Знаменитый регент Синодального хора (1910–1918), главный дирижер государственного хора СССР (1937–1939), профессор (1923–1934) и заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории (1941–1945) Николай Михайлович Данилин был яркой личностью и необыкновенно одаренным музыкантом. Именно при нем и с его именем связан расцвет русской хоровой культуры начала XX века.
Николай Михайлович родился 21 ноября 1878 г. в Москве. Его отец, происходивший из рода крестьян села Мягкого бывшей Тобольской губернии, работал на картонной фабрике, а мать на чулочной.
По окончании Московского городского училища в 1890 г. его принимают во
Его однокурсниками и друзьями были П.Чесноков и А.Хохлов. Но, пожалуй, одним из самых близких друзей Данилина стал Сергей Васильевич Рахманинов. Единые взгляды на жизнь, родство темпераментов, постоянное творческое общение взаимно обогащало друзей.
Курс обучения училища он оканчивает 23 мая 1897 г. и получает звание регента и учителя церковного пения. С этого момента начинается его педагогическая деятельность в области
1 сентября 1901 г. Николай Михайлович становится преподавателем сольфеджио, обычного и церковного пения, чтения хоровых партитур. В эти годы у него возникает творческое содружество с Александром Кастальским и Виктором Калинниковым, преподававшими также в Синодальном училище.
В свои 24 года Данилин становится помощником регента Синодального хора и продолжает учиться в Филармоническом высшем музыкальном училище. Незаурядные способности пианиста позволяют ему в 1907 г. закончить училище по классу фортепиано и композиции с золотой медалью.
С 1910 по 1918 гг. (после смерти Орлова) Данилин является главным регентом Синодального хора. При Николае Михайловиче репертуар Синодального хора составляли близкие ему по духу и темпераменту сочинения московских композиторов, и, прежде всего, Александра Кастальского. Постоянно исполнялись сочинения Сергея Рахманинова, Виктора Калинникова, Павла Чеснокова, Константина Шведова, Александра Гречанинова, Виктора Комарова, меньше — Михала
Николай Михайлович был первым регентом, кто смог вывезти Синодальный хор за границу. Концерты в Риме вызвали восторженные отклики многочисленных слушателей2. Правда, его первое выступление прошло в необычной обстановке для исполнителей. Выйдя на сцену, участники хора были поражены пустотой огромного концертного зала, за исключением небольших групп людей. Коллектив с честью выдержал неожиданное испытание, не проявив ни малейшей растерянности, ни тени смятения. Как никогда он был внутренне собран и подчинен воле дирижера. Но это его не утешило: не сумев объяснить своим певцам истинную причину отсутствия публики и оценив эту ситуацию как провал выступления, Николай Михайлович считал себя не оправдавшим оказанного доверия и был в полном отчаянии. Только утренние газеты объяснили произошедшее. Оказывается, первые концерты в Риме принято было тогда посещать только корреспондентам и репортерам. Именно они оповещали широкую публику о достоинствах или недостатках артистов, именно по их рекомендации заполнялись зрительные залы. Первые страницы всех газет пестрели крупными заголовками «Спешите увидеть Московское чудо!». Везде были помещены похвальные рецензии. Исполнители были вознаграждены за свои огорчения. Высокую оценку своего мастерства хор получает и на гастролях в Германии3. Выступлением в Варшаве заканчивается концертная поездка Синодального хора, которая вошла в историю как триумф русского хорового исполнительства.
За время управления Данилиным Синодальный хор активно участвует в жизни Москвы — хор дает концерты, посвященные
С 1918 г. Николай Михайлович работает в Хоровой академии, преобразованной из Синодального училища, а с 1923 г. в Московской консерватории. Необходимо отметить и большой его вклад в качестве художественного руководителя и главного дирижера Государственной Ленинградской академической капеллы (1936–1937), а затем Государственного хора СССР (до 1939 г.), после чего он перешел на педагогическую работу в Московскую консерваторию.
В период с 1918 г. по 1924 г. Николай Михайлович вместе с церковным хором переходил из одного храма в другой. Со второй половины 1918 г. до 1919 г. смешанный хор в количестве 20 человек под его управлением пел в церкви Николая Чудотворца «Явленного» на Арбате, в 1919 г. в церкви вмц. Параскевы Пятницы в Охотном ряду, где регентовал до 1921 г., а затем в церкви великомученика Георгия в Грузинах. Известно, что в этом храме хор под управлением Данилина исполнял несколько раз Литургию Сергея Васильевича Рахманинова.
В начале октября 1921 г. хор участвовал в службе по случаю юбилея архидиакона Константина Розова в Храме Христа Спасителя. Следующей была церковь святых бессребреников Косьмы и Дамиана в Шубине, где коллективу довелось потрудиться с 1922 по 1924 гг. без Николая Данилина, он же продолжал работать в храме св. вмц. Параскевы Пятницы в Охотном ряду с другими коллективами. Позже туда вернулся и его хор. В своей
20 декабря 1926 г. хор Данилина в составе 30 человек участвовал в заупокойной Литургии и отпевании
В 1931 г. в Московской консерватории организована кафедра хорового дирижирования4, на которую был приглашен преподавателем помимо Николая Данилина и его друг по Синодальному училищу — Павел Григорьевич Чесноков.
С 1939 г. Николай Михайлович по состоянию здоровья оставляет исполнительскую дирижерскую деятельность, но продолжает преподавать в консерватории. С 1941 по 1945 гг., до конца своих дней, Николай Михайлович заведовал кафедрой хорового дирижирования и занимался со студентами5.
Данилин умер 6 февраля 1945 г. в Кремлевской больнице после перенесенной операции.
Анатолий Васильевич Ведерников, опубликовавший некролог в «Журнале Московской Патриархии» за март 1945 г., охарактиризовал жизнь, творчество и память Николая Михайловича Данилина следующими словами: «Одухотворенное глубокой верой в Бога, искусство
Все эти мысли вспыхивали и проносились в сознании в торжественные минуты последнего целования, которое пришли отдать Николаю Михайловичу его многочисленные друзья, ученики и музыкальные соратники в храм Воскресения, что в Брюсовском переулке. В строгом молчании подходил каждый к гробу, напряженно всматривался в угасшее лицо покойного и, простившись с ним, уносил в себе семя размышления о смысле земной жизни и о страшной для рассудка загадке вечности…
В храме, к сожалению, не было сказано надгробного слова. А следовало бы в утешение живым рассказать о том, какой поучительный смысл имела жизнь Николая Михайловича, который начал свою деятельность в этом мире с «Господи помилуй» и перешел в вечность в тот самый час, когда Патриарший хор под управлением
Николай Михайлович Данилин был похоронен на Ваганьковском кладбище.
* * *
Николай Михайлович Данилин прославился, прежде всего, как выдающийся церковный регент и хоровой дирижер. Многим современникам Данилина не была известна его композиторская деятельность. Более того — большинство даже не подозревало, что Николай Михайлович еще и церковную музыку писал. Все песнопения были им написаны примерно в период с 1910 по 1920 гг.
Сам Николай Михайлович считал, что не может писать, потому что у него «в памяти звучат все исполняемые хором произведения, и, следовательно, то, что он напишет, неизбежно будет заимствованием
Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Николая Михайловича Данилина «Плотию уснув». Мы же в свою очередь сделали переложение этого песнопения для мужского хора. Известный публицист
Список использованной литературы