В чинопоследованиях Великого поста день памяти Сорока мучеников Севастийских, 9 (22) марта, занимает особое место: в этот день совершается полиелейная служба мученикам и Литургия Преждеосвященных Даров.
Сорок Севастийских мучеников —
Но вернемся в четвертый век. Император Лициний, которого биографы называют человеком жадным, властолюбивым и крайне раздражительным, тем не менее специальных гонений на христиан не устраивал. В 313 г. император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Страдания Севастийских мучеников были отголоском Великого гонения, бывшего при императоре Диоклетиане. В Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. Зимой 320 г. он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок
Агриколай пытался их уговорить, обещал повышение по службе, деньги, но его посулы не подействовали. Он знал своих подчиненных как воинов храбрых, верных своему долгу — по сути, наказать их можно было только «по идеологическим соображениям».
Находящиеся в темнице воины усердно молились, и во время ночной молитвы услышали утешающие слова Христа: Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные.
Наутро связанных
Один из стоявших в оцеплении, Аглаий, в третьем часу ночи увидел, что над головами стоящих в ледяной воде христиан сияют венцы. Один из венцов находился над тем местом, где стоял малодушный.
Аглаий сбросил с себя одежду и со словами: «И я христианин!» — вошел в воду и присоединился к мученикам. Пришедшие к озеру Лисий и Агриколай велели перебить мученикам голени, но, умирая от мучений, воины продолжали славить Христа. Тела святых были по приказу Лисия сожжены на костре, а обугленные кости утоплены: мучитель понимал, что иначе христиане будут почитать мощи мучеников. Но через три дня мученики в сонном видении явились Севастийскому епископу Петру и указали ему местонахождение своих честных мощей. Епископ с несколькими священниками ночью тайно собрали останки святых и с честью их погребли.
Впоследствии частицы мощей Сорока мучеников распространились по многим местам, а их почитание стало повсеместным благодаря усердию святителя Василия Великого, особо почитавшего «сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (из Беседы
Как писал святитель Григорий Нисский, «останки мучеников были распределены по всей земле, чтобы каждая область получила их благословение». У самого святителя Григория в домовом храме хранилась частица мощей Севастийских мучеников.
По преданию, находясь в темнице, святые продиктовали «Завещание» некому юноше по имени Евноик. Именно из «Завещания» известны имена сорока мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.
Подвиг подробно описан в гомилиях святителей Василия Великого и Григория Нисского, а позднее — у преподобных Ефрема Сирина, Феодора Студита и других.
В честь Севастийских мучеников строили храмы; в одном только Константинополе было не менее восьми храмов в их честь,
Иконографическая традиция начинает складываться с IV в. Об изображениях святых Сорока мучеников упоминает уже свт. Василий Великий.
Одно из первых сохранившихся изображений — в церкви
Изображения мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтирей — как иллюстрации к 65 Псалму: Проидохом сквозь огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65:12). Известны миниатюры Хлудовской Псалтири IX в., Лондонской Псалтири 1066 г., Псалтири Барберини 1060 г., Киевской Псалтири 1397 г.
К X в. складываются два основных типа иконографии Сорока мучеников: сцена мучений в ледяном озере (они стоят вместе обнаженными, поддерживают друг друга) и отдельные изображения святых в медальонах, где мучеников изображают с крестами в руках, реже — как воинов с оружием в руках. Одиночные изображения воинов с оружием и в доспехах встречаются в храмах Каппадокии (фрески).
В соборе Святой Софии Киевской (
Но гораздо чаще встречается композиция с мучениками, стоящими в ледяном озере.
Существует краткая редакция: мученики со скрещенными руками стоят в воде; сильные поддерживают слабых; над головами сияют венцы. Техника — разная, от резьбы по слоновой кости до мозаики.
В полном варианте изображается куполообразная баня, куда скрывается не выдержавший испытания воин. Иногда изображают стражника Аглаия, который вошел в прорубь вместо малодушно сбежавшего.
Две иконы из Музея икон в Реклингхаузене представляют примеры полной редакции иконографии Сорока мучеников: это фрагмент Минеи годовой (первая половина XVI в.) и греческая икона 1600 г.
Миниатюра середины XI в. из
Синайская икона конца XIII в. и две
Изящная мозаичная икона XIV в. из коллекции Думбартон Оакс — пример
В дивном многообразии изображений Сорока мучеников Севастийских, особенно древнерусских, видится востребованность этого сюжета: в православном сознании эти святые воины всегда почитались как небесные покровители русского воинства. Мужественное стояние в вере и верность воинскому долгу — вот те качества, которые необходимы защитникам отечества во все времена.