На | На русском языке (перевод П.Юнгерова) | На русском языке (синодальный перевод) |
№ . Въ конeцъ, въ пёснехъ, pал0 мъ дв7ду, д7. в7. ВнегдA призвaти ми2, ўслhша мS бGъ прaвды моеS: въ ск0рби распространи1лъ мS є3си2: ўщeдри мS и3 ўслhши моли1тву мою2. G. Сhнове человёчестіи, док0лэ тzжкосeрдіи; вскyю лю1бите суетY и3 и4щете лжи2; д7. И# ўвёдите, ћкw ўдиви2 гDь прпdбнаго своего2. ГDь ўслhшитъ мS, внегдA воззвaти ми2 къ немY. є7. Гнёвайтесz, и3 не согрэшaйте, ±же глаг0лете въ сердцaхъ вaшихъ, на л0жахъ вaшихъ ўмили1тесz: ѕ7. Пожри1те жeртву прaвды и3 ўповaйте на гDа. з7. Мн0зи глаг0лютъ: кто2 kви1тъ нaмъ бlг†z; знaменасz на нaсъ свётъ лицA твоегw2, гDи. }. Дaлъ є3си2 весeліе въ сeрдцы моeмъ: t плодA пшени1цы, вінA и3 є3лeа своегw2 ўмн0жишасz: f7. Въ ми1рэ вкyпэ ўснY и3 почjю, ћкw ты2, гDи, є3ди1наго на ўповaніи всели1лъ мS є3си2. | В конец. Песнь. Псалом Давида. Когда я призывал, услышал меня Бог правды моей. В скорби Ты дал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою! Сыны человеческие! Доколе вы (будете) упорны? Зачем любите суету и ищете лжи? Знайте же, что Господь сделал дивным преподобного Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему. Гневаясь, не согрешайте; о чем говорите в сердцах своих, (о том) сокрушайтесь на ложах ваших. Приносите жертву правды и уповайте на Господа. Многие говорят: кто укажет нам благо? Отпечатлелся на нас свет лица Твоего, Господи. Ты дал веселие сердцу моему, а они обогатились от плода пшеницы, вина и елея. С миром быстро усну и успокоюсь, ибо Ты, Господи, одного меня вселил с надеждою. | Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида. Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою. Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи? Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его. Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь. Приносите жертвы правды и уповайте на Господа. Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино (и елей) умножились. Спокойно ложусь я, и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности. |
Четвертый псалом примечателен богатством содержания и широтой использования в богослужении и молитвах. Он продолжает суточную тематику. В богослужениях суточного круга обычно используются те псалмы, в которых упоминается смена дня и ночи и подчинение человеческой жизни этому природному ритму, в особенности в отношении слежении Богу, молитва к Нему в разное время суток. Так, пробуждение под защитой Господа в третьем псалме помещает его в состав шестопсалмия на Утрени, а отход в мире ко сну в четвертом — основание произнесения его в начале великого повечерия. Также четвертый псалом звучит в качестве прокимна на вечерне каждого понедельника. А последние его строки (ст. 7–9) используются как молитва после ужина (см. в Часослове: Вшедше же в трапезу, глаголем:). Выразительные слова об отпечатлении и явлении на нас света Лица Господня мы слышим в молитве первого часа, а также часть
Среди особенностей четвертого псалма — его надписание. Множество псалмов имеют таинственное надписание «в конец». Свт. Григорий Нисский, толкует всю Псалтирь как книгу, побуждающую нас к добродетели. Поэтому и толкование надписаний подчинено у него раскрытию этой главной, на его взгляд, цели книги псалмов — «возвести к
Знаменитый экзегет блж. Феодорит, также принимая перевод «в конец», относит его к исполнению пророчеств в последние времена,
Из западных толкователей блж. Августин комментирует надписание, начиная словами ап. Павла: «конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Он отмечает, что слово «конец» здесь означает совершенство, а не оскудение. «Теперь же мы должны обратиться к словам человека Господа после воскресения или человека верящего и уповающего на Него в Церкви»4. Так, везде блж. Августин старается выдерживать свой христоцентричный подход к Священному Писанию и, в частности, к псалмам.
