27 ноября в доме культуры
В торжественном мероприятии приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, министр образования Московской области
В начале мероприятия сводный детский хор воскресных школ
Ведущий кратко рассказал о деятельности Ассоциации педагогов Московской области «Преподаватели
Глава
Затем с докладом выступил митрополит Ювеналий:
«Уважаемые Марина Борисовна и Олег Борисович! Дорогие участники Рождественских чтений!
Мы собрались на конференцию, открывающую очередной ежегодный подмосковный образовательный форум, который в этом году посвящен довольно сложно сформулированной теме: „Традиция и новации: культура, общество, личность“. Внимательное рассмотрение проблематики, связанной с ней, как мне представляется, поможет нам четче увидеть задачи в области духовного просвещения и воспитания, а также определить пути их достижения.
Культура — это плод человеческой созидательной деятельности, результат реализации людьми полученной от Бога способности к самостоятельному творчеству. Мы не можем представить себе существование общества или отдельной личности вне культурного контекста. Высшим проявлением культуры является язык, без которого невозможны не только коммуникации между индивидами, но даже внутренняя жизнь личности. Таким образом, есть основания говорить о том, что культура есть форма и способ самореализации человечества.
Обратимся к вопросу о содержании культуры. Правильный ответ на него дает Священное Писание, где в Книге Бытия повествуется о возникновении мира. Поэтапно творя мир из ничего, Господь создает прекрасное. В Библии при описании завершения дней творения неоднократно повторяется: „И увидел Бог, что [это] хорошо“ (Быт. 1:10, 12, 18, 21, 25). Человек, будучи образом и подобием Божиим и получив способность к творчеству, призван также создавать прекрасное.
В этой связи важно понимать, что греховная природа человека на протяжении истории непрестанно вступала в противоречие с вышеназванным высоким предназначением. Христианство же с самого начала выступало за приобщение всех народов к учению Спасителя, призывая к любви к Богу и ближнему, отстаивая связанные с этим этические и эстетические идеалы. И это, как сегодня скажут, миссионерское усилие имело невиданный успех. Так, проповедь Евангелия оказала настолько значимое преобразующее влияние на нашу культуру, что некогда языческая Русь стала называться святой.
Из сказанного видно, что в сфере культуры происходит противостояние прекрасного и безобразного, добра и зла, света и тьмы. Именно это имел в виду Федор Михайлович Достоевский, когда сказал: „В мире дьявол с Богом борется. А поле их битвы — сердца людей“. Потому так важно для нас утверждать в умах людей, особенно подрастающего поколения, верное видение разделительной линии между культурными явлениями разной природы, воспитывать чуткое нравственное и эстетическое чувство, неприятие попыток оправдания вседозволенности.
Здесь мы подходим к значению традиции. Она есть средство сохранения и передачи культурного наследия из поколения в поколение. Признаком живой традиции является истинное духовное содержание, помогающее людям обретать смысл жизни и отвечать на вызовы своего времени. Ошибается тот, кто видит в традиционности лишь некий этнографический спектакль, не различая содержащегося в ней глубинного смысла. Вспомните Евангелие. Господь обличал формализм фарисеев, придерживавшихся мертвой традиции — „предания человеческого“ (Мк. 7:8) и забывших об истинном содержании закона Моисеева, данного Богом избранному народу для исполнения исторической миссии в деле спасения всего человечества.
Как же понять, истинен ли путь, по которому ведет традиция? Ключ к видению духовного смысла проблемы содержится в словах Иисуса Христа, сказавшего: „возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет“ (Мк. 12:30–31).
Наша Церковь в последние десятилетия имеет возможность беспрепятственно совершать свое служение, и потому она всесторонне развивает все от века ей присущие традиционные формы деятельности. Их цель — дать знания о вере и духовном наследии православия детям, юношеству и старшему поколению, укрепить падших духом и поддержать сокрушенных горем. В этом можно усмотреть пример того, как традиция не только сохраняет свою жизненную силу, но и оказывает преобразующее воздействие на общественный климат и бытие отдельных личностей.
Относительно недавно в Московской епархии был учрежден Благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь. В Подмосковье до сих пор со времен гонений остаются в руинированном состоянии около двух с половиной сотен храмов, которые нуждаются в реставрации. Люди горячо откликнулись на призыв о помощи. У этого несколько причин. Прежде всего, они хотят участвовать в сохранении нашего исторического достояния и искупить грехи отцов и дедов, взрывавших и осквернявших церкви. Кроме того, это свидетельствует о том, что православие сегодня определяет внутренний духовный мир и культурные предпочтения множества наших сограждан.
— А как же новации? — спросите вы. Часто полагают, что традиция исключает появление в жизни
Новое изначально предваряет традицию. Несравненным творцом нового является Бог, создавший мир там, где его раньше не было. Сын Божий Иисус Христос, придя в мир, дал нам Свое евангельское учение и основал Церковь, — и это было началом христианской традиции.
Будучи традиционным институтом, Церковь в наши дни занимается такими проблемами как охрана окружающей среды, уделяет внимание физической подготовке и организации отдыха молодежи, широко использует современные информационные технологии для проповеди и обнародования своей позиции по тому или иному актуальному вопросу современности. Это лишь некоторые примеры, свидетельствующие об открытости Церкви новому.
В искусстве разных эпох мы наблюдаем необыкновенное разнообразие стилей и форм, являющихся плодом творческого развития и инноваций, и при этом в каждый период видим выдающиеся произведения человеческого гения.
Если подвергнуть анализу тексты, относящиеся к разным столетиям, можно увидеть, сколь разительны изменения, происходящие
в результате развития языка и эволюции представлений о литературной форме изложения.
И все же никто не станет спорить с тем, что традиционное и новое нередко противопоставляются как явления антагонистические. В чем здесь причина?
Новации бывают разные. Святой евангелист Иоанн Богослов призывал с сугубым вниманием относиться к явлениям духовной жизни с тем, чтобы выяснить их природу, узнать — не являются ли они ложными (см.: 1 Ин. 4:1). Критерием оценки для нас является данное в заповедях евангельское учение. Следуя ему, мы не можем допустить оправдания насильственной смерти младенцев, апологии безнравственности и искажения человеческой природы, не можем согласиться с попытками упразднить различие между добром и злом, любовью и ненавистью, прекрасным и безобразным. Иными словами, мы не можем принять такое видение культуры, которое не только противится связи человека с Богом, но и настаивает на том, что Бога нет.
Сегодня мы живем в свободной России, где человеку открыты все возможности для полноценного духовного и культурного развития. Огромная роль в этом принадлежит школе, которая в сотрудничестве с Церковью призвана воспитывать детей и юношество Подмосковья на примерах добра и правды, при опоре на отечественные традиции и с ответственным использованием предлагаемых временем новаций.
Недавние трагические события со всей очевидностью показали, что противостоять насилию и страху можно только посредством общественной консолидации и патриотического единения, укрепившись в непреложности Божиих заповедей, которые обязательны для всех. Уверен, что соработничество Церкви и школы призвано внести значимый вклад в позитивное личностное формирование подрастающего поколения.
Хочу выразить особую благодарность педагогам и священнослужителям, которые самоотверженно и творчески участвуют в великом деле просвещения нового поколения граждан России.
Сердечно приветствую участников Рождественских чтений. Желаю вам успехов в работе этого форума. Надеюсь также, что обсуждение избранной в этом году темы будет плодотворным на протяжении всего времени проведения чтений на местах.
Призываю на всех участников Тринадцатых Подмосковных Рождественских образовательных чтений Божие благословение!»
По окончании своего выступления Владыка Ювеналий вручил министру образования Московской области
Затем с докладом выступила министр образования Московской области
«Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые участники конференции!
Приветствую вас на открытии ежегодных областных Рождественских образовательных чтений. Рождественские образовательные чтения — это
года — „Традиции и новации: культура, общество, личность“. Эта тема не случайна. Современная культура России — это и наше образование, и наша литература, и наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Это наши духовные ценности и традиции. И формат рождественских чтений способствует углубленному обсуждению и осмыслению этих явлений с православной точки зрения.
В Московской области активно развиваются такие инновационные формы организации
Именно в Подмосковье инновации целиком и полностью опираются на традиции, совсем как сказано в теме Рождественских образовательных чтений, которыми пронизаны все наши мероприятия, организованные в тесном соработничестве с Русской Православной Церковью: работа Координационного совета, проведение Рождественских встреч, Открытый урок „Духовные родники Подмосковья“, родительское собрание „Дорога к храму“, встречи митрополита Ювеналия и министра образования Московской области с руководителями муниципальных органов управления образованием, с руководителями образовательных учреждений, с учителями и воспитателями, преподающими предметы православного цикла, олимпиада по учебному предмету „Духовное краеведение Подмосковья“.
К областным Рождественским образовательным чтениям выпускается сборник статей педагогов Подмосковья. В этом году сборник представляет собой методическое пособие для учителей школ и воспитателей детских садов, раскрывающее формы урочной и внеурочной деятельности по
Общество, культура и человек органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры. Культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества,
Хочется сказать об активной жизненной позиции педагога. Сегодняшнего учителя должна отличать явная гражданская позиция, социальная активность, иначе учитель не сможет повести за собой своих учеников. В этом его социальная миссия. Мы с вами все говорим о том, что в обществе не хватает положительного образа учителя. Но забываем, что этот образ призваны формировать мы с вами. Образ учителя формируется нашим профессионализмом, гражданственностью, мудростью и соборностью. Об этом свидетельствует участие педагогов в одном из самых важных и престижных педагогических конкурсов „За нравственный подвиг учителя“. Победа в этом конкурсе — признание успехов региона в деле
Уважаемые коллеги! Хочу привести слова известного деятеля культуры, который и сам был олицетворением культуры, — слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева об особенностях грядущего тысячелетия. „Я мыслю себе XXI век как век гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, возрождение чувства собственного достоинства, возрождение репутации человека как
Образование сегодня должно быть подчинено задачам воспитания! В „Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года“, принятой Постановлением Правительства Российской Федерации в конце мая этого года, отмечается, что „Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины“. А это значит, что вопросы
Невозможно говорить о культуре, обществе и личности, не учитывая огромный потенциал учреждений культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта.
Музеи, самодеятельные театры, музыкальные и художественные школы, кружки эстетической направленности, библиотеки,
Только совместные усилия, только комбинированные проекты с привлечением различных структур создадут то поле духовности и культуры, которое и будет оказывать стержнеобразующий компонент воспитывающего образования.
Дорогие коллеги! Реализуя задачи Рождественских чтений этого года, мы понимаем, что нас ждет большая и планомерная работа совместно с Московской епархией Русской Православной Церкви, с участием благочиния каждого муниципального образования Московской области, теперь уже, я надеюсь,
и с учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта.
Я от всей души желаю, чтобы наши дела были радостными и одухотворенными, дарили нам только самые теплые чувства и пробуждали в наших детях ту сопричастность высоким духовным и культурным образцам, которая дарит ощущение единства нации, значимости высокодуховной взрослой личности и побуждает к высокому гражданственному служению, отвечая тезису „Воспитание, культура, милосердие — путь длиною Жизнь“.
И пусть этот путь озарит мудрая рождественская звезда, которая станет для каждого из нас доброй и путеводной!
Счастья и радости! Дорогой Владыка, я приглашаю вас наградить победителей регионального этапа Всероссийского конкурса „За нравственный подвиг учителя“ в этом году».
После выступления министра митрополит Ювеналий и
В основной части мероприятия вниманию участников и гостей были представлены следующие доклады:
— «Традиция и новации: культура, общество, личность».
— «Роль Ассоциации педагогов Московской области „Преподаватели
— «Значение отечественной православной культурной традиции для современного общества». Протоиерей Александр Хомяк, благочинный церквей
Итоги заседания в своем слове подвел Владыка митрополит Ювеналий:
«В этом году мы вспоминаем
Программа мероприятия завершилась пением кондака Рождеству Христову.
(Репортаж о прохождении Рождественских чтений на местах будет опубликован в следующем номере «Московских Епархиальных Ведомостей»).
10 декабря в Лыткарино состоялось закрытие XIII Московских областных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Традиция и новации: культура, общество, личность».
В первой половине дня в актовом зале детской музыкальной школы г. Лыткарино была проведена итоговая конференция. В ней приняли участие митрополит Ювеналий, министр образования Московской области
В начале мероприятия хор детской музыкальной школы исполнил несколько рождественских песнопений.
Глава Лыткарино
Торжественное заседание открылось докладом митрополита Ювеналия:
«Уважаемые Марина Борисовна и Евгений Викторович! Возлюбленные архипастыри и пастыри, братья и сестры!
В рождественском песнопении, отражающем ликование людей, встречающих пришедшего в мир Спасителя, есть слова: „пойте Господеви вся земля!“ Должен сказать, что именно в таком радостном и творческом единении прошли в Подмосковье нынешние Рождественские чтения. Мы можем без преувеличения сказать, что приобрели в Московской области уникальный опыт проведения этого общественного форума. Если центральные, международные чтения проходят в Москве в течение трех дней, то у нас после открытия, имеющего формат конференции, на протяжении нескольких недель осуществляется программа мероприятий, охватывающая все муниципальные округа и благочиния. Это семинары, круглые столы, разнообразные просветительские акции, цель которых в том, чтобы приобщить как молодежь, так и старшее поколение к культурному наследию православия. В качестве важнейшего компонента программа включает обмен опытом между работниками образования, вовлеченными в процесс преподавания дисциплин
Наши подмосковные чтения в этом году имеют новую особенность. В них в качестве партнера Московской епархии со стороны Правительства Московской области участвуют, помимо Министерства образования, также Министерство культуры, Министерство социального развития, Министерство здравоохранения и Министерство физической культуры и спорта. Не остались в стороне и региональные парламентарии — 1 декабря в Московской областной думе состоялся круглый стол, посвященный
Тема чтений в этом году была посвящена роли культурной традиции в жизни общества и месту православия в прошлом и настоящем нашего Отечества. В связи с этим хочу вам напомнить одно место из сказки Александра Сергеевича Пушкина о мертвой царевне. Там есть неприметный персонаж — сенная девушка — чернавка. Ей злая царица повелела отвести свою падчерицу в лес и там погубить. Эта девушка из простого народа поступила иначе. У Пушкина сказано, что она отпустила царевну „в душе ее любя“. Именно душа, по учению евангельскому, есть чистое вместилище любви, которая есть следствие воздействия Бога на человеческое естество. „Любящий Бога и ближних стяжал Самого Бога“, — говорил святитель Филарет Московский. И вот, христианская любовь дает прислужнице дерзновение нарушить злое повеление. Что же дальше произошло? Она царевну „не убила, не связала“, то есть не совершила двух самых страшных возможных преступлений — убийства и лишения свободы. Вместо этого чернавка отпустила свою пленницу и в знак сочувствия и поддержки сказала торжественно обнадеживающие слова, какие могла: „Не кручинься, Бог с тобой“. В этом маленьком фрагменте пушкинской сказки дана глубочайшая по содержанию картина русской народной души, воспитанной проповедью о Христе. Сколь бы ни были трудными испытания, посещавшие наших соотечественников на протяжении истории, они преодолевали их, имея взаимную любовь и укрепляясь в вере, что Бог нас не оставит.
Недавние акты террора преследовали цель посеять в сердцах людей страх и растерянность. Ответим на это взаимной заботой, мужеством любви и единением веры. Ведь Бог с нами!
В заключение хочу поблагодарить всех участников XIII Подмосковных Рождественских чтений за вклад в их проведение. Божие благословение да пребывает со всеми вами!»
По окончании своего выступления Владыка Ювеналий вручил заместителю министра образования
Затем с докладом выступила министр образования Московской области
Ваше высокопреосвященство, дорогой Владыка! Уважаемые участники конференции!
Сегодня у нас знаменательное событие — мы подводим итоги XIII областных образовательных Рождественских чтений.
Две недели назад, выступая на открытии чтений, вы, дорогой Владыка, отметили, что в этом году тема довольно сложно сформулирована: «Традиция и новации: культура, общество, личность». Между тем она за время чтений была успешно раскрыта нашими педагогами на следующих мероприятиях.
В Дубне и Истринском районе в рамках Чтений состоялись музыкальные гостиные «Духовные корни русской классической музыкальной культуры (Чайковский, Рахманинов и др.) и современность, модернизм. Возможности соприкосновения». В Зарайском районе была организована историческая выставка «Корсунь — Зарайск: связь длиною в 890 лет». Хочу отметить, что здесь,
В
активная выставка с созданием видеоальбома детских работ «По дороге к Храму».
В рамках проведения Рождественских чтений и Года литературы в образовательных учреждениях Коломенского района прошел Единый урок литературы в 10 классе «Духовные корни русской художественной литературы
посвящен Александру Васильевичу Свешникову, основателю хорового движения в России.
В Коломне его именем названа
Уникальная особенность наших областных образовательных Рождественских чтений в том, что в них сплавлены в единое целое все достижения нашей культуры, добрые традиции — исторические, художественные, музыкальные, нравственные. Это наше богатство, которое мы накопили за время соработничества с Московской епархией Русской Православной Церкви, с ее священнослужителями и иерархами, и, конечно, с вами, дорогой Владыка.
В теме наших чтений фигурирует слово «новации». Все мы знаем, о чем речь: о педагогических, технологических, информационных открытиях. В этом году по инициативе нашего губернатора, Андрея Юрьевича Воробьева, мы осуществили такую новацию, как областное родительское собрание в новом (инновационном) формате. На открытое обсуждение всех жителей области был вынесен вопрос: сколько дней должны учиться школьники — 5 или 6? Большинство родителей проголосовало за
Десятилетия наша школа работала по
Наш знаменитый педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека».
Я уверена, что наши Чтения, охватившие десятки тысяч наших юных сограждан, их родителей, педагогов, священнослужителей, станут важным шагом в осознании традиций и новации в сфере культуры, общества, личности, в становлении людей, неравнодушных к радостям и горестям своих близких и готовых защитить свое Отечество.
Спасибо всем, кто работал, работает и будет работать вместе с нами!»
В основной части мероприятия вниманию участников и гостей были представлены следующие доклады:
епископа Балашихинского Николая, викария Московской епархии, председателя Епархиального отдела по издательской деятельности и связям со СМИ, председателя Епархиальной комиссии по культуре по теме: «
протоиерея Виктора Дорофеева, настоятеля Покровского храма села Кудиново Ногинского района, заведующего сектором воскресных школ Епархиального отдела религиозного образования и катехизации по теме: «Воскресные школы и Рождественские чтения»;
Чуб Ольги Владимировны, директора Каменской средней общеобразовательной школы Дмитровского муниципального района,
священника Александра Сербского, благочинного церквей Чеховского округа, председателя Епархиального отдела по работе с молодежью по теме: «Молодежные мероприятия в рамках XIII Московских областных Рождественских образовательных чтений».
Итоги заседания подвел Владыка митрополит Ювеналий, который сердечно поблагодарил всех участников за труды и пожелал всем помощи Божией в проведении чтений.
Конференция завершилась пением кондака Рождеству Христову.
Вторым мероприятием, посвященным закрытию Рождественских чтений, стал праздничный концерт, прошедший в дворце культуры «Мир» города Лыткарино и подготовленный силами четырех церковных хоров: хора духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева, хора «Глагол» Троицкого храма деревни Павлино Балашихинского района под управлением Андрея Лагуна, хора «Знамение» Знаменского храма Красногорска под управлением Елены Володиной и хора Зачатьевского храма Чехова под управлением Додо Трушиной. В зале дворца культуры собрались священники и педагоги со всей Московской области, всего более 800 человек. Участников концерта приветствовали митрополит Ювеналий, министр образования Московской области
Владыка Ювеналий, в частности, сказал: «Мне хочется повторить известные вам слова: на старости я сызнова живу. Хочется жить в этой атмосфере духовного возрождения Церкви и нашего народа. Сегодня мы с утра здесь, в Лыткарино, подводили итоги наших тринадцатых Московских областных Рождественских образовательных чтений. В теме этих чтений фигурировало слово „новация“, и как раз новацией будет то, что мы сегодня решили заключать наши Рождественские чтения не только концертом, но и подведением итогов. А итоги сегодня были для меня очень вдохновляющими, потому что расширилось число участников чтений, министерств и ведомств, и все обращено к молодежи, к воспитанию, просвещению, социальному служению, духовному назиданию. Такое впечатление, что мы вновь живем в Святой Руси! И говоря о пути Святой Руси от князя Владимира до сегодняшнего дня, хочется ободрить всех нас тем, что нам не страшны ни теракты, ни санкции, потому что мы живем силой своего Бога, вдохновляемся любовью к нашему Отечеству. Никто не свернет нас с этого святого созидательного пути. Я думаю, очень хорошо, что мы заключаем Рождественские чтения сегодняшним концертом, который, надеюсь, вам понравится, потому что сегодня выступают лучшие силы нашей Московской епархии и Подмосковья. И это тоже новация, ведь несколько десятилетий тому назад мы об этом даже и мечтать не могли. Вот почему я сызнова живу, и дай Бог вам жить этой радостью. Спасибо!»
В программе концерта прозвучали духовные и светские произведения.