Татьяна Николаевна Гримблит (мц. Татиана; 1903–1937) — человек неординарной и трагической судьбы.
Она родилась в Томске в благочестивой, церковной семье и уже с юных лет, пережив потерю отца, избрала для себя жертвенное просветительское служение. В 1920 г. она становится воспитательницей в детской колонии, а по окончании Гражданской войны все ее заботы сосредотачиваются на сборе средств и передач для заключенных сибирских лагерей, среди которых было и многочисленное духовенство. Аресты и допросы 1923 и 1925 гг. не сломили ее воли, в 1926 г. она была выслана в Зырянский край, а в 1927 г. — в Казахстан. Между ссылками, арестами, заключением в Вишерский лагерь она бесстрашно продолжала исповедническую миссию, вела переписку с узниками лагерей и в разные годы несла труды при московском храме святителя Николая в Пыжах, в больницах города Александрова Владимирской области и села Константиново Московской области. В 1937 г. она была арестована и 23 сентября расстреляна на Бутовском полигоне. Постановлением Священного Синода 17 июля 2002 г. мученица Татиана (Гримблит) причислена к сонму Новомучеников и исповедников Российских.
Особая грань духовного наследия Т.Гримблит — ее поэтическое творчество
В ранних стихотворениях Гримблит середины и второй половины
Тягостное одиночество духовно преодолевается в стихотворениях Гримблит в процессе напряженного постижения тайных сил собственной души, открывая перспективу молитвенного богопознания. По жанру многие ее тексты представляют собой лирические послания, однако подчас они обращены не к внешнему адресату, а к надежде как персонифицированной стихии бытия («Надежда», 1923), к своей душе («Душа», 1926), становящейся предметом углубленного исследования. Тюремный ассоциативный ряд раскрывает антиномию душевной надломленности, скованности «кандалами земной печали» — и духа, «освобожденного» и питаемого Божественным присутствием.
Прорыв к просветляющему инобытию становится у Гримблит сквозным мотивом и получает разноплановые образные воплощения. Лирический сюжет стихотворения «В ссылке» (1926) построен на противостоянии тьмы и света, на вслушивании героини в потаенные ритмы жизни своего «внутреннего человека», который силой религиозного чувства распознает в скорбных обстоятельствах и внешней несвободе радость Божественной любви («Вместо страданья узнала //
С годами в стихотворениях Гримблит все более явственно проступает символическая насыщенность поэтической образности — в развернутой метафорике, в «овеществлении» духовных устремлений лирического «я». В стихотворении «Помилуй мя, Боже» (1932) вырисовывается метафорический образ чаши — «жизненной чаши», «всей горечи людской», крестной муки, приобщение к которой таит, однако, опасность во весь голос заявляющих о себе тщеславных помыслов: «И кажется, крест я несу за Тебя — // Тщеславие песни поет». В «овеществленном» образе поэтически увидено иногда и само богообщение, уподобленное «златой молнии», устремленной к «Престолу всех Творца», «отблеску чудного венца», доходящему до земли из горнего мира: «В мир с чудным даром возвратилась — // С печатью вечного Креста» («Полночь, 1932).
Значительный корпус поэтических произведений Гримблит составляет пейзажно-философская лирика. Пейзажные образы, нередко живописующие родную для автора сибирскую природу, отражают душевные состояния лирической героини, ее религиозные поиски.
Созерцание природного мироздания перерастает у Гримблит в уединенное общение с ним, в «немую беседу сердца» — как в стихотворении «Песчаное озеро» (1928), где привычное самовыражение уступает место надсловесному душевному разговору («Лес осторожно шептал — // Шепот тот в сердце моем»), что виртуозно передается музыкальной насыщенностью стиха, его звуковой инструментовкой, основанной на перекличке сонорных звуков:
Блестки зарницы младой,
В озере лики омыв,
Мчатся дорожкой лесной,
Нежно сиянье разлив.
Тонкой березы листы
Братски с сосной обнялись,-
Яркой родной красоты
Не забывать поклялись.
Образы природы оседают подчас в сновидческих недрах сознания лирического «я» («Проснись», 1928), выводят к прозрению глубинной поврежденности личностного и окружающего бытия и в то же время приоткрывают надежду на прорыв к потаенной, недоступной «усталому глазу» и «воспаленному мозгу» красоте страдающей души и всего мироздания. Установление «детских», родственных отношений с тайгой, небом, звездами открывает для лирической героини путь к самопознанию и обретению Бога — в стихотворениях «Вот опять тоска немая…» (1928) и особенно «На лыжах» (1927), где пронзительная исповедь о своей судьбе, осмысление трагических коллизий русской истории, того, как «на святой Руси сжигали // Богу скорбное кадило», предстают в интерьере зимнего лесного пейзажа. Тревожное созерцание жизненного пути, мучительно прокладываемого вопреки власти стихий, увенчивается молитвенным обращением и умиротворяющим просветлением, собиранием растраченных сердечных сил:
Боже, пред судьбой печальной
Нам терпение пошли Ты.
Скорбь минует, давши силы
Душам, в муке закаленным,
Чтоб служили до могилы
Богу сердцем обновленным…
След недолго серебрится:
Снег поспешно заметает, —
А на душу мир ложится,
Тихо дума отдыхает.
Силой духовного и творческого превозмогания личных и исторических катастроф героиня Гримблит приобщается к целительным стихиям памяти и воображения. В стихотворениях «Дорогая картина» (1930), «Уральский лес» (1932), «Старый друг» (1934) сбережение в глубинах душевного пространства образов овеянного Божественным присутствием природного мира служит залогом духовного устояния: «Усни же спокойно, тревожная дума, — // Природы картина всегда дорога: // Средь бешеной жизни московского шума // Мне тихо смеется родная тайга». Природа выступает хранительницей детских и юношеских переживаний героини, ее чутким собеседником, адресатом лирических посланий. В этих обращениях фольклорный колорит («гой вы, поле, леса и цветы…»), гиперболизированная
И вам я опять, и леса, и поляны,
Вручаю сердечные скорби и раны.
Все светлые думы и звуков рожденье,
Минуты покоя, души вдохновенье —
Тебе на хранение, лес, поручу я:
Упрячь их подальше, недоброе чуя.
В написанном в Вишерском лагере стихотворении «Двенадцать лет» (1932) творческое погружение в мир детских воспоминаний наполняет лирическое сознание интуициями о неслучайности и даже спасительности нынешнего тюремного поприща, ставшего Божественным ответом на давние молитвы о даровании Креста:
Всегда припадала к Кресту Твоему,
И Ты терпеливо внимал.
С семнадцати лет я узнала тюрьму,
Но волю Ты твердую дал…
На ниве тюремной тринадцатый год
Тебе добровольно служу.
Как юность, и молодость пусть протечет —
К ногам Твоим их положу.
Лирическое переживание в стихотворениях Гримблит объемлет и иные человеческие судьбы, присутствие другого страждущего «я» обогащает содержание поэтической мысли. Стихотворение «Вдали» (1926) представляет сюжетную зарисовку, в центр которой выдвинут объективированный, возвышающийся до архетипа женский образ. Горестное предстояние человеческой души Богу и Вселенной, соприкосновение с природной бесконечностью постигаются в образном мире произведения в качестве универсального закона бытия:
Вот созвездья заискрились,
Засияли в вышине, —
Слезы быстро покатились,
Что кипели в глубине,
Жгли всю душу… Зарыдала
И на камень вековой,
Застонав, в тоске упала,
Больно билась головой.
В стихотворении «Соузница» (1929) персонажный мир прочерчен с большей
Воплощение в поэтическом мире Гримблит другого «я» как ценностной величины привносит в исповедь героини черты диалога — с Богом, со своей совестью, опытом иных людей. В виде
Жадно внемлет душа, тайный голос зовет,
И лампада у сердца горит, —
Она мир и отраду вокруг себя льет,
И мелодия тихо звенит.
В диалогическое соприкосновение вступают у Гримблит и различные этапы пройденного пути: детство, юность, тюремный опыт («Жизнь моя», 1927). В сквозных автобиографических мотивах, семейных воспоминаниях художественно приоткрывается онтологическая глубина человеческой судьбы. Прежнее удаление от игр и суеты, стремление к уединению и молитвенной сосредоточенности таинственным образом предвосхищали для героини будущие испытания, позволяли сберечь внутренние силы для христианского крестоношения: «И теперь, в ночь темную, // Богу мысль отдам, // Всю тоску огромную // Положу к ногам».
Духовное самоисследование лирического «я» выводит в поэзии Гримблит к познанию лагерного быта и бытия — как «дна преступленья и любви» («Лагерь», 1933), скрещения несхожих судеб, соприкосновения веры и отчаяния. Подобный ракурс видения мира и человеческой души воспринимается поэтом в качестве страшного, но необходимого и вразумляющего откровения: «Здесь все профессии скрестились — // И песней песнь, ума экстракт, // Здесь и ругались, и молились, // И потрудились без наград».
Притчевое обобщение извечных коллизий духовной жизни достигается в стихотворении «Странник» (1926). Образы города, через который «незримо проходит… Христос позабытый», народа, тянущейся к Богу души приобретают здесь расширительный смысл и проецируются на реальность как отдельной судьбы, так и мировой истории, где бесчувственность к Божественному присутствию соседствует с молитвенной надеждой на Его помощь и врачевание: «Незримо проходит Спаситель, // Он с чистыми сердцем всегда, — // Но город, гордыней покрытый, // Его не заметил следа».
Стихотворения мц. Татианы (Гримблит) — это поэзия духовного и нравственного сопротивления разрушительным стихиям исторического времени. Исповедальные мотивы,