Многовековая история Православной Руси — это нескончаемая летопись, повествующая о жизни святых обителей и храмов Божиих, которые с верой и упованием возводили наши предки, не мыслившие своего существования вне дома молитвы.
Совершенно особую роль в духовной жизни народа играли православные монастыри — место сугубого молитвенного подвига и самоотверженного служения Богу. В них стремились те, кто был готов всецело последовать призыву Спасителя: «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). На протяжении многих столетий обители служили «духовными маяками», являли высокий нравственный ориентир и подавали пример истинной христианской жизни.
Начало XVIII в. для
В великом сонме угодников Божиих, прославленных Святой Церковью, «юродивые Христа ради являются дивными во святых по роду своего подвига и по той высокой степени самоотвержения, которому они следовали. Ради Христа и своих ближних они отрешались не только от мира и яже в мире (1 Ин. 2:15), но и от лучшего, что есть в природе человека…»2 Они добровольно, осознанно отказывались от разума, принимая вид безумного ради смирения и обличения ложных ценностей мира сего.
О жизни блаженного Ионы известно крайне мало. Все сведения о нем были записаны не иначе, как на основе устного предания, передаваемого насельниками обители, так как к моменту создания первого письменного свидетельства не осталось никого, кто мог бы знать юродивого лично. Основным источником известий о жизненном пути и подвигах подвижника остается «Повесть о юродивом монахе Ионе», составленная в 1828 г.3 историографом
Как пишет отец Паисий в своей «Повести…», «Монах Иона, как предание о нем повествует, был прислан около 1730 года из
Стоит отметить, что в XVIII в. отношение к юродивым было уже далеко не столь благосклонным, как в XVI или в XVII вв. Если XVI столетие дало более десяти почитаемых русских юродивых (в том числе таких, как свв. Василий Блаженный и Николай Псковский), то со времен Петра I на безумцев Христа ради, зачастую критиковавших светскую власть и даже самодержцев, государство стало смотреть как на возмутителей спокойствия. Юродивые начали подвергаться гонениям. Например, в царском указе 1716 г., предназначенном для архиереев, «притворных беснующих… босых и в рубашках ходящих», предписывалось не только самостоятельно наказывать, но и передавать светскому суду10. Наказания за юродство предусматривались весьма жестокие: за разглашение ложных чудес и видений следовала ссылка на галеры с вырезанием ноздрей, «кликуш» надлежало пытать, пока не сознаются в обмане11. Поэтому понятно, что настоятель лавры не хотел видеть в своей обители юродивого насельника и, возможно, надеялся на его исправление.
Однако и в
Здесь в тесном убежище, избегая праздности, как начала всякого греха, юродивый Иона занимался рукоделием — плел лапти, которые затем, сидя у дороги, бесплатно раздавал прохожим.
Ходил Иона обычно в хитоне (рубашке) с ремнем, в камилавке (черной шапочке, носимой монахами под клобуком), с четками и босой.
В некоторые дни, приходя в монастырь к церковной службе, он вставал у западных дверей Никольского храма и стоял в безмолвии (в храме он бывал только для исполнения необходимых христианских обязанностей). Когда его спрашивали, почему он не входит внутрь церкви, Иона обычно отвечал: «Поклеплют книгою»12. В «Историческом описании…»
В зимнее время блаженный Иона приходил иногда на монастырскую кухню, влезал в горячую печь, бывшую в то время под Сретенской церковью. Просиживал в ней несколько минут, и не столько для того, чтобы отогреться, сколько затем, чтобы дать себе почувствовать тяжесть адских мук.
Позже, уже после кончины блаженного Ионы, старожилы из местных монастырских крестьян вспоминали, что когда они были детьми, а Иона юродствовал по селам и деревням, они бросались в него камнями, бежали с насмешками вслед. Отец Паисий, комментируя эти строки в своей повести, написал: «Как гордый о величии своем, а смиренный об уничижении своем равно радуются»14.
Как передает иеромонах Иероним (Суханов), архимандрит
Известна следующая история. В одно время в обитель прибыл архимандрит и потребовал к себе Иону, но того не могли нигде найти, он
Однажды Иона долго не появлялся в монастыре. Отправились в пещеру, но и там не нашли. Тогда решили, что он заблудился в пустынных лесах и болотах, и стали гораздо дольше обычного звонить во все колокола, надеясь, что юродивый, услышав звон, выйдет к монастырю. Но Иона все не появлялся. Насельники обители расспрашивали крестьян окрестных селений о нем, но никто не знал, где бы он мог быть и что с ним случилось.
Когда выпал снег и настали зимние морозы, один охотник пошел охотиться на зайцев в Раменский лес, и на лай своих собак вышел к дереву, под которым увидел лежащее тело человека, нисколько не поврежденное, как будто живое. И что самое удивительное, снег вокруг него весь растаял и земля высохла. По лицу и по одежде охотник узнал в почившем блаженного Иону, потому что тот всегда ходил в рубашке с ремнем, в камилавке, с четками в руках и босой. С печальным известием охотник поспешил в монастырь.
Братия взяли тело юродивого, принесли его в обитель и предали обычному христианскому погребению у южной стены Никольского собора. Случилось это в 1737 г. Уже вскоре после погребения Ионы у его могилы совершалось немало чудес, и в день его памяти — 28 июня н. ст. (15 июня ст. ст.) в обитель приходило много богомольцев, ожидавших помощи. Поэтому на месте могилы установили высокий камень и обнесли решеткой, а на стене напротив — нарисовали маслом портрет юродивого, высотой около двух метров, на котором блаженный изображен в рубахе, опоясанной ремнем, босым и с четками в руках. Однако во время посещения обители в 1785 г. епископ Переславский и Дмитровский Феофилакт (Горский) приказал все, кроме портрета, уничтожить (камень закопали вровень с землей). В 1806 г., при постройке новой паперти вокруг собора, увидели его деревянный гроб, и архимандрит Макарий приказал, не трогая гроб, сделать над ним арку и возвести стену. Затем над могилой положили белый камень вровень с полом.
В 1847 г. в память о блаженном Ионе тиражом в несколько тысяч экземпляров было напечатано его изображение, ранее нарисованное на стене храма и скопированное иеромонахом Иеронимом. В 1877 г., в лесу, на месте подвигов блаженного Ионы, была устроена часовня.
После своей смерти блаженный Иона многим являлся во сне, иногда даже с повелением отслужить панихиду на его могиле. Верующие даже издалека приходили в обитель, служили панихиды и по вере получали просимое. Как отмечается в «Историческом описании…» 1866 г., особенно много знамений милости Божией при его гробе источалось над страждущими младенцами16.
Иеромонах Иероним среди чудес юродивого Ионы17 приводит следующие:
Революция 1917 г. и последующие печальные события воспрепятствовали рассмотрению вопроса о возможности канонизации праведника.
Иеромонах Иероним (Суханов), заканчивая в своей летописи главу о юродивом Ионе, написал: «Монах Иона был не аристократ, не бюрократ, не ученый и не чиновный. Он был простой и презренный, путем узким и прискорбным шествующий. Но велик был пред Богом, который и по смерти его славит, и многие ныне притекают на его могилу и с усердием и благоговением молятся и служат панихиды об упокоении души праведного18.
__________