В данной статье рассматривается история формирования государственного законодательства о военном духовенстве. Актуальность данной темы связана с улучшением взаимодействия Церкви и армии. Данная статья может помочь священнослужителям в окормлении военнослужащих.
Государственные законы, в которых упоминаются военные священники, датируются 1647 г. При царе Алексее Михайловиче был разработан документ «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей»1, в котором говорится о полковых священниках. Мы видим, что государство уделяло внимание духовному окормлению воинов. В 1716 г. император Петр I издал «Воинский устав», в котором появились главы «О священнослужителях». В них говорилось о постоянном нахождении священников в полку и на флоте и об обязанностях полкового духовенства. Православный священник охранялся законом. В артикуле 13-м воинского Устава говорилось: «Всем офицерам и рядовым надлежит священников любить и почитать, и никто да не дерзает оным, как словом, так и делом досаду чинить, и презирать, и ругаться. А кто против того погрешит, иметь по изобретению его преступления вдвое так, как бы-то над простолюдином (над другим) учинил, наказан быть»2. В 1720 г. был издан Морской устав. В нем были опубликованы права, обязанности и оговорено материальное положение духовенства, находившегося на флоте, также были определены религиозно-нравственные отношения. В 1721 г. 5 марта было издано учебное пособие, которое имело название: «Пункты, что иеромонахи, на флоте Российском корабельном обретающимся надлежит исполнять». В них рассказывалось об отношении священнослужителей между собой и поведении их на флоте. «Первый известный пример назначения на должность полевого обер-священника относится к 1746 году»3. Генерал-фельдмаршал Ласси попросил Священный Синод назначить на должность обер-священника протопопа Антипа Мартемьянова.
«12 июня 1890 года вышло положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомства, в соответствии с которым вместо должности главного священника гвардии, гренадер, армии и флота учреждалась должность протопресвитера военного и морского ведомства»4. Православие было государственной религией. Вера и исполнение Заповедей Божиих тысячу лет поддерживали русский народ, помогали ему выстоять в самых сложных обстоятельствах, являлись духовным фундаментом Российского государства и его армии. «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7:24–25). Так и Вооруженные силы должны быть основаны на православной вере, которая является тем самым камнем, о который разобьются все супостаты.
Для Православной Церкви было хорошо иметь покровительство государства, но были в этом и негативные стороны. Например, только Православная Церковь имела обер-прокурора и была подотчетна государственной власти и ограничена поэтому в своей деятельности. Обер-прокурор имел возможность направлять деятельность Синода и что-то ставить на повестку его рассмотрения, а что-то снимать. Обер-прокуроры были разными, одни настоящими верующими, другие вольнодумцами.
Устав о предупреждении и пресечении преступлений гласил: «Хотя Православная вера господствующая, но иноверцы, инославцы пользуются повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной»5. Это статья 92-я. Статья 97-я говорила, что только Православие могло убеждать, то есть имело право вести миссионерскую деятельность. В соответствии со статьей 98-й, «никто без ведома и благословения епархиального архиерея проповедовать иноверным Православия, да не дерзает». То есть даже у Православной Церкви право миссионерской деятельности было ограничено определенными рамками. Не всякий мог пойти и проповедовать, что Православие есть истина по отношению к другим религиям. Только человек специально назначенный имел на это право.
Католические и лютеранские капитаны появились при Петре I. До него немцев практически не было в Русской Армии. В уставе 1706 г. глава 9-я гласила: «Всем вообще к нашему Войску принадлежащим, несмотря на то, кто какой они есть веры или народа они суть, между собою христианскую любовь имети»6. Всякие несогласия на религиозной почве законодательно пресекались. «Устав о полевой и кавалерийской службе 1797 года определял порядок следования военнослужащих на богослужение. В соответствии с 25-й главой этого Устава в воскресные и праздничные дни весь личный состав (и православные и не православные) должен был идти в церковь строем под руководством одного из офицеров»7. Православные военно-служащие могли посещать храм и участвовать в Таинствах.
Важнейшим высочайшим постановлением для деятельности военного духовенства был указ Святейшему Правительствующему Синоду утвердить «Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств»8. После принятия данного документа структура управления военным духовенством и взаимоотношений с епархиальным не претерпела принципиальных изменений вплоть до расформирования института военного духовенства декретом советской власти от 16 января 1918 г.
В XX в. началось возрождение духовенства в армии. Были приняты договоры, соглашения, законы о взаимодействии Церкви и армии. «Первым таким документом было Совместное заявление о сотрудничестве, подписанное 2 мар-та 1994 г. министром обороны РФ Павлом Грачевым и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Через три года, 4 апреля 1997 г. министр обороны РФ Игорь Родионов и Святейший Патриарх заключили новое Соглашение о сотрудничестве…»9.
Благодаря этим решениям Церковь может вести катехизаторскую и просветительскую работу в воинских частях. Верующие военно-служащие могут общаться со священниками, участвовать в Святых Таинствах. Священно-служители воспитывают воинов в христианском, патриотическом духе. В 1998 г. 28 марта был принят федеральный закон № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», которым предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу священнослужителям (до 150 человек в год), посвященным в духовный сан и занимающим:
а) должность в религиозных организациях;
б) должность помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими, — на время исполнения обязанностей по указанной должности. Тем самым было разрешено находиться священнослужителям в воинских частях и на флоте, вести свою пасторскую деятельность и не нарушать Устав.
Установить, что право на получение отсрочки от призыва на военную службу священнослужителям, названным в пункте 1 настоящего Указа, предоставляется с 1 октября 2012 г. при условии, что священнослужители прошли (проходят) специальную подготовку, необходимую для исполнения обязанностей по должности помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими10.
Мы видим, что государство предоставило возможность священнослужителям нести проповедь о Христе верующим, которые проходят воинскую службу в армии и на флоте. Это очень важно для солдат, которые нуждаются в отеческом слове священника, который поддерживает их в сложных армейских условиях.
Современная законодательно-правовая база и церковно-государственные отношения позволили создать условия для церковного окормления военнослужащих в местах прохождения их воинского долга. Священнослужитель может объяснить воину слова Господа Иисуса Христа:
Он обязан помочь молодому солдату преодолеть сложности армейской службы. Положительный результат взаимодействия Церкви и армии доказали пять священников. «Первые пятеро священников — помощников командира по работе с верующими, назначенные в 2011 г. на эти должности в частях Западного военного округа, уже доказали эффективность своей работы по предупреждению правонарушений, связанных с межличностными взаимоотношениями среди военнослужащих — в соединениях и воинских частях, где сегодня работают священники, за прошедший период времени не произошло ни одного преступления, связанного с так называемой „дедовщиной“»11.
11 декабря 2015 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин провел расширенное заседание коллегии Министерства обороны Российской Федерации. По приглашению министра обороны С. К. Шойгу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присутствовал на этом заседании коллегии, где глава государства определил приоритетные задачи в сфере обороны на 2016 год и на перспективу12. Это свидетельствует о том, что участие Русской Православной Церкви в духовном окормлении военнослужащих получает высокую оценку со стороны государства.
Ивашко М.И. и др. Господь — знамя мое! Кн. 1. 2-е изд., испр. и доп. М.: Светоч, 2005. С. 50.
Котков В. Военное духовенство России. Полковой священник // URL: voinstvo.com/1616.
html (дата обращения
13.04.2016).
Ивашков М.И. и др. Военное духовенство в Русской армии // URL: www.pobeda.ru/content/view/7263/ (дата обращения 04.04.2016).
Рогоза В. Кому подчинялось военное духовенство в Российской империи? // URL: www.guidelife.ru/life.
php? AIS=14702 (дата обращения
04.04.2016).
Беляков А. П. Решение межрелигиозных проблем в вооруженных силах дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. М., 2004. № 3. С. 103.
Там же. С.105.
Там же. С. 106.
Указ Святейшему Правительствующему Синоду // Вестник военного духовенства. СПб. 1890. № 14. С. 417.
Мозговой С. Взаимоотношения Армии и Церкви в Российской Федерации // URL: pipss. revues. org/ 390 (дата обращения 05.04.2016).
Указ о предоставлении священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу // URL: президент.рф/документы/15960 (дата обращения 11.04.2016).
Клин Б. Нужны ли сегодня священники при армии? // URL: odonvv.ru/forum/25-116-1 (дата обращения 26.02.2016).
Лукичев Б. Патриарх Кирилл и военное духовенство // URL: http://radonezh.ru/analytics/patriarkh-kirill-i-
voennoe-dukhovenstvo-154052.
html (дата обращения
12.03.2016).