Примечательный факт:
Так, в слове свт. Иоанна Златоуста встречается немало ярких сентенций и наставлений, произнесенных, например, о молитве: «Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела». «Молящемуся прежде всего нужно иметь твердую веру, и тогда просимое непременно получится». «Почему же скажешь, многие бывают не услышаны? Потому, что просят бесполезного. В таком случае быть неуслышанным лучше, чем быть услышанным».
«Нужно приступать к Богу с бодрственным умом, сокрушенною душою и с потоками слез, не просить ничего житейского, желать будущего, молить о духовном, не испрашивать зла врагам, никому не помнить зла, исторгать из души своей все страсти, и таким образом, приступать с сердцем сокрушенным и смиренным, оказывать совершенную покорность, изрекать языком своим благословения, не быть причастным ничему порочному, не иметь ничего общего с общим врагом вселенной,
Стих
Из другой группы цитат можно видеть характерный антиохийский, «научный» подход, отталкивающийся от точного понимания значения слов. «Под именем же правды разумей здесь не часть добродетели, но всю добродетель всецело».
«А что значит тяжкосердии (ст. 3)? Жестокосердые, плотские, привязанные к земле, склонные ко злу, преданные порокам, развращенные сладострастием… Ничто так не делает сердца жестоким, как порочное пожелание, пристрастие к житейскому, привязанность к земле». «Что значит удиви (ст. 4)? Сделал удивительным, известным, знаменитым, славным того, кто был предан Ему». «Светом он (пророк) называет здесь (ст. 7) покровительство, попечение, содействие, промышление». «Что значит единаго (ст. 9)? Значит без людей порочных».
«Яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси. Смысл слов его следующий: упованием благ будущих и надеждою на Тебя я обуздал все мои страсти». Столь же точны формулировки и определения в комментариях к трудным местам псалма. Так, приведем в третьей группе примеров образцы таких объяснений, обычно отличающихся ясностью и нравственным характером.
По поводу слов: В скорби распространил мя еси (ст. 2): «мудрость и сила Божия открываются особенно из того, что Он не только прекращает скорби, но и в продолжение их подает великое спокойствие… дается простор, облегчающий скорбную душу, и не прекращается скорбь, возбуждающая… от лености и избавляющая от всякого усыпления… Впрочем, можно разуметь распространение иначе, именно: когда душа, огорчаемая искушениями, освобождается от страстей и других многих болезней, тогда она особенно наслаждается спокойствием».
Важен комментарий слов: Гневайтеся, и не согрешайте. «Он (пророк) не уничтожает гнева, который бывает и полезен, не отвергает негодования, которое бывает полезно, когда направлено против людей неправедных и нерадивых, но отвергает несправедливый гнев и безрассудное негодование».
«Дал еси веселие в сердце мое,
«А что значит: вкупе? Сосредоточившись, говорит, в самом себе, углубившись в самого себя, не развлекаясь бесчисленными заботами, не помышляя о делах того или другого, не рассеиваясь помыслами своими по всей вселенной, но помышляя о самом себе, о том, что полезно мне и что особенно пристойно человеку».
Таким образом, в толковании свт. Иоанна Златоустого объединяется научная точность понимания слов и терминов с общим нравственным подходом. Впрочем, даже из немногих приведенных цитат можно видеть, что подход свт. Иоанна Златоуста правильнее было бы назвать не столько нравственным (это может граничить с отвлеченным теоретизированием), а практическим, прикладным6 и максимально реалистическим7.
В комментарии под именем свт. Афанасия
Толкование Псалтири Евфимия Зигабена, будучи поздним византийским синтезом прежних толкований, отличается не только приведением разных пониманий отдельных стихов, но и своего рода лингвистическим анализом текста. Так, автор отмечает ряд языковых особенностей псалмов, обязанных особенностям еврейского языка. Так, например, в ст. 2 выражение услыша мя Бог правды моея означает услышал «Бог [услышал] — меня праведника». А в ст. 3 под выражением сынове человечестии подразумеваются, собственно просто «люди». Важно здесь отметить, что появление в свое время переврда
Теперь после общей характеристики, значения и подходов к
Ст. 4. И уведите, яко удиви Господь преподобного Своего. В то время как восточные толкователи в преподобном видели Давида8 в противовес, нападавшим на него нечестивцам, блж. Августин усматривает в этих строках указание на Христа: «Кого, как ни Того, кого Он воскресил от преисподних и посадил одесную Себя на небесах?»9
Ст. 5. Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. В словах псалма как бы содержится разрешение на гнев и даже как будто повеление гневаться. Поэтому мы находим в словах отцов различие между способностью человеческой природы гневаться и греховным использованием данной Богом силы. Так, по словам свт. Иоанна Златоуста, пророк «не уничтожает гнева, который бывает и полезен, не отвергает негодования, которое бывает полезно, когда направлено против людей неправедных и нерадивых, но отвергает несправедливый гнев и безрассудное негодование». А по слову прп. Иоанна Кассиана Римлянина, «повелевается нам гневаться с пользою на самих себя или на приходящие дурные помыслы и не грешить,
Также этот стих стал важным свидетельством и основанием в Священном Писании для древней практики вечернего или ночного испытания совести и размышления перед сном о совершенных в течение дня грехах. О такой практике в разных регионах Римской империи согласно свидетельствуют древние отцы — теоретики и устроители церковных порядков: свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст и блж. Феодорит Кирский. Так, свт. Василий Великий в своих Правилах для монашествующих предписывает следующий распорядок: «А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение или непроизвольно, или даже и тайно, состояло ли оно в словах или в делах или заключалось в самом сердце, — за все должны мы умилостивить Бога молитвою. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: „размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь“ (Пс. 4:5).»10 У прп. Иоанна Кассиана Римлянина в Постановлениях киновитян (Кн. 8, гл. 8) этот стих псалма имеет более универсальный характер (ложе толкуется символически) борьбы со смятением и вредным действием помыслов: «что вы думаете в сердцах ваших при внезапном нападении дурных помыслов, то, удаляя размышлением всякое смятение и смущение гнева, находясь как бы на ложе покоя, исправляйте и заглаживайте спасительным сокрушением». Затем, ссылаясь на слова ап. Павла «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26), добавляет: «гневайтесь на пороки и ярость вашу, чтобы при вашем потворстве им не заходило солнце правды (Христос) в омраченных душах по причине гневливости вашей, и чтобы после удаления Его вы не дали дьяволу место в сердцах ваших»11.
Ст. 7. Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Седьмой стих содержит в себе риторический вопрос людей малодушных,
Ответом на вопрос таких малодушных людей, видящих благо только в плотских удовольствиях, звучат слова о напечатлении в нас света Лица Божия. Как свет солнца виден всем, так и промышление и попечение Божие распространяется на всех, по словам свт. Иоанна Златоустого.
Более абстрактно и умозрительно объяснение свт. Григория Нисского: «а светом называет оный свет воссиявающий от лица Божия, в естество Которого не может проникать чувство. Яви нам, сказано, свет лица Твоего, Господи. Ибо под лицом Божиим, усматриваемым в некоторых чертах, кажется мне, Пророк разумеет не иное что, как добродетели; потому что ими отличается образ Божества»13. Другим пониманием «знамения Божественного посещения» является свет вера, «как средство, разгоняющее мрак отчаяния». Такой вариант предлагает Евфимий Зигабен, затем он ссылается на некоторых толкователей, которые слова о свете относят к христианам, «на которых назнаменована, то есть положена, особенная печать — Христос, почему они и названы христианами, Христос, Который есть свет Бога Отца (Ин. 14:9; Евр. 1:3)».
Эти объяснения кратко собраны в строках комментария свт. Афанасия: «Свет миру — Христос; Он научил нас познавать истинные блага, от которых приобретаем мысленное веселие ума и сердца».
Священник Димитрий Румянцев
магистр богословия