвоили партию баса, отходя от варианта автора концерта на фразе «и о одежди моей меташа жребий», чтобы показать скорбь Господа. Ведь делили Его вещи, как вещи нищего и ничего не имеющего человека.
После этих слов автор нас опять возвращает к начальным словам «Боже мой, вонми ми…». Тут меняется характер произведения, и оно приходит к первоначальному темпу.
Вторая часть начинается уже как бы от лица всех тех, кто верует в Господа Иисуса Христа. «Помянутся и обратятся» Никольский использует в форме единения голосов. Все партии поют одну мелодию, показывая тем самым единение в вере во Христа. В словах «вси концы земли» сокрыт смысл, что не один народ, и не два народа, но из всех народов по вселенной притекут тысячи и тысячи и с усердием приимут свет боговедения. Все поклонятся пред Богом, потому что «Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки», что значит: Он Бог не только Иудеев, но Творец всего естества человеческого.
Псалмопевец Давид своим псалмом показывает, что вспомнят все народы о той помощи, какую Господь оказывал своим праведникам, и будут поклоняться Ему, как единому, истинному Богу, что и должно быть, так как ведь только Господу принадлежит вся земля и все народы; признание за Ним языческими народами этого неотъемлемого права Его есть только дело времени. Давид рисует даже картину обращения к Богу всех народов.
Значение личности и творчества Никольского в совокупности всех сфер его деятельности до настоящего времени не оценено по достоинству, в то время как его идеи, научные и педагогические труды, музыкальные произведения во многом уникальны и представляют особенную ценность для развития отечественной хоровой культуры и сегодня. Автор статьи надеется, что придет время для возрождения интереса к музыке Александра Васильевича Никольского, которая будет переиздаваться.
Диакон Анатолий Трушин
Использованная литература: