Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Задолго до Рождества Христова жил в Греции странный человек по имени Диоген. Был он свободен и независим, потому что почти ничего не имел и мало в чем нуждался. Домом его была бочка, и никакого другого дома ему не надо было.
Странный, на первый взгляд, ответ. Странный и обидный для тех, кого осветил своим фонарем мудрец. «Что ж, я, выходит
Каждому стоит время от времени посмотреть на себя честно, осветив свою душу тем фонарем, который куда сильнее Диогенова, фонарем, имя которому — совесть. Посмотреть и спросить: «Ну что, хорош? Можно ли тебя назвать ЧЕЛОВЕКОМ в подлинном смысле этого слова?» Ответ во многом зависит от «качества» нашего «фонаря». Не «перегорел ли»? Такое тоже бывает. Апостол Павел пишет, что есть люди с «сожженной совестью».
Трудно человеку, честному перед самим собой, требовательному к себе, не ужаснуться, вглядевшись в темные глубины своей души. С горечью видишь, как далек ты от того представления о подлинном человеке, которое рисует тебе совесть. Но есть ли вообще в мире такой человек? Возможно ли стать столь прекрасным, чистым, сильным, цельным и гармоничным, каким хотелось бы видеть настоящего человека? Быть может, все на свете люди так же далеки от совершенства, как и я, просто все мы научились скрывать свои изъяны более или менее умело. Сколько таких замечательных, таких прекрасных людей повстречалось нам уже в жизни! А потом узнаешь человека поближе и видишь, что и он «не без греха».
Так стоит ли искать? Не является ли такой человек
Почему же тогда душа наша жаждет встречи с ЧЕЛОВЕКОМ? Почему самим нам так хочется стать НАСТОЯЩИМИ? Почему не можем мы успокоиться и удовлетвориться тем, что есть? Впрочем,
Не напрасно ли ты ищешь, мудрый Диоген, поднося свой фонарь то к одному лицу, то к другому?
Напрасно! Не найдешь ты на земле того, кого ищешь! И не потому, что бы это было невозможно. Не только возможно, но и должно быть человеку ЧЕЛОВЕКОМ. Просто еще не родился в те времена такой Человек.
Родится Он позже, спустя более чем триста лет, в Иудейском городе Вифлееме. И тебе, Диоген, не понадобился бы светильник, чтобы разглядеть Его. Он Сам был Светильник. И даже не Светильник, а СВЕТ; и не был, а есть. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). В эти дни мы снова празднуем Его Рождество, Его приход в наш мир.
Звали Его Иисус. И Рождество Его было чудесно. Конечно, рождение любого человека — чудо, и все же здесь был случай совершенно исключительный. Отцом ребенка стал Сам Бог, и родившийся Младенец был Богочеловеком — совершенным Богом и совершенным Человеком, во всем, кроме греха, подобным нам. Две с лишним тысячи лет назад несовершенное, падшее человечество встретилось с совершенным Человеком, пришедшим в мир, чтобы спасти этот мир. Впрочем, для большинства людей тогда эта встреча осталась незамеченной. Те, кто спустя тридцать три года распинали Его на кресте, едва ли понимали, Кого убивают. Сейчас, кажется, ситуация совсем другая. Судя по тому, с каким размахом мир празднует Рождество Христово, можно было бы заключить, что встреча
Более двух тысяч лет назад родившийся в Вифлееме Иудейском Спаситель пребывает среди нас.
И жизнь каждого из нас состоится или не состоится в зависимости от того, войдет ли в нее Христос или нет. А точнее, не так:
Мы празднуем приход в мир такого Человека, Который каждому из нас указывает путь, как самому стать подлинным человеком. В Иисусе Христе соединились воедино Бог и Человек. Смысл жизни каждого из нас в том, чтобы соединиться с Богом. Теперь, во Христе Иисусе, это стало возможно.
Нет, не найти в этом мире настоящего Человека ни в ком, кроме Господа Иисуса Христа. Мы же с вами становимся людьми в той мере, в какой можно сказать о нас то же, что апостол Павел имел дерзновение сказать о себе: «Живу уже не я, но живет во мне Христос». Аминь.